Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в следующем. Изучение опыта планирования и развития управленческой деятельности показывает, что проблемы, возникающие в процессе разработки и реализации стратегии, могут быть разрешены через преимущества использования такой формы стратегического планирования и управления как прогноз, планирование, регулирование.
Поэтому целью курсовой работы является:
Изучить виды планово-прогнозной деятельности
Рассмотреть вопросы документирования
Выявить проблемы планирования в бюджетной сфере управления.

Содержание

Введение 3
1. Основные элементы системы государственного управления.
Планово-прогнозная деятельность. 4
2. Виды планово-прогнозной деятельности 6
2.2. планирование, индикативное планирование 6
2.1. прогнозирование 14
2.3. регулирование 18
3. Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета. 26
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Список дополнительной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ1.docx

— 77.50 Кб (Скачать документ)

рынка  сбыта,  характера  конкуренции,   сырьевого   обеспечения,   движения процентных ставок, государственного регулирования.  Делается  также  прогноз развития техники и технологии, изменений в спросе потребителей.

     Долгосрочный  прогноз,  отражая  альтернативные  представления  о   будущем, должен определять решающие условия и  факторы  прогресса  общества,  включая демографическую и экологическую ситуацию в стране и отдельных  ее  регионах, состояние   природных   ресурсов,   новые   научно-технические   решения   и обусловленные ими сдвиги в экономике,  экономические  и  социальные  рубежи, место страны в мировом сообществе. Главная его цель - выявление переходов  к новому качеству экономического роста, определение  основных  ориентиров  для выработки   долговременной   научно   обоснованной   стратегии    социально- экономического роста страны. В основе планирования лежат пятилетние  планы,  включающие  среднесрочные  и текущие прогнозы, которые более предметны и конструктивны, носят в  основном нормативный характер, оценивают возможные направления  и  средства,  включая экономические регуляторы и правовые акты.

       Важнейшим, на наш взгляд, элементом  планирования  являются  государственные целевые  программы.  Программно-целевой   метод   может   быть   эффективным средством централизованного управления решением отдельных  крупных  проблем. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование  целевых заданий,  выражаемых  в  плановых  показателях,  определение  потребности  в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей и т.д. Государственные программы желательно  формировать  исходя  из  прогнозов  по ограниченному кругу особо важных государственных задач, а их  финансирование должно осуществляться из государственного бюджета и внебюджетных фондов.  По договоренности  можно   привлекать   предприятия,   население,   иностранные инвесторы. Материально-техническое обеспечение программ происходит  за  счет поставок для  нужд  государства  по  типу  госзаказа  через  государственную контрактную  систему,  органы  которой  закупают   продукцию,   прогнозируют тенденции изменения потребностей.

     Важная  роль в планировании принадлежит  критериям,  показателям,  нормативам, количество и состав которых зависят от иерархического уровня  и  назначения. Так,   на   макроуровне   предпочтение   должно    отдаваться    показателям народнохозяйственной  эффективности,  а  на  уровне  фирмы  -  прибыльности, конкурентоспособности.    Количество    показателей,    используемых     для планирования,  может  и  должно  быть  достаточно  большим,  что   позволяет обосновать изменения всех или по крайней мере важнейших сторон  деятельности объекта  планирования.   Для   оценки   стимулирования   выполнения   планов количество показателей может быть значительно  меньше,  и  крайне  важно  их обобщение в одном показателе, так как динамика нескольких показателей  может быть  противоречивой,  что  затруднит  их  однозначную  оценку  (если   рост производительности труда сопровождается падением фондоотдачи, то  однозначно оценить деятельность предприятия затруднительно). Обобщающие показатели могут применяться в качестве критериев. Для  народного хозяйства   это   уровень   благосостояния    людей,    народнохозяйственная эффективность. Представляется, что проблема планирования в условиях  современного  рынка и перехода к нему нуждается в дальнейшем исследовании и обсуждении.

     Индикативное планирование. В условиях современной экономики одной из общих закономерностей развития в разных странах является повышение роли организационно - управленческих факторов. В нашей стране проблемы реформации систем управления носят особо острый характер, в связи со сменой модели развития, переходом к рыночным отношениям. Особое, даже исключительное, значение на современном этапе приобрела информационная сфера деятельности человека. Успех основан на системном и ситуационном подходах, утверждается стратегическое управление и отвергается технократическое мышление. Особое значение приобретает проблема формирования отечественной модели индикативного планирования, ее методологического, методического и информационного обеспечения. «Планирование является объективным, закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности. Решение проблем стратегического управления должно быть основано на интеграции объектно-ориентированных технологий проектирования, интеллектуальных услуг, современных информационных технологий, использующих передовые достижения в области анализа, прогнозирования, ситуационного моделирования и формализованных знаний эксперта для обработки оперативной информации, принятия решений в анализируемой области».[13, 272]

     Применение  индикативного планирования в сочетании  с современными информационными  технологиями дает возможность эффективного управления как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях. В последнее десятилетие в России происходят значительные экономические преобразования, которые затронули практически все стороны жизни нашего общества, и в первую очередь управление. Актуальность обусловлена тем, что преобразования в политической жизни и социально-экономических отношениях в Российской Федерации, происходит в исключительно сложных условиях структурной перестройки хозяйства, перевода производства и социальной сферы на новые принципы функционирования, ограничения ресурсов и неразвитой инфраструктуры рынка. Все это ставит новые задачи перед специалистами, которые занимаются проблема кадрового обеспечения разнообразных предприятий и учреждений. Наблюдается кадровый кризис. Его последствия проявляются во всех сферах жизни в экономике, финансовой и банковской деятельности, в решении социальных вопросов, в науке и культуре, обороне и безопасности, межнациональной политике. Актуальность определяется еще и тем, что на данном этапе развития России, требуется мобилизация творческих возможностей человека - профессионала. Эта мобилизация необходима не как элемент карьерного продвижения отдельных личностей, а как условие для решения глобальной задачи становления и развития более эффективной системы управления, так как современная система управления не динамично отражает текущие изменения российского общества, а персонал управления тормозит темпы и качество развития инновационных процессов. В условиях современной экономики одной из общих закономерностей развития в разных странах является повышение роли организационно - управленческих факторов. Качество управления определяется как эффективность производства, так и степень удовлетворения потребности людей. В нашей стране проблемы реформации системы управления носят особо острый характер в связи со сменой модели развития, переходом к рыночным отношениям.

     К сожалению, в нашей стране пока еще  слабо развита прогностическая  функция в изучении эволюции управления в перспективе. Именно в тех странах, где глубоко и систематически занимаются вопросами организации  управления, отмечается самая высокая  эффективность производства и удовлетворения потребности людей. Особое место в обеспечении ключевых бизнес - процессов играет стратегическое управление, включая планирование, организацию и контроль системы ключевых показателей, управление качеством, анализ получаемой информации и прогнозирование результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

     Решение проблем стратегического управления должно быть основано на интеграции объектно-ориентированных  технологий проектирования, интеллектуальных услуг, современных информационных технологий, использующих передовые  достижения в области анализа, прогнозирования, ситуационного моделирования и  формализованных знаний эксперта для  обработки оперативной информации, принятия решений в анализируемой  области. Современные прогностические  системы применяются в тех  областях, где эффективность зависит  от сопоставления множеств различных  факторов, учета причинно - следственных связей, необходимости нетривиальных  рассуждений. Современный кризис российской экономики свидетельствует о  односторонности подходов и методов в решении существующих проблем, несистемности исследований. Не уделяется должное внимание применению современных информационных технологий.

     Современная экономика превращается в экономику  систем, стихийная конкуренция перерастает  в конкуренцию систем, которые  перешли от состояния стихийного саморегулирования в состояние  жесткой самоорганизации и взаимоорганизации. На первый план выдвигается задача быстрейшего восстановления управляемости  хозяйствующих субъектов. Управление становится практически невозможным  без стратегического замысла, определения  целей оперативного регулирования  и координации из единого центра объекта управления.

     Показателем самодостаточности станет устойчивый экономический рост, оценка которого производится с помощью сформированного  набора индикаторов. Центральным понятием системы индикативного планирования является индикатор – интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса. Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться.

     В отличие от «показателя», дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер. Индикаторы имеют предельные пороговые (минимальные и максимальные) уровни прибыльности, налоговых ставок, режимов развития многоресурсных систем.

     Особое  место занимает определение и  использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать  о приближении критического состояния  объекта управления и необходимости  изменения стратегии развития объекта, т.е. включение регуляторов:

  • индикаторы «тревоги»
  • индикатор «экстремального положения»
  • индикатор «банкротство» и т.д.

Формирование  индикаторов, процесс увязанный  во временном аспекте. В данном случае ставится целью получение единого индикатора, характеризующего состояние объекта управления. Актуален вопрос о величине удельного веса каждого из отдельных регуляторов при их агрегировании. Если какие – либо регуляторы линейно или нелинейно зависят друг от друга, то в системе присутствует ненужная информация, искажающая результаты анализа, прогнозирования и, как следствие, результаты планирования. Для этих целей необходим множественный анализ всей совокупности заданных показателей.

Классификация прогнозов различается:

    • по способу описания тенденций изменения объекта или процесса;
    • по способу формирования параметров, характеризующих объект или процесс

       Применение индикативного планирования в сочетании с современными информационными технологиями дает возможность эффективного управления как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях.

     Характерными  особенностями таких систем являются возможность осуществления многовариантного стратегического планирования, оценки последствий принимаемых решений  и их влияния на социально–экономическое  развитие объекта управления.

     Преимуществами  современных информационных технологий являются высокая адекватность и  надежность получаемых оценок в условиях недостаточной и искаженной информации, возможность точного определения  потребности в ресурсах для достижения целей и принятия рациональных решений  конкретным руководителем.

     «Основными направлениями использования системы в городском, региональном управлении могут быть:

  • стратегическое управление (включая планирование, организацию и контроль системы ключевых показателей - индикаторов);
  • управление качеством;
  • бюджетирование;
  • анализ и прогноз тенденций изменения составляющих бюджетного процесса (налоги, сборы, инвестиции, городское хозяйство, социальная сфера);
  • установление определяющих регуляторов и построение системы моделей функционирования города, региона;
  • анализ хода реализации комплексных программ и приоритетных реформ (жилищно – коммунальной, социального обеспечения и др.);
  • вариантное планирование социально–экономического развития города, региона;
  • оценка и выбор вариантов социально–экономической стратегии и тактики, определение приоритетов;
  • анализ и прогноз социально–экономических последствий применения административных, экономических регуляторов федеральными властями;
  • упреждающее прогнозирование деформаций хозяйственного механизма;
  • принятие рациональных решений муниципальными и региональными органами управления;
  • создание ситуационного центра для первых лиц, определяющих тактические и стратегические цели.

           Для предприятий, корпораций, холдингов:

  • стратегическое управление (включая планирование, организацию и контроль системы ключевых показателей - индикаторов);
  • управления качеством;
  • бюджетирование;
  • анализ получаемой информации и прогнозирование результатов деятельности;
  • планирование и оптимальное распределение ресурсов предприятия;
  • оперативный контроль, анализ, прогноз деятельности входящих в предприятие подразделений и оценка их вклада в финансовые результаты;
  • создание центров ответственности;
  • создание системы поддержки принятия решений на основе накопленной информации;
  • создание ситуационного центра для первых лиц предприятия, определяющих тактические и стратегические цели». [20,104]

Информация о работе Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета