Черты готики в современном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:51, творческая работа

Описание

Искусство всегда поражало своим многообразием. В мире музыки, моды, архитектуры, изобразительного искусства существуют десятки стилей, направлений, каждое из которых само по себе уникально. Одним из «темных пятен» современного искусства является готическая культура, поражающая своей таинственностью и мистицизмом.

Работа состоит из  1 файл

Готическая культура в фильме свинни тодд.docx

— 115.38 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  РФ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМ. А. С. ПУШКИНА

КАФЕДРА МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

Творческая работа

по зарубежной литературе XIX века

на тему: «Черты готики в современном искусстве».

На примере  фильма

«Суини Тодд –  демон – парикмахер с Флит –  стрит».

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса, IV гр.:

Тарасова Елизавета,

Проверила: Сомова Е. В.

 

 

Москва, 2011.

Искусство всегда поражало своим многообразием. В мире музыки, моды, архитектуры, изобразительного искусства  существуют десятки стилей, направлений, каждое из которых само по себе уникально. Одним из «темных пятен» современного искусства является готическая культура, поражающая своей таинственностью  и мистицизмом.

Правда, в современном мире понятие «готика» и готический стиль несколько искажено и рождает различные ассоциации, от средневекового замка с тяжелыми, высокими стенами и маленькими темными окнами, до молодежного движения, известного своим мрачным и даже несколько устрашающим внешним видом. Но между тем, обратившись к истории, мы увидим множество великолепнейших примеров этого величественного стиля в таких монументальных зданиях как, например, Собор Парижской Богоматери, с его устремленными ввысь колоннами, таинственными башнями, шпилями и аркам.

И для начала, скажем в общем несколько слов о том, что же собой представляет готический стиль.

Как известно, готический стиль  мы позаимствовали из средневековой  Европы. Он представляет собой исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале его применяли к литературе – для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca» (итал. «немецкая»). Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения. 

Характерными чертами  этого стиля были камины, высокие  шпили башен, витиеватые орнаменты, тонкие «пучковые» колонны, своды, огромные стрельчатые окна и великолепные цветные витражи. В готической архитектуре происходило освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами – это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым. Вместе с тем формы архитектуры стали выражать не прочность и устойчивость, а христианскую идею устремленности ввысь, к небу – содержание, противоположное функциональному смыслу строительной конструкции. 
Таким образом, архитектура готического собора является своеобразным символом бесконечности.

Основными чертами дизайна  интерьера в готическом стиле  можно назвать стремление вверх, заостренность, легкость, экспрессивность.  
       Кроме того, интерьеры с дизайном в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами. Характерными элементами становятся ажурные орнаменты, каменное кружево резьбы, стрельчатые своды. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. Оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей. Потолки обычно деревянные балочной конструкции, встречается декоративная роспись на потолке. 
Типичные мебельные изделия готического стиля дизайна интерьера: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имел глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Под откидной столешницей находилось множество отделений и маленьких ящичков. Кровать, если она не была встроена в стену, имела балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой.

Основные материалы в  дизайне интерьера готического стиля в строительстве и отделке были в основном камень, мрамор, дерево (дуб, орех и ель, сосна, лиственница и кедр европейский, можжевельник). В декоре использовалась плиточная мозаика, майолика; сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура. Фигурная лепнина подчас расписывалась и покрывалась позолотой.  
Цветные витражи в виде стрельчатых арок – одна из самых узнаваемых особенностей стиля готики. Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создает неповторимое «лицо» стиля готики.  
Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности. Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы – цветного стекла; использовавшаяся же для прорисовки контуров черная краска была непрозрачной. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый. 
             

Готическая культура была источником вдохновения для писателей, художников и музыкантов разных времен и всегда была связана с мистикой или ужасом. Эту черту мы можем  наблюдать и в фильме «Суини Тодд – демон – парикмахер с Флит – стрит». С первых же минут кинопроизведения мы погружаемся в атмосферу закрадывающегося в самые укромные уголки души ужаса и всеобъемлющей мистики. С первых секунд зритель погружается в мир чего – то кошмарного и чрезвычайно страшного, помогают ему в этом устрашающие органные аккорды, которые звучат с самого начала фильма. Заметим, что «пугающая» и в то же время несколько «причудливая» музыка является неизменным аккомпанементом на протяжении всего фильма.

Еще одно сходство с готической культурой – построение на приеме контраста, использование резких переходов. Как в искусстве готики плавные  линии сочетались с заостренными пиками, так и здесь мрачные  картины настоящего контрастируют  с колоритным, ярким описанием  прошлого Суини Тодда и мечтаний миссис Ловетт. Резко меняется и  звуковое сопровождение – мелодия  становится приятной, спокойной, умиротворенной, мажорной.

 

Что касается, готических черт в архитектуре, то они здесь также  очевидны. В самом начале фильма Главный герой – Суини Тодд ведет беседу с юношей - Энтони на плывущем судне, а в качестве экспозиции мы можем приметить огромный  массивный разводной мост с опорными столбами, которые увенчаны шпилями, устремленными вверх, что является очевидным признаком готической архитектуры. Звук колокола в этом эпизоде, являющийся фоновым элементом во время диалога Суини Тодда и юношей на корабле, также можно смело назвать элементом готического стиля, который тесно связан с церковной темой, образами храмов, крестов, колоколен.

Готическую атмосферу  создают и мощеные улочки, полукруглые арки, дома с колоннами, которые помогаю перенестись нам во времена 16 – 19 веков. И исключительно важными деталями являются узкие и высокие башни с заостренными, устремляющимися в немо шпилями, то и дело появляющиеся в кадре.

Интересна в фильме и скульптура, которой присущи черты готики: она представляет собой округленную  монументальную пластику, которая, создавая импульсивную светотеневую игру, в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы. Сами скульптурные фигуры невероятно причудливы и необычны: они изображают, мифических, даже мистических, нереальных существ: рогатых драконов, фантастических змеев. А кованые решетчатые заборы с заостренными концами являются еще одним экстерьерны элементом, подчеркивающим в этом фильме черты готики.

Помимо всего прочего, портретные произведения искусства, которые  получили свое широкое развитие в  эпоху развития культуры готики, порой  появляются в кадре рассматриваемого нами фильма. Витражи – пожалуй, единственная примечательная деталь готического стиля, ни разу не встречающаяся в этом фильме.

Мрачный колорит интерьера, резная мебель, незашторенные окна в свинцовых рамах, обои с растительным орнаментом в комнате миссис Ловетт, дощатые полы, деревянные балочные потолки, сундук в кабинете Суини Тодда также являются атрибутами готической культуры.

Подметим и значимые детали с «готическим оттенком», такие как серебряные ножи Суини Тодда для бритья(серебрямые артибуты также являются отличительной чертой готическогостиля).

Обратим внимание и на то, что события разворачиваются  на фоне полумрака, а также героев окружает туманная пелена, что опять - таки помогает создать таинственность атмосферы.

Налет «готики» есть и на образах главных героев: костюмы, грим, модели поведения, ход мыслей  буквально пропитаны чертами  этого мистического культурного  направления.

Образ главного героя мрачен. Взлохмаченные волосы с седыми прядьми, огромные синяки под глазами, бледное  лицо, болезненная худоба, ввалившиеся  глаза, глубоко врезавшиеся морщины на лбу, потрепанный костюм – так выглядит Суини Тодд.

Его мировоззрение необычно: всюду ему чудятся тени, призраки, что вполне соответствует готической модели мировосприятия, которой свойственная такая черта как вера в сверхъестественное, мистическое, загадочное.

Суини Тодд

 

Образ миссис Ловетт имеет не меньше готических черт. Среди них: также взлохмаченные волосы, бледность, пересохшие, несколько посиневшие губы,  впалые щеки, спецефический макияж, придающий «болезненный», «нездоровый» внешний вид героини. Ее одежда также смоделирована в традициях готической культуры: многочисленные кружева, полупрозрачные вставки на платье, изящные ажурные черные перчатки.

Миссис  Ловетт

Образ юной дочери Суини  Тодда - Джоанны тоже в некоем смысле имеет отношение к готике: этот персонаж непосредственно имеет отношение к идее устремленности вверх, она стремится к освобождения «из клетки», к своеобразному жизненному восхождению. Ей «не хватает свободы, хотя вокруг нет решеток».

Еще одно сходство с готической культурой – построение на приеме контраста, использование резких переходов. Как в искусстве готики плавные линии сочетались с заостренными пиками, так и здесь мрачные картины настоящего контрастируют с колоритным, ярким описанием прошлого Суини Тодда и мечтаний миссис Ловетт. Резко меняется и звуковое сопровождение – мелодия становится приятной, спокойной, умиротворенной, мажорной.

 

Примечательно, что даже в самом сюжете можно проследить элементы готического стиля. Коротко о сюжете: Когда-то в Лондоне жил молодой и наивный брадобрей Бенджамин Баркер. Он был женат на прелестной женщине по имени Люси, которая родила ему такую же прелестную дочку. На его беду, прелесть его жены также оценил сластолюбивый судья Терпин — и отправил Бенджамина Баркера на пожизненную каторгу, чтобы без помех овладеть его женой. 
 
Пятнадцать лет спустя Баркер бежал с каторги, под именем Суини Тодда добрался до Лондона — и не нашел у себя дома ни жены, ни дочери. Миссис Ловетт, хозяйка маленькой пекарни этажом ниже, вначале не узнавшая его, рассказала ему его собственную историю. Тодд был уничтожен и поклялся страшно отомстить своим обидчикам — судье Терпину и приставу Бэмфорду, который помогал судье в его недостойных делах. По совету миссис Ловетт, не скрывающей своей привязанности к беглецу, он вернулся к своему прежнему ремеслу — снова стал брадобреем в надежде когда-нибудь заполучить к себе в заведение судью и прикончить его.

Иными словами, основной сюжета является история главного героя  кинофильма — Суини Тодда, который, как и Джек Потрошитель, убивал своих клиентов бритвой, а его сообщница, миссис Ловетт, помогала ему избавляться от тел, делая из них начинку для мясных пирогов.

 

Готическая мрачность  наблюдается и на уровне поэтических  средств: метафор, сравнений, эпитетов. Лондон предстает как «клуа, как  гнилая дыра, где людские отбросы  гниют, там мораль не в чести, на нее  все плюют». Герой акцентирует свое внимание на том, что Лондон – это то место, где «горстка избранных кровопийцев, верша скорый суд над толпою, красоту растлевают и губят», он говорит, что познал жестокость людскую и потому озлоблен на весь мир.

Уникальна и цветовая гамма, в которой представляется фильм: мрачные тона с вкраплением ярко – красного цвета. Но хотя изначально готический стиль предполагал яркие краски, позолоту, сияние витражей, экспрессию, симфонию света и цвета, сегодня готический стиль устойчиво ассоциируется с черным цветом и помимо всего прочего предполагает алый, красный, фиолетовый, темно – зеленый и синий цвета.

Заметим и еще одну существенную деталь: смерть – еще один важный элемент, связанный с готической культурой. При внимательном просмотре фильма можно заметить мотив смерти, красной нитью проходящий через всю экранизацию. Как известно, с мотивом смерти, так или иначе, связан образ крови, который также является одним из основных в данном фильме: картина открывается кадрами, на которых по уникальному механизму текут ручьи густой насыщенно – красной крови, что подвергает неискушенного зрителя в откровенный ужас. Изображение дьявольской «мясорубки – убийцы» повергает в шок любого адекватного человека. А эпизоды убийств Суини Тоддом своих жертв, их окровавленные, обезображенные тела, предсмертные конвульсии и подавно не могут не поразить здорового в моральном плане человека. Интересный подход к смерти имеет судья, который в диалоге со своим слугой на реплику: «Он не виновен, но заслуживает смерти» хладнокровно отвечает: «а кто – нет?»

Важно и то, что для  готики характерен также мотив склонности к депрессии, ощущение печали, гнетущего  мрака. Именно такое душевное состояние присуще главному герою киноленты - Суини Тодду. Тоска и неодолимая жажда мести гложут его на протяжении всей экранизации.

 

Подметим, что картина снята режиссером Тимом Бертоном, известность которому принесли эпатажные и экстравагантные киношедевры, отличающиеся необычным, изощренным, по меньшей мере, странным взглядом на жизнь, на многие ситуации. Такую же «странную репутация» в мире шоу – бизнеса, в кругу актеров имеют Джонни Депп, сыгравший главного героя, и супруга Тима Бертона - Хелена Бонем Картер, сыгравшая хозяйку «дьявольской пекарни» - миссис Ловетт. Эти личности давно славятся среди своих коллег талантливейшим исполнением ролей чудаков, людей «не от мира сего», героев «немного сумасшедших», порой даже близких в чем – то к субкультурам фриков или (как в данном примере) к субкультуре готов.

Информация о работе Черты готики в современном искусстве