Волонтерское движение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:20, доклад

Описание

понятие о волонтерском движении

Содержание

Глубокие социально-экономические преобразования в России ставят перед российским образованием важнейшую педагогическую проблему совершенствования системы управления образованием. В настоящее время образовательные учреждения зачастую единственными приоритетными задачами ставят перед собой реализацию только образовательных программ. Но на наш взгляд, без учета и взаимной интеграции образовательных и экономических аспектов деятельности невозможно достичь эффективного управления современными образовательными учреждениями и высокого качества образовательных услуг.

Работа состоит из  1 файл

доклад Цивилевой.docx

— 29.23 Кб (Скачать документ)

    Глубокие  социально-экономические преобразования в России ставят перед российским образованием важнейшую педагогическую проблему совершенствования системы управления образованием. В настоящее время образовательные учреждения зачастую единственными приоритетными задачами ставят перед собой реализацию только образовательных программ. Но на наш взгляд, без учета и взаимной интеграции образовательных и экономических аспектов деятельности невозможно достичь эффективного управления современными образовательными учреждениями и высокого качества образовательных услуг.

    В общественной психологии иллюзия дотационного характера образования 

поддерживается  многолетней бесплатной формой его  услуг и появление платных 

образовательных услуг воспринимается как покушение  на «святую святых». Особенно остро вопросы управления образованием стоят в системе учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы многопрофильной, многоступенчатой, вариативной, гибкой подготовки, функционирующих в качестве автономных или бюджетных с расширенным объемом прав (в свете ФЗ-83).

Одним из важнейших положений  современной науки  управления является постулат о том, что  не бывает хорошего управления вообще. Оно может быть эффективным по отношению к конкретному учреждению. Но для этого система управления учреждения должна иметь адекватный характер существующей действительности.

    В условиях автономного образовательного учреждения управление, прежде всего, нацелено на достижение успеха в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг по четко определенным конечным результатам деятельности учреждения и носит характер стратегического.

    Управленческий  процесс эффективен, если он соответствует  логике реального процесса развития, если директор обладает способностями видеть ситуацию, спрогнозировать развитие событий, принять необходимые меры; если сотрудники четко знают цели учреждения, основные группы потребителей услуг, особенности социо-культурной среды, хотят и могут реализовать эти цели.

    Методологическим инструментом управления современным образовательным учреждением является стратегический менеджмент, суть которого заключается в том, чтобы учитывая положение, в котором находится образовательное учреждение, прогнозировать пути его развития через четыре-пять лет, и определить способ достижения желаемого результата.

    В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения: формирование образовательных программ, разработка и внедрение новых образовательных технологий, оценка качества образования и т.д. Стратегические решения характеризуются тем, что они инновационны по своей природе и поэтому часто сложно принимаются в педагогических коллективах. Такие решения должны быть: открытыми и понятными сотрудникам, направлены на перспективные цели образовательного учреждения, на его возможности, отличаться от тактических решений множеством альтернативных подходов. Это можно рассматривать как "ресурсосберегающую" методику управления, и поэтому очень важно сформулировать точные требования к ресурсному обеспечению образовательного процесса, включая как интеллектуальные ресурсы (кадровые): знания, умения, направленность деятельности педагогов, так и вопросы материально-технического и организационного обеспечения образовательного процесса, то есть соответствующие материальные и организационные ресурсы.

    В условиях перехода в режим функционирования автономного учреждения администрации Центра необходимо было решить большое количество задач. Чтобы успешно контролировать и регулировать процесс перехода, мы создали «Модель преобразования Центра эстетического воспитания детей в автономное образовательное учреждение». В рамках этой модели был проведен анализ ситуации, на основе которого, путем сравнения идеальной модели с реальным уровнем образовательного процесса, "примеривая" идеальную модель на конкретных педагогов и условия их деятельности, была выявлена необходимость модернизации структуры управления Центра, как учреждения дополнительного образования современного типа.

    Модель преобразования Центра эстетического воспитания детей в автономное образовательное учреждение включает в себя  четыре этапа:

    1 этап – подготовительный этап.  Предусматривает отбор адекватного психолого-педагогического инструментария, сбор и анализ информации.

    2 этап – проектировочный. Включает в себя проектирование, разработку основных элементов функционирования учреждения, в том числе системы управления.

    3 этап – внедрения. Реорганизация существующих и внедрение разработанных программ и проектов, которая  сопровождается постоянным мониторингом.

    4 этап – обобщающе-коррекционный. Подведение итогов преобразования Центра по всем направлениям по итогам мониторинга.

    Одним из важнейших элементов преобразования учреждения в автономное является совершенствование  системы управления, поэтому, прежде всего нами были определены ведущие принципы управления:

  • принцип восприимчивости педагогического коллектива к  инновациям (целям, задачам и содержанию деятельности), а также специалистов всех служб (отсутствие психологических, экономических, социальных и др. барьеров; систематическое совершенствование педагогических технологий и социально-экономической культуры);
  • принцип адекватности материально-технического обеспечения педагогического процесса современным целям и задачам учебного заведения;
  • принцип сочетания финансового обеспечения муниципального задания и доходов от внебюджетной деятельности, с целью формирования оптимальной структуры автономного учреждения.

    Принципиальным  положением для нас является то, что стратегическое управление автономным образовательным учреждением должно строиться на признании того, что финансовые задачи не существуют вне контекста общей деятельности образовательного учреждения и ее основных направлений, они  подчинены образовательным задачам.

    Самостоятельное формирование бюджета требует творческого подхода к распределению финансов, выбору целей и соответствующих им решений, что повышает эффективность образовательной деятельности в целом, и предполагает долгосрочную образовательную политику.

    В современных условиях никакие инвестиции не спасут учреждение, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг. Основой конкурентоспособности является качество. И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность входит цена, сроки гарантии, обслуживание и ряд других

слагаемых, именно качеству отдают предпочтение потребители при выборе продукции, в нашем случае образовательных услуг.

    Поскольку на качество образования влияет множество факторов, необходимо, чтобы все эти факторы были учтены в процессе управления, что и обеспечивает его эффективность. Для этого мы создали модель управления качеством образования в МАОУ ДОД ЦЭВД, которая представляет собой единство трех групп компонентов: структурных компонентов деятельности (центральный ряд), и влияющих на них объективных (левый ряд) и субъективных (правый ряд) факторов.  

    Модель управления качеством образования в МАОУ ДОД ЦЭВД

    

      
 

    

    

      

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

      
 
 
 
 

    К внешним условиям относится социальный заказ, т.е. запросы и потребности  детей, родителей, социальных партнеров  Центра. К ним же можно отнести  экономические условия, в которых функционирует учреждение и окружающий его социум, нормативно-правовую базу, возможности учреждения вести приносящую доход деятельность.

     Система управленческих функций представляет собой иерархическую  3-уровневую модель:

    ·        На высшем, уровне находятся целевые функции управления: стратегическое управление, как основа обеспечения содержания деятельности Центра; создание условий для деятельности детей и педагогов. На этом уровне большую роль играют результаты маркетинговых исследований.

    ·    Функции среднего уровня — социально-психологические (внутренний маркетинг) — вырастают из потребностей коллектива как субъекта деятельности и направлены на формирование у педагогического коллектива таких социально-психологических состояний и свойств, которые необходимы для продуктивной работы. К социально-психологическим функциям можно отнести: сплочение коллектива, мотивирование и стимулирование деятельности, совершенствование и профессиональный рост педагогических кадров, организацию взаимодействия, инновирование.

  • Функции низшего уровня — операционно-субъективные — вытекают из логики организации деятельности учреждения. К операционным функциям можно отнести стратегическое планирование, управленческий контроль, руководство, координацию.

   Готовность  субъекта к деятельности определяется готовностью администрации и  педагогического коллектива к инновационным  изменениям, наличие у них необходимых  знаний и умений, способности к  анализу собственного опыта и  опыта коллег, обобщение результатов  анализа и определение ведущих  идей совершенствования своей деятельности.

   К методам управления качеством относятся  методы убеждения, применение поощрения  и наказания, критики и самокритики, а именно: семинары, педсоветы, конкурсы педагогического мастерства, традиции, методические декады и недели открытых уроков  и т.д. Также к методам  управления относится инструктирование, распределение обязанностей, делегирование  полномочий, единые требования. В условиях автономного учреждения эффективными методами повышения качества деятельности являются методы материального стимулирования коллектива.

     В основе представленной  модели лежит  экономико-педагогический подход к управлению, так как практика показывает, что на стратегическом уровне финансы невозможно отделить от образовательной и кадровой политики.

     Таким образом, автономное образовательное  учреждение рассматривается нами, как производственно-экономическая система, для которой конкурентоспособность - важнейший критерий эффективного управления и необходимое условие выхода образовательного учреждения на рынок услуг, а также основа выбора средств и методов образовательной и экономической деятельности.

Информация о работе Волонтерское движение