Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:53, реферат
Диоген Синопский, сын менялы Гикесия. По словам Диокла, его отец, заведовавший казенным меняльным столом, портил монету и за это подвергся изгнанию. А Евбулид в книге "О Диогене" говорит, что и сам Диоген занимался этим и потом скитался вместе с отцом. И сам Диоген в сочинении "Барс" признает, что он обрезывал монеты Некоторые рассказывают, что его склонили на это работники, когда он был назначен заведовать чеканкой, и что он, отправившись в Дельфы или в делийский храм на родине Аполлона, спросил, сделать ли ему то, что ему предлагают. Оракул посоветовал ему "сделать переоценку ценностей" 25, а он не понял истинного смысла, стал подделывать монету, был уличен и, по мнению одних, приговорен к изгнанию, по мнению других, бежал сам в страхе перед наказанием. Некоторые сообщают, что он получал деньги от отца и портил их и что отец его умер в тюрьме, а сам он бежал, явился в Дельфы и спросил оракула не о том, заниматься ли ему порчей монеты, а о том, что ему сделать, чтобы прославиться: тут-то он и получил ответ, о котором было сказано.
"Славно, философия! 
любителей тела ты возводишь 
к красоте души".  
Кто-то удивлялся 
приношениям в Самофракийской пещере 
77. "Их было бы гораздо больше, – сказал 
Диоген, – если бы их приносили не спасенные, 
а погибшие". Впрочем, некоторые приписывают 
это замечание Диагору Мелосскому.  
Хорошенькому 
мальчику, отправлявшемуся на пирушку, 
он сказал: "Сейчас ты хорош, а вернешься 
поплоше". Вернувшись, мальчик сказал 
ему на следующий день: "Вот я и вернулся, 
а не стал поплоше". – "Не стал лошадь, 
так стал кентавр" 78, – ответил ему Диоген.  
Однажды он просил 
подаяния у человека со скверным характером. 
"Дам, если ты меня убедишь", – говорил 
тот. "Если бы я мог тебя убедить, – сказал 
Диоген, – я убедил бы тебя удавиться". 
Однажды он возвращался из Лакедемона 
в Афины; на вопрос: "откуда и куда?" 
– он сказал: "Из мужской половины дома 
в женскую" 79.  
Возвращаясь из 
Олимпии, на вопрос, много ли там 
было народу, он ответил: "Народу много, 
а людей немного".  
Расточителей 
он уподоблял смоковницам, растущим 
на обрыве, плоды которых недоступны 
людям и служат пищей воронам 
и коршунам. Говорят, что, когда Фрина 
посвятила в Дельфы золотую статую Афродиты, 
он написал на ней: "От невоздержности 
эллинов".  
Однажды Александр 
подошел к нему и сказал: "Я 
– великий царь Александр". – 
"А я, – ответил Диоген, – 
собака Диоген". И на вопрос, за что 
его зовут собакой, сказал: "Кто 
бросит кусок, – тому виляю, кто не бросит 
– облаиваю, кто злой человек – кусаю".  
Как-то раз он 
обирал плоды со смоковницы; сторож 
сказал ему: "На этом дереве недавно 
удавился человек". – "Вот и 
я хочу его очистить", – ответил 
Диоген. Увидев олимпийского победителя, 
жадно поглядывающего на гетеру 80, он сказал: 
"Смотрите на этого Аресова барана: 
первая встречная девка ведет его на поводу". 
Красивых гетер он сравнивал с медовым 
возлиянием подземным богам 81. Когда он 
завтракал на площади, зеваки столпились 
вокруг него, крича: "Собака!" – "Это 
вы собаки, – сказал Диоген, – потому что 
толпитесь вокруг моего завтрака". Двое 
мягкозадых прятались от него. "Не бойтесь, 
– сказал он им, – собака свеклы не ест". 
На вопрос, откуда родом был один мальчик, 
он сказал: "Из тегейского блудилища" 
82.  
Увидев борца-неудачника, 
который занялся врачеванием, он 
спросил его: "Почему это? Или ты 
хочешь этим погубить тех, кто когда-то 
одолевал тебя?" Увидев сына гетеры, 
швырявшего камни в толпу, он сказал: 
"Берегись попасть в отца!" Мальчик 
показал ему собаку, подаренную ему любовником. 
"Собака-то хороша, – сказал Диоген, 
– да повод нехорош" 83. Люди хвалили 
человека, который подал ему милостыню. 
"А меня вы не похвалите за то, что я 
ее заслужил?" – спросил Диоген. Кто-то 
требовал с него плащ: "Не дам, – сказал 
Диоген, – если ты его мне подарил, он у 
меня в собственности, если ссудил, он 
у меня в пользовании". Один подкидыш 
ему сказал: "А у меня в плаще золото". 
"То-то ты его ночью под себя подкидываешь", 
ответил Диоген.  
На вопрос, что 
дала ему философия, он ответил: "По 
крайней мере готовность ко всякому 
повороту судьбы". На вопрос, откуда 
он, Диоген сказал: "Я – гражданин 
мира". Кто-то приносил жертвы, моля 
у богов сына. "А чтобы сын 
был хорошим человеком, ради этого 
вы жертв не приносите?" спросил Диоген.  
С него требовали взноса на складчину. Диоген ответил:
Всех остальных 
обирай, но от Гектора руки подальше! 
84  
Гетер он называл 
царицами царей, ибо те делают все, что 
угодно любовницам. Когда афиняне 
провозгласили Александра Дионисом, он 
предложил: "А меня сделайте Сараписом" 
85. Тому, кто стыдил его за то, что он бывает 
в нечистых местах, он сказал: "Солнце 
тоже заглядывает в навозные ямы, но от 
этого не оскверняется". Когда он обедал 
в храме и обедавшим был подан хлеб с подмесью, 
он взял его и выбросил, говоря, что в храм 
не должно входить ничто нечистое.  
Кто-то ему сказал: 
"Не знаешь, а философствуешь!" 
Он ответил: "Если бы я лишь притворялся 
мудрецом, то и это было бы философией!" 
Человека, который привел к нему своего 
сына и расхваливал его великие дарования 
и отличное поведение, он спросил: "Зачем 
же тогда я ему нужен?" Человека, который 
говорил разумно, а поступал неразумно, 
он сравнивал с кифарой, которая не слышит 
и не чувствует собственных звуков.  
Он шел в 
театр, когда все выходили оттуда 
навстречу ему. На вопрос, зачем он 
это делает, он сказал: "Именно так 
я и стараюсь поступать всю 
свою жизнь".  
Увидев однажды 
женственного юношу, он спросил: "И 
тебе не стыдно вести себя хуже, чем 
это задумано природой? Ведь она тебя 
сделала мужчиной, а ты заставляешь себя 
быть женщиной". Увидев невежду, крепившего 
струны на лиру, он сказал: "И не стыдно 
тебе, что дереву ты даешь говорить, а душе 
не даешь жить?" Человеку, сказавшему 
"Мне дела нет до философии!", он возразил: 
"Зачем же ты живешь, если не заботишься, 
чтобы хорошо жить?" Сыну, презиравшему 
отца, он сказал: "И тебе не стыдно смотреть 
свысока на того, кто дал тебе стать так 
высоко?" Увидев прекрасного мальчика, 
болтающего вздор, он спросил: "И тебе 
не стыдно извлекать из драгоценных ножен 
свинцовый кинжал?"  
Когда его попрекали, что он пьет в харчевне, он сказал: "Я и стригусь в цирюльне". Когда его попрекали, что он принял плащ в подарок от Антипатра, он сказал:
Нет, не презрен 
ни один из прекрасных даров нам бессмертных! 
86  
Человека, который 
толкнул его бревном, а потом 
крикнул: "Берегись!", он ударил палкой 
и тоже крикнул: "Берегись!"  
Человека, преследовавшего 
своими просьбами гетеру, он спросил: 
"Зачем ты так хочешь, несчастный, 
добиться того, чего лучше совсем не добиваться?" 
Человеку, надушенному ароматами, он сказал: 
"Голова у тебя благовонная, только 
как бы из-за этого твоя жизнь не стала 
зловонной". Он говорил, что как слуги 
в рабстве у господ, так дурные люди в рабстве 
у своих желаний.  
На вопрос, почему 
рабов называют "человеконогими" 
87, он ответил: "Оттого что ноги у них 
– как у человека, а душа – как у тебя, 
коли ты задаешь такой вопрос".  
У расточителя он просил целую мину; тот спросил, почему он у других выпрашивает обол, а у него целую мину. "Потому, – ответил Диоген, – что у других я надеюсь попросить еще раз, а доведется ли еще попросить у тебя, одним богам ведомо". Когда его попрекали, что он просит подаяния, а Платон не просит, он сказал: "Просит и Платон, только
Голову близко 
склонив, чтоб его не слыхали другие" 
88.  
Увидев неумелого 
стрелка из лука, он уселся возле 
самой мишени и объяснил: "Это 
чтобы в меня не попало". О влюбленных 
говорил он, что они мыкают горе 
себе на радость.  
На вопрос, является 
ли смерть злом, он ответил: "Как же может 
она быть злом, если мы не ощущаем ее присутствия?" 
Однажды Александр подошел к нему и спросил: 
"Ты не боишься меня?" – "А что ты 
такое, – спросил Диоген, – зло или добро?" 
– "Добро", – сказал тот. "Кто же 
боится добра?" Он говорил, что образование 
сдерживает юношей, утешает стариков, 
бедных обогащает, богатых украшает. Развратнику 
Дидимону, который лечил глаз одной девушке, 
он заметил: "Смотри, спасая глаз, не 
погуби девушку" 89. Кто-то жаловался, 
что друзья злоумышляют против него. "Что 
же нам делать, – воскликнул Диоген, – 
если придется обращаться с друзьями, 
как с врагами?" На вопрос, что в людях 
самое хорошее, он ответил: "Свобода 
речи". Зайдя в школу и увидев много 
изваяний муз и мало учеников, он сказал 
учителю: "Благодаря богам, у тебя ведь 
немало учащихся!"  
Все дела совершал 
он при всех: и дела Деметры, и 
дела Афродиты. Рассуждал он так: если 
завтракать прилично, то прилично и 
завтракать на площади; но завтракать 
прилично, следовательно, прилично и 
завтракать на площади. То и дело занимаясь 
рукоблудием у всех на виду, он говаривал: 
"Вот кабы и голод можно было унять, 
потирая живот!" 90 О нем есть много и 
других рассказов, перечислять которые 
было бы слишком долго 91.  
Он говорил, что 
есть два рода упражнения (ascesis): одно 
– для души, другое – для тела; благодаря 
этому последнему, привычка, достигаемая 
частым упражнением, облегчает нам добродетельное 
поведение. Одно без другого несовершенно: 
те, кто стремится к добродетели, должны 
быть здоровыми и сильными как душой, так 
и телом. Он приводил примеры того, что 
упражнение облегчает достижение добродетели: 
так, мы видим, что в ремеслах и других 
занятиях мастера не случайно добиваются 
ловкости рук долгим опытом; среди певцов 
и борцов один превосходит другого именно 
благодаря своему непрестанному труду; 
а если бы они перенесли свою заботу также 
и на собственную душу, такой труд был 
бы и полезным и ценным.  
Он говорил, что 
никакой успех в жизни 
Он говорил, что 
все принадлежит мудрецам и доказывал 
это такими доводами, которые мы 
уже приводили 94: "все принадлежит 
богам; мудрецы – друзья богов; а 
у друзей все общее; стало быть, все 
принадлежит мудрецам". А о законах 
он говорил, что "город может держаться 
только на законе; где нет города, там не 
нужны городские прихоти; а город держится 
на городских прихотях; но где нет города, 
там не нужны и законы; следовательно, 
закон – это городская прихоть".  
Знатное происхождение, 
славу и прочее подобное он высмеивал, 
обзывая все это прикрасами порока. 
Единственным истинным государством он 
считал весь мир 95. Он говорил, что жены 
должны быть общими, и отрицал законный 
брак: кто какую склонит, тот с тою и 
сожительствует; поэтому же и сыновья 
должны быть общими.  
Нет ничего дурного 
в том, чтобы украсть что-нибудь 
из храма или отведать мяса любого 
животного: даже питаться человеческим 
мясом не будет преступно, как 
явствует из обычаев других народов. 
В самом деле, ведь все существует во всем 
и чрез все: в хлебе содержится мясо, в 
овощах хлеб, и вообще все тела как бы парообразно 
проникают друг в друга мельчайшими частицами 
через незримые поры. Так разъясняет он 
в своем "Фиесте", если только трагедии 
написаны им, а не его учеником Филиском 
с Эгины и не Пасифонтом, сыном Лукиана, 
который, по словам Фаворина в его "Разнообразном 
повествовании", писал уже после смерти 
Диогена. Музыкой, геометрией, астрономией 
и прочими подобными науками Диоген пренебрегал, 
почитая их бесполезными и ненужными.  
В ответах он 
отличался находчивостью и 
Этот человек 
обладал поразительной силой 
убеждения, и никто не мог противостоять 
его доводам. Говорят, что эгинец 
Онесикрит послал однажды в Афины 
Андросфена, одного из двух своих сыновей, 
и тот, послушав Диогена, там и 
остался. Отец послал за ним старшего сына, 
вышеупомянутого Филиска, но Филиск точно 
так же не в силах был вернуться. На третий 
раз приехал сам отец, но и он остался вместе 
с сыновьями заниматься философией. Таковы 
были чары Диогеновой речи.  
Слушателями Диогена 
были и Фокион, прозванный Честным, 
и Стильпон Мегарский, и многие другие 
политики.  
Говорят, что он умер почти девяноста лет от роду. О его смерти существуют различные рассказы. Одни говорят, что он съел сырого осьминога, заболел холерой и умер 96; другие – что он задержал себе дыхание. Среди последних – Керкид из Мегалополя, который так говорит в мелиямбах:
...Не таков был мудрец из Синопа,
С палкой, в двойном плаще, под открытым небом живущий:
Принял он смерть, закусив себе губы зубами
И задержавши дыхание. Был он поистине
Отпрыском Зевса 
и псом-небожителем.  
Третьи говорят, 
что, когда он хотел разделить 
осьминога между собаками, они 
искусали ему мышцы ног, и от этого 
он умер. А рассказ о том, что 
он задержал дыхание, – это, по словам 
Антисфена в "Преемствах", домысел 
его учеников: Диоген жил в это время в 
Крании – так назывался гимнасий поблизости 
от Коринфа; однажды, явившись к нему, как 
обычно, ученики увидели, что он лежит, 
закутавшись в плащ, и подумали, что он 
спит, – вообще же он не страдал сонливостью; 
а когда откинули плащ, то увидели, что 
он уже не дышит, и подумали, что он сделал 
это умышленно, чтобы незаметно уйти из 
жизни.