Рефераты по литературе

Обзор русской литературы XVIII века

08 Января 2012, реферат

"Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке". Это известное высказывание Пушкина нуждается в уточнении: в XVIII в. "вдруг" явилась словесность светская, не санкционированная авторитетом Церкви и осознавшая себя как "словесность изящная", вместилище эстетических ценностей, связь которых с ценностями духовной жизни неявна.

Обзор современного детского периодического издания

26 Января 2013, контрольная работа

Цель данной работы –исследовать издания для детей, разобрать историю одного периодического издания, описать его. Я считаю, что выбор одного издания и разбор его – это очень полезная работа, так как, исходя из истории издания мы можем сказать, смог ли он на протяжении долгого времени оставаться интересным и полезным для ребенка. Мы можем выяснить, насколько полезны и интересны его рубрики .

Обломов: его сущность, характер и судьба

01 Декабря 2011, сочинение

И. А. Гончаров написал сравнительно мало произведений, и “Обломов” — одно из ярчайших. В романе затронуты почти все стороны жизни человека, в нем можно найти ответы на многие вопросы. Без сомнений, самым интересным образом романа является образ главного героя. Кто он? “Барин”, — без капли сомнения говорит Захар. Барин?

Обломовщина

14 Февраля 2013, доклад

Термин «О.» введен Гончаровым в романе «Обломов» (1859, см. ч. 2, гл. IV; ч. 3, гл. II), главный персонаж которого, давший имя роману, является порождением старого патриархально-поместного уклада. Роман положил начало борьбе мнений вокруг обломовщины. Борьба эта отражала на разных этапах развития общественной мысли классовую борьбу вокруг пережитков крепостничества. Социальные корни О. уходят в крепостное, технически отсталое, почти натуральное дворянское хозяйство. Обломовцы «глухи были к политико-экономическим истинам о необходимости быстрого и живого обращения капиталов, об усиленной производительности и мене продуктов». «Там денег тратить не любили, и как ни необходима была вещь, но деньги за нее выдавались всегда с великим соболезнованием, и то, если издержка была незначительна

Образ Андрея Болконского в романе Толстого "Война и мир"

04 Апреля 2012, сочинение

Князь Андрей — светский человек. В этом смысле он подвержен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни.

Образ Гринева в повести "Капитанская дочка"

22 Ноября 2012, сочинение

Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" уникальна и интересна тем, что в ней переплелись судьбы героев с разными характерами. Фактически, это историческая повесть, описывающая бунт того времени. Но с другой стороны, в повести прослеживаются нотки чистой, искренней, легкой и светлой любви. Это чуство вспыхивает ярким огнем и продолжает гореть на протяжении всего повествования, согревая душу читателя.

Образ Джейн Эйр в романе Ш. Бронте

28 Марта 2012, творческая работа

Джейн Эйр— сирота, из милости пригретая в семействе своей тетки, затем воспитанница Ловудского приюта для сирот — осознает учительство как дело своей жизни. Подчеркивая внешнюю неброскость своей любимой героини, Бронте настаивает на неординарности ее душевной красоты. Прямота, искренность, сила духа, отличающие Джейн от представленных в романе аристократок, обращают на нее внимание Эдварда Рочестера, в богатый дом которого она вступает в роли гувернантки. В любви к мистеру Рочестеру раскрывается вся глубина ее натуры. Вынужденная бежать из его дома, дабы не согрешить против моральной чистоты их любовного союза, Джейн Эйр возвращается к нему в час суровых испытаний, становясь его женой, другом, возвращая ему потерянное зрение, веру в себя.

Образ дороги в «Грозе» А.Н. Островского

21 Декабря 2011, реферат

Концепт пути, дороги — это универсалия мировой культуры. В мифопоэтическом представлении пространства центр и путь — оказываются его основными элементами. В славянской и особенно в русской концептуальной и вербальной картинах мира понятия пути, дороги и обозначающий их пласт лексики также занимают весьма важное место.

Образ жінки у прозовій творчості письменників 19ст

05 Августа 2011, курсовая работа

Метою курсової роботи є дослідження образу жінки у прозовій творчості письменників ХІХ ст. і порівняння її зображення у західноєвропейській та українській літературі.
Для досягнення мети були поставлені наступні завдання:
- вивчити загальні тенденції розвитку образу жінки у письменників Західної Європи і України;
- проаналізувати творчість українських та західноєвропейських прозаїків хіх ст., у яких зображується образ жінки.

Образ Жанны де Во в романе Ги де мопассана "Жизнь"

15 Января 2012, курсовая работа

Один з найвеличніших представників європейського реалізму ХІХ ст., французький письменник Гі Де Мопасан належить до числа улюблених читацькій аудиторії майстрів художнього слова. Вперше наших читачів з ним познайомив І. С. Тургенєв, оцінивши в ньому могутній талант французької літератури початку 80-х років. Палко полюбив Мопасана і Лев Толстой, написавши про нього багато відгуків та статей. Чехов, Горький, Бунін, Купрін, в різній мірі і в різних відносинах являлись прихильниками французького письменника, високо оцінювали його художню чесність та майстерність.

Образ женщины в произведении "Джейн Эйр"

11 Мая 2011, курсовая работа

Цель нашей работы заключается в том, чтобы рассмотреть образы женщин в мировой литературе, исследовать образ Джейн Эйр и проанализировать художественные особенности романа.

Нами были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть эпоху Шарлотты Бронте со всеми ее противоречиями
Изучить основные принципы реализма и романтизма
Выявить особенности создания образа героини нового времени

Образ Ивана Мазепи

20 Января 2012, курсовая работа

Мазепа Іван Степанович – дипломат, державний та політичний діяч України , гетьман України.
У ХVІІІ–ХІХ століттях з легкої руки Вольтера в Європі набула поширення, як найбільш вірогідна, скандально-романтична легенда, пов’язана з подробицями особистого життя гетьмана. «Любовна пригода молодого Мазепи з дружиною польського дворянина викрилася, – писав автор «Історії про Карла ХІІ» у 1731 р. – Розгніваний чоловік прив’язав голого Мазепу до дикого коня пустив того на волю.
Кінь, котрий був припроваджений з України, повернувся додому разом з Мазепою, напівмертвим від утоми й голоду». Ця фабула стала основою або поштовхом для написання літературних творів Дж. Байроном («Мазепа», 1818), В. Гюго («Мазепа», 1829), Ю. Словацьким («Мазепа»,1839), Б. Брехтом («Балада про Мазепу», 1955)) та ін.
Літературна легенда про Мазепу, прив’язаного до коня, захопила художників багатьох країн.

Образ кактуса в рассказе А.А. Фета «Кактус»

27 Марта 2012, реферат

Прежде всего, следует определить ту роль, которую играет этот образ в произведении, а для этого сначала надо выяснить, в чём заключается основная цель и идея рассказа. На мой взгляд, рассказ является философским размышлением на тему взаимосвязи и взаимозависимости эстетических и любовных чувств. В целях доказательства этой взаимосвязи повествователь передаёт нам историю о несчастной любви цыганки Стеши и её великолепном пении. Его цель – доказать Софье Петровне её неправоту, т.е. налицо спор двух мировоззрений: восторженного и охлаждено-безразличного отношений к искусству и окружающей действительности.

Образ Катерины

26 Декабря 2011, реферат

Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любовь Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее сыграла. Однако любовь Островского была безответной: сердце Косицкой было отдано другому, который довел ее до нищеты и ранней смерти. Актриса, играя Катерину, практически играла себя и на сцене предсказывала свою судьбу, и этой игрой покорила всех, в том числе и императора.
В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны был

Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

01 Ноября 2011, реферат

В январе тысяча восемьсот шестидесятого года впервые выходит в свет грандиозное произведение А. Н. Островского «Гроза». Оно поражает читателей своим сюжетом и трагическим концом. Но наиболее обширным предметом для обсуждения становится Катерина – «русский сильный характер», для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего.

Образ Мазепи в романтичній літературі

10 Октября 2011, научная работа

Розуміючи всю глибину даної теми, хочемо виокремити тільки деякі важливі аспекти: спробуємо дослідити образ Мазепи у творах Дж. Байрона, В.Гюго, О. Пушкіна та Ю. Словацького. Проведений аналіз джерел, досліджень і публікацій, присвячених характеристиці образу Мазепи, свідчить, що цій темі приділяли увагу багато дослідників.

Але, незважаючи на значну кількість публікацій, питання еволюції образу Мазепи у літературі поки що залишається малодослідженим і потребує подальшого фахового вивчення.

Працюючи над темою підібрали відповідний теоретичний матеріал, глибше познайомилися з творчістю Дж. Байрона, В. Гюго, О. Пушкіна, Ю. Словацького, а також багато цікавого дізналися про Івана Мазепу як історичну постать.

Робота має чітку композиційну структуру і складається зі вступу, двох розділів, висновків, списку використаної літератури.

Образ Мазепы в мировой литературе

19 Марта 2012, статья

Образ гетмана Мазепы получил большое распространение не только в зарубежной литературе, но и в произведениях русских и украинских писателей:
«Мазепа» — поэма Гюго;
«Мазепа, вождь украинских казаков» — роман, автор неизвестен;
«Воспоминания Азема» — беллетристика А. д’Овриля;
«Полтава» — поэма А. С. Пушкина. В своей поэме Александр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра І. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:
Без милой вольности и славы
Склоняли долго мы главы
Под покровительством Варшавы,
Под самовластием Москвы.
Но независимой державой
Украйне быть уже пора:
И знамя вольности кровавой
Я подымаю на Петра. Пушкин А. С. «Полтава»
 «Мазепа» поэма Байрон: Поэма имеет мало общего с биографией гетмана, центральный эпизод — юного Мазепу, пажа польского короля Яна II Казимира, обнажённым привязывают к спине лошади, которую отпускают в степь, в наказание за связь с женой шляхтича. Изображение обнаженного отрока на спине животного стало популярной темой для французских художников периода романтизма. На тему поэму были созданы картины такими выдающимися мастерами, как Жерико, Делакруа, Верне и Буланже. Этот образ, по мнению И. С. Кона, в живописи «давал простор садомазохистскому воображению, обычно в такой позе представляли только женщин, например, изображая похищение Европы».[2]
 «Мазепа» — исторический роман русского писателя Ф.Булгарина (1834);
 «Мазепа» — поэма немецкого автора Г. Штебина (1844);
 «Король степи» — немецкого автора А. Мая (1849);
 «Мазепа» — немецкого автора Т. Лейса (1850);
 «Мазепа или дикие кони Украины» — поэма неизвестного немецкого автора;
 «Мазепа или неприятели» — немецкого автора К. Костина (1855);
 «Битва под Полтавой» — немецкого автора К. Штарка (1855);
 «Мазепа» — драма немецкого писателя Р.Готтшала (1859);
 «Мазепа» — немецкого автора А. Мютцельбурга (1860);
 «Мазепа» — немецкого автора А. Зондермана (1860);
 «Мазепа» — польского автора Ю. Словацкого (1834);
 «Пан гетман Мазепа. Исторический роман» — польского автора Ф. Равиты — Гвронского;
 «Гетман Мазепа или борьба за корону» — польского автора Б. Курхана;
 «Мазепа и его посол» — шведского автора В. фон Гайденштама;
 «Иван Мазепа» — чешского автора И. Фрича;
 «Мазепа в Молдове» — молдавского автора Г. Асаки;
 «Молодость Мазепы» — украинского автора М. Старицкого;
 «Мазепа» — поэма украинского автора В. Сосюры;
 «Батурин» — повесть украинского автора Б. Лепкого;
 «Мазепа, гетман украинский» — поэма украинского автора Степана Руданского.

Образ Мазепы в поэме Пушкина "Полтава"

10 Февраля 2013, реферат

В поэме Пушкина гетману дана беспощадно-резкая, уничтожающая характеристика, поразительная по своей одноплановости (что сам поэт объяснял верностью историческим фактам). М. предстает в поэме как человек абсолютно аморальный, бесчестный, мстительный, злобный, как вероломный лицемер, для которого нет ничего святого (он «не ведает святыни», «не помнит благостыни»), человек, привыкший любой ценой добиваться поставленной цели.

Образ Манилова из произведения "Мертвые души"

04 Февраля 2013, реферат

Семья:
Манилов - семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное.
с женой у него слащавые взаимоотношения. Любовь Манилова и жены пародийно-сентиментальна
Манилов—тяготеет к просвещенному европейскому образу жизни. Жена Манилова Лиза изучала французский в пансионе, играет на фортепиано, а дети Манилова— Фемистоклюс и Алкид — получают домашнее образование;

Образ Марiї в однойменному романi Уласа Самчука

26 Октября 2013, реферат

Життєвих колiзiй й перепетiй, якi випали на долю довго невiдомого нам українського митця iз дiаспори Уласа Самчука, вистачило б, мабуть, не на один десяток життiв. Не судилося йому стати письменником на рiднiй українськiй землi. Далеко вiд України розквiтла героїчно-трагiчна, життєво-реалiстична, правдива художня проза письменника.
Надто гостро сприймав Улас Самчук усi iсторичнi подiї, якi переживала Україна, його рiдна сторона, у XIX-XX сторiччях: саме в цей час у центрi Європи на очах усього свiту знищувався великий народ! Докладалися всiлякi зусилля i винахiдливiсть, аби вбити у зародку саме бажання людей бути українцями.

Образ Наташи Ростовой в романе Л. Толстого «Война и мир»

26 Февраля 2012, реферат

Роман-эпопея Л. Толстого “Война и мир” создавался в 1860-е годы, когда в современном обществе шли споры не только о дальнейших путях развития России, но и о роли женщины в семейной и социальной жизни.

Образ Олеси в рассказе Куприна "Олеся"

27 Марта 2012, сочинение

Описание образа героини в рассказе Куприна: "Олеся"

Образ Петра 1 в произведении "Медный всадник"

11 Октября 2011, доклад

Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»). Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее.

Образ Печорина (по роману Лермонтова "Герой нашего времени")

09 Декабря 2011, сочинение

Роман "Герой нашего времени" стал продолжением темы "лишних
людей". Эта тема стала центральной в романе в стихах А.С.Пушкина "Ев-
гений Онегин". Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина.
В предисловии к роману автор показывает отношение к своему ге-
рою. Так же как и Пушкин в "Евгении Онегине" ("Всегда я рад заметить

Образ природы в произведениях В. Бианки, входящих в круг чтения современного младшего школьника

25 Марта 2012, реферат

В работе рассмотрены книги В. Бианки — произведения природоведческого характера; они уводят нас в полный неповторимой прелести мир живой природы. В основе книг обычно лежит конкретный биологический факт, точно указано географическое место действия, определено календарное время года, сохранена биологически видовая точность зверя, птицы, насекомого, растения, т. е. все то, что обязательно в природоведческих книгах.

Образ Раскольникова

13 Декабря 2011, доклад

Реформы 60-х годов были крупнейшим переворотом в жизни страны. Наряду с освобождением общества от изживших себя феодальных отношений они привели к резкому социальному расслоению. Особенно эти отрицательные последствия реформ сказались в крупных городах.

Образ Свидригайлова в романе " Преступление и наказание "

20 Марта 2012, доклад

Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, — вот к чему стремился великий романист Достоевский. Он пристально изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устроенном обществе, обнажает глубины человеческой души, заглядывая в ее самые потаенные уголки и видя трагические заблуждения, противоречия “больного” сознания.

Образ Чичикова

13 Февраля 2012, сочинение

Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь”, — признавался писатель Пушкину.

Образ Электры у Эсхила

21 Февраля 2013, реферат

Эсхил является основоположником античной трагедии в ее установившихся формах, подлинным «отцом трагедии». Образу Электры посвящена вторая часть самого позднего произведения Эсхила, «Орестеи» (458 г.), единственная, целиком дошедшая до нас, трилогия.
Сюжет «Орестеи» — судьба потомков Атрея, над которыми тяготеет проклятие за ужасное преступление их предка. Атрей, враждовавший со своим братом Фиестом, убил его детей и угостил Фиеста их мясом.

Образы взрослых и детей в романе Януша Корчака «Король Матиуш Первый»

22 Апреля 2012, курсовая работа

Цель работы – рассмотреть сходства и различия мира взрослых и детей в сказке-повести «Король Матиуш Первый».
Для достижения поставленной цели необходимо:
Рассмотреть общую концепцию детства в творчестве Януша Корчака и других европейских писателей начала ХХ века (на примере Антуана де Сент-Экзюпери и Эриха Кестнера).
Выделить в трудах Януша Корчака его взгляды на детство и отношения между ребенком и взрослым.
Проследить актуализацию этих идей в «Короле Матиуше Первом».