Отчет по практике на таксомоторном предприятии «Наше такси»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:44, отчет по практике

Описание

В процессе прохождения производственной практики проведено исследование таксомоторного предприятия «Наше такси», его организационной структуры и мнения сотрудников на счет того, какими свойствами и возможностями должна обладать разрабатываемая информационная система.
Также изучены существующие решения в области автоматизации работы таксопарка. Между ними было проведено сравнение по следующим критериям: использование геоинформационных систем, возможность интеграции с терминалами, возможность осуществить заказ через SMS, автоматическое распределение заказов, контроль состояния транспортного средства и наличие демоверсии. Сравнение показало, что каждое из этих решений имеет свои плюсы и минусы.

Содержание

Введение 4
1. Описание предметной области 5
1.1. Административная структура предприятия 5
1.2. Функциональная модель 7
1.3. Информационная модель 9
2. Обзор и сравнение аналогов разрабатываемой информационной системы 11
2.1. Программный комплекс «Такса» 11
2.2. «М2М-ТАКСИ» 12
2.3. «Такси Мастер» 16
2.4. Сравнение аналогов. 17
3. Постановка требований к разрабатываемой информационной системе 20
4. Средства разработки. 22
4.1. IDE Delphi 22
4.1.1. Целевая платформа 22
4.1.2. Эволюция языка 22
4.1.3. Компиляторы 24
4.2. Symbian OS 26
4.2.1. Эволюция Symbian OS 27
4.2.2. Архитектура Symbian OS 30
4.2.3. Службы операционной системы 32
4.2.4. Общие вспомогательные службы 35
4.2.5. Прикладные службы 36
4.2.5. Платформа безопасности Symbian OS 37
4.3. Symbian S60 38
4.3.1. Технические характеристики 38
4.3.2. Разработка приложений 39
4.3.3. Ограничения Symbian 9 40
4.4. Геоинформационные системы 40
4.4.1.Определения и особенности 40
4.4.2. История ГИС 42
4.4.3. Представление данных 44
4.4.4. Структура ГИС 46
4.5. Google Maps 46
4.6. Обоснование выбора средств разработки. 47
5. Проектируемая информационная система 48
5.1. Макет экранных форм клиентской части диспетчера 49
5.2. Структура сети 51
6. Выводы по работе 53
Список литературы 55

Работа состоит из  1 файл

преддипломная практика.docx

— 545.41 Кб (Скачать документ)

М2М-ТАКСИ – аппаратно-программный  комплекс, построенный на базе телематической платформы, технологической платформы диспетчерской службы такси и абонентского оборудования с использованием передовых информационно-телекоммуникационных технологий: сотовой связи GSM (GPRS/SMS), спутниковой навигации (GPS).

 

 

Состав аппаратно-программного комплекса:

  • Телематический сервер с установленным программным обеспечением BN-Complex®;
  • Аппаратно-программные средства сервера диспетчерской автоматизированной системы мониторинга и управления такси;
  • серверное оборудование с установленным лицензионным программным обеспечением;
  • программное обеспечение ТАКСИ-918® диспетчерской службы такси на технологической платформе 1С: Бухгалтерия 7.7;
  • программное обеспечение мониторинга и оперативного управления транспортом в режиме реального времени CyberFleet®;
  • Аппаратно-программные средства автоматизированных рабочих мест (АРМ) диспетчеров и операторов диспетчерской службы такси.

 

Аппаратно-программные/программные  средства дополнительных опциональных модулей:

  • компьютерно-телефонная интеграция;
  • почтовый сервер;
  • отправка SMS-сообщений;
  • прием заказов через Интернет;
  • интеграция с картой;
  • аудиозапись разговоров;
  • автоматическая система приема заказов;
  • автоматическая прокладка маршрута.

 

Бортовое  оборудование транспортных средств:

  • SHTURMANN®Link 300 Pro - персональное навигационное устройство с функцией абонентского телематического терминала;
  • Таксометр.

 

Объекты внедрения  системы:

  • Частные компании, осуществляющие пассажирские перевозки собственными/арендованными автомобилями;
  • Диспетчерские службы, работающие с частными компаниями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки;
  • Частные компании, предоставляющие в аренду транспортные средства частным и юридическим лицам;
  • Владельцы аэропортов, гостиниц, торгово-развлекательных центров, предоставляющих услуги такси.

 

 Пользователи  системы:

  • Руководители таксомоторных предприятий;
  • Диспетчеры служб такси;
  • Операторы служб такси;
  • Руководители служб безопасности;
  • Сотрудники бухгалтерии.

 

 Преимущества  системы:

  • Первая в России специализированная отраслевая система, объединяющая в себе как традиционные технологии диспетчеризации таксопарков, так и инновационные технологии спутниковой навигации GPS;
  • Разработана с учетом особенностей бизнес-процессов коммерческих таксомоторных предприятий;
  • Имеет возможность интеграции с различными видами информационных, навигационно-информационных и др. специализированных систем;
  • Дорабатывается и совершенствуется с учетом пожеланий и рекомендаций клиентов;
  • Внедрение системы обеспечивает выполнение в полном объеме требований нормативно-правовых актов: Приказа Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. №200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», «Устава автомобильного транспорта» и многих других;
  • Эффективность внедрения.

2.3. «Такси Мастер»

Программа для диспетчерской  такси - Такси Мастер автоматизирует выполнение основных процессов в  службе такси. Использование Такси  Мастер в службе такси позволит принимать  больше заказов, сократить издержки и повысить прибыль.

Диспетчерская программа Такси Мастер позволяет:

  • Автоматически принимать, обрабатывать и распределять заказы;
  • Принимать и отправлять сообщения SMS для связи клиентов и службы;
  • Использовать в работе возможности call-центров Oktell, Infra и Asterisk;
  • Организовать работу водителей через сотовые телефоны и КПК;
  • Принимать платежи от водителей через терминалы оплаты;
  • Использовать для расчета и прокладки маршрута GPS навигацию;
  • Программа для диспетчерской  может принимать заказы не только с телефона, но и с других источников (смс, интернет сайт);
  • Вести различные категории номеров (списки "белых", "черных" номеров и тд.);
  • Работать с физическими и юридическими лицами на различных условиях (индивидуальные тарифы, скидки и др.).

Благодаря гибкости настройки  параметров работы и удобному интерфейсу программа для диспетчерской  Такси Мастер подходит для использования  в службах такси разных городов.

2.4. Сравнение  аналогов.

Рассмотрев самые популярные программные продукты в рассматриваемой  предметной области можно  составить  список критериев, по которым они  будут оцениваться:

  1. Использование геоинформационных систем как повышает наглядность для диспетчера, так и упрощает ручное распределение заказов, если возникает такая необходимость.
  2. Интеграция с терминалами. Возможность безналичного расчета серьезно усиливает контроль над добросовестностью водителей, которые могут использовать часть выручки в обход бюджета предприятия.
  3. Возможность сделать заказ посредством SMS. В некоторых ситуациях клиент не имеет возможности совершить голосовой вызов. В такой ситуации может помочь сервис коротких сообщений.
  4. Автоматическое распределение заказов снижает нагрузку на диспетчера и предотвращает воздействие личных отношений на рабочий процесс. Кроме того автоматика может намного точнее рассчитать оптимальный маршрут для каждого транспортного средства с учетом «холостого» (без заказа) пробега и расхода топлива.
  5. Контроль состояния транспортного средства на линии позволяет диспетчеру и информационной системе точнее отслеживать и распределять нагрузку среди водителей. Кроме того это дает возможность отслеживать исключительные ситуации (пробки, аварии, потеря связи с транспортом и т.п.).
  6. Демо-версия. Руководитель предприятия не станет отдавать большие деньги за «кота в мешке». В связи с этим, перед внедрением программного комплекса необходимо ознакомится с его возможностями на практике. Кроме того, появляется возможность сравнить несколько продуктов и выбрать тот, который подходит именно для тех условий, в которых работает предприятие и требованиям, которые предъявляют работники.

Среди критериев сознательно  не указана цена. Это сделано по двум причинам.

Во-первых, каждый из представленных программных комплексов имеет несколько  версий поставки, которые различаются  по наличию функций, а значит и  цене.

Во-вторых, оценивать только по цене не имеет смысла, потому что  каждый из продуктов имеет разную стоимость обслуживания, срок окупаемости  и т.п. Исходя из этого, следовало  бы оценивать отношение «цена/качество», но для этого необходимо в течение  некоторого времени (до 1 года) непосредственно  в производстве оценивать это  соотношение и только потом принимать  какие либо решения опираясь на критерий «цена».

Также среди критериев, по которым производится сравнение, нет  «связи с водителем», «накопления  статистики» и «возможность одновременного использования несколькими пользователями», поскольку они были обязательными  и проводить сравнение по ним  бессмысленно.

Ввиду того, что, как уже было сказано выше, для детального ознакомления с каждым продуктом нужно продолжительное время применения его на практике, то  оценка производится на основе заявленных производителем функциональных возможностей и будет варьироваться от 0 до 1. Поскольку сравниваемые критерии неравноценны, то для каждого из них введены коэффициенты от 1 до 5:

    • Использование ГИС – 4;
    • Интеграция с терминалами – 4;
    • Заказ через SMS – 1;
    • Автоматическое распределение заказов – 5;
    • Контроль состояния транспортного средства – 3;
    • Демо-версия – 2.

Итак, исходя из вышесказанного, можно составить сводную таблицу  сравнения программных продуктов.

Таблица 1 - Сравнительная таблица существующих аналогов

 

Использование ГИС

Интеграция с терминалами

Заказ через SMS

Автоматическое распределение заказов

Контроль состояния транспортного  средства

Демо-версия

Итого

Программый комплекс «Такса»

4

4

1

5

0

0

14

«М2М-такси»

4

4

1

5

3

0

17

«Такси мастер»

4

4

1

5

0

2

16


 

Из таблицы 1 видно, что  самой больше всего баллов набрала  информационная система «М2М-такси». Но в целом различия между рассмотренными системами заключаются по критериям  с довольно низкими коэффициентами. Тем не менее, 2 остальные системы  не учитывают состояния транспортного  средства, что в определенной ситуации может стать критичным фактором для эффективной работы предприятия. Эта оценка является примерной, поскольку  не проводилось испытаний на производстве.

Кроме того, по указанным  причинам не проводилась оценка соотношения  «цена/качество», которая может серьезно повлиять на выбор программного продукта, особенно в малых и средних  предприятиях, где цена имеет первоочередное значение.

 

3. Постановка  требований к разрабатываемой  информационной системе

Подводя итоги предыдущей главы, следует отметить, что у  каждой системы есть свои положительные  и отрицательные стороны, тем  более что рассмотренные системы  унифицированы для любого таксомоторного предприятия. Для конкретного предприятия  может не понадобится весь перечень предлагаемых функций, но даже при гибких комплектах поставки есть вероятность переплатить за тот функционал, который никогда не будет использоваться. В этом случае необходимо учитывать пожелания всех работников предприятия и только на их основе создавать новую (или собирать из частей уже имеющуюся) информационную систему.

После исследования существующих аналогов и рассмотрения пожеланий  сотрудников предприятия был  составлен следующий список требований к системе:

    • Формирование очереди заказов (поступающих в реальном времени и сделанных предварительно);
    • Обработка исключительных ситуаций (пробки, аварии, потеря связи с транспортом);
    • Одновременное использование несколькими пользователями;
    • Сбор статистики для формирования графика работ;
    • Использование геоинформационной системы;
    • Разграничение прав доступа к информации.

 

«Наше такси» предоставляет  услуги такси не только в оперативном  режиме. Есть возможность сделать  заказ за некоторое время. Для  этого придется несколько модифицировать ту часть системы, которая отвечает за формирование очереди заказов.

Сбор статистики необходим  не только для формирования суточного, но и сезонного графика работ. Это основано на замечании диспетчеров  о зависимости количества заказов  от сезона и погоды.

В проектируемой системе  планируется создание разных клиентских приложений для соответствующих  групп пользователей, за счет чего у  разных типов пользователей будет  доступ только к той информации, с которой они должны работать.

 

4. Средства разработки.

4.1. IDE Delphi

Delphi — императивный, структурированный, объектно-ориентированный язык программирования, диалект Object Pascal. Начиная со среды разработки Delphi 7.0, в официальных документах Borland стала использовать название Delphi для обозначения языка Object Pascal. Начиная с 2007 года уже язык Delphi (производный от Object Pascal) начал жить своей самостоятельной жизнью и претерпевал различные изменения, связанные с современными тенденциями (например, с развитием платформы .NET) развития языков программирования: появились class helpers, перегрузки операторов и другое.

4.1.1. Целевая платформа

Изначально среда разработки была предназначена исключительно  для разработки приложений Microsoft Windows, затем был реализован также для платформ Linux (как Kylix), однако после выпуска в 2002 году Kylix 3 его разработка была прекращена, и, вскоре после этого, было объявлено о поддержке Microsoft .NET.

Реализация среды разработки проектом Lazarus (Free Pascal, компиляция в режиме совместимости с Delphi) позволяет использовать его для создания приложений на Delphi для таких платформ, как Linux, Mac OS X и Windows CE.

Также предпринимались попытки  использования языка в проектах GNU (например, Notepad GNU) и написания компилятора для GCC.

4.1.2. Эволюция языка

Object Pascal — результат развития языка Турбо Паскаль, который, в свою очередь, развился из языка Паскаль. Паскаль был полностью процедурным языком, Турбо Паскаль, начиная с версии 5.5, добавил в Паскаль объектно-ориентированные свойства, а в Object Pascal — динамическую идентификацию типа данных с возможностью доступа к метаданным классов (то есть к описанию классов и их членов) в компилируемом коде, также называемом интроспекцией — данная технология получила обозначение RTTI. Так как все классы наследуют функции базового класса TObject, то любой указатель на объект можно преобразовать к нему, после чего воспользоваться методом ClassType и функцией TypeInfo, которые и обеспечат интроспекцию.

Также отличительным свойством  Object Pascal от С++ является то, что объекты по умолчанию располагаются в динамической памяти. Однако можно переопределить виртуальные методы NewInstance и FreeInstance класса TObject. Таким образом, абсолютно любой класс может осуществить «желание» «где хочу — там и буду лежать». Соответственно организуется и «многокучность».

Object Pascal (Delphi) является результатом функционального расширения Turbo Pascal.

Delphi оказал огромное влияние на создание концепции языка C# для платформы .NET. Многие его элементы и концептуальные решения вошли в состав С#. Одной из причин называют переход Андерса Хейлсберга, одного из ведущих разработчиков Дельфи, из компании Borland Ltd. в Microsoft Corp.

Версия 8 способна генерировать байт-код исключительно для платформы .NET. Это первая среда, ориентированная  на разработку мультиязычных приложений (лишь для платформы .NET);

Информация о работе Отчет по практике на таксомоторном предприятии «Наше такси»