Русские князья (Ольга, Игорь, Святослав и Владимир) в русской культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:08, реферат

Описание

Восточные славяне, в отличие от многих народов Европы, не получили прямого культурного наследия древнего мира. Но от эпохи первобытности они унаследовали и богатый словарный запас, и мифологию. Некоторое влияние на славян оказали в древности соседние скифы и посещаемые славянами с торговыми целями греческие колонии на берегах Чёрного моря. На развитии культуры в IX – XII вв. положительно сказались ежегодные многолюдные поездки русской знати и купцов в Византию, на Восток, в Западную Европу. Здесь знакомились с кораблями, крепостями, ремесленными мастерскими, различными товарами, оружием, местными обычаями и законами.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I Князь Игорь в русской культуре
1.1 Князь Игорь в литературе……………………………………………………4
1.2 Князь Игорь в живописи ……………. ……………………………………..11
Глава II Княгиня Ольга в русской культуре
2.1 Княгиня Ольга в литературе………………………………………………...14
2.2 Княгиня Ольга в изобразительном искусстве……………………………...25
2.3 Княгиня Ольга в кинематографе…………………………………...……….31
Глава III Князь Святослав в русской культуре
3.1 Князь Святослав в литературе………………………………………………32
3.2 Князь Святослав в изобразительном искусстве……………………………36
Глава IV Князь Владимир Святославич в русской культуре
4.1 Князь Владимир в литературе………………………………………………38
4.2 Князь Владимир в изобразительном искусстве……………………………60
Заключение……………………………………………………………………….63
Литература……………………………………………………………………….64

Работа состоит из  1 файл

Русские князья (Ольга, Игорь, Святослав и Владимир) в русской культуре.doc

— 5.39 Мб (Скачать документ)

                             

Князь Олег с  молодым Игорем. И.С. Глазунов, 1972

 

Позднейшая легенда (XVI в.) передает сказание о том, как однажды  киевский князь Игорь охотился в  лесах у Пскова. Здесь он встретил на своём пути реку и, увидев стоявший у берега чёлн, попросил перевезти его. По преданию, перевозчиком оказалась крестьянская девушка Ольга. Когда подошло время Игорю жениться, он вспомнил о бедной девушке.

Картина «Первая встреча князя Игоря с Ольгой», написаная художником В.К. Сазоновым маслом на холсте размером 92,2x132,1 см. в 1824 г. иллюстрирует знакомство князя Игоря с Ольгой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая встреча  Игоря с Ольгой. В.К. Сазонов, 1824 г., Москва, Государственная Третьяковская галерея

 

Картина Василия Кондратьевича ранее приписывалась художнику      Г.И. Угрюмову, затем неизвестному художнику первой четверти XIX века. Авторство В.К.Сазонова и датировка установлены Л.Н.Целищевой. Как она указывает, в трактовке сюжета Сазонов идет вслед за «Историей государства Российского» Н.М.Карамзина и поэмой З.А.Волконской «Сказание об Ольге», авторы которых придерживались версии о простонародном происхождении княгини Ольги.

Аналогичный сюжет знакомства князя Игоря и Ольги отражён  в картине художника-живописца, члена Союза Художников России         и Международной ассоциации Изобразительных искусств Сергея Ерошкина.

С.Н. Ерошкин является автором цикла исторических полотен «Из истории Государства Российского».

Князь Игорь и будущая княгиня Ольга.

        Художник С. Н.Ерошкин.

Тема сбора дани князем Игорем с  восточнославянского племени древлян отражена в картине К.В. Лебедева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Князь Игорь  собирает дань с древлян в 945. Художник К. В. Лебедев,

 

Художник Клавдий Лебедев относит  сюжет своей картины к 945 году, именно в этот год, по летописи, князь  Игорь учинил особенно большое разорение древлян, за что и поплатился своей жизнью. Этот факт отразили в своих работах Ф.А. Бруни и В.И. Суриков.

  .  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казнь князя  Игоря. Рисунок Ф. А. Бруни

Глава II   Княгиня Ольга в русской культуре

 

2.1 Княгиня Ольга в  литературе

 

 

Издавна княгиню Ольгу  люди называли «начальницей веры», «корнем Православия» в Русской земле. Крещение Великой княгини было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего её: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

При крещении русская  княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся  в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов её жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини – устроительницы Русской земли.

Княгине Ольге посвящены не только летописные строки и целые литературные произведения, но и художественные полотна, кинофильмы, скульптуры и памятники, что свидетельствует о высокой любви народа.

Княгиня Ольга, в крещении Елена, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему крещение: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи»14.

Основные сведения по жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в  «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного                  «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Согласно тексту Жития Святой Великой княгини Ольги,15 Ольга происходила из простой крестьянской семьи, проживавшей в селе Выбуты, что в 12-15 км. от Пскова вверх по р. Великой. В том же источнике описываются качества характера Ольги – скромность, твёрдость, мудрость, за что полюбил её князь Игорь, выбрал себе в жёны и почитал больше других своих жён. После женитьбы Игоря и Ольги летописи длительное время вообще ничего не говорят о Великой княгине. Вспоминают о ней, когда Ольга после убийства Игоря вступает на престол.

В летописи рассказывается о четырёхкратной мести Ольги древлянам за смерть Игоря. Используя всю хитрость и мудрость, Ольга не только расправилась с ненавистными ей древлянами, но и подчинила их земли.

Анализируя рассказ  Нестора-летописца о мести Ольги  древлянам, русский историк Сергей Михайлович Соловьёв пишет о положении  кровной мести в системе ценностей Древней Руси: «…и тот, кто свято исполнял обязанность мести, являлся необходимо героем правды, и чем жёсточе была месть, тем больше удовлетворения находило себе тогдашнее общество, тем больше прославляло мстителя, как достойного родича, а быть достойным родичем значило тогда, в переводе на наши понятия, быть образцовым гражданином».

Решительные действия княгини в отношении древлян также склонило дружинников Игоря в её пользу.

Правление княгини Ольги  при малолетнем Святославе было более успешным, нежели её мужа Игоря. Став правительницей Киева, Ольга во внутренней политике проводила курс на ещё большее подчинение славянских племён власти Киева. В 945 г. Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — «тиун».

Летописи полны свидетельств о её неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня  Ольга подвластными ей областями  Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках  власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до её сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот  лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг её (Ольги) в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».

Сделав свой выбор, великая  княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. 

Древнерусские летописцы  назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное  паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествует житии святой Ольги.

По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный, оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе.

Патриарх благословил  новокрещённую русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

В Киев Ольга вернулась  с иконами, богослужебными книгами — началось её апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдалённых весях, на перекрёстках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

1 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенёс в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освящённый около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины всё смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним ... Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают». Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям.

Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце  жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал её попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до её кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь своё? Ведь дети Твои ещё малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чём не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому моё тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню». 
«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить всё завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын её и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил её завещание».

Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание её на Руси ещё в домонгольскую эпоху.

Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через неё началось его просвещение светом Христовой веры.

Языческое имя Ольги  соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу — Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жён — премудрость. 
Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения её духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.

Информация о работе Русские князья (Ольга, Игорь, Святослав и Владимир) в русской культуре