Отношение к труду как фактор повышения его эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование отношения к труду как к фактору повышения его эффективности. Предмет исследования – показатели отношения к труду и факторы, определяющие отношение к труду. Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью «ТД Фрегат».
Задачи исследования: изучить сущность, структуру и показатели отношения к труду;
изучить факторы, влияющие на отношение к труду;
проанализировать отношение к труду работников ООО «ТД Фрегат»;
определить пути совершенствования отношения к труду работников в ООО «ТД Фрегат».

Содержание

Введение 3
1. Сущность и значение отношения к труду 5
1.1. Сущность, структура и показатели отношения к труду 5
Уровни отношения к труду 5
Показатели отношения к труду 6
Элементы отношения к труду 7
Типы отношения к труду 10
1.2. Факторы, определяющие отношение к труду 10
Объективные факторы 13
Субъективные факторы 18
1.3 Влияние отношения к труду на результаты трудовой деятельности и развитие трудового потенциала организации 22
2. Анализ отношения к труду работников организации 27
2.1. Характеристика исследуемой организации - общества с ограниченной ответственностью «ТД Фрегат» 27
2.2 Типы и показатели отношения к труду в организации 29
2.3. Факторы, определяющие отношение к труду в организации 34
3. Выводы и предложения 45
3.1. Общие выводы по результатам анализа отношения к труду 45
3.2. Пути совершенствования отношения к труду в организации 45
Заключение 51
Список используемых источников 53
Приложение 54

Работа состоит из  1 файл

Отношение к труду как фактор повышения его эффективности.docx

— 162.23 Кб (Скачать документ)

     Состяза-                                      ческом

     тельность                                    твор-

                                                          честве


 

     Экономия

     и бережли-

     вость и т.д.

 

Рис 1. Отношение  к труду

Второй  элемент отношения к труду – это трудовая активность работников, проявляющаяся в таких формах поведения, как: степень выполнения норм выработки; качество выполняемой работы; дисциплинированность; инициативность; участие в техническом творчестве (рационализации и изобретательстве); состязательность; многостаночное обслуживание; овладение передовыми методами и приемами труда; экономное расходование сырья и материалов, топлива, электроэнергии и т.д.

Третий, оценочный, элемент отношения к труду – субъективное переживание работников. Он связан с их внутренним состоянием, вызванным выполняемой работой. Без оценки самого субъекта труда любая деятельность предстает неполной, незавершенной.

Как видно из рис. 1, трудовое поведение работника характеризуется  его социальной активностью. Социальная активность представляет собой меру социальной преобразующей деятельности работников, основанной на внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Социальная активность реализуется в социальной деятельности и соответствует трем формам ее проявления: трудовой, общественно-политической и познавательно-творческой.

Трудовая активность – основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности.

Общественно-политическая активность выражается в расширении участия в общественно-политической деятельности, в управлении делами производства. Это участие в работе общественных организаций в обсуждении различных вопросов, в голосовании и т.д.

Познавательно-творческая активность проявляется в повышении образовательного и квалификационного уровня, формировании личности пытливой, ищущей, утверждающей творческое начало во всех сферах жизни общества.

Как видим, определяющей в  формировании отношения к труду  выступает мотивация, которая формирует  определенное трудовое поведение. Трудовое поведение – результативный процесс, производная мотивация. Мотивация выражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении. В процессе трудового поведения работник оценивает труд. Оценка труда – это внутреннее состояние работника, вызванное трудовой деятельностью, его удовлетворенность окружающей обстановкой (условиями, оплатой, нормированием труда, его содержанием и т.д.). Оценка трудовой деятельности, ее результатов зависит от соответствия между мотивами, установками, требованиями, предъявляемыми работником к труду, и собственно трудовой деятельностью, конкретной производственной обстановкой [1, с. 159-160].

Типы  отношения к труду

Отношение к труду –  меняющаяся характеристика трудовой деятельности. В зависимости от уровня развития производительных сил и состояния  производственных отношений, преобладает  тот или иной тип отношения  к труду: отношение к нему как  к средству существования и как первой жизненной потребности:

- в первом случае труд  имеет для человека лишь инструментальную  ценность, он выступает средством реализации потребностей, лежащих вне самого труда.

- отношение к труду  как потребности выражается в  том, что он предоставляет человеку  широкие возможности для самореализации, творчества и поэтому уже является  самодеятельной целью.

1.2. Факторы, определяющие  отношение к труду

Охарактеризовать отношение  работника к труду можно как  по результату его труда (объект, на который направлено действие), так  и по непосредственному участию  работника в системе (субъект, выполняющий  действие) общественного производства, его осознанию, пониманию, оценке своего трудового участия (вклада) в общественное производство. Поэтому все факторы формирования отношения к труду можно разделить на  
[1, с. 161]:

-  объективные - условия и обстоятельства, которые образуют независимые от субъекта предпосылки его деятельности, связанные с особенностями производственной и непроизводственной среды;

- субъективные -  связанные с отражением внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными особенностями.

Хотя объективные характеристики труда и являются внешними по отношению  к человеку, но на него воздействуют и им оцениваются. У человека складывается определенная внутренняя позиция по отношению к труду как типу деятельности. Объективные факторы  выступают стимулами к трудовой деятельности, равнодействующими по отношению к любым видам труда  и любым типам личности; субъективные – мотивами, внутренними побудителями конкретной личности.

Объективные факторы бывают общими и специфическими. К общим факторам относятся социально-экономические и иные социальные условия трудовой деятельности, социально-экономическая обстановка в стране, экономическое состояние региона и отрасли, в которых действует работник. Например, частная форма собственности (и это доказано рядом исследований) сказывается на трудолюбии человека. Трудолюбие как деятельность внутренних побуждений особенно проявляется при сознательном сочетании личных и общественных интересов. Специфические факторы – это обстоятельства и условия конкретной трудовой деятельности: содержание труда, его производственные условия, организация и оплата, социально-психологический климат коллектива, система семейного и школьного воспитания, средства массовой информации и пропаганды, самостоятельность деятельности и степень участия в управлении.

Конечно, внешние социальные воздействия первоначальны, но они  становятся влиятельной силой, когда  преломляются через внутренний мир  человека (жизненные идеалы, устремления, мотивы трудовой деятельности, психологический настрой и т.д.). Это позволяет понять, почему в одной трудовой организации, на одних и тех же участках производства люди по-разному относятся к труду: одни трудятся инициативно, высокопроизводительно, с полной отдачей сил и способностей, другие – с ленцой, допускают потери рабочего времени, не соблюдают требования производства, нарушают дисциплину труда. Поэтому большое влияние на формирование   отношения   человека   к   труду    оказывают    субъективные факторы: предшествующий опыт, общая и профессиональная культура, психологические, демографические и социально обусловленные особенности человека: его пол, возраст, образование, стаж работы, способности, наклонности, степень осознания значимости своей трудовой деятельности, потребность в ней и особенно ценностные ориентации [1, c. 161-163].

Хотелось бы по подробнее  рассмотреть такие факторы, влияющие на отношение к труду, как содержание труда, условия труда, оплата труда, климат в коллективе, форма собственности  предприятия (объективные факторы); пол, возраст, образование, семейное положение, ценностные ориентации и мотивы труда (субъективные факторы).

Содержание  труда обычно рассматривается как фактор, определяющий отношение к труду. Многочисленные исследования показывают, что среди различных факторов, влияющих на отношение к труду, содержание труда часто оказывается на первом месте [5, с. 98].  
В.Я. Ядов и А. Г. Здравомыслов приводят следующую таблицу иерархии факторов по степени их влияния на удовлетворенность работой (в значениях индекса, указывающего вес данного фактора) [6, с. 126]: содержание труда – 0,72; размер заработка – 0,61; возможности повышения квалификации – 0,58; разнообразие работы – 0,48; организация труда – 0,38; отношение администрации к рабочему – 0,35; степень физической нагрузки – 0,32.

 

Факторы [1, стр. 162]


  

             Объективные                                                                    Субъективные



 

 Общие                               Специфические                                        Предшествующий                                                   

                                                                                                                         опыт



Характер                              Содержание труда                                                                  

обществ.                               Производственные

отношений                              условия труда                                Общая и профессиональ-

                                                                                                                    ная культура


                                                                                                                                                           


                                            Организация и оплата 

                                                      труда  

                                                                                                             Психологические, демо-


                                                                                                             графические и социально-

                                            Социально-психологич.                        обусловленные особен-

                                                климат коллектива                             ности человека и др.

                                                               


 

                                               

                                             Система семейного и

                                            школьного воспитания

                                                               


 

 

                                                 Средства массовой

                                               информации и пропа-

                                                        ганды и др.

Рис. 2. Факторы, определяющие отношение к труду

Объективные факторы

Содержание труда, творческие возможности работы являются ведущими специфическими факторами, которые определяют отношение рабочего к труду преимущественно или как к потребности личности, или как к средству существования [6, с. 289]. Я считаю, что в общем виде эта формулировка вполне обоснованна.

Вместе с тем в исследованиях  групп рабочих с другими характеристиками наблюдается зависимость отношения  к содержанию труда от различных  переменных – пола, возраста, образования  и др. Поэтому, можно сделать вывод что, во-первых, прогресс содержания труда непременно ведет к улучшению отношения к труду как общее объективное условие и основание. Во-вторых, среди факторов, определяющих отношение к труду, работник избирает, прежде всего, содержание труда как самый практически значительный момент трудовой ситуации. Эти два аспекта имеют объективный субъективный характер, они дополняют друг друга, оба доказаны теоретически и экспериментально. Отсюда следует практический вывод: необходимо, чтобы каждый трудоспособный человек был обеспечен содержательной работой путем всестороннего развития условий труда и каждой личности.

Единство содержания труда  и отношения к труду является выражением более общего единства работы и работника. Вырабатывая определенное отношение к труду, работник перерастает  границы производственного процесса, и отныне возникают новые проблемы, находящиеся не только на стороне  производства и связанных с ним  трудовых функций, но и на стороне  собственно-социальных явлений и  связей. Возникает проблема человека в промышленности, но человека, ещё  лишенного социальных и индивидуальных признаков, привязанного к исполнению трудовой функции и зависящего от нее. Поэтому он выглядит здесь в  плоскости, которая, конечно, не представляет еще всего богатства его проявлений. Человек пока лишь функциональный исполнитель, и задача исследователя состоит  в том, чтобы хорошо понять и описать  его в этой роли [5, с. 99-100].

Условия труда. Важным фактором выступают условия труда. Как правило, этот компонент  становится для работника объектом ценностных ориентаций непосредственно в трудовой деятельности. На стадии же выбора профессии и работы условия труда играют весьма незначительную мотивационную роль.

Физическое состояние  условий труда предопределяется производственно-техническими факторами, материальной базой производства. Вместе с тем значительное число важнейших  показателей условий труда определяется социально-экономическими факторами, насыщенными конкретным социальным содержанием (режим работы, культурно-бытовое  обслуживание, льготы и т. д.) [3, с. 116].

Общая оценка условий труда  складывается из целого комплекса частных  оценок отдельных компонентов (условий) труда: взаимоотношения в коллективах (по горизонтали и вертикали); работа, ее содержание; санитарно-гигиенические условия и организация труда; возможности профессионального роста, карьера, продвижение; подбор и расстановка руководящих кадров, участие в управлении; удовлетворение бытовых потребностей на предприятии; зарплата и стимулирование труда; медицинское обслуживание; режим работы; механизация; льготы; и др.

Оплата  труда. Характеризуя влияние заработной платы на отношение к труду, следует иметь в виду, что она  рассматривается не только с точки зрения прямого стимулирования труда работников, но и с точки зрения ее социальных функций. Заработная плата выступает средством удовлетворения потребностей работника, и формирует и развивает эти потребности. В то же время уровень заработной платы служит мерилом социальной позиции работника в качестве одного из элементов его социального статуса [3, с. 107].

Раскрыть сущность заработной платы как фактора отношения  к труду можно только при условии  анализа ее основных функций. При  этом важной характеристикой заработной платы выступает понятие «социальная  норма», т.е. средний уровень заработной платы, который сложился как средняя  величина оплаты в данном классе работ  – по конкретной профессии определенного  разряда в определенной отрасли.

Информация о работе Отношение к труду как фактор повышения его эффективности