Философские темы в творчестве Стасиса Красаускаса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:11, реферат

Описание

Литовский график Стасис Красаускас жил и работал в середине XX века. В то время графика СССР развивалась особенно усиленными темпами. Замечательные иллюстрации к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» сделал советский график Е. А. Кибрик. Читатели всего мира знают и любят иллюстрации Д. Н. Шмаринова – к произведениям Л. Н. Толстого, Кукрыниксов и С. В. Герасимова – к произведениям А. М. Горького, и цикл гравюр «Вечно живые» Стасиса Красаускаса, посвященный тридцатилетию победы в Великой Отечественной войне.

Работа состоит из  1 файл

Стасис Красаускас.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

           Муниципальное учреждение «Лицей-интернат»

       Экзаменационный реферат

по  курсу «Человек и  культура»

на тему: «Философские темы в творчестве Стасиса Красаускаса»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: ученица 11 класса

                  естественнонаучного отделения

                  Гаврилова Анастасия

                  Учитель: Степаненко Е.А. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Великий Новгород

2005 год

Введение

 

      Литовский график Стасис Красаускас жил и работал в середине XX века. В то время графика СССР развивалась особенно усиленными темпами. Замечательные иллюстрации к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» сделал советский график Е. А. Кибрик. Читатели всего мира знают и любят иллюстрации Д. Н. Шмаринова – к произведениям Л. Н. Толстого, Кукрыниксов и С. В. Герасимова – к произведениям А. М. Горького,  и цикл гравюр «Вечно живые» Стасиса Красаускаса, посвященный тридцатилетию победы в Великой Отечественной войне.

      Графика как особый вид изобразительного искусства имеет некоторые отличия. Художники-графики сравнительно редко  пользуются цветными карандашами. Они рисуют (чаще всего на бумаге) углем, пером и тушью, простым карандашом, пастелью.

      Наиболее  сложный в техническом исполнении такой вид графики как гравюра. С. Красаускас, Г. Калмахелидзе, Е. Кибрик, Е. Церетели были художниками-граверами. При создании своей работы такой художник наносит рельефный рисунок ножом, штихелем (резцом) или иглой на металлическую или деревянную доску, с которой затем получают на бумаге печатный оттиск  (зеркальное изображение этого рисунка). Сами оттиски также называются гравюрами или эстампами.

      Гравюра, выполненная на дереве, называется ксилографией. Это один из самых старинных способов гравирования. В Западной Европе она получила распространение в XV веке с появлением книгопечатания, а в России – в XVI веке.

      В конце XVIII века, появилась литография - совершенно особый вид гравюры.  С начала XIX века этот способ благодаря простоте и легкости исполнения стал популярным видом графики. Материалом для литографии служит специальный литографский камень – очень плотный известняк, а так же цинковые и алюминиевые пластины. Литография и сейчас пользуется большой популярностью среди художников-граверов.

      Для Стасиса Красаускаса было характерно умение создавать работы с использованием всех упомянутых видов техники гравюры. Рассматривая гравюры, изучая его творчество, понимаешь, что каждое произведение наполнено глубоким философским смыслом.

      Какие же мотивы привлекали Красаускаса как  художника, каким сюжетам он отдавал  предпочтение?

      Творчество  этого литовского графика заслуживает  особого внимания, особенно в дни  приближающегося шестидесятилетия Победы над фашистской Германией, так как темы и сюжеты его произведений обращены к проблемам войны и мира, жизни и смерти.   

      Но  это не единственное, что его привлекает в творчестве. Тема любви во всех ее проявлениях – любовь матери к ребенку, любовь мужчины к женщине, любовь человека к своему отечеству, к Земле, дающей жизнь и принимающей в свое лоно тех, кто уже исполнил свой жизненный долг; значение человека в этом мире –  вот вопросы, которые волновали художника С. Красаускаса. Искренность художника в желании понять мир и его мечты о прекрасном читаются в его искусстве. Нет практически ни одного произведения, где художник не затронул бы одну из этих тем.

      Красаускас  – уникальный мастер, воспитанный  на лучших традициях мировой культуры. Его учителями в гравюре были художники старшего поколения – Витаутас Юркунас, Антанас Кучас, Йонас Кузминскис, Мечисловас Булака, и безызвестные крестьянские мастера резьбы по дереву (1.9). Поэтому своими достижениями он обязан и художественным традициям родного народа, и знаниям мирового искусства.

      Произведения  Стасиса Красаускаса философичны, музыкальны и метафоричны – этими  качествами они обязаны не только специфичному характеру и особенностям психологического склада, но и той литературе, над иллюстрированием которой он работал. Его руководителями в определении жизненной мировоззренческой позиции можно считать поэтов – Ю. Марцинкявичюса («Кровь и пепел»), Э. Межелайтиса (Авиаэтюды», «Эра»)  и Р. Рождественского («Реквием», «Вечно живые») (1.30). 

      Целью данной работы является раскрытие философского мировосприятия художника, важнейших нравственных ценностей в его жизни и творчестве, а также методы их отражения в работах мастера. 

      Жизненный путь художника

 

      Красаускас  Стасис Альгирдо родился 1 июня 1929 года в местечке Каунас Литовской ССР.

      До  поступления в художественный институт в юношеские годы рисование для Красаускаса было одним из увлечений. Он рисовал портреты товарищей, шаржи, пейзажи, жанровые сценки. В натуре Красаускаса многие таланты гармонично соотносились друг с другом, помогая ему полноценно раскрываться в каждой из областей творчества.

      Кажется, нет такой области творчества, где бы он не добился успеха –  рисовал, гравировал, пел (спел ведущую партию в литовской национальной опере «Гражина» Ю. Карнавичюса), играл в театре, снимался в кино у режиссера Р. Вабаласа («Шаги в ночи» 1963г.), занимался журналистикой, плаванием  (восемь раз завоевывал звание чемпиона мира по плаванию в заплывах на разные дистанции), водным поло, волейболом, многоборьем – и все это непринужденно и артистично.

      Его природная одаренность и масштабность его личности были заметны сразу. Крупнейшие поэты и художники, были его друзьями. Среди них Р. Рождественский, Э. Межелайтис, Ю. Марцинкявичюс и другие.

      Увлечение Красаускаса в области рисования стало реализоваться в профессиональной сфере деятельности  как раз в период расцвета литовской графики, когда она стала осознавать свою самоценность и связь с давней национальной культурой (1.8).

      В середине 1950-х годов многократный чемпион Литвы по плаванию Стасис Красаускас стал студентом Вильнюсского художественного института и начал формироваться как художник. Ему было уже 29 лет, когда он получил диплом с отличием об окончании художественного института. Ему еще не исполнилось и тридцати, когда он стал одним из ведущих графиков Литвы.

      Подробно  рассматривая его искусство, исследователь  его творчества Н. Розанова, выделяет ученический период (первая половина 50-х годов XX века) и период становления собственного творческого метода художника  (вторая половина 50-х годов ХХ века) (1.10).

      1975 год – последний год, когда  Красаускас мог активно работать. Потом пришла страшная болезнь  – рак. Не достигнув 48-ми  летнего возраста, художник Стасис  Красаускас умер. Это случилось  10 февраля 1977 года в Москве. Его похоронили в Вильнюсе на Антакальском кладбище. Его друг замечательный поэт Роберт Рождественский создал стихотворение «Памяти Стасика Красаускаса», которое по праву считается одним из лучших в его творчестве:

   1.Этого стихотворения

    Ты  не прочтешь

    Никогда...

    В город вошли, зверея,

    Белые холода.

    Сколько зима продлится,

    Хлынувши  через край?

    Тихо

    В твоей больнице...

    -Стаська

    Не  умирай!

    Пусть в коридоре голом,

    Слова мне не сказав,

    3.Может  быть, мы играем

    Оба

    В одну игру?!

    Может, болтая о разном, -
    Очень еще  живой-

    Ты между  тем прекрасно

    Знаешь диагноз  свой.

    Может, смеешься нарочно

    В этот и в прошлый раз. 

       

2.Ставший  родным онколог 

Вновь отведет глаза.

В тонкой броне халата

Медленно  я войду

В маленькую  палату

В тягостную

Беду...

Сделаю  все как нужно,

Слезы сумею скрыть

Буду  острить натужно,

О пустяках говорить,

Врать, от стыда сгорая!..

Так и  не разберу:

 4.Голову нам мороча,

Слишком жалея  нас?!

В окнах больших  и хмурых,

Высветится ответ.

Как на твоих  гравюрах -

Белый и черный цвет

И до безумия просто

Канет в снежный  февраль

Страшная эта  просьба:

-Стаська, не  умирай!

 

      Творчество  такого талантливого художника как  Красаускас не могло быть не замеченным: за свои работы художник получил множество  медалей и  других знаков отличия. Так одной из его первых медалей была бронзовая, с Международной выставки книжного искусства в Лейпциге (1962) за иллюстрации к поэме Э. Межелайтиса «Человек». Кроме того,  в 1965 году  ему была присуждена Государственная премия Литовской ССР за иллюстрации к поэтическим произведениям знаменитых литовских авторов Ю. Марцинкявичюса и Э. Межелайтиса. За свой цикл  «Вечно живые»  художник был отмечен золотой медалью ВДНХ. А в 1977 году Стасису Красаускасу было присуждено почетное звание народного художника Литовской ССР.

       Красаускас был одним из самых популярных советских художников. Его искусство известно во всем мире. Еще при жизни он участвовал во многих международных выставках: в Лейпциге,  в Варшаве, в Софии,  в Кракове, в Магдебурге, в Белграде, в Берлине, в Исламабаде, в Бомбее,  в Калькутте и Чикаго. 
 

Философия творчества.

 

1.Красаускас  – иллюстратор.  

    Среди изобразительных искусств именно графика  наиболее близка к литературе. «Иллюстрация – это та область, где пути изображения и слова скрещиваются и переплетаются. И специфичность графики как самого литературного из изобразительных искусств здесь находит свое полное и разнообразное осуществление», - пишет Н. Дмитриева (2.56). Эта специфика графики наглядно проявляется в иллюстрациях С. Красаускаса. 

      Анализируя и оценивая графику Стасиса Красаускаса, вспоминаются литературные произведения, которые послужили художнику, по образному выражению поэта Э. Межелайтиса, «стартовой площадкой при взлете в свои миры…» (2. 56): «Кровь и пепел» Ю. Марцинкявичюса,  обложка к книге Вайжгантаса «Дяди и тетки», иллюстрация к книге А. Венцловы «День рождения».

       Книжная иллюстрация – одна из главных  и интереснейших областей графики С. Красаускаса.  Но это не удивительно, потому, что в работах художника отражаются сложные сопоставления изобразительного и словесного искусства. Это выражается в повествовательном характере графических циклов и серий – тема развивается постепенно: c возвратами и повторениями основного мотива, здесь возможна сюжетная раскадровка действия и различная подача главной мысли произведения.

          Уже на ранних стадиях работы (например, в иллюстрациях к книге  А. Венцловы «День рождения»)  Красаускас использует находки  кинематографа – прием крупного  плана, соединение разных планов  в композиции. Но принцип серийности – не единственное, что роднит его творчество с поэзией. Емкие символы и метафоричность образов, безусловно, говорят о поэтичности работ Красаускаса. Так в контурах листвы художник видит очертания глаз и губ, в опущенных древесных ветвях – движение прядей волос. А использование звуковых аллитераций в литературе – рождают в графике  ответ в виде ритмичности, четкости  линий. 

Информация о работе Философские темы в творчестве Стасиса Красаускаса