Перспективное направление развитие организации на примере ОАО «Татнефть»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 10:38, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования являлось изучение перспективного направления развитие организации.
Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы перспективного направления развития организации, а именно управление и управленческие решения в организационном развитии компании, элементы системы организации труда, а так же интеграцию как организационное развитие компании;
- проанализировать перспективное направление развитие организации на примере ОАО «Татнефть»;
- рассмотреть совершенствование перспективного направления развитие организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы перспективного направления
развития организации………………………………………………………….…....5
1.1. Управление и управленческие решения
в организационном развитии компании………………………………….…...5
1.2. Элементы системы организации труда………………………………….12
1.3. Интеграция как организационное развитие компании………………..17
2. Анализ перспективного направления развитие организации
на примере ОАО «Татнефть»………… …………………….………………….....21
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия…………….….…21
2.2. Основные стратегические характеристики
организационного развития компании……………………………………...25
3. Совершенствование перспективного направления развитие организации….33
Заключение ……………………………………………………….………………. 40
Список использованной литературы ……………………………………………..43
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Перспективное развитие организации.doc

— 415.00 Кб (Скачать документ)
">      Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняют друг друга, а иногда и противоборствуют. Необходимость в неформальной организации как элементе организации обусловлена следующими факторами:

      - невозможность стандартизировать  всю совокупность отношений, возникающих  на производстве по поводу  трудовой деятельности;

      -  неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений;

      - необходимость отработки новых  стандартов поведения, которые  первоначально возникают именно  в неформальной организации и  лишь затем переносятся в формальную;

      - невозможность сведения отношений  между людьми только к деловым  задачам, поэтому всё многообразие  неделовых отношений.

      Именно  последнее условие дало специалистам возможность разделить неформальную организацию на два блока: неформальную организацию как тип неформальной организации, возникающей по поводу трудовой деятельности, и так называемую социально-психологическую организацию, регулирующую внепроизводственные связи людей. Характеризуя роль неформальной организации внепроизводственной сферы, они отмечают её роль в поддержании социальной целостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддержании у работников высокой самооценки и самоуважения. Видимо, неформальная организация выступает своеобразным буфером между человеком и жесткой формальной организацией. Она проявляет себя главным образом на уровне контактных коллективов, малых групп и опирается на спонтанно формирующиеся здесь межличностные нормы, ценности, механизмы сплочённости и лидерства, на выработанные группой санкции за отклоняющееся поведение.

      Процесс управления имеет следующие взаимосвязанные  функции: планирование, организация, регулирование (координирование), стимулирование и  контроль.

      Пять  основных функций, или действий, составляют управление:

      1. Планирование – главная функция  управления, которая определяет, чем, как, когда и где достигается цель. Планирование решает три задачи:

      определить  место организации в настоящее  время;

      выяснить  куда организация предполагает двигаться, ее цель;

      определить  как предполагается достигнуть целей  в общем и конкретном виде.

      Функции планирования непрерывны.

      2. Организация – это процесс  взаимодействия людей для достижения  общей цели.

      Организовать  – значит создать такую структуру, чтобы организация могла выполнить  свои планы и достичь своей  цели. Организация включает делегирование заданий и власти, возникших при планировании, их распределение по подразделениям вплоть до каждого исполнителя. В состав функции организации входит постановка задач исполнителем, разработка организационной структуры, передача полномочий, привлечение исполнителей и средств для выполнения плана, построение материального и социального каркаса организации.

      3. Руководство (исполнение). Сущность  управленческой функции исполнения  включает мотивацию, коммуникацию  и лидерство.

      Функция исполнения – результат сложной деятельности лидера, умеющего мотивировать исполнителей и обеспечивать их надежной коммуникацией связей и распоряжений.

      4. Контроль – это функция управления, в соответствии с которой управляющие  обеспечивают обратную связь,  собирают информацию о текущем состоянии исполнения внутри организации, сравнивают текущее исполнение с заданием, установленным нормами выполнения, определяют, следует ли изменять организацию, чтобы достигнуть ранее поставленных целей.

      Контроль  содержит следующие этапы: сравнение планов с реальными результатами, корректировка планов, накопление опыта для дальнейшего планирования, а также обеспечение того, чтобы все совершалось согласно планам и распоряжениям.

      5. Координация – центральная функция  управления, обеспечивающая бесперебойность и непрерывность процесса. Ее главная задача – достичь согласованности в работе всех функций управления, установить рациональную коммуникацию между ними [18, с. 70].

      Каждая  из основных функций включает только ей присущие процессы, операции и инструменты управления, а также так называемые связующие процессы, которые участвуют во всех функциях. Взаимосвязь процессов и основных функций очень условна, однако она позволяет систематизировать многочисленные процессы управления. Наиболее наглядно  основные функции управления и их содержание можно рассмотреть в Приложении 1.

      Особое  место в теории управления организации  занимает проблема руководства. Традиционно  под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления. Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель - лицо персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.

      Поскольку вся власть и ответственность  за функции контроля над отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая накладывает существенный отпечаток на образ его поведения.

      Процесс осуществления решения связан с  реализацией специального плана, который  представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана – прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.

      Таким образом, управление  это коммерческая деятельность для получения прибыли, в которой участвуют информация, люди, технология, сырье и другие факторы. Сущность управления предприятием определяется теми процессами управления организацией, которые включают формулирование целей, принятие решений в соответствии с целью, планирование процесса исполнения, прогнозирование, организацию исполнения, руководство и мотивацию, координацию деятельности подразделений и контроль.  Функции управления: планирование, организация, регулирование, стимулирование и контроль. Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

      1.2.  Элементы системы организации труда 

      Процесс  управления производством на предприятии  осуществляется коллективом работников, организованных в аппарат управления. Важнейшая характеристика аппарата управления является его структура. Структура управления – это организационная форма построения аппарата управления, которая характеризует состав и соподчиненность подразделений управления и должностных лиц, сформулированных исходя из целей функционирования предприятия.

      Структура и численность аппарата управления для каждого данного предприятия зависит от многих факторов, которые можно сгруппировать следующим образом: технические (масштаб производства, сложность продукции, технологических процессов и оборудования, уровень автоматизации производства и управления); организационно-экономические (степень централизации функций, характер связей между различными ступенями и звеньями управляющей системы, между объектом и субъектом управления); внешние связи и условия (уровень кооперации, система снабжения и сбыта, климатические и природные условия); организационно-правовые отношения (полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество) [5, с. 68].

      Поэтому нет и не может быть единой структуры  заводоуправления для предприятий даже одной и той же отрасли.

      Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.

      Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в карате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным Уровням и подразделениям управленческой иерархии.

      Базой для построения организационной  структуры управления предприятием является организационная структура производства.

      Многообразие  функциональных связей и возможных  способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством. Все эти виды сводятся в основном к четырем типам организационных структур: линейным, функциональным, диввизиональным и адаптивным.

      Линейная  структура управления. Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом — руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем [8, с. 85].

      Данный  тип организационной структуры  управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями. В настоящее время такая структура используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами однородной и несложной технологии.

      Функциональная  структура управления. Функциональная структура сложилась как неизбежный результат процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.

      Традиционные  функциональные блоки предприятия -  это отделы производства, маркетинга, финансов. Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей.

      Если  размер всей организации или данного  отдела велик, то основные функциональные отделы можно, в свою очередь, подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными, или производными. Основная идея здесь состоят в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства.

      К преимуществам функциональной структуры  можно отнести то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.

      Функциональную  структуру целесообразно использовать на тех предприятиях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач. Примерами такого рода могут служить предприятия, действующие в металлургической, резинотехнической промышленности, в отраслях, производящих сырьевые материалы [8, с. 87].

Информация о работе Перспективное направление развитие организации на примере ОАО «Татнефть»