Развитие организационно-управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 00:51, реферат

Описание

Цель данной курсовой работы: развития организационно-управленческой мысли.
В связи с поставленной целью определим следующие задачи:
- исследовать управление и организации до 1900 г
- проанализировать систематизированный взгляд на управление персоналом
- рассмотреть научное управление и классическая школа

Содержание

Введение …………………………………………………………..….…….3
1. Формирование организационно-управленческой мысли ………...…..5
1.1 Управление и организации до 1900 г …………………………..……5
1.2 Систематизированный взгляд на управление персоналом …….……7
2. Подходы на основе выделения различных школ ……………….…….9
2.1 Научное управление и классическая школа …………………………9
2.2 Поведенческая школа ………………………………………………..10
2.3 Процессный и системный подходы …………………………………12
Заключение ……………………………………………………………….16
Глоссарий………………………………………………………………….18
Библиографический список ……………………………………………..20
Приложения………………………….……………

Работа состоит из  1 файл

реферат на теорию организации (май).docx

— 37.90 Кб (Скачать документ)

Развитие  организационно-управленческой мысли.

      Оглавление 

      Введение …………………………………………………………..….…….3 

      1. Формирование организационно-управленческой  мысли ………...…..5 

      1.1  Управление и организации  до 1900 г …………………………..……5 

      1.2 Систематизированный взгляд на  управление персоналом …….……7 

      2. Подходы на основе выделения  различных школ ……………….…….9 

      2.1 Научное управление и классическая  школа …………………………9 

      2.2 Поведенческая школа ………………………………………………..10 

      2.3 Процессный и системный подходы  …………………………………12 

      Заключение ……………………………………………………………….16

      Глоссарий………………………………………………………………….18

      Библиографический список ……………………………………………..20

      Приложения………………………….……………………………………22 

Введение 

      Актуальность выбранной мной  темы состоит в следующем:

      Любая наука базируется на  использовании исторического опыта.  Изучение уроков истории позволяет  избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах  развития науки.

      Наука управления в этом отношении  мало отличается от других  наук. Как и любая наука, она  интересуется прошлым, настоящим  и будущим. Анализ прошлого  позволяет лучше понять настоящее,  чтобы спрогнозировать будущее  развитие. Знание истории прошлого  необходимо по следующим основным  причинам: всегда интересно и  нужно; позволяет восполнить недостаток  собственных мыслей и объем  своих знаний; дает возможность  проанализировать основные вехи  эволюционного развития науки  и систематизировать их; позволяет  извлечь соответствующие уроки  из прошлого с тем, чтобы  не повторять ошибок в будущем.

      Знание и осмысление прошлого  способствует лучшему пониманию  современного состояния науки,  а также появлению и формированию  новых идей. Развитие науки управления  свидетельствует, что нежизненные  концепции гибли, а оставались  только самые ценные, проверенные  практикой и временем. Создание  принципиально новой системы  управления в России адекватной  рыночным отношениям, является неотъемлемой  составляющей построения нового  общества.     Управление  в условиях рынка получило  название менеджмента.  Отличительные  особенности менеджмента заключаются  в том, что он ориентирует  фирмы на удовлетворение потребностей  рынка, на постоянное повышение  эффективности производства (получение  оптимальных результатов с наименьшими  затратами), на свободу в принятии  решений, на разработку стратегических  целей и программ и их постоянную  корректировку в зависимости  от состояния рынка.

      Основные проблемы развития организационно-управленческой  мысли представлены в  трудах  отечественных ученых В.А.Абчука, В.Г. Афанасьева, В.В. Глущенко, И.И. Глущенко, В.Д. Козлова, М.П. Лебедева, Г.Х. Попова, Э.А. Смирнова, В.В. Ременникова, Ю.А. Тихомирова и других.

      Цель данной курсовой работы: развития организационно-управленческой  мысли.

      В связи с поставленной целью  определим следующие задачи:

      - исследовать управление и организации  до 1900 г

      - проанализировать систематизированный  взгляд на управление персоналом

      - рассмотреть научное управление  и классическая школа

       - исследовать процессный и системный  подходы

      Объектом данной курсовой работы  является теория организации  и управления.

      Предметом курсовой работы является  развитие организационно-управленческой  мысли.

      Методология и методика исследования. В процессе исследования широко  использован диалектико-материалистический  метод, а также частные и  специальные методы познания: моделирование,  наблюдение, сравнение, системно-структурный  анализ и другие.

      Практическая значимость. Наше общество  осуществляет исключительно трудную,  во многом противоречивую, но  исторически неизбежную и необратимую  перестройку. В социально-политической  жизни это переход от тоталитаризма  к демократии, в экономике —  от административно-командной системы  к рынку, в жизни отдельного  человека — превращение его  из «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт, — постижение науки и искусства менеджмента.

1. Формирование  организационно-управленческой мысли 

      1.1  Управление и организации  до 1900 г 

      Выполнение управленческих функций  обязательно» если организация  собирается добиться успеха. Практика  управления так же стара, как  организации, а это означает, что  она действительно очень древняя.  На глиняных табличках» датированных третьим тысячелетием до нашей эры» записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления» По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.

      Однако, как управление, так и  организации древности сильно  отличались от тех, что описаны  в нашей школе. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований - относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке. Помпою позже мы попытаемся хотя бы частично раскрыть причины этого» А сначала давайте кратко остановимся на истории развития организаций и управления ими, чтобы показать какими, они были в прошлом.

       Свершения крупных организаций  в древности ясно указывают,  что они имели формальную структуру,  в которой можно было выделить  уровни управления. Висячие сады  Вавилона инкский юрист Мачу Пикчу и пирамиды Египта появилась нехватка только вследствие координированных организованных усилий. За долго до рождения Христа существовали и крупные политические организации. Македония при Александре Великом Персия, а позднее Рим простирались от Азии до Европы. Руководителями этих организаций была короли и генералы. Конечно, были и лейтенанты, были хранители житниц, были надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность существовавших организаций. [1]

      Шли годы, управление некоторыми  организациями становилось все  более четким и все более  сложным, а сами организации  становились все более сильными  и все более устойчивыми. Хорошим  примером тому может служить  Римская империя, просуществовавшая  сотни лет. Римские легионы  с четкой структурой управления  состоящей из генералов и офицеров, подразделением армий на дивизии,  планированием н дисциплиной, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, через государства Среднею Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму, строились дороги, чтобы ускорить связь с Римом. Связь, как нам еще предстоит увидеть, - это очень важная составляющая успеха организации. Знаменитые дороги помогали собирать налоги и дань в пользу императора» И, что еще более важно, хорошие дороги позволяли легионам, размещенным внутри страны, быстро связываться с окраинными провинциями если местные жители или местная администрация восставали против римского правления.

      Формы почти всех видов проявления  современного управления можно  проследить в этих огромных  процветавших организациях древности,  но в целом, характер и структура  управления в те времена отличались  от сегодняшних. Например, пропорция между руководителями и не руководителями была гораздо меньшей, было меньше руководителей среднего звена. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшею звена, которые сами принимали практически все важные решения. [2]

      Таким образом, предпосылками  и источниками формирования менеджмента  как управления особого рода  являются:

 •  индустриальный способ организации  производства;

 •  развитие рыночных отношений,  основными элементами которых  являются спрос, предложение и  цена. 

      1.2 Систематизированный взгляд на  управление персоналом 

      В практике управления существуют  примеры организаций, возникших  в глубокой древности и успешно  функционирующих и в настоящее  время благодаря созданию рациональной  структуры управления. К их числу  относится римская католическая  церковь, имеющая наиболее простую  структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник.

      К сожалению, эволюция управленческой  мысли в России этого периода  изучена недостаточно.

      Переворот в производственных  отношениях связан с промышленной  революцией, начавшейся в середине  XVIII в.

      С промышленной революцией связано  выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего.  На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен  для рабочих.

      На этом этапе развития управления  только наметилась тенденция  перехода от принципа надзора  за работниками к принципу  организации труда на научных  основах.

      Промышленная революция дала  толчок развитию теоретических  исследований и практики управления. Большой вклад в формирование  науки управления внесли английские  политэкономы Уильям Петти, Адам Смит  и Давид Рикардо. [3]

      Нельзя не отметить огромного  вклада английского социалиста-утописта  Роберта Оуэна  в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом.Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.

      В этот же период времени  Ф. Энгельс указал на то, что  следует различать управление  вещами и управление людьми. От  этого тезиса в дальнейшем  будут отталкиваться многие ученые  в своих исследованиях.

      Однако до эпохи империализма  функция управления осуществлялась  самим капиталистом и небольшой  группой приближенных к нему  лиц. Роль специально подготовленных  управляющих особенно усиливается  в эпоху развития монополистического  капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие  развивали систему знаний о  том, как лучше использовать  ресурсы.

      Таким образом, предпосылками  и источниками формирования менеджмента  как управления особого рода  являются:

 •  индустриальный способ организации  производства;

 •  развитие рыночных отношений,  основными элементами которых  являются спрос, предложение и  цена. [4] 

2. Подходы  на основе выделения различных  школ 

      2.1 Научное управление и классическая  школа 

      Авторы, которые писали о научном  управлении, в основном посвящали  свои исследования тому, что называется  управлением производством. Они  занимались повышением эффективности  на уровне ниже управленческого.  С возникновением административной  школы специалисты начали постоянно  вырабатывать подходы к совершенствованию  управления организацией в целом.

      Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управления организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого, связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля. Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс». Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации. [5]

Информация о работе Развитие организационно-управленческой мысли