Стили управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:32, реферат

Описание

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с

управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

Содержание

Введение 3

1 Понятие лидерства. 4

2 Стили лидерства 6

3 Ситуационное лидерство……………………………………………………….8

Заключение 11

Список литературы 12

Работа состоит из  1 файл

Стили управления.docx

— 92.61 Кб (Скачать документ)

Стили управления

     Подготовлено  по материалам www.market-journal.com.

     www.progressive-management.com.ua

www.smart-edu.com

Содержание 

Введение 3

1 Понятие лидерства. 4

2 Стили лидерства 6

3 Ситуационное лидерство……………………………………………………….8

Заключение 11

Список  литературы 12 

Введение

      Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное  руководство. В современном русском  языке под руководством, с точки  зрения собственника, подразумевается  либо индивид «руководитель» или  группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными  особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

      Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с

управлением. Быть менеджером и быть лидером в  организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

     В отечественной литературе традиционно  выделяют формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер обладает официальным положением руководителя, имеет власть. Неформальный лидер  властью не располагает, его влияние  базируется лишь на его личностных качествах.

В коллективе лидерство представляет собой отношения  доминирования и подчинения, причем ведомые идут за лидером добровольно. В разных ситуациях группа выдвигает  разных людей в качестве лидера в  зависимости от характера деятельности (лидер-вдохновитель, эмоциональный  лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

     Цель  работы – рассмотреть понятие, стили управления. Для раскрытия цели работы необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.
  2. Раскрыть понятие лидерства.
  3. Рассмотреть стили лидерства, охарактеризовать структурное лидерство.
 

I. Понятие лидерства

      Лидерство – это управленческие взаимоотношения  между руководителем  и последователями, основанные на эффективном  для  данной  ситуации  сочетании различных  источников власти и направленные на побуждение людей к  достижению общих  целей.

       Обязательное условие  лидерства  -  обладание  властью  в   конкретных

формальных  или неформальных организациях самых  разных уровней и масштаба  от государства  и  даже  группы  государств  до  правительственных  учреждений, местного самоуправления  или  народных  и  общественных  групп  и  движений. Формализованная власть лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех  случаях лидер имеет социальную и психологическую,  эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.1

       Выделяют формальное и неформальное  лидерство. В первом случае  влияние на подчиненных оказывается  с позиций занимаемой должности.  Процесс  влияния на людей  через личные способности, умения  и другие ресурсы получил   название неформального лидерства.

       Считается, что идеальным для  лидерства является сочетание  двух  основ

власти: личностной и организационной.

       Проблемы лидерства являются  ключевыми для достижения  организационной  эффективности.  С  одной   стороны,  лидерство рассматривается   как  наличие определенного  набора  качеств,  приписываемых   тем,  кто  успешно  оказывает  влияние или воздействует на  других,  с  другой,  лидерство  -  это  процесс преимущественно  не силового воздействия  в   направлении  достижения  группой  или организацией своих целей.  Лидерство  представляет  собой   специфический тип  управленческого   взаимодействия,  основанный  на  наиболее  эффективном

сочетании различных источников власти и направленный на побуждение  людей к достижению общих целей.

       Лидерство  как  тип  отношений   управления  отлично   от   собственно

управления  и строится больше на отношении типа «лидер - последователь»,  чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует  лидерство  в  своем поведении.  Продуктивный  менеджер  не  обязательно   является   эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

       Подходы к изучению лидерства  различаются  комбинацией   трех  основных переменных, привлекающих внимание  исследователей  по  сей  день:  лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер.  Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей.  Каждый  из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

       Ранние  традиционные  концепции   предлагали  определять   эффективное  лидерство на основе  либо  качеств  лидера,  либо  образцов  его  поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась.  Эти концепций,  в конечном  счете,  утонули в бесконечном множестве выявленных  качеств   и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.2

       Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали  объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е.  через влияние внешних факторов, не  принимая  при этом  во  внимание  лидера  как личность. Новые концепции попытались объединить  преимущества  и достижения как традиционного,  так и ситуационных  подходов.  В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.

      Таким образом, в современных условиях эффективное лидерство – это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

     При рассмотрении проблемы лидерства необходимо различать содержание понятий “лидер”  и “руководитель”.

     Наиболее  полно этот вопрос освещен в работах  Б.Д. Парыгина, который выделяет следующие основные различия:

1) “лидер  в основном признан осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель - официальных;

2) лидерство  возникает стихийно, руководитель  же реальной социальной группы  назначается или избирается;

3) выдвижение  лидера в большой степени зависит  от настроения группы, в то  время как руководство - явление  более стабильное;

4) руководство  подчиненными в отличие от  лидера обладает гораздо более  определенной системой санкций,  которых в руках лидера нет; 

5) сфера  действия лидера - в основном малая  группа людей, поле деятельности  руководителя шире, поскольку он  представляет трудовой коллектив  в более широкой социальной системе.”3

     II. Теории лидерства

     Существует  несколько теорий лидерства, фокусирующих внимание одновременно на личных свойствах  лидера и на ситуации, в которой  он действует.

     II.1. Ситуационная теория лидерства

       Наиболее известная  — это ситуационная теория лидерства Фреда Фидлера. Ситуационная теория лидерства утверждает, что эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на отношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Предположение Фидлера состоит в том, что лидеров можно разделить на два больших типа. Представители первого ориентированы главным образом на задачу, второго — на взаимоотношения. Лидер, ориентированный на задачу, больше обеспокоен тем, чтобы работа была сделана как следует. Взаимоотношения и чувства работников его не интересуют. Потенциальные преимущества такого стиля — это скорость принятия решений, подчиненных общей цели, суровый контроль над подчиненными. Лидер, ориентированный на взаимоотношения, в первую очередь интересуется тем, какие чувства и взаимоотношения возникают в среде работников.  Он стремится повысить эффективность труда путем улучшения человеческих отношений: поощряет взаимопомощь, позволяет подчиненным принимать участие в выработке важных решений, учитывает настроение и потребности работников и т.д.

      Фидлер утверждал, что ни один из этих двух типов лидера не является более эффективным, чем другой. Все зависит от обстоятельств и от характера ситуации, а именно от того, какова степень контроля лидера и его влияния среди членов группы. Это краеугольный камень его ситуационной теории. В ситуации «высокого контроля» у лидера прекрасные межличностные отношения с подчиненными, его положение в группе беспрекословно признается как влиятельное и главенствующее, а работа, которую выполняет группа, хорошо структурирована и четко определена. В ситуации «низкого контроля» имеет место обратное — у лидера плохие взаимоотношения с подчиненными, и работа, которую должна выполнить группа, определена неясно.

      Лидеры, ориентированные на задачу, наиболее эффективны в ситуациях либо с  очень высоким, либо с очень низким контролем. В случае очень высокого контроля люди довольны и счастливы, все идет гладко, и нет нужды беспокоиться о чувствах подчиненных или их взаимоотношениях. Это тот случай, когда «у руководителя  в руках большая дубина, но ее все любят». Здесь лидер, сконцентрировавшийся только на выполнение задачи, добивается наилучших результатов. Когда контроль ситуации очень низок, лидеру, ориентированному на задачу, лучше удается организовать ситуацию. Используя свои полномочия, он с помощью приказов и дисциплинарных взысканий может внести хоть какой-то порядок в запутанную и неопределенную рабочую обстановку. Это случай прямого принуждения: «Большую дубину в руках руководителя никто не любит, но все ей подчиняются». Однако необходимо учитывать, что ориентация на задачу и диктаторство (или оскорбление подчиненных) — это не одно и то же.

      В ситуациях средней степени контроля самыми эффективными являются лидеры, ориентированные на взаимоотношения. В этом случае все шестеренки рабочего механизма вращаются довольно гладко, но все же требуется уделять некоторое  внимание «неполадкам», возникающим  из-за плохих взаимоотношений и оскорбленных чувств. Лидер, способный сгладить эти  шероховатости, действует в такой ситуации наиболее успешно.

      Ситуационная  теория прошла проверку на многочисленных группах лидеров: от президентов  транснациональных корпораций до армейских  командиров. Результаты всех этих исследований, как правило, соответствуют предположениям Фидлера.

      Таким образом, лидерство, являясь ведущим положением в области неформальных отношений, оказывает серьезное влияние на успешность деятельности менеджера. Наибольших успехов организация добивается в случае, если менеджер, занимая должность, при этом является ещё и лидером. Искусство менеджера заключается в сочетании формального и неформального менеджмента. Если происходит перекос в одну из сторон, то эффективность управления падает.

     II.2. Теория черт.

     Согласно  “теории черт” лидером может быть человек, обладающий определенным набором личностных качеств. Однако задача составления их перечня оказалась трудно разрешимой.

     II.3. Синтетическая теория

     Синтетическая теория рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера - как субъекта управления этим процессом, то есть феноменом лидерства рассматривается в контексте совместной групповой деятельности. Исследователи разграничивают лидера ситуационных и постоянных.  

Информация о работе Стили управления