Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в следующем. Изучение опыта планирования и развития управленческой деятельности показывает, что проблемы, возникающие в процессе разработки и реализации стратегии, могут быть разрешены через преимущества использования такой формы стратегического планирования и управления как прогноз, планирование, регулирование.
Поэтому целью курсовой работы является:
Изучить виды планово-прогнозной деятельности
Рассмотреть вопросы документирования
Выявить проблемы планирования в бюджетной сфере управления.

Содержание

Введение 3
1. Основные элементы системы государственного управления.
Планово-прогнозная деятельность. 4
2. Виды планово-прогнозной деятельности 6
2.2. планирование, индикативное планирование 6
2.1. прогнозирование 14
2.3. регулирование 18
3. Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета. 26
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Список дополнительной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ1.docx

— 77.50 Кб (Скачать документ)

     Именно  поэтому взаимодействие государства  и рыночных процессов определяет во многом устойчивость тех или иных форм функционирования отдельных элементов  рынка, таких, как организации, фирмы, предприниматели, и определяет их отдельные  действия в рамках, экономической  деятельности. Однако необходимо учитывать, что взаимодействие государства  и рынка происходит, в том числе, при участии государственных  органов. Очевидность влияния характера  воздействия государственных органов  на рыночные процессы приводит к необходимости  выявления условий, образующих различные  модификации этих отношений. Условием обнаружения отклонений от устоявшейся  формы взаимодействия государственных  органов является различение в структуре  государства уровней государственного управления.

     Важное  значение в государственном  регулировании  имеют экономические нормативы и показатели. Экономические нормативы определяют общие для всех хозяйственных агентов или дифференцированные для их групп «правила игры» — ставки налогов, таможенных пошлин, валютных курсов и т.п. Они являются инструментом регулирования и позволяют хозяйственным единицам определять планы своей деятельности с учетом региональных и федеральных интересов.

     Показатели  характеризуют в количественном выражении изменения темпов и  пропорций воспроизводства на всех его уровнях, затраты ресурсов и  эффективность их использования. Они  могут выражаться в натуральном, стоимостном виде и в относительных  величинах. На уровне основного производственного  звена преобладают натуральные  показатели, на отраслевом, региональном, международном — стоимостные.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственное руководство  экономическим развитием страны осуществляют Президент РФ, Федеральное  Собрание, Правительство, Центральный  банк, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ. Компетенция  органов определена в Федеральном  договоре о разграничении предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов  Российской Федерации.

     К ведению федеральных органов  в области экономического развития относятся: принятие и изменение  федеральных законов, и контроль за их исполнением, установление основ федеральной экономической политики, правовых основ единого рынка, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральный бюджет, налоговое законодательство, внешнеэкономические отношения.

     Территориальные органы управления обладают всей полнотой государственной власти на подведомственной территории, являются самостоятельными участниками внешнеэкономических  связей, ведают вопросами пользования  и распоряжения природными ресурсами, регулируют отношения между бюджетами  субъектов РФ и местными бюджетами, обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности  местного самоуправления, минимальных  социальных стандартов и т.д.

     В системе государственного регулирования особое место занимает Министерство экономики РФ, которое не только непосредственно участвует в реализации социально-экономической стратегии государства, но и координирует усилия министерств и ведомств, опираясь на законы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ.

     Министерство  экономики РФ осуществляет следующие  функции:

    • участвует в формировании федеральной социальной политики, включая развитие потребительского рынка, структуру потребления и доходов населения; определении форм государственной поддержки отраслей социальной сферы, а также общих направлений политики в области трудовых ресурсов, занятости;
    • разрабатывает предложения по внешнеэкономической деятельности;
    • подготавливает предложения по общим направлениям финансовой, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики;
    • разрабатывает на основе тщательного анализа комплексный прогноз социально-экономического развития страны;
    • организует с участием министерств, ведомств разработку федеральных целевых программ развития приоритетных отраслей и сфер экономики.

     Наличие различных характеристик государственных  органов (зависимость от государственного устройства, организационные формы, характер компетенции, порядок решения  подведомственных вопросов) обуславливает  различие проявлений их модификаций. В  этой связи изучение взаимодействия государственных органов на различных  уровнях является условием изучения возможности существования интересующего  рыночного элемента в устойчивой по отношению к государству форме.  
 

 

3. Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета.

     Бюджетный процесс, осуществляемый на всех уровнях бюджетной системы, включает в себя этапы составления проекта бюджета, рассмотрения и утверждения его органом законодательной (представительной) власти, исполнения бюджета.

     Определение сущности, роли и места бюджета  в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом  развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов  в создании и совершенствовании  бюджетной системы. Сущность бюджета  нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку  она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа  производства и определяется ею.

     В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой  организуется система финансового  хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

     Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и регулирование, представляющие собой частичное  перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

     Содержание  бюджетного планирования включает также  вопросы теории и методологии  составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление  бюджета по всем звеньям бюджетной  системы, но и его исполнение.

     В основе составления проекта бюджета лежит экономическое обоснование и прогноз процессов, которые будут происходить в стране (на территории субъекта или муниципального образование) в течение года. В свою очередь качество прогнозов и экономических обоснований зависит не только от уровня развития прикладного экономического анализа, полноты и адекватности реальности государственной статистики, но и от наличия конкуренции между государственными и независимыми институтами, представляющими для публичного обсуждения различные варианты развития экономики соответствующей территории. Отсутствие эффективных общественных институтов приводит к искажению бюджетных проектировок, так как в этом случае бюджет, по большей части, соответствует интересам правительства. Например, занижение прогнозных значений показателей макроэкономической динамики (ВВП, инфляция) ведет к занижению плановых доходов бюджета, в результате чего в процессе исполнения в бюджете образовываются дополнительные средства, использование которых слабо поддается контролю органов представительной (законодательной) власти.

     Таким образом, подготовке проекта бюджета предшествует анализ итогов экономического развития за прошедший год, составление прогноза основных социально-экономических параметров, планирование институциональных изменений в следующем бюджетном году. Основными параметрами прогноза социально-экономического развития являются: инфляция, ВВП, инвестиции, экспорт, импорт, доходы населения, расходы и доходы бюджета.

     Вопросы связаны с формированием системы среднесрочного планирования, позволяющей увязать налоговую, бюджетную и инвестиционную политику с задачами по созданию последовательного и долгосрочного социально-экономического развития территории и повышению уровня и качества жизни населения. Основная задача перспективного бюджетного планирования состоит в согласовании проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и повышению уровня и качества жизни населения.

     Бюджетное планирование - составляющая финансового  планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый  компонент обоснованного функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть  бюджетного процесса. С помощью бюджетного планирования определяется движение бюджетных  средств в соответствии с целями и задачами, устанавливаемыми в ежегодном  Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных расчетах для соответствующих территорий.

     Бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных  задач.

     Бюджетное планирование включает: определение  общего объема и источников поступления  бюджетных средств на федеральный, региональный, и муниципальный уровни; формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета минимальной  бюджетной обеспеченности, норм и  нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных  услуг; установление направлений использования  бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны и приводящих к росту эффективности обществ, производства, экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Бюджетное планирование увязывает макроэкономические прогнозы о бюджетных доходах с предложениями по государственным расходам. «С учетом принципов бюджетного федерализма в ходе бюджетного планирования: распределяются доходы и расходы между бюджетами разных уровней на основе использования существующих форм межбюджетных отношений; в целях достижения баланса в каждом бюджете определяются объем федеральных, региональных и муниципальных заимствований, размеры бюджетных резервов; устанавливается величина и источники покрытия дефицита бюджета; осуществляется разносторонний бюджетный контроль процессов, протекающих в реальном секторе экономики и на финансовых рынках».[14,177]

     В условиях перевода экономики России на рыночные основы хозяйствования существенно  изменились содержание, методология  и методика бюджетного планирования. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных  стали индикативными (рекомендательными); появилась возможность вместо валовых  затратных показателей применять  иные измерители, нацеленные на конечные качественные и количественные результаты; возникла необходимость использования  разных вариантов прогнозных расчетов.

     Большое значение стало придаваться выбору оптимальных решений. Вместе с тем  бюджетное планирование сохранило  свое значение как базы для составления  основного финансового плана  деятельности органов власти разных уровней. Ежегодно бюджетные показатели утверждаются, как и ранее, на федеральном  и региональном уровнях в форме  законов, на местном - в форме решений  представительных органов местного самоуправления.

     К числу наиболее распространенных методов  бюджетного планирования относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и др. Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми  органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных (представительных) органах государственной власти разных уровней и в органах  местного самоуправления; поквартальное  распределение финансовыми органами федеральных, региональных и муниципальных  уровней доходов и расходов, а  также составление сводных бюджетных  росписей (документ, который составляется и ведется финансовым органом  или органом управления государственным  внебюджетным фондом в целях организации  исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета). Составление проектов бюджетов финансовыми органами - важнейший этап, от которого зависят характер, качество и своевременность бюджетного планирования.

     Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. Составление проектов бюджетов финансовыми  органами - важнейший этап, от которого зависят характер, качество и своевременность  бюджетного планирования. Бюджетное  планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное  бюджетное планирование, в ходе которого проводятся организационно-методические мероприятия, определяется ожидаемое  исполнение бюджета за текущий год, разрабатываются нормы и нормативы  и т.д.

Информация о работе Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета