Руководитель в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение руководителя в системе управления. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1.рассмотреть личные качества руководителя, стили руководства;

2.определить основные методы управления руководителя;

3.изучить функции и роли руководителя в системе управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3

Глава I.Современный руководитель: Функции и стили управления

1.1. Роли руководителя в системе управления..…………..………….....…....5

Глава II.Методы управления руководителя………………...…………………12

2.1.Административные методы управления……………………….………..12

2.2.Методы управления персоналом …………………………….…….…….15

2.3.Социально-психологические методы управления………………….…..17

2.4. Роли руководителя в системе управления..………..…………...………25

Заключение……………………………………………………………………….28Библиографический список……………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

Машка-чебурашка.docx

— 69.10 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждения

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  Поволжский институт ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА  ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ 
 

кафедра  менеджмента организации 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Основы теории управления»

на тему: «Руководитель в системе управления» 
 

                                                                    
 

                                                                   Выполнила:

              Студент 1 курса, 124 группы,

              очной формы обучения,

              специальности 080400.62

              Першина М.А.

              Руководитель:

              Амирова С.Ю.

              К.э.н. доцент каф. Менеджмент организации

                                                       

                                                     Саратов  2011 г. 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………….……..3

Глава I.Современный руководитель: Функции и стили управления

    1.1. Роли руководителя в системе управления..…………..………….....…....5

Глава II.Методы управления руководителя………………...…………………12

    2.1.Административные методы управления……………………….………..12

    2.2.Методы управления персоналом …………………………….…….…….15

    2.3.Социально-психологические методы управления………………….…..17

    2.4. Роли руководителя в системе управления..………..…………...………25

Заключение……………………………………………………………………….28Библиографический список……………………………………………………..30

 
 
 
 
 

Введение

   Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления.

     Опыт показал, что практически в одинаковых экономических и социальных условиях одни предприятия не только выжили, но и успешно развиваются, а другие оказались несостоятельными и переживают тяжелейший кризис. Анализ состояния этих предприятий показал, что в значительной степени судьба предприятия находилась и до сих пор находится в руках его руководителя.

      Руководители ответственны за успешную деятельность предприятия, поэтому важно, чтобы они завоевали уважение и доверие подчиненных и те охотно работали под их началом. Плохие отношения между руководством и сотрудниками рано или поздно станут отрицательно сказываться на эффективности труда, на удовлетворенности сотрудников работой, на их отношениях с клиентами и на положении предприятия на рынке.

     Построить правильные, хорошие взаимоотношения  в коллективе, поддерживать чувство  взаимной симпатии работников друг к  другу, умело руководить — это  искусство. Хорошие качества руководителя определяются главным образом тем, насколько он образован, а также  его самодисциплиной, энергией, настойчивостью, способностью принимать оптимальные  решения, смелостью и чувством ответственности. 
 
 

Целью работы является рассмотрение руководителя в системе управления. В связи  с этим необходимо решить следующие  задачи:

1.рассмотреть личные качества руководителя, стили руководства;

2.определить  основные методы управления руководителя;

3.изучить  функции и роли руководителя  в системе управления. 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I.

1.1 Роли руководителя  в системе управления 

Управление  фирмой, организацией, учреждением, его  подразделением, группой сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно  научиться делать так, чтобы все, с кем вам приходиться работать, во-первых, прониклись к вам расположением, во-вторых, были убеждены в вашей  правоте, в-третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела. 
 
Качества руководителя можно условно разделить на две группы:

  • Первая группа - его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности.
  • Вторая группа - интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер. Эта группа качеств обладает двумя особенностями. Во-первых, она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя. Во-вторых, она гораздо труднее, чем первая, поддаётся коррекции: изменить стиль мышления или характер несравненно сложнее, чем усвоить методику принятия решений или технологию управления.

Одно из основных психологических качеств руководителя - его мышление. В процессе практической деятельности руководитель должен уметь  мыслить:

  • проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;
  • системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;
  • практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося;
  • консервативно, нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства;
  • оперативно, то есть, быстро реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;
  • последовательно и целеустремлённо, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке;
  • самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать профессиональные знания и навыки. 

      Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловое общение с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок.

Он должен контролировать своё поведение так, чтобы негативное отношение к кому-либо не влияло отрицательно на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику становилось тому известным и срабатывало как дополнительный стимул повышения активности.

Для достижения успеха в управленческой деятельности руководитель должен развивать в  себе творческие способности:

  • инициативность;
  • умение решать нетрадиционные проблемы;
  • способность оригинально подходить к любым задачам;
  • критический дар;
  • альтернативное (многовариантное) мышление, способность видеть проблемы там, где для других всё ясно;
  • способность распознавать недостатки в хорошо работающих системах;
  • склонность всё усовершенствовать;
  • умение психологически перестраиваться, когда меняются условия или возникают принципиально новые задачи;
  • способность действовать вопреки мнению людей;
  • установку на решение нетрадиционных проблем вопреки привычным схемам и подходам;
  • склонность к самостоятельности (в частности, предпочтение работы с руководителем, который не детализирует заданий);
  • новаторство;
  • настроенность против всех проявлений бездумности;
  • способность воспринимать критические замечания как указатели направлений совершенствования дела или как источник новых идей и новых подходов;
  • открытость всему новому;
  • способность к риску;
  • склонность и способность выдвигать при обсуждении проблем много идей.

Говоря  о личностных качествах руководителей, успешно реализующих нововведения в подчинённых им организациях, подразделениях, чаще всего отмечают:

  • организаторские способности;
  • высокий профессионализм;
  • стремление к самоутверждению, самореализации, успеху. 

     Организаторские способности руководителей представляют собой сложное по структуре личностное образование, позволяющее быстро и эффективно решать задачи управления подчинёнными. Оно включает в себя творческий потенциал руководителя, его интеллектуальные и коммуникативные особенности, эмоционально-волевые характеристики, педагогические возможности, а также обусловливается такими чертами характера, как энергичность, оптимизм и др.1

      Стиль руководства - это типичная для руководителя система приёмов деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль руководства проявляется и в манере руководителя руководить, слушать других людей, и в том, как он организует подготовку, принятие и реализацию решений.

О нём  можно судить по тому, как организованы личное рабочее место руководителя и труд возглавляемого коллектива.

Принято выделять три основных стиля руководства:

  • авторитарный,
  • демократический и
  • либеральный.

 Этот  подход к анализу и классификации  стилей является наиболее распространённым.

  • Авторитарный (директивный) стиль руководства характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Он единолично принимает решения, жёстко регламентирует всю деятельность подчинённых, не давая им возможности проявлять инициативу. Подчинённые должны лишь исполнять то, что им приказано, при этом они получают минимум необходимой информации. Контроль за их деятельностью целиком основан на власти руководителя, который обычно ориентирован на решение чисто служебных задач, не доверяет подчинённым, пресекает всякую критику в свой адрес.
  • Руководитель, придерживающийся демократического стиля, децентрализует свою управленческую власть, он консультируется с подчинёнными, которые также принимают участие в выработке решений и получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Практикуется делегирование функций и полномочий подчинённым. Инициатива с их стороны всячески стимулируется. Деятельность подчинённых контролируется не только руководителем, но и активистами.
  • Либеральный (попустительный) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчинённых. Руководитель выступает в роли посредника при осуществлении контактов, обеспечивая своих подчинённых информацией и материалами, необходимыми для выполнения работы. Обычно дела он пускает на самотёк, действует лишь тогда, когда на него оказывают давление - либо сверху, либо снизу.

    Склонен воздействовать уговариванием, налаживанием личных контактов. Критику выслушивает, соглашается с ней, но ничего не предпринимает. Как правило, из числа подчинённых  выдвигаются один-два человека, которые  фактически управляют группой и  спасают дело. В некоторых ситуациях (творческие периоды в работе группы) такой стиль может оказаться  оптимальным, в течение непродолжительного времени.2

Современный руководитель, будучи бесспорным лидером, в то же время должен обладать умением, когда того требуют обстоятельства, использовать административные методы управления. Иначе говоря, для того, чтобы управлять людьми, он должен: овладеть искусством управлять собой  как лидером и как администратором; мыслить системно, панорамно (широко, комплексно) и одновременно профессионально  предметно, со знанием деталей и  тонкостей управленческого процесса; понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции, мнения, противоположные  собственным, и одновременно проводить  свою принципиальную линию; не поддаваться  неделовому нажиму сверху и вместе с тем не оказаться в оппозиции  к руководству; уметь не соглашаться, не будучи при этом неприятным; быть склонным принимать новые идеи, внедрять обоснованные нововведения. 
 
В зависимости от отношения руководителей к нововведениям выделяются следующие стили управления:

Информация о работе Руководитель в системе управления