Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в следующем. Изучение опыта планирования и развития управленческой деятельности показывает, что проблемы, возникающие в процессе разработки и реализации стратегии, могут быть разрешены через преимущества использования такой формы стратегического планирования и управления как прогноз, планирование, регулирование.
Поэтому целью курсовой работы является:
Изучить виды планово-прогнозной деятельности
Рассмотреть вопросы документирования
Выявить проблемы планирования в бюджетной сфере управления.

Содержание

Введение 3
1. Основные элементы системы государственного управления.
Планово-прогнозная деятельность. 4
2. Виды планово-прогнозной деятельности 6
2.2. планирование, индикативное планирование 6
2.1. прогнозирование 14
2.3. регулирование 18
3. Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета. 26
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Список дополнительной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ1.docx

— 77.50 Кб (Скачать документ)
 
    • правовые  и административные ограничения  и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;
    • лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

     Прямые  методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

     Методы  косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

    • налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот;
    • регулирование цен, их уровня и соотношений;
    • платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
    • таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

     Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

     Важнейшей предпосылкой государственного регулирования  экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование  представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех  или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование  приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это связано с тем, что в  условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор его  вариантов, усиливается интенсивность  поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Достигается это с помощью  развитой системы альтернативных прогнозов. Кроме того, в рыночной экономике  увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность, принимают те или  иные решения (государственные предприятия  и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектов  необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия  своих решений. 

     Прогнозы  разрабатываются в нескольких вариантах  и включают в себя количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации. Основу их составляет система демографических, социальных, научно-технических, экологических, внешнеэкономических, а также отраслевых, региональных и др. прогнозов отдельных  сфер деятельности. Результатом государственного прогнозирования являются документы, необходимые для регулирования  развития экономики и для разработки концепции развития страны.

     Под концепцией социально-экономического развития Российской Федерации понимается система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической  политики государства, важнейших направлениях и средствах их реализации.

     В России созданы материальные, технологические  и социальные основы индустриального  общества. Таким образом, стратегическая цель развития экономики страны - постепенное преобразование ее в постиндустриальное общество на основе внедрения передовых технологий, резкого возрастания выпуска качественной продукции, перехода от товаропроизводящей к наукоемкой экономике, ввода элементов рационального контроля над технологическими и социальными изменениями, увеличения численности занятых в сфере услуг, повышения качества жизни.

     Концепция развития экономики разрабатывается  как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. В ней  конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, определяются возможные  цели этого развития, а также пути и средства достижения целей. Элементы концепции освещаются в одном  из разделов послания, с которым  Президент Российской Федерации  ежегодно обращается к Федеральному Собранию. В нем характеризуется  состояние экономики страны, формируются  и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической  политики государства, направления  их реализации, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, а  также приводятся целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое  развитие на среднесрочную перспективу.

     Государственное программирование позволяет предвидеть перспективы развития, предоставляет  информацию предприятиям, компаниям  о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Программирование придает рынку более целенаправленное развитие.

     При программно-целевом подходе обеспечивается концентрация ресурсов, достижение конечных результатов, потребностей. С его  помощью решаются основные проблемы экономического, социального и научно-технического развития, имеющие важное хозяйственное значение и, как правило, межотраслевой или межрегиональный характер. Программирование является достаточно жестким методом воздействия на процессы воспроизводства и, следовательно, применяется в тех случаях, когда использование других методов регулирования не может принести требуемых результатов.

     Целевые программы разрабатываются как  на долгосрочную, так и на среднесрочную  перспективу. Они характеризуются  конкретно выраженными конечными (целевыми) результатами (показателями); включают в себя полную совокупность заданий, мероприятий и соответствующих  ресурсов; отличаются высокой степенью комплексности, имеют определенный период реализации. При этом цель программы  должна быть измерима, ясно выражена качественно  и количественно, а система мероприятий  разработана не только с учетом достижения основной цели, но и с решением промежуточных  задач. Определяются также возможные  исполнители и сроки реализации отдельных мероприятий и программы  в целом.

     Программа социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой комплексную  систему целевых ориентиров социально-экономического развития страны и планируемых государством эффективных путей и средств  достижения указанных ориентиров. В  такой программе, рассчитанной на среднесрочную  перспективу, приводится оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и  дается характеристика состояния экономики. «Вот основные разделы этой программы.

    • концепция программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу;
    • макроэкономическая политика;
    • институциональные преобразования;
    • инвестиционная и структурная политика;
    • аграрная политика;
    • экологическая политика;
    • социальная политика;
    • региональная экономическая политика;
    • внешнеэкономическая политика».[11,229]

     Данная  программа представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную  Думу. Анализ выполнения программы  социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу и  ее уточнение с выделением задач  на предстоящий год содержатся в специальном разделе ежегодного послания Президента Российской Федерации. 

     По  каждой целевой программе указываются: краткая характеристика, включающая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения; результаты выполнения основных этапов для переходящих  федеральных целевых программ; необходимые  объемы финансирования не только в  целом, но и по годам с указанием  источников финансирования; объемы финансирования за счет средств федерального бюджета  в предстоящем году; государственные  заказчики программы.

     Целью Правительственной среднесрочной  программы на 1995—1997 гг. являлось достижение устойчивой стабилизации общего объема производства и возобновление экономического роста, а также осуществление  макроэкономической стабилизации и  создание на этой основе предпосылок  для повышения инвестиционной активности. Большое внимание в этой программе  уделялось и таким важным целям, подлежащим реализации, как дальнейшее улучшение условий для предпринимательства  и деловой активности; активизация  структурно-инвестиционной политики путем  стимулирования инвестиций и высокоэффективных, конкурентоспособных производств  при одновременном сохранении наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала; обеспечение роста уровня жизни населения.

     К числу важных методов государственного регулирования экономики относится  планирование. Оно осуществляется путем  разработки заданий по целенаправленному  воздействию на процесс воспроизводства. Планы представляют собой документы, в которых в форме заданий  и показателей отражены основные цели намеченных преобразований по развитию экономики страны. Они могут носить директивный и индикативный характер. В условиях рыночной экономики планирование не может принимать форму всеобщего  охвата сторон экономической и социальной деятельности. Однако рыночная экономика  ни в коем случае не отвергает планирование, поскольку план есть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение. Являясь одной из основных функций управления, планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамичное и пропорциональное развитие объекта  управления. Свою конкретизацию планирование получает в соответствующих плановых показателях.

     Наибольшей  степени централизованное директивное  планирование воспроизводства достигло в период существования Советского Союза и других социалистических стран. Основу этого планирования составляла государственная форма собственности. С течением времени централизованное директивное планирование перестало оказывать регулирующее воздействие на сбалансированное, пропорциональное развитие отраслей экономики страны.

     В наибольшей мере поддается прямому  плановому воздействию стадия воспроизводства  продукции, в наименьшей — стадия формирования потребностей и потребления; на стадиях распределения и обращения  преобладают косвенные методы регулирования.

     Обоснование плановых заданий, мероприятий предполагает использование соответствующих  балансов и балансовых расчетов. Балансы  позволяют обеспечить соответствие между ресурсами, необходимыми для  выполнения заданий, и их наличием. Балансовый метод планирования служит инструментом для планомерного (сознательного) установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций в  хозяйстве страны.

     В практике планирования составляются и  используются материальные, трудовые и финансовые балансы. С их помощью  устанавливаются и поддерживаются необходимые пропорции в развитии отдельных отраслей и регионов.

     «Материальные балансы представляют собой совокупность балансов, показатели которых характеризуют производство и потребление конкретных видов продукции. Они подразделяются на материальные балансы средств производства и предметов потребления и разрабатываются по определенным схемам, в которых отражаются преимущественные направления использования продукции. Балансы различных видов продукции связаны между собой, поскольку каждая отрасль хозяйства страны выступает одновременно и как производитель продукции других отраслей».[12,311]

     Система трудовых балансов включает в себя совокупность балансов, характеризующих  различные стороны воспроизводства  трудовых ресурсов. Источником формирования последних является население как  трудоспособного возраста, так и  за пределами этого возраста (например, работающие пенсионеры). С помощью  этих балансов выявляются важнейшие  закономерности использования трудовых ресурсов как по стране в целом, так  и по ее отдельным (как правило, наиболее крупным) регионам. Поэтому наряду со сводным балансом трудовых ресурсов составляются частные трудовые балансы  или выполняются расчеты по отдельным  элементам баланса рабочей силы. Данные трудовых балансов используются для определения общей численности  трудовых ресурсов, уровня занятости  населения, структуры работающих по профессиям и т.д.

     Для обеспечения в экономике необходимых  стоимостных пропорций составляются финансовые (или стоимостные) балансы, которые характеризуют процесс  формирования и использования денежных доходов и фондов участников расширенного воспроизводства. К числу наиболее важных следует отнести баланс доходов и расходов государства, сводный финансовый баланс, платежный баланс и др. Каждый из них решает конкретные задачи, однако все они взаимосвязаны через показатели друг с другом.1

Информация о работе Планирование социально-экономического развития как основа формирования государственного бюджета