Анализ творчества Бернарда Шоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:32, реферат

Описание

Бернард Шоу создал собственную, целиком оригинальную театральную эстетику - интеллектуальный проблемный реалистический театр. Одним из любимых средств влияния Шоу на сознание своих читателей и зрителей был парадокс. Таким образом он отнюдь не старался заработать дешевую популярность. Писатель имел целью совсем иначе - заставить человека по-новому беспристрастно взглянуть на традиционные ценности, освободить ее от власти устаревших стереотипов.

Содержание

- Вступление
- Биография и творчество
- Анализ пьесы «Пигмалион»
- Другие произведения автора
- Афоризмы Бернарда Шоу
- Заключение
- Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

й.docx

— 81.12 Кб (Скачать документ)

«Комитет  по образованию и науке Санкт-Петербурга  
СПб ГБОУ СПО Петровский колледж» 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат по литературе на тему:  
«Анализ творчества Бернарда Шоу» 
 
 
 
 
 
 
                                                          Подготовил: студент группы 2026 
                                                                                    Токарев Владислав 
                                                        Преподаватель: Александрова В.И.

 

 

 

 

 

 

2013

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

George Bernard Shaw 
(1856-1950)

 

 

Содержание. 
 
- Вступление 
- Биография и творчество 
- Анализ пьесы «Пигмалион» 
- Другие произведения автора 
- Афоризмы Бернарда Шоу 
- Заключение 
- Список использованной литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление. 

     На грани XIX-XX веков в мировой драме начали появляться новые типы драматических конфликтов. Принципиально новым в развитии театра было то, что идея, а не личные взаимоотношения героев стали главными, активными и драматическими участниками сценического действия. Именно Бернард Шоу вместе с Г. Ибсеном и А. Чеховым был "отцом" остро социальной, интеллектуальной драмы, "драмы идеи".  
     Бернард Шоу создал собственную, целиком оригинальную театральную эстетику - интеллектуальный проблемный реалистический театр. Одним из любимых средств влияния Шоу на сознание своих читателей и зрителей был парадокс. Таким образом он отнюдь не старался заработать дешевую популярность. Писатель имел целью совсем иначе - заставить человека по-новому беспристрастно взглянуть на традиционные ценности, освободить ее от власти устаревших стереотипов. Именно по этим причинам Шоу отдавал предпочтение "открытым", незавершенным окончаниям, которые не отстраняло проблем, которые рассматривались в пьесах, а наоборот, ставили новые. Драматург призывал современников пойти трудным и опасным путем свободы, не только политической или экономической, а прежде всего духовной.

 

 

 

 

 
 
 
 
Биография и творчество. 
 
     Джордж Бернард Шоу - выдающийся английский драматург, критик, романист и гражданский деятель, второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре, родился в ирландском Дублине в 1956 г. Детские годы будущего писателя были омрачены пристрастием отца к спиртному, раздорами между родителями. Как и все дети, Бернард ходил в школу, но главные жизненные уроки вынес из прочитанных книг, прослушанной музыки. Окончив школу, в пятнадцатилетнем возрасте Шоу устроился клерком в фирму по продаже земельных участков. Спустя год он стал кассиром и занимал эту должность в течении четырех лет. Не в силах превозмочь отвращение к такой работе, он в двадцатилетнем возрасте уехал в Лондон к матери, которая после развода с мужем зарабатывала на жизнь уроками пения. 
     Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей регулярностью, он продолжал осаждать редакции. Только одну его статью приняли к печати, заплатив автору пятнадцать шиллингов, — и это было все, что Шоу заработал пером за девять лет. За эти годы он написал пять романов, которые отвергли все английские издательства. 
     Важным этапом формирования автора как личности и как писателя стало увлечение социалистическими идеями. Еще в детстве, а также со времен работы клерком в Дублине Шоу столкнулся с несправедливостями современного мира. Лондон только значительно углубил его чувства негодования несовершенным общественным порядком. У него сформировалась откровенно антибуржуазная позиция, которой он был верный до конца. Ему казалось, что он отыскал пути улучшения ситуации. Свои надежды он возлагал на модный тогда социализм, но не революционный, а реформаторский. В 1884 году Шоу стал членом Фабианского общества, целью которого было содействие нереволюционному преобразованию капиталистического общества на социалистическое. Вступив к Фабианского общества, Шоу обнаружил непересекающиеся способности митингового оратора и пропагандиста. В словесных баталиях с оппонентами он оттачивал свое грозное оружие - придирчивые шутки. 
     Шоу начинает свою карьеру с работы журналистом. Поработав для начала внештатным корреспондентом, Шоу в течение шести лет работал музыкальным критиком, а затем три с половиной года трудился в «Saturday review » в качестве театрального критика. Его дебютом на поприще драматургии стали пьесы «Дома вдовца» и «Профессия миссис Уоррен» (1892 и 1893 соответственно). Они предназначались для постановки в независимом театре, представлявшем собой закрытый клуб, поэтому Шоу мог позволить себе смелость в отображении сторон жизни, которые обычно обходило современное ему искусство. Эти и другие сочинения вошли в цикл «Неприятные пьесы». В этом же году увидели свет и «Приятные пьесы», и «представители» этого цикла стали в конце 90-ых проникать на подмостки больших столичных театров. Первый огромный успех принес написанный в 1897 г. «Ученик дьявола», входивший в третий цикл - «Пьесы для пуритан». 
     Звездный час драматурга наступил в 1904 г., когда сменилось руководство театра «Корд» и включило в репертуар ряд его пьес - в частности, «Кандида», «Майор Барбара», «Человек и сверхчеловек» и др. После успешных постановок за Шоу окончательно закрепилась репутация автора, который смело обходится с общественной моралью и традиционными представлениями об истории, ниспровергает то, что считалось аксиомой.   
      Теперь Шоу решил писать пьесы, целиком лишенные действия. Первая из этих пьес-дискуссий, «Женитьба» (1908), имела некоторый успех среди интеллектуалов, вторая, «Мезальянс» (1910), оказалась трудноватой и для них. Сдавшись, Шоу написал откровенно кассовую безделицу — «Первую пьесу Фанни» (1911), которая в течение почти двух лет шла на сцене небольшого театра. Затем, словно отыгрываясь за эту уступку вкусу толпы, Шоу создал подлинный шедевр — «Андрокла и льва» (1913), за которым последовала пьеса Пигмалион (1914) - вклад в золотую сокровищницу драматургии, имевшей оглушительный. 
     В годы Первой мировой войны Бернарду Шоу пришлось выслушать в свой адрес немало нелестных слов и прямых оскорблений, высказанных зрителями, коллегами по перу, газетами и журналами. Тем не менее он продолжал писать, и в 1917 г. начинается новый этап в его творческой биографии. Трагедия «Святая Иоанна», поставленная в 1924 г., возвратила Б. Шоу былую славу, а в 1925 г. он становится лауреатом Нобелевской премии по литературе, причем отказывается от денежной ее составляющей. Шоу - единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»). 
     В возрасте за 70 в 30-ых гг. Шоу отправляется в путешествие по миру, наведывается в Индию, Южную Африку, Новую Зеландию, США. Побывал он и в СССР в 1931 г., в июле этого года лично встречался со Сталиным. Являясь социалистом, Шоу искренне приветствовал происходившие в стране Советов перемены и превратился в сторонника сталинизма - “Сталин — гигант, а все западные деятели — пигмеи” – одно из известных заявлений драмматурга.. После прихода к власти лейбористской партии Б. Шоу были предложены титул пэра и дворянство, однако он ответил отказом. Позднее он дал согласие на присвоение статуса почетного гражданина Дублина и одного из лондонских округов. 
     Шоу писал до глубокой старости. Последние пьесы, «Миллиарды Байанта» и «Вымышленные басни», он написал в 1948 и 1950 г. Оставаясь в полностью здравом уме, 2 ноября 1950 г. знаменитый драматург скончался.

 

 

 

 

Анализ  пьесы «Пигмалион» (1913). 
      Бернард Шоу в своей пьесе использовал древнегреческий миф о скульпторе Пигмалионе. Он создал статую Галатеи — девушки до того прекрасной, что он влюбился в нее и стал просить Афродиту оживить свое создание. Богиня любви вдохнула жизнь в Галатею, и Пигмалион женился на ней. Но, зная содержание пьесы, легко понять, что только в насмешку Шоу окрестил Хиггинса Пигмалионом. Генри Хиггинс не способен на серьезное чувство, он слишком эгоистичен и по-настоящему предан только своей науке.         Однако сюжет древнегреческого мифа в пьесе есть. Профессор фонетики решает поставить опыт: может ли девушка из самых низов общества стать настоящей леди в одежде, манерах и речи. Иными словами, он берется за создание совершенства из «сырого материала» — за труд Пигмалиона. И объектом его эксперимента становится Элиза Дулиттл.  
     Впервые мы знакомимся с ней на улице во время грозы. Автор создает образ растрепанного существа в грязных лохмотьях и промокшей соломенной шляпе, с характерной, грубой речью. Однако с того момента, когда Хиггинс начинает обучать ее фонетике, мы видим, что в ней скрываются хорошие душевные качества. Девушка хочет вырваться из среды, которая ее окружает. С течением времени в ней проявляются и внутреннее благородство, гордость и душевная красота, которая не имела выхода в трущобах. 
     И когда Элиза открывает себя, оказывается, что она теперь может любить, и, естественно, влюбляется в своего наставника. Однако Хиггинс видит в Элизе только объект для своего эксперимента, без эмоций, мыслей и чувств. Возникает конфликт между любовью Элизы к Хиггинсу, ее желанием, чтобы Генри, сделавший из нее леди, и относился к ней, как к леди, и эгоизмом Хиггинса.  
     В конце концов Хиггинс вынужден признать за Элизой «право на жизнь», но свой характер менять не может и не хочет. Элиза обретает самостоятельность, но вызвать у Хиггинса любовь к себе не может.

Тут спектакль кончается, и будущее Элизы Дулиттл туманно.  
 
     В «Пигмалионе» Шоу соединил две одинаково волнующие его темы: проблему социального неравенства и проблему классического английского языка   
     Непосредственная задача Шоу, как он всячески старался подчеркнуть в предисловии, – пропаганда лингвистики, и в первую очередь фонетики. Бернард Шоу уделял много внимания проблемам языка. Он ратовал за создание нового алфавита, который в большей степени соответствовал бы звукам английского языка, чем ныне существующий, и который облегчил бы задачу изучения этого языка детям и иностранцам. Но это только одна из сторон интересной, многогранной пьесы.  
     Это в то же время пьеса большого социального, демократического звучания – пьеса о природном равенстве людей и их классовом неравенстве, о талантливости людей из народа. «Пигмалион» - это насмешка над поклонниками «голубой крови»… каждая моя пьеса была камнем, который я бросал в окна викторианского благополучия», - так отзывался сам автор о своей пьесе. 
     Это и психологическая драма о любви, которая по ряду причин почти превращается в ненависть.

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие  произведения автора. 
 
- «Дом, где разбиваются сердца». 
     "Дом, где разбиваются сердца" – одна из лучших, наиболее поэтичных пьес Шоу. В творческой биографии Шоу пьеса занимает особое место. Ею открывается период деятельности драматурга, который обычно называют второй эпохой его творчества. Наступление этой эпохи было результатом великих мировых потрясений. Война 1914г. оказала большое влияние на Шоу. В предисловии к пьесе автор развивает мысль о неисправимой испорченности мира и человека. Это печальное состояние человечества драматург рассматривает как результат мировой войны. Основной темой пьесы, как поясняет драматург, должна была стать трагедия "культурной праздной Европы перед войной". 
     Действие драмы происходит во время первой мировой войны. События развиваются в доме, принадлежащем бывшему шкиперу Шотоверу и построенном наподобие старинного корабля. В основе сюжета – история несостоявшейся женитьбы дельца Менгена на Элли, дочери изобретателя-неудачника. Дом Шотовера не настоящий корабль, и все в этом доме оборачивается ненастоящим: ненастоящим оказывается и любовь. Капиталисты притворяются сумасшедшими, благородные и самоотверженные люди скрывают свое благородство, взломщики оказываются ненастоящими ворами, романтики – весьма практичными и приземленными людьми. Сердца в ненастоящем доме тоже разбиваются не по-настоящему.  
      

 

     - «Профессия  миссис Уоррен». 
      Пьеса «Профессия миссис Уоррен» подверглась жесточайшим гонениям буржуазной критики, прессы и цензуры. В Англии долго запрещали ее постановку; когда английская труппа поставила эту пьесу в 1903 г. в Америке, спектакли были немедленно прекращены и артисты подверглись аресту. Но все это бурное возмущение «непристойной, безнравственной пьесой» объяснялось ее социальной остротой. 
     Важнейшая черта этой пьесы – раскрытие писателем бесправия женщины в буржуазном мире и сближение буржуазного, брака и проституции. Миссис Уоррен рассказывает своей дочери, как она стала проституткой. Ее толкнула на это нищета, ужасный пример старшей сестры, погибшей от отравления свинцовыми белилами на фабрике. Миссис Уоррен считает, что в обществе женщина может просуществовать, только найдя мужчину достаточно состоятельного, чтобы содержать ее,- так вскрывается подлинная сущность брака.

 

- «Дома вдовца». 
     Драма, относится к циклу так называемых «неприятных пьес». Раскрывая  характеры и отношения героев, Шоу показывает, как наивны иллюзии о «добрых» богачах. «В «Доме вдовца» я показал, что респектабельность буржуазии и утонченность младших сыновей знати питается нищетой городских трущоб, как муха питается гнилью», писал Шоу в предисловии к «Неприятным пьесам». Эта тема трущоб, порожденная самой жизнью, становится ведущей в пьесе «Дома вдовца».  
     Романтически настроенный молодой человек Тренч влюбляется в дочь приятного и добродушного богача Сарториуса, оказавшегося беспощадным эксплуататором бедноты, которая ютится в принадлежащих ему трущобах. Тренч уже хочет отказаться от нажитого грязными путями приданого своей невесты и от нее самой, но вдруг узнает, что и его собственное состояние - результат эксплуатации этих же трущоб. Тогда он мирится с неизбежностью «грязных» денег и соглашается пуститься на новые спекуляции в компании с Сарториусом.    

 

 

Афоризмы Бернарда Шоу.

БЕРНАРД ШОУ О СЕБЕ 
- То, что сейчас я свободный художник, вовсе не означает, что я никогда не пытался заработать на жизнь честным трудом.

ОБ АРИСТОКРАТИИ 
- Идея наследственного «правящего класса» так же нелепа, как идея наследственного хулиганства. Звания и титулы придуманы для тех, чьи заслуги перед страной бесспорны, но народу этой страны неизвестны.

О БРАКЕ 
- Зависимость женщины от мужчины сводит разницу между браком и проституцией к различию между профсоюзами и неорганизованным наемным трудом; огромная разница, без сомнения, во всем, что касается порядка и удобства, но никакой разницы по существу.

О ВЕРЕ И РЕЛИГИИ 
- Рождество – это время года, когда мы должны покупать вещи, которые никому не нужны, и дарить их людям, которые нам не нравятся. 
 
О ДЕМОКРАТИИ И МОНАРХИИ 
- “В России нет парламента или другой ерунды в этом роде. Русские не так глупы, как мы; им было бы даже трудно представить, что могут быть дураки, подобные нам. Разумеется, и государственные люди советской России имеют не только огромное моральное превосходство над нашими, но и значительное умственное превосходство. 
 
О ДОБРОДЕТЕЛИ 
- Самый большой грех по отношению к ближнему – не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности.

Заключение.

Шоу был одним из наивеличайших  европейских интеллектуалов своего времени. Он был свидетелем таких исторических событий, как первая и вторая мировые войны, Октябрьский переворот в Росси, приход к власти Гитлера, и любая из них имела быстрый отклик не только в театральном творчестве Шоу, а и в выступлениях, статьях, интервью. Он всегда оставался политическим бойцом. Творчество Шоу - развернутая и всеобъемлющая панорама интеллектуальной и политической жизни Западной Европы и мира на протяжении первой половины ХХ ст. начиная с 1900г. и к 30-х лет он был наивлиятельнейшим драматургом Великобритании. Вследствие его деятельности английский театр пошел совсем другим путем и снова, как и во времена Шекспира, стал одним из решающих факторов развития мирового театрального искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

    • З. Т. Гражданская – «Бернард Шоу. Очерк жизни и творчества» (Электронная весрия). 
    • Балашов П.С – «Художественный мир Бернарда Шоу» (Электронная версия) 
    • Ф. Деннингхаус. "Театральное призвание Бернарда Шоу". "Прогресс" 1978.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ творчества Бернарда Шоу