Управление организационными конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание

Цель работы является исследование процесса управления конфликтами в организации.
В соответствии с выдвинутой целью в работе представлены следующие задачи, определяющие ее внутреннюю логику и структуру:
1) исследовать сущность понятия «конфликт» и рассмотреть основные причины его возникновения;
2) рассмотреть конфликты в конкретной организации;
3) разработать рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Природа возникновения конфликта……………………………5
1.1 Сущность конфликта, его понятие…………………………. ….5
1.2. Виды конфликтов…………………………………………… ….7
1.3 Причины конфликтов……………………………………………13
Глава 2. Конфликтные ситуации и пути их решения на ИП Киреев….18
2.1 Описание предприятия…………………………………….......18
2.2 Примеры конфликтов на предприятии………………………..21
2.3 Разрешение конфликтных ситуаций…………………………..23
Глава 3. Рекомендации по урегулированию конфликтов……………..28
3.1 Профилактика конфликта как вид управленческой деятельности
3.2 Технология и методы предупреждения конфликтов………….32
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая управление персоналом конфликты.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

      Конфликты возникают в процессе деятельности между торговой фирмой и налоговой инспекцией, а именно конфликты между руководителем фирмы и налоговой инспекции по поводу оформления документов и уплаты налогов, а также между продавцами и налоговыми инспекторами по поводу проверок документов на рабочих торговых местах, не всегда законных.

      Разногласия с конкурентами происходят по поводу занижения цен на одинаковых товар, если конкурент занимает твое торговое место, а также из-за переманивания  покупателей ("купите, у нас недорого и лучше, чем у них"). 

      2.3. Разрешение конфликтных ситуаций на данном предприятии

      Фирма и ее сотрудники стараются следовать  некоторым условиям по предотвращению конфликтных ситуаций.

      Это происходит следующим образом. В  первую очередь – это создание условий, которые препятствуют возникновению и развитию конфликтных ситуаций.

      Одним из таких условий является избавление от бездельников, так как они сами не хотят выполнять работу и показывают плохой пример другим работающим, в  результате срывается весь настрой  на достижение целей фирмы. Руководитель ведет наблюдение за работой каждого сотрудника и, если выясняется, что человек не имеет желания работать качественно и эффективно, его увольняют.

      Следующим условием предотвращения конфликтов в  торговой фирме является забота о  справедливости. Руководитель старается относиться справедливо по отношению к сотрудникам, не наказывает невиновных, прежде чем что-то предпринять, очень хорошо продумывает, какие последствия вытекут из его решений, не пострадает ли кто-то из невиновных, задает себе вопрос: "Правильно ли я поступаю в данной ситуации?" Но это не всегда получается, иногда сгоряча или не подумав, страдают незаслуженно сотрудники, хотя виноват сам руководитель. Например, обнаружена недостача денежных средств, руководитель незаслуженно обвиняет продавца в недостаче, хотя потом выясняется, что начальник допустил ошибку в расчетах. Прежде чем обвинить, необходимо результаты какой-то деятельности или информацию тщательно проверить.

      На  фирме руководитель справедливо  относится к выплате заработной платы, а также к материальным поощрениям. Выплачивает только тем, кто действительно хорошо поработал.

      На  фирме есть правило: хорошо оплачивается только та работа, которая выполнена качественно и в небольшой промежуток времени.

      Заработная  плата выплачивается сотрудникам не поровну, а кто сколько заработал, в зависимости от объема проделанной работы.

      На  фирме соблюдаются договоренности и принятые решения с участием всех сотрудников. Все поправки или случаи невыполнения обещаний работники стараются оговаривать сразу и вместе со всем коллективом. Но договоренности иногда не выполняются, это происходит в результате каких-то чрезвычайных обстоятельств, которые представляют исключение.

      В отношениях продавцов с покупателями все гораздо сложнее. Принятое решение или какая-то договоренность нарушается всегда со стороны покупателя. Торговая фирма  и ее сотрудники идут навстречу покупателям и делают уступки, в результате страдает фирма. С этим практически ничего не поделаешь. Например, покупатель приобретает вещь, но он не уверен, подойдет ли размер или фасон и договаривается с продавцом на обмен в течение недели, если не подойдет, но вместо этого приносит через месяц и начинает требовать обмена. В результате страдает продавец по своей наивности и доверчивости (покупатель все равно добьется обмена или возврата денег, например, с привлечением администрации). Отсюда можно сделать вывод: никогда не делай поблажек потребителям, все обернется против тебя. Проблемы в коллективе фирмы решить проще, чем за ее пределами.

      На  фирме для предотвращения конфликтов используется принцип объективности и уступчивости. Обычно сотрудники не сосредотачиваются на собственных интересах и по возможности или при необходимости отступают от своей позиции, они стараются учесть и понять забору окружающих.

      Отношения в коллективе складываются при помощи уступок, происходит учет не только своих интересов, но и интересов других сотрудников фирмы. Готовность уступить смягчает напряженную обстановку не только в коллективе фирмы, но и в процессе деятельности (отношения между продавцом и покупателем) и иногда вызывает встречную инициативу, а если на оппонента оказывается давление – это всегда вызывает сопротивление с его стороны.

      Также на фирме в процессе деятельности используют принцип ясности и  доброжелательности.

      Если  произошли разногласия в процессе деятельности, то, прежде всего, ситуация разбирается  критически для представления основных и первоначальных позиций, как собственных, так и  своего противника. Сотрудники анализируют позицию оппонента (есть ли возможность в более благоприятном для себя смысле как-то объяснить его действия и слова). В результате может обнаружиться недоразумение, и конфликт потеряет основу.

      Это позволяет избежать ошибочного приписывания своему противнику враждебной позиции, а также нейтрализовать или смягчить обстановку.

      На  фирме применяется один из способов реализации принципа доброжелательности – это отказ от принуждения партнера к навязываемым ему действиям или решениям. Ему предоставляется возможность свободного выбора между вариантами, устраивающими субъекта. В качестве примера можно взять: Руководителю фирмы необходимо, чтобы сотрудники вышли на работу в тот день, когда они обычно отдыхают. Во избежание принуждений и каких-то противоречий, руководитель всем, кто выйдет на работу, выплатит материальные поощрения (незначительные  для него, но они сыграют роль для сотрудников).

      Сотрудники  фирмы в процессе своей деятельности учатся как-то управлять своими реакциями, сдерживать негативные эмоции при возникающих разногласиях, правда это не всегда получается.

      Для бесконфликтного взаимодействия руководителя и подчиненных используются следующие способы и условия:

  • происходит стимулирование к добросовестному выполнению своих обязанностей (в основном материальное);
  • проводится совместный отдых для снятия психологической напряженности в коллективе;
  • при возникновении важных проблем, сотрудники информируются руководителем, если возможно, оказывается помощь при их решении;
  • происходит поощрение инициативы, которая способствует эффективной деятельности фирмы;
  • если руководитель ставит перед подчиненными какую-то задачу, то обеспечивает необходимыми средствами для ее выполнения;
  • руководитель не ставит перед подчиненными задачи, которые не соответствуют их возможностям;
  • оценка результатов деятельности подчиненного дается только после достаточного изучения итогов;
  • разговор по поводу критики начинается с положительных аспектов деятельности;
  • если руководитель допустил ошибки, то старается не винить в этом подчиненных (по возможности);
  • руководитель придерживается следующего правила: меньше проступков – меньше конфликтов, меньше наказаний – меньше проблем.

      Для бесконфликтного взаимодействия с покупателем сотрудников фирмы с покупателями используются следующие способы и правила:

  • при взаимодействии с покупателями продавец проявляет сдержанность своих негативных эмоций, по возможности избегает грубостей и неуважения;
  • продавец соблюдает элементарные правила вежливости (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания и т.д.);
  • продавец старается удовлетворить потребности в товаре даже самых капризных и придирчивых покупателей;
  • продавец при взаимодействии проявляет обходительность и уступчивость.

      В процессе деятельности торговой фирмы  применяются разнообразные факторы  и способы разрешения конфликтных  ситуаций. Разрешение конфликта начинается с того, что конфликтующие стороны перестают, по возможности, видеть в оппоненте противника. Для этого проводится анализ собственных позиций и действий. Признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента, а также оппоненты стараются понять интересы другого – это расширяет представление об оппоненте, делает его более объективным. Выделяются конструктивные начала в поведении и намерениях оппонента. В каждом человеке есть что-то положительное, на что можно опереться при разрешении конфликта. Потом сотрудники уменьшают негативные эмоции противоположной стороны следующими приемами:

  • готовностью идти на сближение позиций;
  • положительная оценка некоторых действий другой стороны;
  • критично отнестись к самому себе и уравновесить поведение.

      После этого выбирается оптимальная стратегия  разрешения конфликтной ситуации.

 

         Глава 3. Рекомендации по урегулированию конфликтов

     3.1 Профилактика конфликта  как вид управленческой  деятельности

     Рассмотрим  пути профилактики конфликтов, в которые  может использовать в своей деятельности руководитель предприятия ИП Киреев.

     Управление  конфликтом предполагает не только регулирование  уже возникшего противостояния, но и создание условий для его  предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций.

     Вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать имеющиеся теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее, распространяя, таким образом, область познанного на еще непознанное. Эта человеческая способность имеет особое значение в управленческой деятельности.

     Справедливо говорят, что руководить — значит предвидеть.

     Профилактика  конфликта и представляет такой  вид управленческой деятельности, который  состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем.

     Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться  способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их безболезненного разрешения. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно использовать его.

     Первый  шаг в управлении конфликтом состоит  в понимании его источников. Менеджеру  следует выяснить, это простой  спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости.

     После определения причин возникновения  конфликта он должен минимизировать количество участников конфликта. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше потребуется усилий для его разрешения.

     Действия  руководителя при  разрешении конфликтов:

     · Изучение причин возникновения конфликта

     · Ограничение числа участников конфликта

     · Анализ конфликта

     · Разрешение конфликта

     В зависимости от того, какой из этих точек зрения придерживается менеджер, и будет зависеть процедура преодоления  конфликта. В связи с этим способы  управления конфликтами разделяются на две группы: педагогические и административные.

     Управление  конфликтами.

     Педагогические:

     Беседа, просьба, убеждение, разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих и другие меры воспитательного  аспекта;

Информация о работе Управление организационными конфликтами