Анна Сергеевна Одинцова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:37, доклад

Описание

Анна Сергеевна Одинцова - главная героиня романа Тургенева "Отцы и дети", гордая, холодная и целомудренная аристократка, предмет трагической страсти Евгения Базарова, с которым она во многом сходна по складу ума.

Работа состоит из  1 файл

Анна Сергеевна Одинцова.docx

— 14.48 Кб (Скачать документ)

Анна Сергеевна  Одинцова - главная героиня романа Тургенева "Отцы и дети", гордая, холодная и целомудренная аристократка, предмет трагической страсти  Евгения Базарова, с которым она  во многом сходна по складу ума.

 Первый раз  мы слышим имя Одинцовой из  уст Кукшиной: "Одинцова — недурна.  Жаль, что репутация у ней какая-то..." Одинцову, и вправду, "не любили  в губернии, ужасно кричали по  поводу ее брака с Одинцовым,  рассказывали про нее всевозможные  небылицы, уверяли, что она помогала  отцу в его шулерских проделках,  что и за границу она ездила  недаром, а из необходимости  скрыть несчастные последствия...Все  эти толки доходили до нее,  но она пропускала их мимо  ушей: характер у нее был свободный  и довольно решительный".

 Одинцова, по выражению  Базарова, "на остальных баб  не похожа". Аркадия она поразила "достоинством своей осанки. Обнаженные  ее руки красиво лежали вдоль  стройного стана; красиво падали  с блестящих волос на покатые  плечи легкие ветки фуксий; спокойно  и умно, именно спокойно, а не  задумчиво, глядели светлые глаза  из-под немного нависшего белого  лба, и губы улыбались едва  заметною улыбкою. Какою-то ласковой  и мягкой силой" веяло от  ее "милого, важного и умного  лица". "Нос у ней был немного  толст, как почти у всех русских,  и цвет кожи не был совершенно  чист...самые складки ее платья, казалось, ложились у ней иначе,  чем у других, стройнее и шире, и движения ее были особенно  плавны и естественны в одно  и то же время". Она - истинная  аристократка, исполненная содержательности  образованная женщина. 

"Она говорила  мало, но знание жизни сказывалось  в ее словах; по иным ее замечаниям  Аркадий заключил, что эта молодая  женщина уже успела перечувствовать  и передумать многое", несмотря  на то, что ей пошел всего  лишь двадцать девятый год.  Биография Одинцовой действительно  примечательна. Она "родилась  от Сергея Николаевича Локтева,  известного красавца, афериста и  игрока", который, проигравшись  в пух и прах и приказав  долго жить, оставил крошечное  состояние своим дочерям, Анне  и Катерине. "Положение Анны  после смерти отца было очень  тяжело. Блестящее воспитание, полученное  ею в Петербурге, не подготовило  ее к перенесению забот по  хозяйству и по дому, — к  глухому деревенскому житью". Однако Анна не теряет головы, выписывает к себе злую и  чванную тетку, терпеливо выносит  ее причуды, занимается воспитанием  сестры и, казалось бы, смиряется  со своей участью". Но судьба  сулила ей другое. Ее случайно  увидел некто Одинцов, очень  богатый человек лет сорока  шести, чудак, ипохондрик, пухлый, тяжелый и кислый, впрочем, не  глупый и не злой; влюбился  в нее и предложил ей руку. Она согласилась быть его женой,  — а он пожил с ней лет  шесть и, умирая, упрочил за  ней все свое состояние".

 Одинцова посвящает  себя заботам об имении. Ей "во  всем нужен порядок", и скучает  она лишь тогда, когда этот  порядок нарушается. Но вот в  ее жизни появляется Базаров. "Он поразил воображение Одинцовой;  он занимал ее, она много о  нем думала. В его отсутствие  она не скучала, не ждала  его, но его появление тотчас  ее оживляло; она охотно оставалась  с ним наедине и охотно с  ним разговаривала, даже тогда,  когда он ее сердил или оскорблял  ее вкус, ее изящные привычки. Она как будто хотела и его  испытать, и себя изведать". Для  Одинцовой Базаров нечто вроде  экспоната в музее, вроде лягушек,  которых Евгений Васильевич препарировал: она желает исследовать его,  не отягчаясь при этом последствиями. 

 Анна Сергеевна  вообще "была довольно странное  существо. Не имея никаких предрассудков,  не имея даже никаких сильных  верований, она ни перед чем  не отступала и никуда не  шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто  не удовлетворяло ее вполне; да  она едва ли и желала полного  удовлетворения. Ее ум был пытлив  и равнодушен в одно и то  же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них. Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле. Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся теплая и разнеженная, она замечтается о ничтожности жизни, об ее горе, труде и зле... Душа ее наполнится внезапною смелостию, закипит благородным стремлением; но сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей нужно в это мгновение: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер. Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего. Покойного Одинцова она едва выносила (она вышла за него по расчету, хотя она, вероятно, не согласилась бы сделаться его женой, если б она не считала его за доброго человека) и получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжелыми и вялыми, бессильно докучливыми существами". Она хочет полюбить, но не может, поскольку в ней нет способности отдаваться чувством и в жизни ей движут "одно только любопытство, и любовь к покою, и эгоизм", а также наследованная от отца "частица его наклонности к роскоши". Она так "непогрешительно правильно устроила свою жизнь", что "в ней не могло быть места никаким тяжелым чувствам".

 В конце концов  холодность Анны Сергеевны оказывается  для нее источником жизнеспособности. В конце романа мы узнаем, что  она выходит замуж во второй  раз, и опять по убеждению,  а не по любви. Но счастлива  ли она? Скорее всего, в ней  еще сильнее стало сознание  уходящей жизни и своей неспособности  как-то это изменить. По ее собственному  выражению, у нее "воспоминаний  много, а вспомнить нечего, и  впереди передо мной - длинная,  длинная дорога, а цели нет..."

Информация о работе Анна Сергеевна Одинцова