Управление здравоохранением в Республике Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить направления совершенствования процесса государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан путем улучшения деятельности медицинских работников.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
– рассмотреть основные понятия, используемые в работе;
–изучить функционирование государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан;
– разработать проект и выработать практические рекомендации по совершенствованию процесса государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан.

Содержание

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61

Работа состоит из  1 файл

сгму кпр.doc

— 609.00 Кб (Скачать документ)

2. Система медицинского страхования (Бисмарка):

  • основывается    на    средствах    страхователей    (предприятий, 
    учреждений, организаций);
  • реализация принципов социальной справедливости;

- смешанный тип организационной системы.

3. Частная  система здравоохранения:

  • личные   средства   граждан   являются   основным   источником 
    финансирования;
  • медицинская услуга обладает всеми свойствами товара;
  • децентрализованный тип организационной системы8.

В Республике Татарстан  - государственный тип системы здравоохранения, поскольку подавляющее большинство учреждений здравоохранения принадлежит государству, финансируется за счет бюджетных средств, и имеет место централизованное построение организационной иерархии.

Принципы  здравоохранения в Республике Татарстан следующие:

  1. Государственный характер.
  2. Оказание       доступной,       бесплатной       и       квалифицированной 
    медицинской помощи населению.
  3. Укрепление здоровья населения и профилактика заболеваний.
  4. Обеспечение и защита прав пациента.
  5. Планирование и прогнозирование.
  6. Научная обоснованность и доказательность.
  7. Участие общественности и партнерство.
  8. Международная интеграция.

 

 Особенностью государственного управления здравоохранением является то, что система здравоохранения выполняет медицинские услуги. Поэтому для полного понимания сущности исследуемого процесса необходимо раскрыть понятие медицинской услуги.

Каждый конкретный вид медицинской помощи с экономической точки зрения обладает всеми признаками товара и выступает в форме медицинской услуги.

Услуга  - совершение определенной деятельности или совокупности определенных действий, направленных на удовлетворение потребности других лиц.

Медицинская услуга - это совокупность необходимых, достаточных, добросовестных, целесообразных профессиональных действий медицинского работника (исполнителя, производителя услуг), направленных на удовлетворение потребностей пациента (заказчика, потребителя услуг).

Медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, проводимых при заболеваниях или при непосредственной угрозе их развития, направленных на предупреждение заболевания и восстановление здоровья, имеющих самостоятельное, законченное значение и определенную стоимость.

Услуги здравоохранения  - не обычный товар, производство и потребление которого определяются соотношением платежеспособного спроса и предложения. Это сознательное благо должно быть предоставлено человеку во что бы то ни стало, независимо от того, богат он или беден, способен он его оплатить или нет: ведь если это благо не предоставляется, рано или поздно прекращается всякое производство, поскольку в современных условиях эпидемии и всяческие другие напасти способны уничтожить все человечество.

Опираясь на определение медицинской услуги можно сделать вывод о том, что медицинская услуга представляет собой сложный комплекс элементов, процессов и услуг развивающийся во времени и пространстве и обладающий определенной фазностью, стадийностью и этапностью, охватывающей все виды работ, связанных с сохранением, внедрением и практической реализацией медицинской помощи.

Медицинская услуга выступает  как специфический товар, который обладает следующими отличительными свойствами:

  • неосязаемость
  • неотделимость от источника услуги
  • непостоянство качества
  • невозможность хранения.

Принципами работы в  сфере здравоохранения являются:

1. Экосистемность  - учет всей системы взаимоотношений человека и окружающий его среды в данной проблемной парадигме, системный анализ взаимосвязей между всеми элементами конкретной жизненной проблемной ситуации.

2. Полимодальность  - сочетание в работе в сфере здравоохранения различных подходов, способов действия, функционально ориентированных на конкретную цель, на конкретный проблемный контингент, социально уязвимую или дезадаптированную группу населения;  исходно заданных, типовых в методологическом плане - использующих отдельные конкретные методы, типовые способы воздействий.

3. Солидарность  - сочетание и согласование организационное взаимодействие в процессе работы в сфере здравоохранения государственных учреждений, действующих в любой сфере, и учреждений, входящих в структуры организаций с разно формой собственности.

4. Конструктивная стимуляция - отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у субъектов пассивное иждевенчество, и смещение акцента на развитие, и поощрение личной активности и ответственности клиентов, максимальное использование и развитие ресурсов.

5. Континуальность  - непрерывность, целостность. Функциональная динамичность и плановость работы в сфере здравоохранения, понимание ее как процесса, использование континуального подхода к ее практике - с обязательным планированием последовательных этапов деятельности на основе определение «шагов» постепенного достижения конкретных целей в виде суммы действий и наблюдающих значимых изменений статуса и модуса субъектов жизни9.

Работу  в сфере  здравоохранения условно можно  разделить на два основные аспекта:

- работу  в сфере здравоохранения профилактической направленности

- и работу  в сфере здравоохранения патогенетической направленности.

Работа в сфере здравоохранения профилактической направленности включает:

- выполнение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического психического и репродуктивного психофизического здоровья,

- формирование установки на здоровый образ жизни,

- обеспечение доступа к информации по вопросам психофизического здоровья,

- участие в разработке целевых программ медицинской помощи на различных уровнях,

- социальное администрирование,

- обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны психофизического здоровья и др.

Работа в сфере здравоохранения патогенетической направленности включает:

- мероприятия по организации медицинской помощи;

- проведение медицинской экспертизы;

- осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации молодежи;

- проведение коррекции психического статуса клиента, особенно молодежи;

- создание реабилитационной социально - бытовой инфраструктуры;

- обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

С этой точки зрения, реформирование здравоохранения должно осуществляться на основе следующих ключевых принципов:

- повышение профилактической направленности;

- единство медицинской науки и практики здравоохранения;

- участие населения в решении финансовых вопросов охраны здоровья;

- разумная децентрализация управления; создание рынка медицинских услуг;

- многоканальность финансирования в системе охраны здоровья населения в соответствии с объемом и качеством предоставляемых услуг;

- медико - социальная профилактика и др.10

В заключении второго  параграфа первой главы  работы отметим, что современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для этого необходимо развитие в государстве такого института как институт здравоохранения. Важность этого института заключается в необходимости  охраны труда и психофизического здоровья людей, установления развития служб медико - социальных услуг, установления государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты и др.

Итак, в данном параграфе  работе была показана специфичность  системы здравоохранения как объекта государственного управления.

Следующий параграф работы посвящен теоретическому анализу государственного управления здравоохранением.

 

 

1.2. Теоретический анализ понятия

«государственное  управление здравоохранением»

 

Прежде, чем  исследовать процесс государственного управления здравоохранением в Республике Татарстан необходимо определиться с основными понятиями  работы.

Государственное управление рассматривается в качестве объекта исследования многими науками.

Экономисты видят в  государственном управлении воздействие  на макроэкономические процессы: инвестиционные проекты, программы занятости, развитие производства. В рамках экономической науки государственное управление трактуется как форма целенаправленного воздействия государства на функционирующую систему с целью обеспечения или поддержания определенных процессов, изменения явлений или их связей. Для этого используется система норм и мер.

По своему характеру они прямо (законы, приказы, инструкции и т.п.) или косвенно (цены, налоги, банковские проценты и т.п.) регламентируют поведение субъектов воздействия11.

Политологи склонны  рассматривать проблему управления во взаимоотношении "центр - регионы", детально изучая деятельность органов власти и управления согласно этой схеме.

Юриспруденция трактует государственное управление через  законодательные, правовые акты, изучая их адекватность реальной ситуации. Государственное управление для юриспруденции — это управление через законы и нормативное акты, организационно - кадровую поддержку, стимулирование инициативы самих объектов управления12.

Данные определения  процесса государственного управления целиком и полностью описывают  исследуемое явление, но с разных точек зрения, с разных сторон, поэтому все трактовки государственного управления по - своему верны.

Здравоохранение является особым объектом управления, обладающим организационно - правовым единством и выступающим основой государственно - властного оформления данной области, то есть формирования отраслевой структуры управления и правового регулирования.

В связи с этим отметим, что существует несколько точек  зрения относительно понятия и границ государственного управления в современной науке. Тем не менее, можно выделить два основных подхода к его определению – в широком и узком аспекте.

В первом случае, это воздействие  государства, в той или иной степени, на всю общественную систему, характеризуемое  универсальностью, то есть рассматривается в качестве процесса реализации государственной власти.

Во втором случае, оно ограничивается подзаконной деятельностью исполнительно - распорядительных органов (органов исполнительной власти) по регулированию подведомственных объектов.

На наш взгляд, широкое понимание  государственного управления наиболее приемлемо, поскольку наиболее полно соответствует предмету нашего исследования.

Поэтому можем дать следующие определение  категории «управление здравоохранением». 

Управление здравоохранением – постоянное управляющее воздействие государства на систему здравоохранения с целью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья, достижения максимально возможного уровня здоровья населения.

В литературе последних лет часто  употребляется термин «менеджмент», в том числе в связке с прилагательным ''государственный'' и как синоним государственному управлению.

На наш взгляд, государственное  управление и менеджмент это не синонимы, тем более в такой сфере, как здравоохранение, ибо они расходятся по установочным приоритетам, источникам и ресурсам, субъектам и методам управляющего воздействия. Соответственно, термин «менеджмент здравоохранения» применим в ограниченном смысле, в отношении корпоративного управления частных медицинских организаций13.

В условиях демократизации общества, построения правового и социального государства, в управлении отраслью на первый план выдвигаются не интересы государства, а права и свободы человека и гражданина (персоноцентризм).

Следовательно, в обобщенном виде, в качестве генеральной цели управления здравоохранением следует признать обеспечение прав граждан на охрану здоровья, понимаемое как формирование и реализация определенных мер, направленных на создание и поддержание необходимых условий осуществления человеком предоставленной ему возможности сохранить наиболее высокий уровень здоровья.

Информация о работе Управление здравоохранением в Республике Татарстан