Р.Оуэн-родоначальник кооперативного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание

Имя Роберта Оуэна достаточно известно; но с ним в большинстве случаев связано представление о каком-то чудаке, растратившем все свое состояние на неудачные попытки к достижению всеобщего человеческого счастья. Жил и действовал он в то время, когда только начал складываться наш современный индустриальный строй; многие из реформ, которые он первый наметил и за которые боролся, сейчас вошли уже в жизнь и лежат в основании ныне преобладающих в ней течений.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Жизнь и деятельность Р. Оуэна 6
Глава 2. Социальные эксперименты Р. Оуэна: сущность и значение 10
Глава 3. Влияние идеологии Р. Оуэна на становление и развитие кооперативного движения 27
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

кооперация.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

К 1820 окончательно оформились социальные идеи Р. Оуэна: он пришел к убеждению о необходимости радикальной перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда. Будущее «рациональное» общество Р. Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тысяч человек. Главный вид занятий в общине – земледелие; но Р. Оуэн был против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и промышленное производство). При общности владения и общем труде не может быть не эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с потребностями. Считая, вслед за французскими материалистами 18 в., что человеческий характер является продуктом общественной Среды, окружающей человека, Р. Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек. Правильное воспитание и здоровая Среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны.

Р. Оуэн был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к организации других. Стремясь показать практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Р. Оуэн отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности владения. Однако все опыты Р. Оуэна в США послужили лишь доказательством утопичности его планов . После ряда неудач Р. Оуэн вернулся в Англию, где принял активное участие в кооперативном и профессиональном движении. Одновременно с реорганизацией обращения Р. Оуэн пропагандировал широко задуманную утопичную реорганизацию производства, также в качестве мероприятия для мирного перехода к социалистическому строю. Р. Оуэн предполагал, что профессиональные организации рабочих могут взять в свои руки соответственные отрасли промышленности и организовать в них производство на кооперативных началах, не прибегая ни к каким насильственным мерам. В 1834 был организован «Великий национальный объединенный союз производств», поставивший себе задачей осуществление этого оуэнского плана. Капиталистическая действительность разбила утопичные надежды Р. Оуэна. Ряд организованных предпринимателей локаутов, а также неудачные стачки, суровые судебные приговоры привели к ликвидации «Великого союзы» в том же 1834.

Создание социальной среды – основная идея Р. Оуэна, которая руководит им во всех его разнообразных попытках; и осуществления этой идеи он ждал то от хозяев, то от государства, то, наконец, от кооперации.

В этом смысле можно сказать, что Р. Оуэн был отцом того, что социологи ныне называют этиологией, т. е. приспособлением и подчинением человека среде. Его теория играет в экономическом строе такую же роль, какую теория Ламарка играет в строе биологическом: видоизменение организмов под влиянием, оказываемым средой на органы. Человек по природе своей не хорош и не плох, он то, что делает из него среда. Если в настоящее время человек плох, то это случилось потому, что экономический и общественный строй отвратителен. Но следует отметить, что Р. Оуэн, по-видимому, не придавал никакого значения естественной среде, которая в других школах, например в школе Ле Плея, составит существенный фактор . Он видит только социальную среду, созданную или воспитанием, или законодательством, или обдуманным действием индивидов. Изменим среду – и человек изменится. Только Р. Оуэн, по-видимому, не замечает в этом рассуждении: ибо, если человек – продукт среды, то непонятно, как он может изменить эту среду, или, – чтобы прибегнуть к вульгарному образу, – как он, распростертый на земле, может встать на ноги, подтягивая себя за волосы. Счастливая непоследовательность! Ибо она дала начало тому удивительному движению, которое значительно позже приведет к насаждению роскошных английских городов-садов. Именно от Р. Оуэна следует вести идею дать труду комфортную и красивую обстановку, которая удваивала бы его силу.

Действительно, Р. Оуэн не оставил школы в собственном смысле этого слова, кроме кооперативной школы . Но все-таки у него было несколько учеников, которые стремились к проведению в жизнь его теорий, из них особенно один, который долгое время оставался в неизвестности и только в наши дни открыт и вознесен до небес. Это Вильям Томпсон, главное произведение которого – «Исследования о благоприятнейших для счастья людей принципах распределения богатства» от 1824 г. Стоя выше Р. Оуэна по своим экономическим познаниям и будучи более глубоким мыслителем, он, может быть, больше заслуживал бы того, чтобы фигурировать здесь в качестве основоположника социализма, но мы, как это сказано во введении, не можем помышлять здесь об исправлении возможной несправедливости истории и должны считаться с освященными традицией именами. Впрочем, естественно, что положение, занимаемое человеком в истории, определяется больше его влиянием, чем его талантом, а влияние Томпсона на его время было ничтожно, потому что нужно было ждать до наших дней, чтобы открыть его.

В условиях экономического кризиса 1815-16 и острых социальных конфликтов расширение капиталовложений в целях улучшения положения и образования рабочих натолкнулось на решительное сопротивление компаньонов Р. Оуэна (квакер У. Ален и др.). Разработанные Р. Оуэном проект закона о сокращении рабочего дня до 10 часов и «План национального воспитания и образования под руководством государства и наблюдением народа» встретили противодействие буржуазных кругов и духовенства. Р. Оуэн сделал вывод, что рабочие в Нью-Ланарке, как и на других капиталистических предприятиях, «остаются рабами». Сосредоточив внимание на коренных экономических и социальных проблемах, Р. Оуэн приходит к убеждению, что «волшебная сила машин», обращенная при «существующей системе» против трудящихся, способна обеспечить изобилие материальных благ, делающее частную собственность и накопление бессмысленными. Опираясь на некоторые реальные достижения своей деятельности в Нью-Ланарке (успешное преодоление явлений преступности, пьянства, национализма и религиозной вражды, осуществление элементов самоуправления, сознательной трудовой дисциплины, соревнования, кооперации, социального планирования, а также соединение обучения с производительным трудом, физическим и эстетическим воспитанием), Р. Оуэн в марте 1817 выдвинул «план» расселения безработных в «посёлках общности и сотрудничества», не знающих частной собственности, классов, эксплуатации, противоречий между умственным и физическим трудом, противоположности между городом и деревней и др. антагонизмов. Этот шаг знаменовал поворотный пункт в жизни Р. Оуэна – переход на позиции утопического социализма. В 20-е гг. Р. Оуэн создал опытные коммунистические колонии: Новую гармонию в США, Орбистон, Гармони-Холл в Великобритании и др., основал ряд просветительских учреждений, журналов. Покинув в 1829 Нью-Ланарк, Р. Оуэн целиком посвятил себя пропагандистской деятельности. На основе первоначального «плана» он приступил к разработке утопической коммунистической системы переустройства жизни всего человечества, которая была наиболее полно изложена в «Книге нового нравственного мира» (опубликована в 1836-44). Согласно этой системе, учреждаемые на добровольных началах «посёлки общности» образуют федерацию, способную, по мнению Р. Оуэна, продемонстрировать своё экономическое и нравственное превосходство, обусловленное всемерным развитием новых («научных») производительных сил (в том числе химии), а также воспитанием нового, гармонически развитого человека и установлением новых общественных отношений. По инициативе Р. Оуэна в 30-е гг. были созданы организации «Базары справедливого обмена» (1832-34) и «Великий национальный союз профессий» (1833-34), которые он надеялся превратить в средство осуществления своих проектов преобразования общества. Тем самым Р. Оуэн, как и другие социалисты-утописты, не смог"... ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества". Возникнув на ранней стадии борьбы между пролетариатом и буржуазией, социалистическое учение Р. Оуэна и его последователей-оуэнистов сыграло значительную роль в просвещении английского рабочего класса, дало определённый толчок развитию профсоюзного и кооперативного движения в Великобритании. С изменением исторической ситуации, ростом классового самосознания пролетариата оуэнизм выродился в секту, пытавшуюся отвлечь рабочих от классовой борьбы. Сам же Р. Оуэн в конце жизни, особенно после поражения революций 1848-49, в обстановке политической реакции в Европе, замкнувшись в мессианских иллюзиях, приходит к мистицизму и спиритизму.

Тем не менее исторические заслуги Р. Оуэна неоспоримы . Он был единственным из великих социалистов-утопистов, который пытался осуществить свои социалистические идеалы с участием самих рабочих. Р. Оуэн различил в производительных силах, развивавшихся при капитализме, предпосылки более высокой организации общества, связанной с установлением общественной собственности на средства производства. Поэтому мечтания Р. Оуэна о качественно новом состоянии человечества частично предвосхитили идеи научного коммунизма. Ф. Энгельс считал Р. Оуэна «родоначальником английского социализма». Оценивая значение деятельности Р. Оуэна для английского рабочего движения первых десятилетий 19 в., Энгельс писал: «Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Р. Оуэна». Идеи Р. Оуэна оказали также влияние на формирование социалистической мысли и за пределами Великобритании. В России имя Р. Оуэна было известно уже в середине 2-го десятилетия 19 в. Определённое влияние его идей испытали петрашевцы, а также А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и другие революционеры-демократы.

Своими экспериментами Р. Оуэн на практике опробовал идею социального партнерства, которая стала широко внедряться на Западе лишь спустя полтора столетия. Но свое время она обогнала настолько, что была отвергнута обществом начала XIX в. и предана забвению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Р. Оуэн - замечательный многосторонний деятель. Намного опередил общественную мысль своего времени. Один из первых высказал идею кооперативов рабочих, профсоюзов, выступил за образование среди рабочих. И старался построить социализм на задворках монархии. Нельзя сказать, что у него ничего не вышло. Вышло, и очень многое. Он показал на собственном примере что экономические отношения можно строить по другому, иначе, что главное - это гуманизм и наличие общей цели.

Многие считают Р. Оуэна утопистом, растратившим свое состояние в безумных филантропических предприятиях. Между тем мы видим теперь, что большая часть его жизни прошла в борьбе с тем ближайшим злом и в изыскании практических средств помощи окружающим в тех бедствиях, которые происходили у него на глазах. Первый и единственный вначале радетель о фабричных рабочих и их детях, Роберт Оуэн являлся одним из лучших знатоков фабричного дела в Англии, знакомым с ним до мельчайших технических подробностей. Практический успех его Нью-Ланаркской колонии, послужившей образцом для всех последующих учреждений этого рода, говорит об этом красноречивее всяких слов. Первое фабричное законодательство и кооперативные товарищества, идея которых бесспорно принадлежит Оуэну, получили громадное развитие в современной жизни. Уже одних его трудов по народному воспитанию, в частности учреждения первых в Англии школ для детей младшего возраста, не говоря уже о его широких, гуманных взглядах на это великое дело, - вполне достаточно, чтобы поставить его в ряду первых работников на пользу общества.

Даже его неудачные попытки по части насаждения земледельческих и промышленных общин и учреждений для обмена труда не пропали даром. Это были драгоценные, поучительные опыты в той непрерывной борьбе за более справедливое распределение продуктов труда и всеобщее пользование успехами знания, которая составляет одно из выдающихся явлений современной жизни.

Но как ни велики перед людьми заслуги Роберта Оуэна с этой стороны, личность его прежде всего поражает гармоническим сочетанием в ней самой высокой любви к людям и правде и безграничной веры в человека с непрестанным самоотверженным трудом для достижения всеобщего человеческого счастья. Это была в полном смысле слова прекрасная, цельная человеческая жизнь. Говоря словами его английского биографа, "всю свою жизнь он работал для народа, умер за этою работой, и последняя его мысль была - о счастье народном"[19].

Утопизм Оуэна скорее всего заключался не в том, что идеи его неосуществимы, а в попытке ускорить их осуществление. Но это стало ясно лишь спустя сто и больше лет.


Список использованной литературы

  1. Вахитов К.И. Теория и практика кооперации-М,2009
  2. Вестник «Московского Университета» сер.12 Политические науки №4,стр 122-123 М,2006
  3. Вестник «Чебоксарского кооперативного института» №1,стр12-22,Ч.,2008
  4. Деловой вестник «Российской кооперации» №10 октябрь,стр 32-38 М,2005
  5. Добролюбов Н.А. "Роберт Овэн и его попытки общественных реформ" / Собрание соч. в 3-х томах, Т.2, М., 1987.
  6. Каменский А.В. "Роберт Оуэн. Его жизнь и общественная деятельность". М., 2000.
  7. Кредисов А.И. История учений менеджмента. К., 2000.
  8. Майбург Е.М. "Введение в историю экономической мысли". М., 2000.
  9. Марк Блауг "100 великих экономистов до Кейна". СПб., 2009.

    

 

 

 

 

Место подписи студентки:

Дата сдачи работы на рецензирование:

 

5

 

 



[1] Р. Оуэн. Замечания о влиянии промышленной системы

[2] Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

[3] Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

[4] Р. Оуэн. Замечания о влиянии промышленной системы

[5] Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

[6] Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

[7] Там же

[8] Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

[9] Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

[10] Р. Оуэн. Революция в сознании и деятельности человеческого рода

[11] Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

[12] Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

 

[13] Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

[14] Р. Оуэн. Революция в сознании и деятельности человеческого рода

[15] Р. Оуэн. Революция в сознании и деятельности человеческого рода

[16] Р. Оуэн. Революция в сознании и деятельности человеческого рода

 

[17] Каменский А. «Роберт Оуэн. Его жизнь и общественная деятельность». М., 2000., С. 27.

[18] Добролюбов  Н.А. «Роберт Овэн и его попытки общественных реформ»/ собрание соч. в з-х томах., Т.2, М., 1987, С.10-11.

[19] Каменский А. «Роберт Оуэн. Его жизнь и общественная деятельность». М., 2000.,С.74


Информация о работе Р.Оуэн-родоначальник кооперативного движения