Проектирование организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:26, курсовая работа

Описание

За последние 10-15 лет большинство ведущих хозяйствующих субъектов в России и за рубежом подверглись радикальной реорганизации.
В ходе этого процесса выделялись:
1. Внешняя граница, отделяющая внешнюю и внутреннюю сферы организации;
2. Внутренние границы организации, разделяющие функциональные подразделения и вязи между ними;
3. Границы властных полномочий каждого работника.
В процессе управления происходит делегирование прав и обязанностей для организации взаимодействия различных уровней управления и распределения задач, решаемых различными работниками. Руководители должны передавать сотрудникам свои права и обязанности, для более быстрого выполнения работы. Поэтому все руководители должны организовывать работы наилучшим образом.
Поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение поставленных целей, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации. Так как с течением времени стратегии меняются, то могут понадобиться соответствующие изменения и в организационных структурах.
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.
Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость совершенствования и адаптации организации:
• Рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
• Рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, товаров, услуг;
• Финансовый рынок;
• Рынок труда;
• Окружающая природная среда.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 56.90 Кб (Скачать документ)

Введение

        За последние 10-15 лет большинство  ведущих хозяйствующих субъектов  в России и за рубежом подверглись  радикальной реорганизации.

В ходе этого процесса выделялись:

  1. Внешняя граница, отделяющая внешнюю и внутреннюю сферы организации;
  2. Внутренние границы организации, разделяющие функциональные подразделения и вязи между ними;
  3. Границы властных полномочий каждого работника.

       В процессе управления происходит делегирование  прав и обязанностей для организации  взаимодействия различных уровней  управления и распределения задач, решаемых различными работниками. Руководители должны передавать сотрудникам свои права и обязанности, для более быстрого выполнения работы. Поэтому все руководители должны организовывать работы наилучшим образом.

       Поскольку цель организационной структуры  состоит в том, чтобы обеспечить достижение поставленных целей, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации. Так как с  течением времени стратегии меняются, то могут понадобиться соответствующие  изменения и в организационных  структурах.

         Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

       Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость совершенствования  и адаптации организации:

    • Рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
    • Рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, товаров, услуг;
    • Финансовый рынок;
    • Рынок труда;
    • Окружающая природная среда.

       Без учета этих факторов не возможно планировать  стратегию развития. Поэтому успех  любого предприятия или организации  и возможность их выживания зависят  от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям.

       Целью данной курсовой работы является исследование сущности и процесса организационного проектирования.

       В соответствии с поставленной целью  необходимо решить следующие задачи:

     - изучить основные понятия организационного  проектирования;

     - рассмотреть изменения в организационной  структуре при реорганизации предприятия;

     - исследовать модель построения  организационной структуры управления  предприятием.

       Объектом  исследования выступает организационная  структура организации.

       Предметом исследования является процесс проектирования и развития системы управления организацией.

       Структура работы включает в себя введение, три  главы: «Основные понятия и положения  организационного проектирования»; «Реорганизация предприятия как частный случай организационного проектирования»; «Построение организационной структуры управления предприятием», заключение, список литературы.

       Для выполнения данной курсовой работы использовались труды российских и зарубежных авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  понятия и положения  организационного проектирования.
    1. Сущность и этапы организационного проектирования.

       Организационное проектирование – это моделирование  системы управления организацией, осуществляемое перед ее формированием или накануне значительных преобразований.  Организационное  проектирование – упорядочение организационно – структурных характеристик организации как системы для достижения или улучшения ее эффективности, адаптивности и результативности.

       Организационное проектирование – это процесс  нахождения соответствия между ключевыми  элементами организации (структура, люди, задачи, система решений и поощрений, не формальная организация и культура) и ее стратегией, которое приводит к успеху[3, с 164].

       Организационное проектирование заключается в разработке проектных решений по устройству организации и по процессу ее преобразования – переходу от актуального состояния к перспективному. Перспектива определяется достижением организацией определенных целей и разрешением значимых проблем.

       Отправными  пунктами для организационного проектирования являются цели организации и ее проблемы. Перспективное устройство организации  разрабатывается так, чтобы эти  цели были достигнуты, а проблемы решены. Для этого должно учитываться  не только изменение внутренних факторов, но и состояние, и развитие внешней среды организации. Принимая во внимание рыночные тенденции, формируется план перехода к перспективному состоянию.

       Задачи  организационного проектирования:

     1 определение оптимального состава элементов системы, рационализацию их связей в количественных и качественных отношениях и размещение в производстве;

     2 разработка регламента организационных процессов, происходящих в производственной системе;

     3 разработка нормативной базы организации производства для конкретных систем (подсистем, элементов);

     4 определение информационных взаимосвязей и потоков элементов системы, формирования информационного обеспечения и документооборота;

     5 проектирование технологии управленческих процессов;

     6 проектирование общих управленческих процессов.

       Предмет и цели организационного проектирования:

Организационное проектирование
Предмет Система организации  производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или в отдельных  видах деятельности
Основная  цель Разработка  новых организационных систем или  предложений по изменению существующих систем
Результат Комплект технической, организационной и планово- экономической  документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы
Цели  организационного проектирования - создание новой  системы;

- частичное  усовершенствование существующей  организационной системы;

- радикальное  преобразование существующей организационной  системы

 

       Организационное проектирование представляет собой  совокупность двух частей:

  1. Механизма внутреннего функционирования, который включает элементы, необходимые для процесса управленческой и производственной деятельности (функциональные и организационные структуры, должностные инструкции, производственное оборудование, систему документооборота и информационный обмен);
  2. Механизма отношений с внешней средой, который содержит элементы, необходимые для формирования благоприятного поля внешних отношений организации (законодательные акты, договоренности, контракты, соглашения и т.п.).

       Любые организационные изменения структурного или процессного характера являются продуктами организационного проектирования. При проектировании организационных решений по отдельным функциям управления детализируется описание каждой функциональной подсистемы, разрабатываются Положения о подразделениях, их структура, рекомендации по технологии принятия решений, методам обработки информации и т.п.

     Пример  разделов организационного проекта[3, с 166]:

                          Разделы          Содержание разделов
  1. Общесистемное описание объекта проектирования
Общая характеристика; организационная структура; численность  персонала
  1. Организационные решения, относящиеся к подсистеме производства
Производственный  процесс в пространстве и во времени; разделение труда в основном, вспомогательном и обслуживающих производствах; формы организации труда; уровень механизации и автоматизации труда; меры по технике безопасности
  1. Организационные решения, относящиеся к управляющей подсистеме в целом
Структура; методы управления; технология управления; коммуникации; функциональное разделение труда
  1. Организационные решения, относящиеся к отдельным функциям управления
Технико-экономическое, оперативно – производственное планирование и управление; линейное руководство; материальное обеспечение; маркетинг; учет
  1. Организационные решения, относящиеся к подготовке производства
Технические, экономические, организационные, социальные аспекты  на разных этапах создания и освоения нововведений
 

Этапы организационного проектирования[7, с 215]

Сбор информации, обследование;

Анализ, оценка, прогнозирование;

Структурное проектирование, экономическое  моделирование;

Организация преобразований, бизнес – планирование. 
 

    1. Проектирование  системы управления в реальных условиях.

       Радикальные изменения бывают остро необходимыми в связи с бурным развитием  окружающей рыночной обстановки после  продолжительной фазы стабильности и длительного игнорирования  необходимых адаптационных шагов.

        В содержание операционных изменений  включается следующее:

    • аргументация необходимости содержания и структуры  изменений;

   • обеспечение поддержки изменений;

   • разработка перспектив деятельности системы;

   • содействие реализации перспективы;

    • делегирование  полномочий по достижению перспективы  нижестоящим звеньям;

   • планирование и достижение целей  изменения;

    • оценка результатов и принятие новых  проектов изменений;

   • гарантия декларируемых стимулов.

       Одной из базовых проблем в организационных  изменениях является оценка правильности выбранного направления и соответственно оценка степени эффективности организационной  структуры. Оценку действенности запланированных  организационных изменений необходимо постоянно отслеживать в части  достижения критериев эффективности  проводимых изменений. Для этого, прежде всего, необходимо провести декомпозицию глобальной целевой функции, разбив ее на частные цели, в том числе  учесть цели активных элементов, на базе которых установить оценочные стандарты  выявления отклонения и проведения необходимых корректировок. В качестве оценочных показателей организационных  изменений можно рекомендовать  следующие:

   • реакция персонала на программу  изменений;

   • прогресс обучения;

   • изменения в поведении;

Информация о работе Проектирование организации