Патриотическая тема в творчестве Еврипида

Автор работы: s****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 23:28, контрольная работа

Описание

Эсхил и Софокл были создателями классической греческой трагедии. Эсхил завершил длительный процесс становления социальной литературной драмы. Софокл привел в трагедию героев, страдавших из-за столкновения с действительностью и бессильных изменить свой героический характер в соответствии с требованиями отнюдь не идеальной жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
1. Развитие темы патриотизма в трагедиях Еврипида………………..5
2. Воспевание самопожертвования Ифигении в трагедии
«Ифигения в Авлиде»…………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………..16
Список литература……………………………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

еврипид контр.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

     ПЛАН 

     Введение………………………………………………………………...3

     1. Развитие темы патриотизма в трагедиях Еврипида………………..5

     2. Воспевание самопожертвования Ифигении в трагедии

     «Ифигения в Авлиде»…………………………………………………..9

     Заключение……………………………………………………………..16

     Список  литература……………………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Эсхил и Софокл были создателями классической греческой трагедии. Эсхил завершил длительный процесс становления  социальной литературной драмы. Софокл привел в трагедию героев, страдавших из-за столкновения с действительностью и бессильных изменить свой героический характер в соответствии с требованиями отнюдь не идеальной жизни. В творчестве Софокла греческая трагедия получила свою классическую форму. Третий и последний представитель трагедии - Еврипид - был современником Софокла и даже умер раньше его. Однако творчество Еврипида открывает новый этап в истории развития античной драмы.

     Еврипид (также Эврипид, греч. Εριπίδης, лат. Euripides, 480 — 406 до н. э.) — древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока [2].

     Почти все пьесы написаны Еврипидом  во время Пелопонесской войны (431-404). Творчество Еврипида ярко отразило этот переломный период в истории Древней  Греции (Пелопонесская война). Драматург затрагивает в своих трагедиях животрепещущие вопросы современности. В ряде его пьес звучит враждебное отношение к Спарте, изображаются бедствия, порожденные войной.

     Еврипид создает ряд героико-патриотических пьес, в которых прославляет родной город, изображая его носителем высоких принципов демократии и гуманности и защитником всех от насилия неправды, прославляя патриотизм и самоотверженность его жителей. В своих драмах Еврипид поднимает разнообразные вопросы – религиозные, философские, этические, социальные. Особенно привлекает его мир душевных переживаний человека, человеческие характеры и страсти.

     По  сравнению с Эсхилом и Софоклом, Еврипид приблизил своих героев к действительности, изображал людей  такими, какими они бывают в жизни. Герои его трагедий – это современные драматургу люди с их мыслями, чувствами, стремлениями и страстями, иногда низменными и отталкивающими, с тончайшими, порой противоречивыми, душевными переживаниями. Драматург свободно относится к мифам, легко меняя их содержание не только в деталях, но иногда и в существенных чертах.

     Новый характер драматургии Еврипида, связанной  с глубоким проникновением в мир  душевных переживаний человека, требовал новых средств театральной выразительности. Еврипид стал использовать в театральной музыке лады, прежде не употреблявшиеся. Чтобы усилить эмоциональное воздействие на зрителей, Еврипид часто использовал монодии (сольные арии актеров). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Развитие темы патриотизма в трагедиях Еврипида 

     Трагедии, написанные Еврипидом в первое десятилетие Пелопоннесской войны, более всего относились к трагедиям героико-патриотического плана.

     К самому ее началу относится трагедия «Гераклиды»: гонимые извечным врагом Геракла, микенским царем Еврисфеем, дети прославленного героя ищут убежища в Афинах. И легендарный аттический царь Демофонт, вынужденный выбирать между войной с дорийцами и выполнением священного долга перед прибегнувшими к его покровительству чужестранцами.

     В благородной роли защитника священных  установлений представлен в трагедии Еврипида «Умоляющие» другой афинский царь - Тесей, считавшийся основателем афинской демократии. Он не только, вопреки козням врагов, помогает предать земле тела героев, павших при осаде Фив, но вступает по ходу действия в политический диспут с фиванским послом, который защищает преимущества единоличной власти; возражая ему, Тесей развертывает полную программу афинского государственного устройства, основанного на равноправии всех граждан и их равной ответственности. Впрочем, прославляя афинскую демократию как идеальный строй, оплот благочестия и нравственности в Элладе, Еврипид влагает в уста Тесея и размышление об опасности социального расслоения, грозящего благополучию государства, и прямое осуждение Адраста, затеявшего в преступном легкомыслии бесперспективную военную авантюру.

     Возникающее в «Умоляющих» сомнение в целесообразности войны как способа разрешения политических споров перерастает в творчестве Еврипида последующих лет в недвусмысленное и страстное осуждение войны. Уже в поставленной незадолго до «Умоляющих» трагедии «Гекуба» Еврипид рисует страдания престарелой царицы, в полной мере испытавшей на себе все ужасы десятилетней войны за Трою. Мало того что Гекуба своими глазами видела гибель мужа и любимых сыновей, что из всеми почитаемой владычицы могущественной Трои она превратилась в жалкую рабыню ахейцев, - судьба готовит ей новые бедствия: по приговору греков, перед их отправлением на родину на могиле Ахилла должна быть принесена ему в жертву младшая дочь Гекубы, юная Поликсена, - и нет предела горю матери, лишающейся своего последнего утешения. Еврипид необычайно усилил патетическое звучание образа Гекубы, воплотившего весь трагизм положения матери, обездоленной войной. Трагедия «Гекуба» пронизана антивоенными настроениями, в ней изображены безмерные страдания побежденных, ни в чем не повинных жен, матерей и детей. После взятия Трои, ахейцы уводят в плен родственников царя Приама, и Еврипид восхищается величием духа троянок. Гордая дочь Гекубы — Поликсена предпочитает умереть, чем жить в рабстве [3].

     Откровенным выступлением против военной политики явилась пьеса  «Троянки». Эта трагедия также посвящена войне греков с троянцами, но традиционная мифологическая трактовка изменена автором и вместо восхваления подвигов ахейцев, они изображены жестокими людьми, бесчеловечно обращающихся с пленными троянками. Посланец сообщает семье Приама, что жена царя Гекуба станет рабыней Одиссея, ее старшая дочь Кассандра — наложницей Агамемнона, младшую дочь Поликсену принесут в жертву на могиле Ахилла, жену Гектора Андромаху отдадут в наложницы сыну Ахилла Неоптолему. Победители убивают и сына Андромахи, хотя ребенок ни в чем не виноват перед греками. Еврипид осуждает захватническую войну, полагая, правда на стороне троянцев, защищавших свою родину, тогда как греки пошли войной на Трою из-за развратной Елены, которая, увлеченной красотой и сказочными богатствами Париса, сама бросилась в его объятия. Вполне возможно, что трагедия «Троянки», поставленная перед народом Афин в 415 до н.э., была предупреждением против затеянного Алкивиадом похода в Сицилию, обернувшегося в 413 до н.э. чудовищной катастрофой, когда большая часть афинян попала в плен и была продана в рабство, а стратеги Никий и Демосфен были казнены.

     Трагедия «Троянки» прозвучала как смелый вызов военной пропаганде, так как с исключительной силой показала бедствия и страдания, не только выпадающие на долю побежденных (особенно осиротевших матерей и жен), но и ожидающие в недалеком будущем победителей. Вереница скорбных эпизодов, которые разворачиваются на фоне догорающих развалин Трои, приобретает зловещий смысл после мрачных прорицаний Кассандры и вступительного диалога Афины и Посейдона, сговаривающихся погубить победителей-греков на пути и по возвращении домой [5].

     Троянская война, служившая обычно для общественной мысли в Афинах символом справедливого возмездия «варварам» за попрание священных норм гостеприимства, теряет в глазах Еврипида всякий смысл и обоснование. Под тем же углом зрения предстает в трагедии «Финикиянки» легендарная оборона Фив от нападения семерых вождей.

     Доеврипидовская трагедия была, по-видимому, довольно единодушна в изображении сыновей Эдипа, оспаривавших между собой право  на царский трон в Фивах: несмотря на то, что Этеокл нарушил договор  между братьями, изгнав Полиника, Эсхил в «Семерых против Фив» показал его идеальным царем и полководцем, защищающим город от чужеземной рати, в то время как Полинику, ведущему на родную землю вражеское войско, не может быть никакого оправдания. Эта ситуация составляет предпосылку трагического конфликта и в Софокловой «Антигоне», где Этеоклу устраивают почетные похороны, а Полинику отказывают в погребении. В «Финикиянках» с Этеокла совлечен всякий ореол героизма: как и Полиник, он беспринципный и тщеславный властолюбец, готовый ради обладания царским троном совершить любое преступление и оправдать любую подлость. Его поведением руководит не патриотическая идея, не долг защитника родины, а неограниченное честолюбие, и в образе Этеокла несомненно полемическое разоблачение крайнего индивидуализма, откровенно проявлявшегося в Афинах последних десятилетий V века и породившего софистическую теорию «права сильного».

     Еврипид допускал войну только как средство обороны и защиты справедливости. В «Просительницах» Тесей, выразитель взглядов поэта, ведет войну против фиванцев лишь до тех пор, пока не наносит им поражения, но останавливает свое войско, когда оно уже могло ворваться в побежденный город. И в «Гераклидах» афиняне настаивают на освобождении взятого в плен Эврисфея, в противоположность Алкмене, олицетворяющей спартанскую жестокость. Надо знать, говорит поэт, что победа не приносит прочного счастья. «Безумен тот из смертных, кто разоряет города, храмы и могилы, святыни умерших: предав их опустошению, впоследствии он сам погибнет», — такое предупреждение делает Посейдон в начале «Троянок».

     Патриот Афин Еврипид воспевал самопожертвование  граждан ради спасения родного города. Так, в трагедии «Гераклиды» дочь Геракла, юная Макария, жертвует собой, чтобы спасти родной город и своих братьев и сестер. В «Финикиянках» Менекей, сын Креонта, узнав, что для победы родины над врагами требуется принесение его в жертву, без колебаний, тайно от отца, отдает свою жизнь. Самопожертвование является основным мотивом трагедии «Ифигения в Авлиде», где героиня добровольно отдает себя в жертву ради блага Греции. В недошедшей до нас трагедии «Эрехтей» мать принесла в жертву свою дочь для спасения Афин [4].  
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Воспевание самопожертвования Ифигении в трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде» 

     Сюжет этой пьесы основан на известном мифе о жертвоприношении Агамемноном своей дочери Ифигении. И если Эсхил и Софокл представляли жертвоприношение Ифигении как насильственный акт, то Еврипид же изобразил ее идущей на смерть добровольно. Действие трагедии начинается перед зарей в Авлиде, откуда ахейская рать должна плыть на Трою, возле походного шатра Агамемнона. Из диалога Агамемнона со старым рабом зрители узнавали, что некоторое время тому назад царь написал Клитемнестре письмо с приказанием привезти в Авлиду Ифигению, чтобы выдать ее замуж за Ахилла. Однако брак был только предлогом. На самом деле, повинуясь прорицателю Калханту, Агамемнон должен принести Ифигению в жертву Артемиде. Но теперь он переменил свое решение и написал новое письмо, в котором просит жену не приезжать с дочерью в Авлиду. Передавая письмо старому рабу, Агамемнон велит ему поскорее отправиться в путь и вручить письмо Клитемнестре.

     Между тем письмо Агамемнона перехватывает  за сценой Менелай. Между братьями, уже на глазах у зрителей, происходит бурное объяснение, сопровождаемое взаимными упреками. В это время появляется вестник и сообщает Агамемнону, что Клитемнестра с Ифигенией и малюткой Орестом прибыла в лагерь. Агамемнон и Менелай подавлены этим сообщением. Менелай раскаивается в только что сказанных им оскорбительных словах. Он предлагает распустить войско и покинуть Авлиду. В ответе Агамемнона звучит трагическая безысходность. Он хвалит слова брата, но говорит, что необходимость заставляет его совершить жестокое убийство дочери: об обещании принести в жертву Ифигению знают прорицатель Калхант и Одиссей, а через них о прорицании узнает войско, и оно, убив Агамемнона и Менелая, все равно принесет Ифигению в жертву[5].

Информация о работе Патриотическая тема в творчестве Еврипида