Управление в Древнем Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:01, реферат

Описание

Концептуальное обеспечение управления в Древнем Китае представляет собой совокупность представлений, взглядов и учений китайских мыслителей той далекой от нас эпохи. Древнекитайская управленческая мысль рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и сконцентрировалась на изучении государственного строительства и проблем взаимоотношения личности и общества. Уже в ранних учениях, отраженных в книге «Шуцзин», древнейшие отрывки из которой берут начало в XIV—XI вв. до н. э., проводится стержневая идея о «тань-мин» — праве Неба, которое контролирует всю Поднебесную, на отзыв мандата властелина и передачу его более достойному

Содержание

Введение
1. Зарождение управленческих идей
2. Искусство управления в концепциях древнекитайских мыслителей
2.1. Даосизм
2.2. Конфуцианство
2.3. Моизм
2.4. Легизм

Работа состоит из  1 файл

Реферат Управление в Др.Китае.docx

— 32.47 Кб (Скачать документ)

В своих суждениях Конфуций опирался на традиционное верование  в божественную силу Неба.

Многие афоризмы Конфуция широко распространены. Процитируем  некоторые:

«Если наставлять приказами  и насаждать порядок наказаниями, то люди будут стараться обойти запреты  и потеряют чувство стыда. Если наставлять добродетелью и поддерживать порядок  посредством ритуала, люди будут  знать, что такое стыд, и будут  вести себя пристойно».

«Не беспокойся о том, что  не занимаешь высокий пост. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том  месте, где находишься. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы  тебя знали».

«Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный  — подданным, отец — отцом, а сын  — сыном».

«Благородный муж берет  своей основой чувство долга, претворяет его в жизнь посредством  ритуала, являет миру в своей скромности, а приводит к завершению правдивостью своих слов».

«Когда верхи чтят ритуал, никто из простолюдинов не посмеет  быть непочтительным; когда верхи  чтят долг, ни кто из простолюдинов  не посмеет быть непокорным; когда  верхи любят доверие, никто из простолюдинов не посмеет быть нечестным».

Таким образом, управленческие идеи Конфуция включают следующие положения.

1.Конфуций первым поставил  в теории управления вопрос об этике управленческого труда:

а) существуют четкие этические  принципы, которые управленец не может  нарушать;

б) нарушение этих принципов  — одна из главных причин противоречий и антагонизмов между управляющими и управляемыми;

в) соблюдение главного этического правила: чего не желаешь себе, не делай  и другим;

г) другие этические принципы управленца: справедливость, искренность, честность.

2.Конфуций определил основные механизмы в управлении людьми:

а) людьми можно управлять  только на основе законов;

б) людьми можно управлять, держа их в страхе, и они побоятся совершать дурные поступки, но в  их сердцах не будет отвращения к  дурному, поэтому они всегда потенциально готовы к преступлению;

в) управление людьми на основе их умственного и нравственного  развития — только оно способно заставить человека стыдиться плохих дел. Самый страшный кризис — моральный, связанный с разложением этических  норм, совести.

3.Конфуций одним из  первых сформулировал принцип разделения и специализации труда:

а) общество должно быть построено  по строго иерархическому принципу;

б) только иерархическая  структура способна обеспечить четкое разделение труда и обязанностей людей.

4.Руководителем можно  стать лишь на основе изучения прошлого опыта и постоянного познания нового:

а) кто повторяет старое и изучает новое, может стать  предводителем;

б) всё, что видишь и слышишь, молча откладывай в своем сердце;

в) ничтожен тот, кто не желает извлекать поучительных уроков из прошлых  трудностей.

 

2.3 Моизм

 

Распространены также  управленческие идеи Мо Цзы (479—400 гг. до н. э.), вышедшего из школы Конфуция, но делавшего акцент не только на строгом  исполнении законов, но и наказании  за их неисполнение. Сборник его  изречений, названный именем самого просветителя — «Мо Цзы», составлен  в VI в. до н. э.

В этом сборнике отмечается важность договорной теории создания государства (добровольного выбора первого правителя), строгой дисциплины и централизации государственной  власти, идей социального равенства. Мо Цзы осуждал аристократизм  и ратовал за реформы в интересах  народа. Он внес в китайскую политическую мысль идею эгалитаризма, связанную  с отказом от роскоши. Мо Цзы полагал, что осуществление преобразований предполагает не только использование  обычаев, но и установление новых  правил в форме законов, что не всегда одобрял Конфуций. Именно со времен Мо Цзы право стало ассоциироваться  в Китае не только с ритуалом «ли», но и с наказанием «син» и законом  «фа». Он явился предшественником легизма, важного течения китайской политической мысли, соперничавшего с конфуцианством.

Управленческие  идеи Мо Цзы:

1.Качественное управленческое  решение требует понимания действительных  причин существующих проблем: 

а) хотите решить — докопайтесь  до сути;

б) никогда не лечите гипертонию болеутоляющими средствами — боль отходит, а причина остается. Главная  причина беспорядков в государстве  — бедность людей. Накормите людей, и беспорядков не будет.

2.Руководитель на основе  изучения прошлого имеет возможность  познать (прогнозировать) будущее: 

а) на основе ясного он познает  скрытое;

б) история есть ясное. Это  ясное — основа настоящего и индикатор  будущего.

3.Справедливость — высшая  добродетель руководителя:

а) кто делает добро обществу, организации, того следует прославлять;

б) кто делает зло организации, того следует наказывать.

4.Принцип зависимости  человеческого характера от жизненных  обстоятельств: 

а) если год урожайный, люди становятся отзывчивыми и добрыми;

б) если год неурожайный, то люди становятся черствыми и злыми.

5.Благополучие общества  зависит от качества государственного  управления и от труда товаропроизводителей:

а) если знатные люди успешны  в управлении — общество процветает;

б) если простые люди усердны  в ремесле и земледелии — в  обществе достаточно богатств, а значит, есть порядок.

6.Мо Цзы сформулировал  принцип вознаграждения по труду: 

а) если человек усерден  в труде, он должен быть сытым;

б) человек, неусердный в  труде, должен быть голодным.

7.Идея социального партнерства  управленцев и управляемых: 

а) возникает на основе взаимного  уважения и любви людей;

б) социальное партнерство  возникает на основе реализации управленцем  принципа социальной справедливости.

 

2.4 Легизм

 

Основателем легизма считается  Шан Ян (390—338 гг. до н. э.), правитель  области Шан. Он констатирует, что  народ распустился, стремится к  удовольствиям, забывает свое основное занятие — земледелие, доходы казны  падают. Общие призывы уже не помогают, речи в стиле Конфуция — тоже. Вот почему следует установить единообразие в мыслях и действиях: укрепить чиновничий и карательный аппарат, ввести жесткие  нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и гарантированные  наказанием «фа», а не ритуалом «ли», и навести порядок.

Свои взгляды Шан Ян, выступивший в роли древнекитайского Макиавелли, изложил в трактате «Книга правителя области Шан».«Когда народ  слаб — государство сильное, когда  государство сильное — народ  слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ», —  говорится в разделе «Как ослабить народ». Как считал Шан Ян, в государстве  непременно появится масса преступников, если строить управление исходя из людской добродетели. Лишь в том  государстве будет существовать твердый порядок, где добродетельных людей рассматривают как потенциально порочных.

Хорошее правление должно опираться на единые обязательные для  всех законы. Вступая в полемику с Конфуцием, Шан Ян объявлял недостижимым образ гуманного правителя, следующего принципам человеколюбия и справедливости.

Шан Ян выделял два главных  занятия — земледелие и войну, которые должны подчинить себе все  остальные человеческие интересы. В  обоснование необходимости сосредоточения усилий народа на земледелии и ведении  войн вводится специальный термин «Единое». Для Шан Яна «совершенно мудрым»  выступал тот правитель, кто был  в состоянии принудить народ  к занятию земледелием, а заодно к ведению захватнических войн.

Основные управленческие идеи легизма:

1.Невозможность возврата  к старине.

2.Принцип этатизма: интересы  государства превыше всего.

3.Основное назначение  государства — противостоять  злому началу в природе человека. Человек — это источник социального  зла.

4.Понятие идеального государства  включает в себя:

а) сильнуюверховную власть;

б) вооруженную до зубов  армию;

в) централизованность государства;

г) ограничение произвола  чиновников и местных правителей;

д) единый порядок и законы.

5.Роль законов. Законы  должны быть едиными и равными  для всех. Люди должны быть  равны перед законом. Закон  — это наказание. Главный метод  государственного управления —  метод наказаний и поощрений.  Наград должно быть мало, а  наказаний много. Уголовный закон  в государстве должен быть  очень жестоким — широкое применение  смертной казни, причем мучительной.

6.Осуждение милосердия  и гуманизма.

7.Отношение между властью  и народом рассматривалось как  противоборство враждующих сторон.

8.Поощрение земледелия, и  вообще — трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных  занятий — таких, как искусство  и торговля.

9.В образцовом государстве  власть правителя опирается на  силу, высшая цель деятельности  государя — создание могущественной  державы, способной объединить  Китай путем захватнических войн.

10.Образ идеального правителя.  Идеальный правитель должен:

а) внушать страх своему народу;

б) окружать свою жизнь тайной;

в) контролировать чиновников и никому не доверять;

г) принимать политические решения исходя из того, что доверять нельзя никому.

Многие принципы легистов были применены на практике. Положительный  аспект этого — образование в  Китае сильного централизованного  государства, отрицательный — установление в стране деспотического правления.

Со времен легизма, знание законов и правил менеджмента  считается для государственного деятеля обязательным.

После II в. до н. э. официальная  идеология Китая стала совмещать  в себе как принципы легизма, так  и конфуцианства.

 

 


Информация о работе Управление в Древнем Китае