Архитектура как современное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:40, реферат

Описание

Архитектура тесно связана с природой. Она является искусством
трехмерного пространства и воспринимается не только при созерцании формы,
конструкции, объема, но и в практическом использовании постройки.
Архитектура имеет свой свойственный только ей язык художественного
выражения, язык форм, соотношений объемов, взаимодействующих с окружающей
средой.

Работа состоит из  1 файл

рЕФЕРАТ.doc

— 51.50 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский  государственный  университет 

им. А.С. Пушкина 
 
 
 
 

Факультет «Экономики и финансов»

Специальность  «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По предмету «Эстетика»

На тему «Архитектура как современное искусство» 
 

Выполнила студентка

V курса заочного отделения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург, г.Пушкин 2006 г. 

Архитектура  тесно  связана  с  природой.  Она  является   искусством

трехмерного пространства и воспринимается не только  при  созерцании  формы,

конструкции,  объема,  но  и   в   практическом   использовании   постройки.

Архитектура  имеет  свой  свойственный  только   ей   язык   художественного

выражения, язык форм, соотношений объемов,  взаимодействующих  с  окружающей

средой.

       Архитектура  -  это  прежде   всего   строительство:   своего   дома,

общественных, культовых  сооружений,  городов.  Представления  о  красоте  не

были постоянными. В каждую историческую эпоху  они  складывались  из  многих

причин,  прежде  всего  от  человеческих  взаимоотношений,  от  общественно-

экономических отношений, определяющих идеалы и вкусы  общества.  Архитектура

не изображает действительность и  не  воспроизводит  ее.  она  сама  создает

реальность, материальную среду.  в  которой  находится  и  живет  человек  и

никакая иная человеческая  деятельность  эту  функцию  выполнить  не  может.

Природные формы  архитектура не  копирует  слепо  и  не  повторяет.  люди  не

учились пропорциональности и соизмеримости. пластике и другим  выразительным

средствам.

       С  древнейших  времен  человек   выбирал   для   культовых   ритуалов,

празднеств, советов  “особые” отличные от жилья места, отмеченные  в  природе

необычным  рельефом.  Центрическими  были  застройки  многих   древнерусских

городов, размещавшихся  на высоких берегах рек, в их  излучинах,  как  местах

стратегических, которые  легче было обнести  валом,  выстроить  мощные  стены

укреплений. Массивность  архитектурных  сооружений  была  одним  из  средств

художественной  выразительности  и  выражения  духовных  сил  и  потребностей

человека.

       Архитектура  говорит  на  языке   объемных   форм,   объединенных   в

продуманную систему  построения пространства.  в  которой  живет  и  работает

человек. Организованное пространство в  свою  очередь  влияет  на  человека.

строя его отношения  с людьми и природой. При этом важно, какие  эстетические

ощущения возникают  у человека  от  характера  архитектурного  объема  и  его

элементов  (  массивное,  тяжелое,   гнетущее   или   легкое,   праздничное,

подвижное).

      На эстетическое восприятие архитектурного  объекта влияет  разнообразие

горизонтально  или  вертикально   расположенных   объемов,   монотонно   или

разнообразно  скомпонованных.  Достаточно  3-4  геометрических форм.  чтобы

создать многочисленные варианты решений архитектурного образа.

      Важное композиционное средство -  пропорции  -  отношения  по  высоте,

длине и ширине. Архитектура подчинена законам  симметрии и асимметрии,  ритма

- это все проявление  “золотого пропорционирования”,  вызывающее  у  человека

определенное настроение, переживание, восприятие объекта

 

Архитектура и прикладные искусства. Архитектура и  дизайн.

Архитектуру относят  к пространственным искусствам. Вопрос о том, является ли архитектура искусством, на наш взгляд решен. Да, архитектура  действительно искусство. в том  смысле, что он связано с духовным миром человечества, может создавать чувственные образы, которые будут адекватны духовному складу эпохи.

Да, изображения  чего-либо здесь нет. Но что изображает наше тело? И чего добиваются различные  виды искусства, изображая тело и лицо человека? Архитектура сама есть тело человечества. Его неорганическое тело, в котором человек созерцает самого себя. Как говорит Маркс, человек созерцает самого себя в созданном им мире. В этом отношении архитектура создает зримый, чувственный образ эпохи. Бальзак в своих романах описывает уклад жизни людей и дает детальнейшие описания улиц, домов, интерьеров. Потому что все это связано и с укладом жизни, и с тем мироощущением, которое адекватно этому укладу. И когда Лермонтов пишет: “Избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно”, то эти детали предметной действительности связаны с укладом жизни, Лермонтов из цитирует из жизни, чтобы дать почувствовать душу народа, и свое отношение к этой жизни, к народу. Он разговаривает на этом архитектурном языке.

Вообще, предметность действительно теснейшим образом  связана с человеком, с его духовностью, с его отношением друг к другу, ко всей человеческой проблематике. Поэтому можно говорить о том, что предметность в целом несет в себе некое подобие человеческой духовности. Мы читаем в этой предметности самого человека. Посредством предметности мы ощущаем человека.

Естественно, образная природа архитектуры как особого  вида искусства не может быть подобием тех образов, которые создаются  в других искусствах. Архитектура - это тектоническая образность. Ритмику жизни данного общества мы воссоздаем в ритмическом строе архитектонического искусства. Да и не только ритмику.

Греческая архитектура  обусловлена общим состоянием духовной культуры древних греков. Космоцентризмом их мироощущения. Тем, что они называли калокогатией. Это представление о единстве и соразмерности, гармоничности физического и духовного, о спокойной и уравновешенной созерцательности в деятельности души. Короче говоря, греческая архитектура теснейшим образом связана со всем укладом жизни, с укладом духовной жизни греков.

Да и современная  архитектура также связана с  тем состоянием духа, которая характерна для нашего времени. Прежде всего  с тем, что капитализм несет с  собой универсализацию отношений  индивида и мира. Господство товаро-денежных отношений ставит индивида в универсальную взаимосвязь с обществом. Поэтому социальное пространство должно быть переосмыслено. Это потребность новой действительности, нового типа социальных связей общества.

Мы можем для наглядности представить себе среднеазиатский город, в котором каждый дом защищен стенами и этот закрытый двор не предназначен для чужих глаз. А некоторые западные архитекторы настолько явственно ощутили изменение характера взаимосвязей людей в современном обществе, что проектировали дома со стеклянными стенами.

Есть еще один момент современного мироощущения, который  оказывает свое воздействие на облике современной архитектуры. Ощущение быстроуходящего времени. Ощущение подлинности настоящего преходящего  момента и неистинности всего  того, что было прежде. Ощущение своего превосходства над всем тем, что было прежде. И вот это мироощущение создает и архитектурный язык, ему соответствующий. Язык конфликтной образности, в нем спокойной умиротворенности, идет как бы вечный поиск, постоянное отрицание канонов. И если теперь взять современную архитектуру как лицо эпохи, как нечто порожденное сами быстротекущим временем и ощущением его быстротекучести, то она явно имеет свое лицо и создает вполне определенное мироощущение.

Маркс отмечает, что  наряду с универсализацией отношений людей эти товаро-денежные отношения отчуждают человека. Человек как

бы становится частичным, замыкается в своих функциях. Архитектура нашего времени несет  на себе и печать отчуждения человека. Конечно, достижения современной архитектуры  несомненны. В планировании городской среды, в создании новых типов архитектурных сооружений и комплексов, в том, что она научилась планировать архитектурные комплексы. Но мы здесь говорим о связи искусства с эпохой, ее духовным укладом.

Архитектура как вид искусства.

     Философская концепция архитектуры изложена в “Эстетике” Гегеля. Те положения, которые выдвигает Гегель относительно архитектуры как вида искусства, представляют не только исторический интерес. Его философия и ступень  в развитии представлений об искусстве, и в то же самое время вклад в эти представления. В свете событий в архитектуре в ХIХ-ХХ столетий вклад Гегеля требует к себе все более внимательного отношения.

     Я намеренно не стал излагать другие философские концепции архитектуры, которые есть в истории мысли, так как именно гегелевская концепция духа, духовной культуры человечества более чем любая другая философская концепция дает нам богатую пищу для понимания процессов, происходящих в духовной культуре человечества. Думается, что философское наследие Гегеля и вообще немецкой классической философии накануне своего Ренессанса. Тем более, что именно концепция искусства в ней наиболее убедительна. А архитектура и есть особый вид искусства.

     Гегель  выдвигает тезис, что “искусство становится особенным искусством, когда его содержание вступает в действительное внешнее бытие, определенное существование.” Причем, содержание этого, конкретного искусства есть то внутреннее содержание, которое исходит из духа. Потому начальная стадия архитектуры в ее простейшей форме, как строительство, еще не есть искусство. Оно не есть такое начало, которое дает потом поступательное движение до наших дней. Отсюда понятие искусства архитектуры требует так показать возникновение его как собственно искусства, чтобы его первой задачей было формирование в самом себе такого объективного начала, которое превратило бы его во внешнее окружение духа, в проявление его содержания вовне. И тогда то, что лишено внутренней жизни, должно получить смысл и форму, которые этому внешнему не имманентны, т.е. внутренне не присущи. Материальная оболочка должна стать проявлением внутреннего, духовного содержания.

     Гегель  пишет, что у дома, храма цель - вместилище человека, изображение бога. Но эта первая потребность еще  вне искусства. Человек хочет  прыгать, петь, но это еще не танец, не поэзия, не музыка. Надо еще найти тот начальный момент, который не включал бы в себя связи человека и здания как среды окружения. Не разделял бы одно от другого, т.е. не разделял бы это утилитарное назначение и духовное предназначение.

     Здесь видится очень существенный момент гегелевского понимания архитектуры. Мысль все та же. Гегель понимает самостоятельность архитектурного произведения как вида искусства, как, скажем, мы понимаем самостоятельность  скульптуры как образа. В котором воплощен чувственно воспринимаемый момент нашего духовного мира, нашего человеческого мира. Внешний материал служит человеку средством общения, а потому он должен быть приспособлен человеком к созданию образа нашей духовности. Фиксирует момент воплощения во внешнем образе внутреннего, духовного состояния человека.

     Таким образом, простой начальной стадии архитектуры как искусства Гегель не находит, ее нет. Ее нет в факте  необходимости жилища или самого человека, или его богов. По Гегелю, начало архитектуры соответствует символической стадии развития искусства и она лучше других искусств реализует принцип символического искусства - способность намекать на вложенный в нее смысл во внешнем элементе окружения. И смысл этой архитектуры нужно искать не в разделении, а в ее внутренней целостности, как в скульптуре. “Именно этот смысл может служить объяснением многообразных внешних формообразований и дать руководящую нить в лабиринте архитектонических форм.” И действительно, если бы человек не искал образа своей души во внешнем материале, образа, который бесконечен в многообразии и бесконечен в охвате мира, то его творения были бы очень однообразны. Отсюда Гегель пишет об архитектуре:

1. Архитектура  как по своему содержанию, так  и по способу изображения носит  подлинно символический характер.

2. Архитектура  (Гегель использует здесь еще  термин “самостоятельное зодчество”) хотя и нагромождает формы,  но не выявляет дух в адекватной  форме, а создает символическую  форму, которая в самой себе  должна указать и выразить некое представление.

3. Движение архитектуры  к воздвижению соответствующего  значению человека, богов архитектонического  строения - храма, дворца и т.д., соединяет оба момента: утилитарное,  практическое и духовное. Гегель  рассматривает бытие архитектуры  как внутренне противоречивое.

Информация о работе Архитектура как современное искусство