Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является выявление своеобразия конфликта в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
-раскрыть новаторский характер романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»;
-определить содержание темы: движение от внутреннего к внешнему типов конфликта; соединение социального (внешнего), внутреннего (личностного) типов конфликта;
-выявить конфронтацию викторианских устоев с образом главной героини;
-проанализировать художественные особенности изображения этой конфронтации на примере персонажей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Художественные приемы в реализации системы конфликтов……...5
2. Новаторский характер романа Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”………….6
3. Детство главной героини романа Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Зарождение социального конфликта
4. Ловудская школа. Углубление социального конфликта романа. Становление личности главной героини
5. Рождение и развитие чувства Джейн к Рочестеру. Конфликт любви и брака в романе
6. Этический конфликт
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2 курс зарубежная литература.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

  1. Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Художественные   приемы   в   реализации   системы   конфликтов……...5
  2. Новаторский характер романа Шарлотты Бронте  “Джейн Эйр”………….6
  3. Детство главной героини романа Шарлотты Бронте  “Джейн Эйр”. Зарождение социального конфликта
  4. Ловудская школа. Углубление социального конфликта романа. Становление личности главной героини
  5. Рождение и развитие чувства Джейн к Рочестеру. Конфликт любви и брака в романе
  6. Этический конфликт

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

                          

В  истории  европейской  культуры  не  так  много   талантливых    семей,  чьи  творческие  достижения  вошли  в ее  золотой фонд. Однако даже среди них   три сестры  Бронте - Шарлотта, Эмили и Энн - занимают особое положение, так   как   по   воле     случая      незаурядным    литературным    талантом    оказались    наделены  девушки     из    глубокой     провинции,    в   меньшей   степени,   чем    кто-либо,  обладающие знанием жизни, но  в то же время   сумевшие   поразить своих современников глубинной и силой ее художественного осмысления. 

Трудно представить  себе  судьбу менее благоприятную  для писательской деятельности, чем  жизнь Шарлотты,  протекающая  в   глухом   уголке   Англии, поселке Хауорт,   расположенный   в  гористой  местности  Западного  Йоркшира  - Уэст-Рединге.

Писательское  мастерство  Шарлотты Бронте  развивалось  в годы  острой классовой борьбы в Англии, в годы чартизма, всколыхнувшего самые  широкие слои английского народа. Ее современниками были Диккенс и Теккерий.

  Творчество     всей     «блестящей     плеяды    английских    романистов» (Бронте,  Диккенса, Теккерея, и Элизабет Гаскелл), по  оценки   Карла   Маркса,   достигло  исключительной   социальной  остроты  благодаря  успехам  рабочего движения,   движения   чартизма,   который   нашел  отражение    в   английском реалистическом социальном романе [20, с. 107-108].

 Во всем  творчестве Шарлотты Бронте  просматривается линия,  которая соединяет романтическое искусство начала XIX века с критическим  реализмом  30-40-х  гг. и  с художественными   открытиями   реализма  на  новом  этапе  его  развития   во второй половине XIX ст.

Шарлотта Бронте создала романы, в которых жизнь и развитие личности тесно связаны   с   жизнью  общества; яркие женские характеры и возникающие порой   необычные ситуации роднят ее произведения с романтизмом. Ее герои- выходцы       из    самых     неромантических    слоев    общества:     гувернантки, учительницы,   священники,    мелкие    предприниматели наделены   твердыми   нравственными     принципами,    сильными    страстями, отвагой и смелостью.

Важной       чертой      романов      Шарлотты      является      изображение положительных  героинь,  успешно   сопротивляющихся   гнетущим    условиям буржуазного общества.

Шарлотта  Бронте  любит  романтические  контрасты,  морализирует - во  всяком  случае,  склонна   каждый    эпизод -  важный  или  малозначительный – рассматривать о точки зрения борьбы греха и добродетели.

В     историко-литературном     творчестве     Шарлотта    -    еще       одно доказательство близости романтической  и реалистической эстетики в искусстве  первой  половины  XIX ст. Реалистический    образ     вырастал    у    Бронте    из романтического.    Весьма    своеобразно    идет     вытеснение     романтической тенденции.  И  даже в такой романтической  теме, как любовь, страсть, она если и   не  следовала нормам вполне реалистической эстетики, то, во всяком случае, наметила путь для будущих художников-реалистов.

Известность   писательнице   принес   роман   «Джейн Эйр»   (Jane Eyre).  «Роман «Джейн  Эйр»  -  не    только  правдиво   рассказанная   история   бедной  сироты-труженицы;  это  произведение,  вдохновленной страстным порывом к      свободе и справедливости, порывом, тем   более   мучительным и иступленным, что это - порыв бесконечно одинокой души»- пишет А.А. Елистратова [7, с. 35]. 

24 августа 1847г.  Шарлотта втайне от родных  послала в адрес издателей Смита  и  Элдера рукопись романа,  а  16 октября того  же  года этот  роман был  опубликован,  и,   подобно   Байрону,    Бронте   в    течение   одного   дня  стала знаменитостью.  «Первое издание романа полностью называлось: «Джейн  Эйр. Автобиография».   Роман   вышел    под    мужским     псевдонимом.    Мужской  псевдоним   пока    охранял    Шарлотту  Бронте   от   попыток   отождествления   героини    с    автором.   Лишь немногие   читатели   смогли   угадать ,    что    за  мужским    псевдонимом,     Керрер    Белл,      скрывается       автор-женщина» -пишет М. Тугушева [17, c. 49].      Этот     роман     позволил   автору   «Ярмарки тщеславия»,  У. Ю. Теккерею,      назвать Шарлотту Бронте «английской   Жорж Санд»;  это определение   основывается  на  общности  проблематики   «Джейн Эйр»   и   лучших   романов   мадам  Санд, т.к. наиболее    близки     прототипом  образа  Джейн  Эйр   является  образ Консуэло из одноименного романа   Жорж  Санд.  

Эту      книгу      породила      жизнь      средневикторианской       Англии,  изведанная девушкой,  одаренной страстью  и воображением,  запертой,  как в тюрьме,  в   открытом   всем   ветрам   пасторском    доме   на    болотах     Вест-Райдинга.  Мысли   и чувства,  рожденные   искалеченной   и одинокой жизнью сестер  Бронте,  Шарлота  выразила  в  возвышенной  любви Рочестера к Джейн Эйр [2, c. 304].

 На   русский   язык   роман   был  переведен  в 1849 году и стал наиболее  любимых и широко читаемых  произведений английских писателей.

Роман   написан   эмоционально,  глубина   чувств   сочетается   в   нем  с  контрастностью   описаний  и  остротой    конфликтов.   Новаторский   характер «Джейн Эйр» состоит   в  том,  что  его   героиней   выступает  женщина,  смело отстаивающая  свое   человеческое   достоинство,   право   на   самостоятельную трудовую жизнь и любовь.  Она активна и деятельна. Более того, она не мыслит себя  вне  общества,  стремясь  только,  к тому, чтобы занять в нем  подобающее ей место, которое обеспечило бы ей соблюдение ее человеческих прав.

Роман   Шарлотты   Бронте   “Джейн Эйр”   является  объектом нашего исследования, природа конфликта-предмет нашего исследования.

Целью данного исследования является   выявление   своеобразия конфликта   в   романе   Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

-раскрыть  новаторский   характер  романа    Шарлотты    Бронте   «Джейн Эйр»;

-определить  содержание темы:  движение от  внутреннего  к  внешнему  типов   конфликта;     соединение      социального      (внешнего),       внутреннего (личностного) типов конфликта;

-выявить    конфронтацию    викторианских    устоев   с   образом  главной  героини; 

-проанализировать    художественные   особенности   изображения  этой конфронтации на примере персонажей.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Художественные   приемы   в   реализации   системы   конфликтов

Роман «Джейн Эйр» типичен  для  английской  литературы  1840-х гг., с присущим ему синтезом черт романтизма и реализма.

На  эту  тему в своей книге размышляет В.В. Ивашева: «Восторженная   почитательница Теккерея, Шарлотта   Бронте  не  уступает  ему   в   сжатости   и   точности   реалистической    характеристики    персонажа.  Вместе   с   тем  реализм   Бронте    отнюдь  не   был   результатом  копирования жизни,  как  у позднейших натуралистов» [14, c. 595].

Правдивость   изображения  в  «Джейн  Эйр»  органично  сочеталась  с вымыслом.  «В споре  с  теоретиком  английского  натурализма Д. Г. Льюисом  Шарлотта Бронте отстаивает  право  писателя на использование воображения  –  «мощной   и   беспокойной   творческой   способности»,   и    это   сближает эстетику Бронте с эстетикой романтизма» [13, c. 596].

«Первый  этап житейского воспитания  Джейн: (ребенка, родившегося в   результате   брака,     неугодного    семье    богатых     родителей    матери), пребывание ее в доме тетки миссис Рид - богатой аристократки,  помешанной на  аристократических   традициях,   но   превыше   всего   любящей    деньги, наконец,   бунт  Джейн  против миссис Рид и последующее изгнание девушки из  дома Ридов,  образ миссис Рид, как и  образы ее любимых дочерей и сына, написаны    с    большим   блеском   реалистического   рисунка»– пишет  В. В. Ивашева [14, c. 264].

Первый   этап   в   жизненных    испытаниях  юной Джейн завершается помещением ее в  пансион для детей бедных священников – Ловуд. Этот этап завершается бунтом Джейн. Она покидает школу получив место  гувернантки в Торнфилде. 

«С  момента  приезда Джейн  в  замок   Рочестера начинается  третий –самый  главный для автора – эпизод романа – торнфилдский» – пишет В. В. Ивашева [14, c. 265].

Торнфилдский  период  открывает  новый период в жизни  Джейн Эйр, и, соответственно,  удивительно  преображает  роман.   С одиннадцатой главы автор переносит нас и героиню в область романтического вымысла. 

Практически   все   образы,   связанные   с    Торнфилдом,    намеренно преувеличенны,  иногда  сатиричны,  а  порой  и романтически преувеличены, но ни как не являются типичным воспроизведением действительности, как   в изображении Броклхерста и миссис Рид.

Все  в    торнфилдском эпизоде «неправдоподобно»: Шарлотта Бронте меняет   и   метод  изображения,  и эмоциональный  ключ повествования. Весь торнфилдский   эпизод,  занимающий  восемнадцать  глав (XI-XXVIII) – а это есть большая половина  романа, - почти целиком   вписывается    в    картину романтического романа, частично даже романа «готического». «Романтика и «готика»,  с одной стороны,   почти   болезненная   эротика –с  другой, были порождены  самой  темой и отношением к ней  Бронте» -пишет В.В. Ивашева [14, с. 262].

Майя   Тугушева   замечает,    что      роль    романтических   традиций   особенно    велика    в    изображении   центрального  эпизода  романа – любви Джейн  и   мистера Рочестера.  «Уже  их первая встреча «обставлена»  вполне  романтически.   Встреча   происходит   на  дороге.  Вечерний    зимний    день  полон     умиротворенности.    Садится    солнце,   восходит    луна,       Джейн    наслаждается     покоем ,  в    ее  памяти    всплывают    рассказы     няньки    о таинственном   коне   Гитраше,    которого    одинокие    путники     видят   на  безлюдных дорогах.  Но   нет,   это   не  конь-призрак, и   едет  на  нем вполне  реальный всадник, который,  едва  миновав Джейн,  падает, - конь оступился на льду» [18, c. 57].    

Романтическое начало проявляется  в приемах композиции  романа – в неожиданных    поворотах     сюжета,    в    недосказанности,   таинственности мотивировок  событий.   В    любовь    Рочестера    и    Джейн    вмешиваются сверхъестественные  силы.   Они   проявляются    тогда,   когда   Джейн,   уже согласившись  принять   доводы  Сент-Джона и выйти за него замуж, слышит за  многие  мили  призывный голос Рочестера: «All the house  was still;  I  saw nothing: but I herd a voice somewhere cry- and it was the voice  of  a  human being – a  Known,  loved,  well-remembered  voice – that of Edward  Fairfax  Rochester;  and it spoke in pain and woe wildly,  erily, urgently», - так эту сцену описывает Шарлотта Бронте [1, c.427].  

«Однако  соединение любящих  сердец  становится возможным только после того,  как  Рочестер  обретает  свободу  от  брачных  уз  и  наказывается физическим   увечьем»   [10, c. 283].     Последнее    обстоятельство   –    дань   морализаторской   традиции   английской    литературы.  «Отсюда   замена  (в   финале)    сущего   желаемым,    а    это    «wishful     thinking    должно    было    толкнуть  Шарлотты  Бронте   на  обращение   к    романтическим   образцам» -пишет В.В. Ивашева [14, с. 262]. 

«Шарлота Бронте не могла  писать историю любви Рочестера  к Джейн, не  изменяя  реалистическому  методу  и  реалистическим  приемамписьма» –замечает В. В. Ивашева [14, c. 262].

«Вместе с тем ни  Джейн, ни Рочестера нельзя назвать героями сугубо романтического плана. Мистер  Рочестер лишь  до  поры кажется загадочным «байроническим героем».   Выясняется, что прошлое его весьма прозрачно  и небезупречно,  что  в  нем  были  и  немыслимый  для  романтического  героя брак   по   расчету,  и  пошлая  связь  с  французской  актрисой.  Он  стыдится  и   своего   настоящего,  тщательно  скрывая  от   всех свою внебрачную дочь, Адель,  и  безумную  жену , а  в  стремлении  обмануть   Джейн, заполучив ее в обход законов,  он выглядит   не   столько  бунтарем  против  общественных  норм, сколько себялюбцем» [10, c. 284].

Джейн   Эйр  –   настоящий бунтарь-одиночка, однако,  сохраняя    это романтическое  начало  в  ее  образе, Шарлотта Бронте иначе  чем  романтики изображает отношение  своей  героини к  миру. Джейн исключительна в силу своих внутренних  качеств,  но она  отнюдь  не противопоставляет себя миру.

Говоря   о   соотношении     реализма    и    романтизма   в    творчестве Шарлотты  Бронте,    нельзя    представлять    развитие    ее   творчества    вне общеевропейского    процесса    соревнования    двух    творческих     методов изображения   жизни – романтического  и  реалистического,   соревнования, в котором,   как   известно,  победу  одержал  реализм   и   его  критическая   по отношению к социальной действительности традиция.

Информация о работе Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”