Съезды русских князей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 03:29, контрольная работа

Описание

Актуальны сейчас те страницы истории Киевской Руси, которые связаны со стремлением наиболее дальновидных политиков, прежде всего Владимира Мономаха, консолидировать земли наших предков. Княжьи съезды как своеобразная форма государственного правления, средство принятия важных решений и решения спорных вопросов, начали собираться со второй половины ХI века. На съездах обсуждались вопросы феодального устройства земель, отношений между князьями, организации консолидированного сопротивления угрозе со стороны Степи.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………………3
1. Порядок проведения, состав участников……………………..….………….4
2. Съезды XI — нач. XII вв.………………………………………..……………6
3. Съезды в русских княжествах…………………………………..……………9
3.1 Черниговское княжество………………………………………………….…..9
3.2 Рязанское княжество…………………………………………….…..………11
3.3 Смоленское княжество……………………………………………....………12
3.4 Северо-Восточная Русь……………………………………………….……..13
Заключение…………………………………….………………………………..14
Список использованной литературы…………….………………………….15

Работа состоит из  1 файл

съезды князей.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

Северо-Западный филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 «Российская академия правосудия»

(г. Санкт-Петербург)

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

  1. Кафедра общетеоретических правовых дисциплин
      1. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История отечественного государства и права»

 

 

 Съезды русских князей

Вариант №2

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнил (а) :

   Студент (ка) 1 курса, 231-2 гр.

        заочной формы обучения

Ширкевич Андрей Андреевич

 

 

 

 

Научный руководитель:

д.ю.н., к.ю.н., профессор

Дорская А.А.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………..………………3

1. Порядок проведения, состав участников……………………..….………….4

2. Съезды XI — нач. XII вв.………………………………………..……………6

3. Съезды в русских княжествах…………………………………..……………9

3.1 Черниговское княжество………………………………………………….…..9

3.2 Рязанское княжество…………………………………………….…..………11

3.3 Смоленское княжество……………………………………………....………12

3.4 Северо-Восточная Русь……………………………………………….……..13

Заключение…………………………………….………………………………..14

Список использованной литературы…………….………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Древняя Русь не знала  слова консолидация. Но кровавые распри между князьями, отсутствие политического и духовного единства отдельных частей Древней Руси — проблема воистину трагическая для тех времен. Это четко понимали такие выдающиеся личности XI—XIII веков, как митрополит Илларион (автор «Слова о законе и благодати»), Нестор-летописец, князь Владимир Мономах, неизвестный автор «Слова о полку Игореве».

Не называть малое  «большим», прекратить непрерывные  братоубийственные войны, хоть немного  думать о «брате своем меньшем», несчастном обездоленном крестьянине  — вот единственный путь к спасению Русской земли. К сожалению, вторжение монголов случилось в тот момент, когда Древнерусское государство было крайне ослаблено внутренними противоречиями.

Актуальны сейчас те страницы истории Киевской Руси, которые связаны со стремлением наиболее дальновидных политиков, прежде всего Владимира Мономаха, консолидировать земли наших предков. Княжьи съезды как своеобразная форма государственного правления, средство принятия важных решений и решения спорных вопросов, начали собираться со второй половины ХI века. На съездах обсуждались вопросы феодального устройства земель, отношений между князьями, организации консолидированного сопротивления угрозе со стороны Степи.

 

 

 

 

 

 

 

1. Порядок проведения, состав участников

Типичная процедура  съезда выглядела следующим образом: князья каждый со своей дружиной прибывали в заранее условленное место и, расположившись, отдельно друг от друга, начинали «стояние на конях». Происходил обмен послами для предварительных переговоров. Затем начинался непосредственно съезд. Местом его проведения чаще всего были княжеские шатры, разбитые вне городских стен, либо небольшие городки и замки, иногда сёла. Реже съезды проходили в Киеве и региональных столицах. В ходе съезда князья произносили речи. Договорённости имели преимущественно устную форму и сопровождались риторическими формулами и ссылками на правовые прецеденты прошлого. Достигнутые соглашения скреплялись крестоцелованием, которое должен был совершить лично каждый князь. Кресты хранили и могли предъявить в случае нарушения клятвы, такой поступок считался абсолютным грехом и очень остро воспринимался обществом. По завершению съезда устраивался пир (иногда несколько пиров, даваемых князьями друг другу по очереди). Пир сопровождался совместным распитием из одной чаши и обменом подарками. Их предметами были меха, дорогая одежда, лошади, оружие и амуниция, а также просто различные редкие или необычные вещи. Например, на съезде 1160 года Ростислав Мстиславич Смоленский присовокупил к своим дарам Святославу Ольговичу Черниговскому рыбьи зубы.

Съезды носили ярко выраженный элитарный характер. Лица некняжеского достоинства непосредственного  участия в обсуждении обычно не принимали. Когда в 1096 году Святополк Изяславич  и Владимир Мономах предложили своему двоюродному брату Олегу Святославичу прибыть в Киев и заключить договор в присутствии духовенства, бояр и горожан, тот презрительно заявил, что «не пристойно судить меня епископу, или игуменам, или смердам». Представители духовенства на съезды практически никогда не приглашались. Вместе с тем с конца XII века тенденции к эволюции съездов в сторону большей представительности проявились в некоторых княжествах и были связаны с процедурой передачи власти, когда правящий князь при своей жизни определял наследника. Для этого собирался «Собор», помимо князей включавший в себя представителей знати, духовенства и городов. Подобное имело место в Галицком княжестве (в 1187 году, по повелению Ярослава Осмомысла) и Владимиро-Суздальском (1211, по инициативе Всеволода Большое гнездо).

2. Съезды XI — начало XII вв.

Городецкий  съезд (1026/1027) — первый достоверно известный съезд Рюриковичей. Состоялся между братьями Ярославом Мудрым и Мстиславом Тмутараканским — единственными к тому времени оставшимися в живых детьми Владимира. Согласно «Повести временных лет», их встреча состоялась у Городца (очевидно, Городец-Остёрский Черниговской земли, либо одноимённый Городец близ Киева). Братья заключили мир на условиях признания старшинства Ярослава и раздела «Русской земли» по Днепру. Левобережье с центром в Чернигове отошло к Мстиславу. Тем самым была выработана модель, по которой в дальнейшем улаживались конфликты между русскими князьями.

Съезд у Орши (10 июля 1067) — «неудавшийся» съезд сыновей Ярослава Мудрого — киевского князя Изяслава, черниговского князя Святослава и переяславского князя Всеволода с одной стороны и полоцкого князя Всеслава Брячиславича с двумя своими сыновьями — с другой. Съезду предшествовала война, в которой Всеслав потерпел поражение. Ярославичи пригласили его на встречу, поцеловав крест, что не причинят зла. Но как только Всеслав переплыл на левый берег Днепра, где располагался лагерь братьев, и вошёл в шатёр к Изяславу, он вместе с сыновьями был вероломно пленён. Его привезли в Киев и посадили в поруб. Через год его освободили восставшие киевляне, и он даже смог на короткое время стать киевским князем. Это событие пришлось на праздник Крестовоздвиженья, и было воспринято современниками как божья кара за клятвопреступление.

Вышгородский  съезд (20 мая 1072) — съезд Ярославичей (Изяслава, Святослава и Всеволода), состоявшийся в присутствии митрополита и духовенства в Вышгороде для торжественного перенесения мощей Бориса и Глеба в новую каменную церковь. Большинство исследователей трактует эту церемонию как официальную канонизацию погибших князей, и объясняют её желанием создать культ покровителей княжеского рода. Существует предположение, что именно на этом съезде была принята «Правда Ярославичей»;

Съезд на Желяни (4 декабря 1093) — съезд старших внуков Ярослава Мудрого: Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и Олег Святославича на речке Желяни для «сотворения мира». В летописях не упомянут. О нём известно из граффити на стене киевского Софийского собора. Данное обстоятельство может свидетельствовать о том, что съезды проводились чаще, чем это отмечено в летописях. Год встречи не назван. По мнению А. С. Щавелева, вероятнее всего она имела место в 1093 и была связана с неудачными действиями Святополка против половцев.

Любечский съезд (1097) — самый известный съезд русских князей. Состоялся в городе Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Любечском съезде присутствовало 6 князей — князь киевский Святополк Изяславич, переяславский князь Владимир Мономах, черниговский князь Олег Святославич, его брат Давыд Святославич, волынский князь Давид Игоревич и князь Василько Ростиславич. Любечский съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси, и в перспективе открыл процесс создания региональных династий.

Городецкий  съезд (весна 1098) — военный съезд, устроенный по инициативе Владимира Мономаха с Давыдом и Олегом против Святополка, после того как тот бесцеремонно нарушил договорённость Любечского съезда и пленил Василька Ростиславича, а затем позволил Давыду Игоревичу его ослепить. Братья собрались вместе с дружинами в лесу под Городцом и отправили послов к Святополку со словами: «Зачем ты зло это учинил в Русской земле и вверг нож в нас? Зачем ослепил брата своего? Если бы было у тебя какое обвинение против него, то обличил бы его перед нами, а, доказав его вину, тогда и поступил бы с ним так». Не приняв оправдания Святополка, на следующее утро братья перешли Днепр и двинулись на Киев. Святополк хотел бежать из города, но киевляне не дали ему этого сделать. Кровопролития удалось избежать при посредничестве матери Владимира Мономаха и митрополита. Святополк обязался перед братьями изгнать Давыда.

Съезд в Уветичах (1100) — Святополк, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи заключили между собой мир 10 августа, a 30 августа собрались вновь для суда над Давыдом Игоревичем, нарушившим перемирие, установленное в Любече. Давыд был лишён Владимиро-Волынского княжества, получив взамен городки Бужский Острог, Дубен, Чарторыйск и 400 гривен серебра. Примирение князей позволило им в последующие годы организовать широкомасштабные походы против половцев.

Золотченский  съезд (1101) — съезд всех братьев (7 князей, из Святославичей присутствовал ещё и Ярослав) на реке Золотче. На съезд прибыли половецкие послы с просьбой о мире. Князья передали им предложение встретиться в городе Саков (в пределах левобережней Киевщины). Русско-половецкий съезд состоялся 15 сентября, стороны обменялись заложниками и заключили мир.

Долобский съезд (весна 1103) — съезд Святополка и Владимира Мономаха у Долобского озера близ Киева для организации совместного похода на половцев. В отличие от предыдущих съездов переговоры проходили с участием дружины. Дружина Святопока выступила против идеи пойти в поход на половцев весной, в ответ Владимир Мономах произнёс речь, после которой дружинники не смогли ничего возразить, и Святополк согласился.

 

 

 

3. Съезды в  русских княжествах

3.1. Черниговское княжество

В Черниговской земле регулярно проходили съезды Ольговичей. Первый из них состоялся в 1142 году в селе Ольжичи, которое, судя по названию, являлось для черниговсих князей родовым владением. Старший князь Всеволод Ольгович, в то время правивший в Киеве, встретился со своими братьями: Святославом и Игорем Ольговичами и Владимиром и Изяславом Давыдовичами. Обсуждались вопросы владения столами и раздел земли вятичей. Последнее требование Всеволод осуществить отказался. Обиженные братья заняли солидарную позицию, поцеловав крест друг с другом, и покинули съезд, отказавшись принять приглашение Всеволода на пир. Через послов они передали брату: «Ты сидишь в Киеве; а мы просим у тебя Черниговской и Новгородской  волости, Киевской не хотим». Примирение было достигнуто на новом съезде, который прошёл в том же году в Киеве.

В 1159 году отмечен съезд  в Лутаве между Изяславом Давыдовичем, бывшим старшим князем Черниговской земли, ушедшим в Киев и на тот  момент воевавшим с галицкими  князьями, и его соперником, сменившем  его на черниговском столе, Святославом Ольговичем. На встрече также присутствовали Олег и Игорь Святославичи и Святослав Всеволодович. По словам летописи «была любовь между ними великая три дня и многие дары». По окончанию съезда князья отправили послов к противникам Изяслава в Галич и Волынь, чтобы сообщить о достигнутом союзе.

В 1194 году Святослав Всеволодович созвал съезд в Рогове, на котором  со своим братом Ярославом и двоюродными  братьями Игорем и Всеволодом Святославичами обсуждал идею похода на Рязань.

Последний съезд Ольговичей имел место в 1206 году в Чернигове. Его собрал Всеволод Святославич Чермный вскоре после гибели Романа Галицкого и возникновения проблемы наследования его обширных владений. На встрече присутствовали кроме черниговских князей Владимир Северский с родственниками, Мстислав Смоленский с племянниками и половцы. Результатом съезда стало решение о походе на Галич.

 

3.2. Рязанское княжество

В Рязанской земле известно о двух крупных съездах. Первый из них — съезд в Исадах (20 июля 1217 года) обернулся беспрецедентным для Руси случаем — заговором с целью убийства участников. Рязанский князь Глеб Владимирович и его брат Константин пригласили шестерых других рязанских князей для заключения общего договора («поряда») в село Исады (в 7 км от Старой Рязани). Ничего не подозревающие гости зашли вместе со своими боярами и слугами в шатёр к Владимировичам, и начался пир. В его разгаре Владимировичи выхватили мечи и набросились на братьев вместе со своими воинами и половцами, прятавшимися рядом с шатром. Все шестеро князей: младший Владимирович Изяслав, Михаил Всеволодович, Ростислав и Святослав Святославичи, Роман и Глеб Игоревичи погибли. Однако воспользоваться плодами своего злодеяния Глебу не удалось. Новым великим князем Рязанским стал Ингварь Игоревич, который на съезд опоздал. В следующем году он отбил нападение Владимировичей и половцев (после этого Глеб бежал к половцам и вскоре умер), а затем совершил крупный карательный поход на половецкую территорию. Его правление в Рязани положило конец длинной череде усобиц и продолжалось вплоть до самой смерти в 1235 году.

В следующий раз все  рязанские, а также муромские князья собрались на совет в конце 1237 года, когда началось нашествие монголов. Состав участников известен по позднему описанию из «Повести о разорении Рязани Батыем». Помимо великого князя рязанского Юрия Игоревича присутствовали Роман Ингваревич, Глеб Ингваревич Коломенский, князь Муромский, Всеволод Пронский, Олег Ингваревич Красный и др. Князья приняли решение не выполнять требования татар. Юрий вывел свои полки, а также полки муромских князей, на пограничную битву, которая была проиграна. Вместе с племянником Олегом Ингваревичем он возглавлял оборону Рязани и погиб при падении города.

Информация о работе Съезды русских князей