Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:53, реферат
Диоген Синопский, сын менялы Гикесия. По словам Диокла, его отец, заведовавший казенным меняльным столом, портил монету и за это подвергся изгнанию. А Евбулид в книге "О Диогене" говорит, что и сам Диоген занимался этим и потом скитался вместе с отцом. И сам Диоген в сочинении "Барс" признает, что он обрезывал монеты Некоторые рассказывают, что его склонили на это работники, когда он был назначен заведовать чеканкой, и что он, отправившись в Дельфы или в делийский храм на родине Аполлона, спросил, сделать ли ему то, что ему предлагают. Оракул посоветовал ему "сделать переоценку ценностей" 25, а он не понял истинного смысла, стал подделывать монету, был уличен и, по мнению одних, приговорен к изгнанию, по мнению других, бежал сам в страхе перед наказанием. Некоторые сообщают, что он получал деньги от отца и портил их и что отец его умер в тюрьме, а сам он бежал, явился в Дельфы и спросил оракула не о том, заниматься ли ему порчей монеты, а о том, что ему сделать, чтобы прославиться: тут-то он и получил ответ, о котором было сказано.
Видя, что в 
Мегарах овцы ходят в кожаных 
попонах 48, а дети бегают голыми, он 
сказал: "Лучше быть у мегарца 
бараном, чем сыном". Когда кто-то 
задел его бревном, а потом 
крикнул: "Берегись!" – он спросил: 
"Ты хочешь еще раз меня ударить?" 
Он говорил, что демагоги это прислужники 
толпы 49, а венки – прыщи славы. Среди бела 
дня он бродил с фонарем в руках, объясняя: 
"Ищу человека". Однажды он голый 
стоял под дождем, и окружающие жалели 
его; случившийся при этом Платон сказал 
им: "Если хотите пожалеть его, отойдите 
в сторону", имея в виду его тщеславие.  
Когда кто-то стукнул 
его кулаком, он воскликнул: "Геракл! 
как это я не подумал, что нельзя 
ходить по улице без шлема!" Но 
когда Мидий ударил его кулаком 
и сказал: "Вот тебе три тысячи 
на стол!" 50 – он на следующий день 
надел ремни для кулачного боя 51 и отколотил 
Мидия, приговаривая: "А вот тебе три 
тысячи на стол!" Торговец снадобьями 
Лисий спросил его, верит ли он в богов. 
"Как же не верить, – сказал Диоген, 
когда тебя я иначе и назвать не могу как 
богом обиженным?" (Впрочем, некоторые 
приписывают это Феодору.) 52 Видя, как кто-то 
совершал обряд очищения, он сказал: "Несчастный! 
ты не понимаешь, что очищение так же не 
исправляет жизненные грехи, как и грамматические 
ошибки". Он порицал людей за их молитвы, 
утверждая, что они молят не об истинном 
благе, а о том, что им кажется благом.  
Тем, кто боялся 
недобрых снов, он говорил, что они 
не заботятся о том, что делают 
днем, а беспокоятся о том, что 
приходит им в голову ночью. Когда 
на олимпийских играх глашатай возвестил: 
"Диоксипп победил всех мужей!", Диоген 
сказал: "Он побеждает рабов, а мужей 
побеждаю я" 53.  
Однако афиняне 
его любили: так, например, когда 
мальчишка разбил его бочку, они 
его высекли, а Диогену дали новую 
бочку.  
Стоик Дионисий 
говорит, что при Херонее Диоген попал 
в плен, был приведен к Филиппу и на вопрос, 
чем он занимается, ответил: "Слежу за 
твоею ненасытностью". Изумленный таким 
ответом, царь отпустил его. Александр 
однажды прислал в Афины к Антипатру письмо 
с человеком по имени Афлий ("Жалкий");  
Диоген сказал:
– Шел Жалкий 
с жалким к жалкому от жалкого...  
Когда Пердикка 
грозился казнить Диогена, если он не 
явится к нему 54, Диоген ответил: "Невелика 
важность: то же самое могли бы сделать 
жук или фаланга" и "Хуже было 
бы, если бы он объявил, что ему и без меня 
хорошо живется".  
Часто он объявлял 
во всеуслышание, что боги даровали 
людям легкую жизнь, а те омрачили 
ее, выдумывая медовые сласти, благовония 
и тому подобное. По той же причине 
он сказал человеку, которого обувал его 
раб: "Ты был бы вполне счастлив, если 
бы он заодно и нос тебе утирал; отруби 
же себе руки, тогда так оно и будет".  
Однажды, увидев, 
как храмоохранители вели в тюрьму 
человека, укравшего из храмовой казны 
какую-то чашу, он сказал: "Вот большие 
воры ведут мелкого". Увидев, как 
мальчик швыряет камешки в крест, он сказал: 
"Славно ты попадаешь в свою цель!" 
55 Мальчишкам, обступившим его и кричавшим: 
"Берегись, он кусается!", Диоген сказал: 
"Не трусьте, ребята: такой белой свеклы 
56 ни одна собака в рот не возьмет". Человеку, 
который хвалился львиной шкурой, он сказал: 
"Перестань позорить облачение доблести". 
Когда кто-то, завидуя Каллисфену, рассказывал, 
какую роскошную жизнь делит он с Александром, 
Диоген заметил: "Вот уж несчастен тот, 
кто и завтракает и обедает, когда это 
угодно Александру!"  
Нуждаясь в 
деньгах, он просил друзей не "дать ему 
деньги", а "отдать его деньги". 
Рукоблудствуя на глазах у всех, 
он приговаривал: "Вот кабы и голод 
можно было унять, потирая живот!" 
Увидев мальчика, который шел на 
пир к сатрапам, он оттащил его в сторону 
и отдал домашним под надзор. А когда мальчик 
в пышном наряде обратился к нему с вопросом, 
он сказал, что не ответит, пока тот не 
скинет наряд и не покажет, мужчина он 
или женщина. Мальчику, забавлявшемуся 
в бане игрой в коттаб 57, он сказал: "Чем 
лучше играешь, тем хуже тебе!" На одном 
обеде застольники швырнули ему кости, 
как псу; он отошел и помочился на них, 
как пес.  
Ораторов и 
вообще всякого, кто хотел прославиться 
красноречием, он называл "трижды человеком", 
то есть "трижды несчастным". Невежественного 
богача он называл златорунным бараном. 
Увидев дом одного распутника с надписью: 
"Продается", он сказал: "Я так и 
знал, что после стольких попоек ему нетрудно 
изрыгнуть своего владельца". Мальчику, 
жаловавшемуся, что все к нему пристают, 
он сказал: "А ты не выставляй напоказ 
все признаки своей похотливости". Об 
одной грязной бане он спросил: "А где 
мыться тем, кто помылся здесь?"  
Он один хвалил 
рослого кифареда 58, которого все 
ругали; на вопрос, почему он это делает, 
он ответил: "Потому что, несмотря на 
свои возможности, он занимается кифарой, 
а не разбоем". Кифареда, от которого 
постоянно убегали слушатели, он приветствовал: 
"Здорово, петух!" – "Почему петух?" 
– "Потому что ты всех поднимаешь на 
ноги".  
Один юноша 
разглагольствовал перед народом. Диоген 
набил себе пазуху волчьими бобами 59, сел 
напротив него и стал их пожирать. Когда 
все обратили взгляды на него, он сказал: 
"Удивительно, как это вы все забыли 
о мальчишке и смотрите на меня?" Один 
человек, известный крайним суеверием, 
сказал ему: "Вот я разобью тебе голову 
с одного удара!" – "А вот я чихну 
налево, и ты у меня задрожишь!" 60 – возразил 
Диоген. Гегесий просил почитать что-нибудь 
из его сочинений. "Дурак ты, Гегесий, 
– сказал Диоген, – нарисованным фигам 
ты предпочитаешь настоящие, а живого 
урока не замечаешь и требуешь писаных 
правил".  
Кто-то корил 
Диогена за его изгнание. "Несчастный! 
ответил он. – Ведь благодаря 
изгнанию я стал философом". Кто-то 
напомнил: "Жители Синопа осудили 
тебя скитаться". "А я их – оставаться 
дома", – ответил Диоген.  
Увидев, как один 
олимпийский победитель пас овец, 
он сказал: "Быстро же ты, милейший, променял 
ристалище на пастбище!" 61 На вопрос, 
почему атлеты такие тупицы, он ответил: 
"Потому что мясо в них свиное 
и бычье".  
Он просил подаяния 
у статуи; на вопрос, зачем он это 
делает, он сказал: "Чтобы приучить 
себя к отказам". Прося у кого-то 
подаяния (как он делал вначале 
по своей бедности), он сказал: "Если 
ты подаешь другим, то подай и 
мне; если нет, то начни с меня".  
Тиран спросил 
его, какая медь лучше всего годится 
для статуй. Диоген сказал: "Та, из 
которой отлиты Гармодий и Аристогитон". 
На вопрос, как обращается Дионисий 
с друзьями, он ответил: "Так же, 
как с мешками: полные подвешивает 
в кладовой, а пустые выбрасывает".  
Один новобрачный написал на своем доме:
Зевесов сын, Геракл победоносный
Здесь обитает, 
да не внидет зло!  
Диоген приписал: 
"Сперва война, потом союз". Алчность 
он называл матерью всех бед. Увидев 
мота, который ел в харчевне оливки, 
он сказал: "Если бы ты так завтракал, 
не пришлось бы тебе так обедать".  
Добродетельных 
людей он называл подобиями богов, 
любовь – делом бездельников. На 
вопрос, что есть в жизни горестного, 
он ответил: "Старость в нищете". 
На вопрос, какие звери опаснее 
всего кусаются, он ответил: "Из диких 
– сикофант 62, из домашних – льстец". 
Увидев двух скверно нарисованных кентавров, 
он спросил: "Какая лошадь поплоше?" 
63 Вкрадчивую речь он называл медовой 
удавкой, желудок – харибдой жизни" 
Услышав, что флейтист Дидим ["Двужильный"] 
попался с чужой женой, он сказал: "Его 
следовало бы повесить за его имя!" На 
вопрос, почему у золота такой нездоровый 
цвет, он сказал: "Потому что на него 
делается столько покушений". Увидев 
женщину в носилках, он сказал: "Не по 
зверю клетка".  
Увидев беглого раба, который сидел над колодцем 64, он сказал: "Не провалиться бы твоему побегу!" Заметив мальчишку, ворующего одежды в бане, он спросил: "Что ты хочешь делать с этим добром, мыться или смываться?" 65 Увидев женщин, удавившихся на оливковом дереве, он воскликнул: "О если бы все деревья приносили такие плоды!" Увидев вора, крадущего платье, он спросил:
Грабить ли хочешь 
ты мертвых, лежащих на битвенном 
поле? 66  
На вопрос, есть 
ли у него раб или рабыня, он ответил: 
"Нет". – "Кто же тебя похоронит, 
если ты умрешь?" – спросил собеседник. 
"Тот, кому понадобится мое жилище".  
Увидев хорошенького мальчика, беззащитно раскинувшегося, он толкнул его и сказал: "Проснись –
Пику тебе, берегися, 
вонзят лежащему, сзади!"  
А пирующему моту сказал:
Скоро конец 
тебе, сын мой, судя но тому, что вкушаешь 
67  
Когда Платон рассуждал 
об идеях и изобретал названия для "стельности" 
и "чашности", Диоген сказал: "А 
я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стельности 
и чашности не вижу". А тот: "И понятно: 
чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, 
а чтобы видеть стельность и чашность, 
у тебя.нет разума". (И на вопрос: "Что, 
по-твоему, представляет собой Диоген?" 
Платон ответил: "Это безумствующий 
Сократ") 68.  
На вопрос, в 
каком возрасте следует жениться, 
Диоген ответил: "Молодым еще рано, 
старым уже поздно" 69. На вопрос, по 
какому месту лучше получать удары, он 
ответил: "По шлему". Увидев прихорашивающегося 
мальчика, он сказал ему: "Если это для 
мужчин – тем хуже для тебя; если для женщин 
– тем хуже для них". А увидев краснеющего 
мальчика: "Смелей! Это краска добродетели". 
Услышав, как спорили двое сутяг, он осудил 
обоих, заявив, что, хоть один и украл, другой 
ничего не потерял. На вопрос, какое вино 
ему вкуснее пить, он ответил: "Чужое". 
Ему сказали: "Тебя многие поднимают 
на смех"; он ответил: "А я все никак 
не поднимусь".  
Человеку, утверждавшему, что жизнь – зло, он возразил: "Не всякая жизнь, а лишь дурная жизнь". Когда у него убежал раб, ему советовали пуститься на розыски. "Смешно, – сказал Диоген, – если Манет может жить без Диогена, а Диоген не сможет жить без Манета". Когда он завтракал оливками, ему принесли пирог; он отбросил его со словами:
Прочь, прочь 
с дороги царской, чужеземец! 70  
а в другой раз сказал:
Бич на оливу 
занес... 71  
Его спросили: "Если 
ты собака, то какой породы?" Он ответил: 
"Когда голоден, то мальтийская, когда 
сыт, то молосская 72, из тех, которых многие 
хвалят, но на охоту с ними пойти не решаются, 
опасаясь хлопот; так вот и со мною вы не 
можете жить, опасаясь неприятностей".  
На вопрос, можно 
ли мудрецам есть пироги, он ответил: "Можно 
все то же, что и остальным людям". 
На вопрос, почему люди подают милостыню 
нищим и не подают философам, он сказал: 
"Потому что они знают: хромыми и слепыми 
они, быть может, и станут, а вот мудрецами 
никогда". Он просил милостыню у скряги, 
тот колебался. "Почтенный, – сказал 
Диоген, – я же у тебя прошу на хлеб, а не 
на склеп!" 73  
Кто-то попрекал 
его порчей монеты. "То было время, 
сказал Диоген, – когда я был 
таким, каков ты сейчас; зато таким, 
каков я сейчас, тебе никогда не 
стать". Кто-то другой попрекал его 
тем же самым. Диоген ответил: "Когда-то 
я и в постель мочился, а теперь вот не 
мочусь".  
Придя в Минд и увидев, что ворота в городе огромные, а сам город маленький, он сказал: "Граждане Минда, запирайте ворота, чтобы ваш город не убежал". Увидев однажды, как поймали человека, воровавшего пурпур, он сказал:
Очи смежила 
пурпурная смерть и могучая участь 
74.  
В ответ на приглашение 
Кратера явиться к нему 75 он сказал: 
"Нет уж, лучше мне лизать соль 
в Афинах, чем упиваться в пышных 
застольях Кратера". Однажды он 
подошел к ритору Анаксимену, который 
отличался тучностью, и сказал: "Удели 
нам, нищим, часть своего брюха, этим ты 
и себя облегчишь, и нам поможешь". В 
другой раз среди его рассуждений он стал 
показывать его слушателям соленую рыбу 
и этим отвлек их внимание; ритор возмутился, 
а Диоген сказал: "Грошовая соленая 
рыбка опрокинула рассуждения Анаксимена".  
Однажды его 
упрекали за то, что он ел на площади; 
он ответил: "Голодал ведь я тоже 
на площади". Некоторые относят 
к нему и такой случай: Платон, 
увидев, как он моет себе овощи, подошел 
и сказал ему потихоньку: "Если бы ты 
служил Дионисию, не пришлось бы тебе мыть 
овощи"; Диоген, тоже потихоньку, ответил: 
"А если бы ты умел мыть себе овощи, не 
пришлось бы тебе служить Дионисию" 
76.  
Ему сказали: "Многие 
смеются над тобою". Он ответил: "А 
над ними, быть может, смеются ослы; но 
как им нет дела до ослов, так и мне – до 
них". Увидев мальчика, занимавшегося 
философией, он воскликнул: