Закон развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание

Данная тема всегда являлась актуальной и остается актуальной и в настоящее время, так как развитие свойственно любой открытой динамической системе. Все элементы природы имеют либо естественный (генетический), либо искусственный (запланированный) алгоритм функционирования. На земле обитают бабочки, жизнь которых ограничивается одним днем, и попугаи, которые могут жить сто лет, извергаются вулканы и текут реки, работают заводы и выпускают продукцию, живут и трудятся люди

Содержание

Введение 3
Глава 1: Сущность и содержание закона развития организации 5
1.1 Понятие и формы развития 5
1.2 Основные характеристики и сущность закона развития организации 8
Глава 2: Принципы и варианты реализации закона развития организации 14
2.1 Основные принципы закона развития организации 14
2.2 Варианты реализации закона развития 20
Заключение 23
Список источников и использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Закон развития организации.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

     

Рисунок 2. Динамика развития компании или ее продукции на этапах: Э1, Э5 и Э8 
 

     Руководителю  необходимо знать о законе циклического развития организации и находить решения, соответственно характерным чертам того этапа, на котором находится организация. Все компании  фирмы в ходе своего развития постоянно меняются, но это предсказуемые изменения. Выигрывает тот, кто может предвидеть комплексное поведение организации.

     Кризисы поджидают организацию на всех этапах ее развития без исключения и имеют свои особенности. На первом этапе это, в большинстве случаев, кризис самих инициаторов образованного предприятия, кризис руководства: не хватило знаний, опыта, воли, связей и т.п. Если первый этап прошли успешно и распределили сферы деятельности и ответственности, то подстерегает кризис автономии, кризис контроля, кризис бюрократического аппарата, системный кризис или кризис синергии.

     Понятие жизненного цикла организации непосредственно взаимосвязано с понятием жизненного цикла изделия или продукции, которое применяется при планировании маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности, при организации послепродажного обслуживания изделий, при прогнозировании будущего организации.

     Жизненный цикл продукции - это временной интервал, который включает время создания, продолжительность выпуска и  время эксплуатации изделия потребителем. Следует различать: полный жизненный цикл продукции; жизненный цикл продукции в сфере производства; жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие используется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности, организации послепродажного обслуживания изделий, выбора адекватных форм управления и создания необходимых структурных звеньев.6

     Жизнь организации не должна состоять из ожидания упадка или из попыток повернуть  события вспять.

     Современная обстановка на рынке такова, что организациям необходимо уметь работать одновременно на двух кривых: на настоящее и будущее.

     Рассматривая  жизненный цикл организации, можно убедиться, что его этапы включают в себя как прогрессивное (создание, рост, зрелость), так и регрессивное (упадок, ликвидация) развитие. И прогресс, и регресс содержат свои противоположности: при быстром прогрессе можно "зарваться" - потерять устойчивость и осторожность; при регрессе можно избавиться от отмерших частей организации. В данном случае развитие выступает наиболее ярко именно как проявление диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Любая организация постоянно находится между стремлением к прогрессу и регрессивными остановками и отступлениями, вызванными внутренними и внешними деструктивными помехами, между постоянно идущей работой по организации и дезорганизующими обстоятельствами и рутиной. Развитие происходит через неустойчивость и изменчивость. Нестабильность способствует отбору лучшего. Сам процесс организации - это развитие и самый главный импульс развития. Статичная организация возможна лишь как плохая модель. Одним словом, любая организация (компания, фирма, министерство, государство) находится в процессе постоянного изменения - развития, и цель этого развития - оптимальная самореализация.

     Развитие  организации определяется не только ее потенциалом, но и совокупностью  внешних факторов.

     Не  каждую последовательность изменений можно назвать развитием. Особенно, если в этих изменениях невозможно увидеть закономерность, цикличность. Само по себе течение времени не может быть организующим основанием. При изучении процессов развития организации нужно принимать во внимание фактор времени и "тактовую частоту" качественных изменений в ходе развития и этапы жизненного цикла организации.

 

Глава 2. Принципы и варианты реализации закона развития организации

2.1 Основные принципы  закона развития  организации

     Закон развития организации опирается на совокупность принципов. Основные их этих принципов: принцип динамического развития организации, принцип преимущественного развития, сменяемости,  инерции, самозависимости, эластичности и стабилизации.

       Принцип динамического равновесия является непременным условием функционирования организации. Данный принцип требует: а) оптимального соотношения между элементами системы, а также между целым и ее частями; б) оптимального соответствия между устойчивостью и изменчивостью, самоорганизацией и беспорядком; в) оптимального соотношения системы с внешней средой. Процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняется лишь скорость и знак производной.7 Приобретение организацией новых ресурсов понемногу меняет общий потенциал организации. Кажущаяся прерывистость его изменения обычно истолковывается взглядом со стороны, когда не принимается во внимание текущая деятельность, приводящая к новому качеству или количеству. Например, компания приобрела 20 пачек писчей бумаги и 4 стола для компьютеров. Затраченные финансовые ресурсы не дадут увеличения производительности или качества продукции сразу, эти изменения проявятся лишь через некоторое время.

     Принцип преимущественного развития - организационные системы ставят своей целью обеспечить оптимальное развитие путем перевода материальных ресурсов с менее значимых на более значимые и перспективные направления деятельности. При нехватке материальных ресурсов в организации, как в природе или в голодающем организме, средства переключаются на обеспечение наиболее важных направлений и сфер деятельности. С указанным принципом непосредственно связана широко распространенная практика перекрестного субсидирования разных направлений деятельности в одной организации.

       Согласно принципу сменяемости развитие материальных систем реализовывается не непосредственно и напрямую, а с помощью перемены их составных элементов. Как индивидуальное развитие организма происходит только на фоне постоянного химического состава вещества клеток, клеточного состава организма, а развитие экологического сообщества возможно только вследствие репродуктивной сменяемости состава входящих в нее популяций, так и кажущийся процесс случайных преобразований в организации находится в рамках принципа сменяемости. На рынке один товар сменяет другой не только по причине своего преимущества, но и в соответствии с этапом развития всей системы.

     Принцип самозависимости устанавливает тот факт, что на ход развития компании (повышение ее потенциала — AR) влияет потенциал самой компании (R). Функция влияния (F) может быть представлена различным образом: линейно, ступенчато и т.д. Общий вид реализации данного принципа может быть описан следующим соотношением:

     AR = F(R)8

     Как правило, компании, обладающие большим техническим, интеллектуальным и финансовый потенциалом, гораздо быстрее реагируют на новые потребности и интересы потенциальных покупателей, чем небольшие общества или товарищества. Например, автомобильный гигант ОАО «УралАз» в состоянии выполнить практически любой заказ на производство спецавтомобилей или самоходных шасси для различного вида установок. В отдельных случаях и небольшие компании могут добиться значительного повышения своего потенциала, например, небольшая в свое время компания «Apple» (США), создавшая новый тип компьютеров серии «Макинтош».

     Принцип разумного консерватизма или инерции гласит, что изменение потенциала системы, способствующего развитию, происходит с некоторым запаздыванием, обусловленным темпом смены ресурсов или технологий.9 Принцип инерции реализуется в двух основных направлениях. Обозначим их А и Б.

     Направление А: Изменение потенциала системы Rj должно начинаться спустя некоторое время (Т1) после начала функционирования новых ресурсов компании и продолжаться некоторое время (Т2) после их выбытия (рис. 60.1). Область Т1 - этап нечувствительности жизненного цикла системы. Область Т2 - это прошлый труд, оказывающий влияние на выпускаемую продукцию или имидж компании.

      

Рисунок 3. Потенциал системы при вводе в эксплуатацию и выбытии ресурсов: Т1 — время запаздывания, Т2 – время продолжения эксплуатации. 

     Направление Б: Внедрение нового ресурса нужно начинать спустя некоторое время после его создания или приобретения, а устаревший ресурс должен исключаться из эксплуатации через некоторое время после внедрения нового.

     В организациях инерция выражается в применении физически и морально устаревшего оборудования, в работе отживших организационных структур. Инерция присуща человеку независимо от возраста. Инерция находит выражение в традициях, обрядах, стереотипах мышления, нормах поведения.

     Принцип адаптации (эластичности) указывает, что каждая система-организация стремится смягчить результаты внутренних и внешних раздражающих воздействий. Компании неодинаково реагируют на одни и те же события, реакция обусловлена имиджем, профессионализмом персонала, техническим, организационным и культурным уровнем организации. Эластичность в свою очередь может иметь три уровня: высокая, средняя и низкая эластичность.

     Высокая эластичность обладает быстрым и плавным реагированием на возмущающие воздействия. Низкая эластичность выражается в затянутом ожидании, принятии и осуществлении неадекватных решений. Примеры высокой эластичности:

  1. При скачкообразном увеличении спроса на продукцию, компания быстро подключает резервные мощности, привлекает смежные организации и оперативно увеличивает объем выпуска.
  2. При существенном уменьшении спроса на продукцию, компания в короткие сроки разработала, освоила и стала выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом.

     В таблице 1 приведены факторы, способствующие увеличению или уменьшению эластичности.

     Таблица 1- Факторы, влияющие на эластичность организации10

Увеличение  эластичности Уменьшение  эластичности
  1. Наличие в компании группы развития
1.Разработка  всех стратегических решений  высшим руководством компании 
  1. Университетская подготовка основного персонала
2. Узкопрофессиональная  подготовка основного персонала
  1. Ротация кадров
3. Сокращение  текучести и перемещений кадров
  1. Универсализация производства
4. Специализация  производства
  1. Частичная изоляция от внешней среды (создание собственной инфраструктуры)
5. Сильная зависимость  от внешней среды
  1. Резервирование и (или) страхование ключевых элементов компании
6. Работа на  всех производственных мощностях
  1. Унификация выпускаемых изделий и их состыковка с другими. Введение ГОСТов и ОСТов
7. Несоблюдение  обязательных норм габаритов  и характеристик изделий
 
 

       Принцип стабилизации заключается  в том, что  стремление к стабилизации (максимальному продлению) наиболее эффективных этапов жизненного цикла - этот принцип реализуется совместно со всеми вышеперечисленными принципами.11 Данный принцип строится на потребности человека, коллектива и общества в устойчивости. На протяжении жизни организации эффективность ее деятельности переносит значительные изменения, а на этапе ликвидации снижается до нуля. Улучшение деятельности организации и временное растягивание этапов внедрения и насыщения следует осуществлять профессионально за счет ряда факторов, в том числе за счет включения новых ресурсов на каждом этапе развития организации или ее продукции (рисунок 4). Для простоты использованы только три этапа жизненного цикла: внедрение, насыщение и спад. Стабилизация может осуществляться путем выпуска новой продукции на каждом этапе деятельности компании. Вместе с тем новое изделие будет иметь свой жизненный цикл, смещенный по времени относительно других изделий.

     Так, не дожидаясь спада изделия А, необходимо начать производство нового изделия Б, а затем — изделия В и т.д. При этом образуется зона стабилизации деятельности компании. Соблюдение принципа стабилизации очень важно во всех процессах, происходящих в компании. Например, для стабилизации высокого профессионального уровня персонала компании необходимо создать систему периодического обучения (повышения квалификации) сотрудников. Если такое обучение не организовано, этот процесс все равно будет идти, но спонтанно и неэффективно.

     

     Рисунок 4. Принцип стабилизации. 
 

     Знание  основных принципов развития организации, безусловно, способствует ее успеху. Примером относительно устойчивого развития может послужить эволюция природы, но к сожалению  тоже самое нельзя сказать о человеческом обществе и его институтах. Количественный рост, сменяемый спадами, революциями и войнами, - это наихудшая из качественных характеристик развития общества.

 

2.2 Варианты реализации  закона развития

     Закон развития относится к объективным  законам организации.

В практике его воздействия на компанию возможны три варианта.

     Первый  вариант воздействия закона развития - руководитель и подчиненные не знают о законе развития.

Информация о работе Закон развития организации