Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является выявление своеобразия конфликта в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
-раскрыть новаторский характер романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»;
-определить содержание темы: движение от внутреннего к внешнему типов конфликта; соединение социального (внешнего), внутреннего (личностного) типов конфликта;
-выявить конфронтацию викторианских устоев с образом главной героини;
-проанализировать художественные особенности изображения этой конфронтации на примере персонажей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Художественные приемы в реализации системы конфликтов……...5
2. Новаторский характер романа Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”………….6
3. Детство главной героини романа Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Зарождение социального конфликта
4. Ловудская школа. Углубление социального конфликта романа. Становление личности главной героини
5. Рождение и развитие чувства Джейн к Рочестеру. Конфликт любви и брака в романе
6. Этический конфликт
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2 курс зарубежная литература.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

В  сценах   «Ловудской   школы»    представлена     большая    глубина обличения  типичных явлений английской действительности. В них создается картины,  характерные  для   Англии   того   времени.  Именно в  Англии 40-х годов XIX века социальные  контрасты проявлялись с особенной остротой,  здесь пропасть   между   богатством и бедностью была особенно   глубока и «зияюща» - как    о   том пишет Энгельс   в   «Положении  рабочего  класса в Англии» (1845), именно здесь буржуазия  прибегает   к   самой    изощренной   социальной софистике,  чтобы  оправдать  вопиющее  неравенство,   возвести  его   в   некий   закон  «божий  и   человеческий»,   якобы     направленный    к благоденствию всего общества, и прежде всего неимущих.

Изображая судьбу героини,  сироты  Джейн, Ш. Бронте  описывает  ее воспитание   в   благотворительном  пансионе  для  детей бедноты, разоблачая  мнимую благотворительность буржуазии и бесчеловечный характер  системы воспитания  детей учебных заведений,  созданных на средства филантропов.

Интересно   проследить,     как     стихийное       возмущение      против лицемерного   буржуазного   мира   заставляет   Шарлотту,  верующую   дочь священника, восставать против мертвящей морали английской церкви.

Наиболее    отталкивающий  образ в  романе –священник  Броклхерст, попечитель приюта и, в  сущности,  истязатель  девочек –сирот  в  Ловудской  школе.    Через    данный    образа,    Шарлотта,     раскрывает    лицемерие    и ханжество английского викторианского буржуа.

Деспот   и   ханжа    Броклхерст      воспитывает    учениц     школы    в  самом    суровом   духе.   Он   не   только  держит  их впроголодь, но всячески ограничивает их духовные запросы, разрешая читать только Библию.

Система  воспитания  в «Ловудской школе»   основана  на подавлении воли  воспитанниц,  жестокие  наказания  имеют  своей  целью сделать  детей безропотными и покоренными. Их приучают к смирению. 

Однако    Броклхерсту     не     удается    смирить    Джейн,      которую    он обвиняет  в  «общении с нечистым». «My dear children, you must be on your guard  against  her;  you  must  shun her example: if necessary, avoid her company, exclude  her  from  your  sports, and  shut  her  out  from your converse. My tongue falters  while  I  tell it, this  child, the native of a Christian land, worse than many a little  heathen  who  says   its prayers to Brahma and kneels before Juggernaut –this girl is –a liаr!» -с пафосом заявляет священник [1, с. 64].

«Джейн   тяжело   живется   в   Ловуде,  но   там   живет новая  Джейн, именно    здесь,    она    стала    из    угнетенной     и     страдающей     стороны   свидетельницей       незаслуженных       страданий       другого,        настоящей    «сильной»     личностью;   окончательно    сложилась ее    философия   жизни   человека     независимого,   гордого   и   непокорного» -    пишет М.Тугушева      [17, c. 52]. 

Писательница  не только передает факты из жизни героини, но и ведет спор о том, каким должен  быть  человек. В пансионе  вместе с Джейн живет ее    ровесница   Элен Бернс.   Ее   жизненная   позиция   основана на   заветах христианства.  Она считает,  что предаваться отчаянию  нельзя,  ибо жизнь земная –краткий   период   подготовки  к жизни   вечной,  а   смерть –путь   к счастью и свету.  Ее  позиция противостоит  активной  позиции   Джейн,  она покорно   сносит  свое   оскорбление   и   наказания в отличии от  Джейн, не считающей возможным  терпеть  унижение. Однако главная героиня жаждет счастья и верит в его достижимость на земле.

Именно  в  Ловуде,  в  беседе  с  кроткой   и  терпеливой   Элен   Бернс, Джейн      высказывает      мысль     о      необходимости     сопротивления     и неповиновения:  «When  we  are struck at without a reason, we should strike back again  very  hard;  I  am sure we should –so hard as to teach the person  who struck us never to do it again» [1, с.54] –заявляет маленькая героиня романа.

Роль  пансиона  в  романе   играет  очень важную роль. Он раскрывает возможные пути нравственного выбора,  который предстоит сделать героини. Самоотречение  Элен  не   может    принять    натура,    тонко    чувствующая, благородная,   способная  жертвовать  собой не во имя отвлеченной идеи,   но во имя поиска счастья на земле.

 

 

5. Рождение и развитие чувства Джейн к Рочестеру. Конфликт любви и брака в романе.

Настоятельное желание вырваться из Ловуда овладевает Джейн, она мечтает о свободе, но, вынужденная зарабатывать на жизнь, готова удовлетвориться переменой службы. Она предлагает услуги гувернантки и получает приглашение занять соответствующее место в усадьбе Торнфилд-Холл. Торнфилдский период открывает новую полосу в жизни Джейн Эйр. Впрочем первое знакомство с Торнфилдом и его обитателями не предвещает никаких экстраординарных событий. После  трех  месяцев, проведенных  в Торнфилде,  беспокойная   натура   Джейн   уже   жаждет новых впечатлений, размеренный  распорядок дня  кажется  ей утомительным, но тут происходит событие, круто  меняющее  всю  ее  жизнь:  возвращается  из  Европы  мистер Рочестер [5, c. 34].

И   вот   однажды  вечером   хозяин   дома,   удобно   расположившись  у камина   в   гостиной,   приглашает   к   чаю   Адель,   гувернантку   и   миссис  Фэрфэкс. Они  входят в комнату, но он,  «по-видимому, не в настроении   был  обратить   на   нас   свой взгляд»,  - иронически   про   себя   замечает   Джейн,    нисколько  не  обескураженная  невежливым  приемом.  В тот вечер, однако,   мистеру  Рочестеру  пришлось обратить  внимание на скромную, некрасивую, как будто ничем не примечательную девушку. Живость ее ума, искренность и прямота   ответов,   отсутствие   всякого   рода    аффектации   и    притворства,  находчивость и юмор, одаренность производят на него сильное впечатление.

Манера  общения  у  мистера   Рочестера   властная,   резкая    и   даже небрежная.    Характер    Рочестера   несколько   необычен,   но    за внешней  грубостью  он прячет нежное сердце и глубокие душевные раны. Сначала  он разговаривает  с  Джейн Эйр, как вельможа. Однажды вечером он  зовет ее к  себе,  чтобы  она  отвлекла его от дел, рассказала все о себе.  В ответ на такое бесцеремонное  заявление  Джейн   молчит.   Да,  мистер  Рочестер может ей отдавать  приказания  во всем, что  касается ее дела, за  это  он  ей  платит, но   развлекать  его  она не обязана и  не будет. Так  Джейн  Эйр еще раз отстояла свое      человеческое     достоинство,   одержала    победу,   на  этот   раз - над человеком,    которого   она   полюбит   и   который полюбит ее. Впрочем, она одержит  над  Рочестером не одну победу, потому что их отношения почти на протяжении  всего  романа   -постоянное  единоборство  воль,    интеллектов,  представлений   о   жизни,   так    как    духовный    мир    Джейн    Эйр     богат, побуждения  искренни,  слова правдивы.  Она превосходит знатных гостей, собирающихся в   доме Рочестера;  где бы  ни  оказалась Джейн,  она всегда одерживает моральную победу.

В романе «Джейн Эйр» критика  жестокого и лицемерного буржуазно-аристократического   общества  звучит  с  полной  силой.   Шарлотта     Бронте   изображает  противоречия  и  конфликты между представителями различных общественных слоев.

Взгляды   Джейн  на   брак   и   любовь   противоречат   общепринятым    в   буржуазно-дворянском   обществе,    она    отвергает   мысль  о  браке   как   о выгодной сделке. В  противоположность    женщинам   буржуазной   среды,  Джейн   видит  в  браке  не  сделку,  а  союз свободных сердец. Писательница осуждает  ханжески  буржуазный   взгляд  на  брак.   Бескорыстной   Джейн   в романе противопоставляется Бланш Ингрем, отношение которой к Рочестеру определяется меркантильной расчетливость.

Дух   протеста  и   независимости   дает   о   себе  знать и в отношениях Джейн  Эйр   с   любимым   человеком.   Измученная  странной   причудливой игрой,  которую ведет с ней Рочестер,  Джейн в сущности, первая говорит ему о своей любви.

Само   объяснение   Джейн   в   любви   принимает    характер    смелой декларации  о  равенстве.   «Do you think I can  stay to  become nothing to  you? Do  you think I am an automaton? –a machine  without feelings? and can  bear my morsel  of  bread snatched from my lips, and  my drop of living water dashed from my cup?  Do you  think, because I am poor, obscure, plain, and little, I am soulless and  heartless? You  think wrong! –I have  as  much  soul  as you, -and full as much heart!   And if  God had gifted me with  some  beauty, and much  wealth, I  should have  made  it as  hard for you to  leave me, as it is now  for  me to leave you. I am talking  to  you now  through the medium of custom, conventionalities, or even of mortal  flesh: -it is my spirit that  addresses  your spirit; just as  if both  had passed through the grave, an we stood at God`s feet, equal, -as we are!» [1, с.256].

Не  удивительно,  что  подобные  слова,  вложенные   в   уста  героини, бедной   гувернантки,   вызвали   возмущение    реакционных   критиков.  Они  находили,  что объяснение Джейн  Эйр в любви оскорбительно для женщины. В злобной рецензии,  помещенной в журнале «Quarterly Review», 1848, Dec., и     принадлежавшей    перу    мисс    Ригби,   Шарлотта   Бронте   объявлялась женщиной,  «которая  давно уже потеряла  право на общество  лиц одного с нею пола». 

Ключ   к   роману   «Джейн  Эйр» - в  романтических   мечтах   героини, «полных  движения,  жизни,  огня,   чувства,   к   которым  она   стремилась   и которых была лишена в своем  действительном существовании…».

Даже   на   вершине   счастья,   будучи невестой  любимого   человека, Джейн   Эйр   сохраняет самообладание и трезвость. Она стоит на страже не только  своей   чести,   но   и   своей   независимости.    Ее    пугает    опасность превращение в рабыню,  в   игрушку   мужа.   Джейн   отвергает   роскошные подарки жениха, упорно напоминает ему о том, что она бедна и некрасива, и продолжает      выполнять     обязанности     гувернантки.    Гордая     в    самой скромности, она свято дорожит своим личным  человеческим  достоинством. Жажда  самостоятельного  честного  труда  и  независимости –одна  из самых привлекательных черт героини.

Мистер Рочестер видит в Джейн идеал, его  идеал  женщины. Ее ясные глаза  и  умное  слово,  пламенная  душа  и  характер,  который  гнется,  но  не ломается,  одновременно  и  пылкий,  и  постоянный,   доступный  влиянию  и верный  себе, -такой  женщине  принадлежало  нежность и верность мистера Рочестера.  Впрочем,  это  идеал  не  только  рочестеровский.  Джейн,  как   ее видит,  как   изображает   Шарлотта  Бронте, -в  ее  глазах идеал современной женщины.

Во      время   свадебной    церемонии    открывается    роковая     тайна Рочестера.  Один  из  присутствующих  в  церкви  не  замечаемым Рочестером заявляет  о  невозможности  свершения  брака,  потому  что в   Торнфилде,   в заточении, живет безумная жена Рочестера.

Узнав,  что  ее  возлюбленный женат, Джейн тайно  покидает его дом и скитается  без  гроша  по  большим  дорогам.  Напрасно  Рочестер  умолял ее, потрясенную  обманом и крушением надежд уехать с ним.  Джейн не  может быть женой Рочестера, а любовницей быть не хочет, такова ее непреклонная воля.  Так заставляет ее поступить долг  перед самой собой: она никогда не простит себе  если пойдет на компромисс. Покоряясь судьбе, отнимающей  у нее Рочестера -то есть то,   что   ей   было   дороже   всего   на    свете, -Джейн производила  личный выбор, действовала так, как подсказывали ей совесть и ее убеждения.

Современного    читателя   может   удивить   поведение   Джейн.   Ведь мистер   Рочестер  связан   брачными   узами   с   буйной    сумасшедшей.   Его несчастье   и   его   искренняя   любовь   к   Джейн    должны  были сломить ее сопротивление.   Конечно,   Шарлотта   Бронте остается здесь дочерью своего века,  когда всякий неофициальный союз считался позором и преступлением. Джейн  Эйр –гордая  и  чистая  натура; мысль  о  том, что  всю жизнь придется лгать, быть вдалеке от родины, завися  от  малейшей прихоти деспотичного и вспыльчивого   человека,   невыносима   для нее. Она предпочитает нищету и разлуку.

Необычайный  успех  романа  объяснялся  и  той смелостью, с которой писательница  рисует  чувства  любви, даже передовые  писатели мужчины не решались на такое  изображение.

Тем   более   неожиданным   для    английской   публики    был     голос подлинной   страсти,   прозвучавшей   на   страницах    романа,     написанного женщиной,  провинциальной  гувернанткой. У Джейн –страсть  вступившая  в борьбу с обостренным чувством долга.

Финал   романа  когда  Джейн  Эйр  возвращается  к     искалеченному, ослепшему,  обедневшему   Рочестеру   и   приносит   ему   свою    помощь    и утешение, превращается в своеобразный апофеоз героини.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Шарлотта    Бронте   поставила    в    романе    «Джейн    Эйр»   многие актуальные   проблемы    своего    времени,    сосредоточившись    на     таких социально значимых  проблемах,   как   положение   женщины   в   обществе, общественное  неравенство,  ограниченные  возможности филантропических попыток     исправить     мир,     проблемы    воспитания    и   образования     в «благотворительных  учреждениях»,  внеся тем самым значительный вклад в развитие английской и мировой литературы.

 «Глубина  чувств   этих  вопросов и  сила художественного мастерства  позволяет   считать   Бронте   одной   из   наиболее   ярких   представительниц литературы реализма XIX в. на раннем этапе его развития» [12, c. 194]. 

 «Отталкиваясь  от традиций литературы эпохи  романтизма и связывая свои  идеалы с образом  сильной   личности, не желающей мириться с тем, что попраны   ее   естественные права,  Бронте правдиво изобразила на страницах своих произведений жизнь современной Англии» [22, c. 169].  

«Джейн     Эйр   –  носительница       нового       типа       самосознания.    Однако   утверждение  такой   отличной   от    традиционных   романтических   образов    героини     осуществлялось     Бронте    во  многом романтическими   средствами»    [17, c. 284].   На   эту     тему   в    своей книги рассуждает В. В. Ивашева:  «Отрывать   в  «Джейн Эйр»   романтическое   от  реалистического невозможно: книга воспринимается в ее художественном единстве,  и в этом единстве ее сила» [14, c. 263].

Информация о работе Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”