Управление организационными конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание

Цель работы является исследование процесса управления конфликтами в организации.
В соответствии с выдвинутой целью в работе представлены следующие задачи, определяющие ее внутреннюю логику и структуру:
1) исследовать сущность понятия «конфликт» и рассмотреть основные причины его возникновения;
2) рассмотреть конфликты в конкретной организации;
3) разработать рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Природа возникновения конфликта……………………………5
1.1 Сущность конфликта, его понятие…………………………. ….5
1.2. Виды конфликтов…………………………………………… ….7
1.3 Причины конфликтов……………………………………………13
Глава 2. Конфликтные ситуации и пути их решения на ИП Киреев….18
2.1 Описание предприятия…………………………………….......18
2.2 Примеры конфликтов на предприятии………………………..21
2.3 Разрешение конфликтных ситуаций…………………………..23
Глава 3. Рекомендации по урегулированию конфликтов……………..28
3.1 Профилактика конфликта как вид управленческой деятельности
3.2 Технология и методы предупреждения конфликтов………….32
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая управление персоналом конфликты.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

     Административные:

     Силовое разрешение конфликта - подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих. Разрешение конфликта по приговору - решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда.

     Особую  сложность для менеджера представляет нахождение способов разрешения межличностных конфликтов. В этом смысле существует несколько возможных стратегий поведения и соответствующих вариантов действии менеджера, направленных на ликвидацию конфликта.

     Поведение менеджера в условиях конфликта имеет, по существу, два независимых измерения:

     · напористость, настойчивость характеризуют  поведение личности, направленное на реализацию собственных интересов, достижение собственных, часто меркантильных  целей;

     · кооперативность характеризует поведение, направленное на учет интересов других лиц (лица) для того, чтобы пойти навстречу удовлетворению их (его) потребностей.

     Сочетание этих параметров при разной степени  их выраженности определяет пять основных способов разрешения межличностных  конфликтов.

     Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью).

     При этой стратегии поведения действия менеджера направлены на то, чтобы  выйти из ситуации не уступая, но и  не настаивая на своем, воздерживаясь  от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции. В ответ на предъявленные ему требования или обвинения такой руководитель переводит разговор на другую тему.

     Он  не берет на себя ответственность  за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, не придает значения разногласиям, отрицает наличие конфликта или же вообще считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.

     Принуждение (противоборство)

     В этом случае высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия менеджера направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера. Такой руководитель заставит принять свою точку зрения любой ценой.

     Сглаживание (уступчивость)

     Слабая  напористость сочетается с высокой  кооперативностью. Действия руководителя в ситуации конфликта направлены на сохранение или восстановление хороших отношений, на обеспечение удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремиться поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы.

     Его девиз: Не стоит ссориться, так как  все мы - одна счастливая команда, находящаяся  в одной лодке, которую не следует  раскачивать.

     Компромисс, сотрудничество

     Высокая напористость сочетается с высокой  кооперативностью. В этом случае действия менеджера направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Он пытается урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, в процессе переговоров ищет промежуточные «средние» решения, устраивающие обе стороны, при которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает.

     По  мнению специалистов в области управления, выбор стратегии компромисса - оптимальный  путь к ликвидации противоречий. Благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты наиболее эффективные, устойчивые и надежные результаты.

     Решение проблемы предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы  понять причины конфликта и разрешить его приемлемым для всех сторон способом.

     Тот, кто пользуется этой стратегией, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет наилучший вариант  решения конфликтной ситуации.

     Предотвращение  конфликта, называемое порой профилактикой, как способ избежать его в самом начале - возможно лишь в случае весьма успешного применения манипуляции, дающей эффект только на время, и по существу конфликт не ликвидирующей, а временно заглушающей. В этом случае он проявится позже, и неизвестно, будет ли это более выгодно инициатору манипуляции, так как затем последует (не может не последовать) разрушительная по форме проявлений эскалация конфликта.

     Профилактика  конфликтов - работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Она  предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении. Это требует мониторинга конфликтных ситуаций в своей организации и в организациях подобного типа. Надо помнить, что объективного описания конфликта не бывает, оно всегда субъективно.

     Профилактика  должна быть направлена на устранение условий возникновения конфликтов в конфронтационной форме требующих  радикального перераспределения дефицитного  ресурса, по поводу интересов в отношении  которого и возникает конфликт.

     В основе ее - изменения законодательства и функций государственных структур в сообществе в целом, изменения в корпоративных правилах, закрепленных в инструкциях, приказах руководства организации. Эти изменения должны быть направлены на устранение деформации социальных отношений, создание новых социальных технологий (развитие системы социальной работы), просвещение, обучение, коммуникативные тренинга. Вот откуда необходимость в меценатстве, благотворительности.

     Профилактику  конфликта обеспечивает любая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной и коммуникативной культуры фирмы (государственной структуры), на распространение их норм в корпоративной культуре организаций. 

     3.2 Технология и методы предупреждения конфликтов в организации

     Очевидно, что чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньшие усилия необходимо приложить для того, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием. Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении или развитии.

     Предупредить  конфликты гораздо легче, чем  конструктивно разрешить их. Как  показывает практика, профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. При этом она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.

     Деятельность  по предупреждению конфликтов в ИП Киреев может вестись по четырем направлениям: Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций.

     Полностью исключить возникновение предконфликтных  ситуаций в коллективе, организации, обществе невозможно. Однако создать объективные условия для минимизации их количества и разрешения неконфликтными способами не только возможно, но и необходимо. К числу этих условий относятся, в частности, следующие:

     - создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации;

     - справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации;

     - наличие правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций;

     - успокаивающая материальная среда, окружающая человека (удобная планировка помещений, наличие комнатных растений и пр.).

     Существует  пять основных балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых  членами организации ООИП Киреев приводит к конфликтам.

     Одним из них является поддержание в ходе взаимодействия баланса ролей. Каждый из партнеров может играть по отношению к другому роли старшего, равного или младшего по своему психологического статусу. Если партнер принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому в ситуации социального взаимодействия важно понять, какую роль играет партнер, и какой роли он ожидает от нас. Если ожидаемое партнером распределение ролей нас устраивает, то мы играем ту роль, которую от нас ждут. Если не устраивает, то ожидания партнера необходимо бесконфликтно скорректировать.

     Поскольку роль младшего, как правило, менее  комфортна, то для предупреждения конфликтов человек должен избегать значительного психологического доминирования над партнерами. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие с окружающими на равных.

     Предупреждению  конфликтов способствует поддержание  при взаимодействии людей и социальных групп баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. В ходе общения необходимо чувствовать, какая зависимость от нас партнера не является для него дискомфортной, и поддерживать комфортный баланс взаимозависимости.

     Большую роль в предупреждении конфликтов выполняет  умение руководителя компетентно оценивать персонал организации. В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу личные услуги. Анализ конфликтов между людьми показывает, что мы осознанно или подсознательно фиксируем услуги, которые оказали мы, и те, которые оказали нам. Нарушение баланса взаимных услуг во взаимодействии людей чревато напряженностью в их взаимоотношениях и возможным конфликтом.

     Если  человек оказал сослуживцу личную услугу (подмена другого на работе, бескорыстная помощь в выполнении срочного задания, «доставание билета», товара и пр.), а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается, что приводит к нарушению гармонии во взаимоотношениях, а при значительном дисбалансе — к конфликтам.

     Кроме баланса взаимных услуг люди, взаимодействуя друг с другом, в той или иной степени стремятся поддержать баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал.

     Поэтому важным социально-психологическим  условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта.

     Пятый баланс, сохранение которого способствует профилактике конфликтов, состоит в сбалансированности самооценки и внешней оценки. В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга.

     Анализ  межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в процессе работы. При оценке работы других людей (особенно подчиненных) человек чаще оценивает ее по тому, что подчиненному (или другому человеку) не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормативными требованиями к деятельности и ее целью.

     Говоря  о балансах ролей, взаимозависимости в решениях и действиях, услуг, ущерба, самооценки и внешней оценки как предпосылках предупреждения конфликтов, необходимо подчеркнуть, что речь идет не об объективном, а о субъективно оцениваемом балансе. Потенциальной предпосылкой конфликта может быть субъективно оцениваемое нарушение баланса, которое превосходит опять-таки субъективно оцениваемую партнерами допустимую величину.

     , разрешению противоречия неконфликтными  способами.

     Технология  предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.

Информация о работе Управление организационными конфликтами