Сущность, предмет и задачи организационного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:47, курсовая работа

Описание

Цель курса – формирование высококвалифицированных менеджеров, способных принимать эффективные решения в области управления человеческими ресурсами с учетом закономерностей и особенностей поведения человека в организации.

Главная задача курса – усвоение теоретических знаний и выработка практических навыков по формированию и управлению поведением персонала и организации в целом.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Сущность организационного поведения 6

1.Организационное поведение как наука и практика 6
2.Понятие и направления развития организационного
Поведения 8

3.История становления организационного поведения 11
Глава 2. Предмет и задачи организационного поведения 16

2.1 Предмет организационного поведения 16

2.2 Цели и задачи курса 17

Глава 3. Организационное поведение в системе менеджмента 18

Заключение 21

Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

Содержание  

Введение                                                                                                              3

Глава 1. Сущность организационного поведения                                          6

    1. Организационное поведение как наука и практика                    6
    2. Понятие и направления развития организационного

    Поведения                                                                                                     8

    1. История становления организационного поведения                 11 

Глава 2. Предмет и задачи организационного поведения                           16

      2.1 Предмет организационного поведения                                         16

      2.2   Цели и задачи курса                                                                        17

Глава 3. Организационное поведение в системе менеджмента                   18

Заключение                                                                                                        21

Список  использованной литературы                                                               22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Организационное поведение - развивающаяся наука, в  которой не только имеется множество  подходов и школ, дающих ответы на запросы  практики управления, но и остается много открытых вопросов, предполагающих дальнейшее совершенствование. Это комплексная прикладная наука о поведении субъектов организации - людей, групп, коллектива в целом - в изменяющейся внешней среде. Эти субъекты организаций являются объектами исследования, но в силу присущей им активности, в силу их живой природы воспринимать их в качестве просто "объектов" методологически неверно, так же как неверно говорить, что процесс управления их поведением сводится к воздействию на них: более адекватным понятием представляется слово "взаимодействие". Сами же объекты исследования правильнее воспринимать как объект-субъект.

      В первой главе основной части курсовой работы рассматривается организационное  поведение как наука и практика, понятие организационного поведения, его развитие и история становления дисциплины. Организационное поведение как учебная дисциплина представляет собой сложную область знаний, исследующую различные явления и процессы, охватывающие большой объем специфических терминов и понятий, связанных со многими общественными и естественнонаучными дисциплинами. Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс освоения дисциплины.

      Сущность  организационного поведения заключается в систематическом, научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды. Организационное поведение предполагает изучение и формирование поведения индивидов, групп для достижения организацией поставленных целей и повышения эффективности ее деятельности. Организационное поведение имеет четкую ориентацию на личность внутри группы, ее поведение: люди внутри группы, их чувства, ощущения, восприимчивость к новому, реакция на окружающую среду.

      Во  второй главе данной работы рассматриваются: предмет, цели и задачи дисциплины Организационное  поведение. Предметом исследования в организационном поведении являются закономерности поведения и социальные, социально-экономические и психологические факторы, определяющие поведение людей в организациях и организаций во внешней среде. Предмет организационного поведения составляет изучение и формирование поведения индивидов, групп и структур организации для достижения поставленных целей и повышения эффективности деятельности. Это достигается путем систематизированного, научного анализа личностных, групповых и организационных отношений.

      Цель  курса – формирование высококвалифицированных  менеджеров, способных принимать  эффективные решения в области  управления человеческими ресурсами с учетом закономерностей и особенностей поведения человека в организации.

      Главная задача курса – усвоение теоретических  знаний и выработка практических навыков по формированию и управлению поведением персонала и организации  в целом.

       В третьей главе рассматривается организационное поведение в системе менеджмента. Организационное поведение следует рассматривать как раздел менеджмента, поэтому к его изучению применимы все основополагающие закономерности и тенденции современной концепции менеджмента. Данная дисциплина изучает человеческую деятельность на всех уровнях организации, проблемы обучения, предсказуемости поведения людей, управления их трудовой деятельностью, закономерности и особенности взаимодействия людей и их объединений с внешней и внутренней средой организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность организационного поведения 

    1. Организационное поведение как  наука и практика
 

     В начале 60-х годов XX века возник термин организационное поведение. В то время объединились несколько направлений научных дисциплин, занимающихся объяснением поведения людей и групп в организации, а также организаций во внешней среде. Исторический обзор поля исследований достаточно ясно показывает, что организационное поведение появилось из таких дисциплин, как психология и социальная психология, социология труда, теория и социология организаций, исследование бизнеса, наука управления (администрирование), этика и право.

     Помимо  этого существует определенный социокультурный  фон проявления подлежащего изучению феномена. Например, по мнению Е.Г. Молл, в России особенности организационного поведения сейчас проявляются в процессе следующих постоянных изменений социально-экономической среды:

    • изменение связей и отношений, ранее долгое время сохранявших устойчивость;
    • изменение старых организаций и возникновение новых;
    • значительное расширение международных связей и появление на этой основе сети иностранных предприятий и филиалов транснациональных компаний на территории страны;
    • выдвижение уровня неопределенности и риска в деловой сфере;
    • криминализация бизнеса.

     Организационное поведение - дисциплина, изучающая поведение  людей в организациях (как индивидов, так и групп).

     Предметом организационного поведения выступают  основные закономерности и детерминанты, определяющие поведение людей в тех или иных ситуациях в условиях труда и общения.

     Знание  основ организационного поведения  помогает повысить эффективность трудовой деятельности, так как взаимоотношения  людей в организации - немаловажный фактор, влияющий на конечный результат, преследуемой или организацией.

     Организационное поведение является научной дисциплиной, соответственно имеет свои теории, применяемые на практике.

     Сегодня в менеджменте отслеживается  тенденция к повышенному вниманию к человеческим ресурсам. Следовательно, современному руководителю необходимы такие навыки и знания, которые помогут более эффектно использовать человеческие ресурсы, предотвращая конфликты, стрессы и различные организационные дисфункции.

     Существует  много определений организационного поведения, в том числе следующее: это комплексная прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и систематического научного анализа действий отдельных людей, групп и организаций в целом в сложной динамичной среде.

     В любой области, которая имеет  дело с развивающимся человеческим феноменом, нельзя исключать подходы, требующие рассмотрение разногласий  и конфликтов. Организационное поведение, несомненно, находится под воздействием сил, которые тянут его в разных направлениях.

     Организационное поведение - это предмет, который  разветвился на множество разных направлений. С одной стороны, с  точки зрения своих психологических  социологических основ он стремится  объяснить организационные явления, как это делает любая другая фундаментальная дисциплина.

     Организационное поведение - развивающаяся наука, в  которой не только имеется множество  подходов и школ, дающих ответы на запросы  практики управления, но и остается много открытых вопросов, предполагающих дальнейшее совершенствование. Это комплексная прикладная наука о поведении субъектов организации - людей, групп, коллектива в целом - в изменяющейся внешней среде. Эти субъекты организаций являются объектами исследования, но в силу присущей им активности, в силу их живой природы воспринимать их в качестве просто "объектов" методологически неверно, так же как неверно говорить, что процесс управления их поведением сводится к воздействию на них: более адекватным понятием представляется слово "взаимодействие". Сами же объекты исследования правильнее воспринимать как объект-субъект. Предметом исследования в организационном поведении являются закономерности поведения и социальные, социально-экономические и психологические факторы, определяющие поведение людей в организациях и организаций во внешней среде.  
 

    1.   Понятие и направления развития организационного поведения
 

      Современные изменения в окружающей среде, интернационализация  экономики, внедрение второго поколения  информационных технологий, управление качеством с ориентацией на потребителя, признание существующего многообразия работников и управление ими привели к изменению парадигмы управления. Новый подход состоит в признании первенства личности в организации, ее знаний, навыков для эффективной деятельности.

      Индивид, пришедший на работу в организацию, принимает на себя целый ряд ограничений своего поведения, диктуемых регламентом, нормами этой организации, корпоративным кодексом поведения. В XX в. работодатель заключал с работником моральный контракт, в соответствии с которым в обмен на лояльность к организации и готовность выполнять инструкции работник получал гарантии занятости, карьерного роста, материального вознаграждения.

      Сегодня работодателю знания становятся намного  нужнее, чем простая исполнительская  дисциплина. Умение учиться начинает цениться выше преданности. В результате появляется новый тип организационного контракта, имеющий характер коммерческого партнерства: стороны обязуются взаимодействовать до тех пор, пока это выгодно каждой из них, но сотрудничать с максимальной отдачей в виде творчества со стороны работника и создания условий для этого творчества со стороны организации. В результате меняются отношения внутри организации, в них усиливается рыночная составляющая (компонента), которая представляет более жесткую форму взаимоотношений, требующую адекватного поведения и работника, и работодателя. Данное положение делает особенно актуальным разработку современных подходов преподавания ОП при подготовке специалистов к работе в изменяющихся условиях.

      Организационное поведение как учебная дисциплина представляет собой сложную область знаний, исследующую различные явления и процессы, охватывающие большой объем специфических терминов и понятий, связанных со многими общественными и естественнонаучными дисциплинами. Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс освоения дисциплины. Поведение индивидов существенно определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация, теми ограничениями, которые она накладывает на личность.

      Несмотря  на усложнение проблем на всех уровнях анализа – личностном, групповом и организационном, – сохраняется и будет развиваться в дальнейшем ориентация организационного поведения на его практическое использование в управлении компаниями. Это означает разработку доступных, понятных и применимых методов, использование которых в управлении людьми позволит организации достигать своих целей с максимальной пользой.

      Осознание того, что люди – ценнейший ресурс организации, приводит к изменению  поведенческих парадигм, к гуманистической  ориентации организационного поведения, его социальной направленности. Поведение организации становится все более направленным в сторону социальной справедливости в отношении работников, соблюдения баланса интересов работников и компании, социальной отзывчивости и ответственности перед обществом.

Информация о работе Сущность, предмет и задачи организационного поведения