Руководитель в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение руководителя в системе управления. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1.рассмотреть личные качества руководителя, стили руководства;

2.определить основные методы управления руководителя;

3.изучить функции и роли руководителя в системе управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3

Глава I.Современный руководитель: Функции и стили управления

1.1. Роли руководителя в системе управления..…………..………….....…....5

Глава II.Методы управления руководителя………………...…………………12

2.1.Административные методы управления……………………….………..12

2.2.Методы управления персоналом …………………………….…….…….15

2.3.Социально-психологические методы управления………………….…..17

2.4. Роли руководителя в системе управления..………..…………...………25

Заключение……………………………………………………………………….28Библиографический список……………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

Машка-чебурашка.docx

— 69.10 Кб (Скачать документ)

      Партнерство составляет важный компонент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях между собой в отличие от формальной связи руководителя с подчиненным, где имеет место зависимость одного человека от другого.

      Соревнование является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. Оно являлось формой выживания лучших представителей рода - сильных, умных, мужественных, здоровых, и в итоге стало движущей силой развития общества. Результаты соревнования - новые открытия, изобретения, произведения искусства, рекорды в спорте, достижения в производстве.

      Общение - это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг и других более сложных формах общения нескольких людей. Личностное общение имеет место в простых формах взаимоотношений руководителя с подчиненным, сотрудников между собой, когда существуют два субъекта коммуникаций. Вербальное, или словесное, общение возникает в процессе устного или письменного обмена информацией. Невербальное общение имеет место, когда используются другие знаковые формы передачи информации, например жесты, мимика, звуки, поза и т.д. Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.

       Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.

        Конфликт - форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы. Различают межличностные конфликты, личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на работе, деловые конфликты из-за столкновения интересов различных подразделений, семейные конфликты по различным проблемам и др.

Сигналами конфликта являются социальный кризис, напряжение в группе, недоразумения  из-за поступков, отклонений от норм, психологические  и этические инциденты на работе и в быту, дискомфорт или интуитивное  ощущение неловкости в компании или  на работе.6

      Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т.к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Элементы, регулируемые с помощью психологических методов, включают:

Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования относят:

  • формирование подразделений ("команд") на основе психологического соответствия сотрудников;
  • комфортный психологический климат в коллективе;
  • формирование личной мотивации людей исходя из философии предприятия;
  • минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);
  • разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;
  • рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования
  • формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.

Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.

Типы  личности характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сферам деятельности.

Темперамент является очень важной психологической характеристикой личности для определения назначения и места каждого работника в коллективе, распределения управленческих задач и психологических приемов работы с конкретным человеком.

Черты характера определяют направленность мира человека, уровень потребности в общении. По преобладанию тех или иных черт характера людей разделяют на экстравертов и интровертов.  Характеры с точки зрения отношения человека к внешнему и внутреннему миру можно рассмотреть по отношению к окружающей действительности и к другим людям (позитивное, нейтральное, негативное), по отношению к себе (завышенное, нормальное, заниженное) и к работе (учебе).

Направленность  личности является важной психологической характеристикой человека и рассматривается сточки зрения потребностей, интересов, мотивов, убеждений и мировоззрений.

Интеллектуальные  способности характеризуют возможности понимания, мышления, сознания человека и важны для профессиональной ориентации, оценки людей, планирования карьеры и организации движения по служебной лестнице. Главное внимание следует обратить на уровень интеллекта работника, который имеет три градации (высокий, средний, низкий). Способности рационального мышления - неотъемлемое требование к руководящему персоналу и специалистам. Уровень сознания определяет соответствие сотрудника моральному кодексу предприятия. Логические способности незаменимы в инженерной и научной деятельности. Интеллектуальные способности выявляются с помощью психологических методов. Память человека является важным компонентом интеллектуальных способностей. Существуют значительные различия в объеме долговременной и оперативной памяти разных людей.

Методы  познания представляют собой инструменты, с помощью которых человек изучает действительность, обрабатывает информацию и готовит проекты решений. Наиболее известными методами познания являются анализ и синтез, индукция и дедукция.

     Внушение представляет психологическое целенаправленное воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду. Внушение может вызвать у человека, иногда помимо его воли и сознания, определенное состояние чувств и привести к совершению человеком определенного поступка. Крайне негативной формой внушения является зомбирование личности, когда человеку прививаются строго определенные формы поведения, выходящие за пределы моральных норм.

     Убеждение базируется на аргументированном и логическом воздействии на психику человека для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.

     Подражание является способом воздействия на отдельного работника или социальную группу путем личного примера руководителя или новатора производства, образцы поведения которого являются примером для других.

     Вовлечение является психологическим приемом, при помощи которого работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса, например выборов руководителя, принятия согласованных решений, соревнования в коллективе и др.

      Побуждение - позитивная форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что позволяет повысить моральную значимость сотрудника на предприятии.        

     Принуждение - крайняя форма морального воздействия, когда другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника заставляют, возможно, даже против его воли и желания, выполнять определенную работу. Желательно применять принуждение только в чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельствах, когда бездействие может привести к жертвам, ущербу, гибели имущества, людей, несчастным случаям.

      Осуждение - прием психологического воздействия на человека, который допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны. Такой прием не может применяться для воздействия на людей со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть коллектива.

      Требование имеет силу распоряжения. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным или даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично с запрещением, выступающим в виде легкой формы принуждения.

      Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. К нему мы относим запрещение импульсивных действий неустойчивого характера, что, в сущности, является вариантом внушения, а также запрещение недозволенного поведения (выпивка, бездеятельность, попытка хищения или брака). Этот метод стоит на грани двух главных методов воздействия - принуждения и убеждения.7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Роль руководителя в системе управления

      В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему предприятием.

Американский  ученый И. Ансофф выделяет четыре роли руководителя:

  • Роль лидера.

В данном случае имеется ввиду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом  и способностью влиять на других людей.

  • Роль администратора.

Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать  решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и  распоряжений.

  • Роль планировщика.

Главные задачи этой роли – оптимизация  будущей деятельности организации, посредством анализа тенденций  изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение  управленческих альтернатив и выбор  наилучших их них, концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности.

  • Роль предпринимателя.

Выступая  в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые  виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному  предпринимательскому риску, при этом всячески минимизирую его. 

Более детальную  и близкую в к российским условиям классификации ролей руководителя:

  • «мыслитель» - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
  • «штабной работник» - обработка управленческой информации и составление документации;
  • «организатор» - координация работы сотрудников;
  • «кадровик» - отбор, расстановка, оценка персонала;
  • «воспитатель» - обучение и мотивация персонала;
  • «снабженец» - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
  • «общественник» - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями;
  • «инноватор» - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
  • «контролер» - контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
  • «дипломат» - налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.

Информация о работе Руководитель в системе управления