Отчет по практике на таксомоторном предприятии «Наше такси»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:44, отчет по практике

Описание

В процессе прохождения производственной практики проведено исследование таксомоторного предприятия «Наше такси», его организационной структуры и мнения сотрудников на счет того, какими свойствами и возможностями должна обладать разрабатываемая информационная система.
Также изучены существующие решения в области автоматизации работы таксопарка. Между ними было проведено сравнение по следующим критериям: использование геоинформационных систем, возможность интеграции с терминалами, возможность осуществить заказ через SMS, автоматическое распределение заказов, контроль состояния транспортного средства и наличие демоверсии. Сравнение показало, что каждое из этих решений имеет свои плюсы и минусы.

Содержание

Введение 4
1. Описание предметной области 5
1.1. Административная структура предприятия 5
1.2. Функциональная модель 7
1.3. Информационная модель 9
2. Обзор и сравнение аналогов разрабатываемой информационной системы 11
2.1. Программный комплекс «Такса» 11
2.2. «М2М-ТАКСИ» 12
2.3. «Такси Мастер» 16
2.4. Сравнение аналогов. 17
3. Постановка требований к разрабатываемой информационной системе 20
4. Средства разработки. 22
4.1. IDE Delphi 22
4.1.1. Целевая платформа 22
4.1.2. Эволюция языка 22
4.1.3. Компиляторы 24
4.2. Symbian OS 26
4.2.1. Эволюция Symbian OS 27
4.2.2. Архитектура Symbian OS 30
4.2.3. Службы операционной системы 32
4.2.4. Общие вспомогательные службы 35
4.2.5. Прикладные службы 36
4.2.5. Платформа безопасности Symbian OS 37
4.3. Symbian S60 38
4.3.1. Технические характеристики 38
4.3.2. Разработка приложений 39
4.3.3. Ограничения Symbian 9 40
4.4. Геоинформационные системы 40
4.4.1.Определения и особенности 40
4.4.2. История ГИС 42
4.4.3. Представление данных 44
4.4.4. Структура ГИС 46
4.5. Google Maps 46
4.6. Обоснование выбора средств разработки. 47
5. Проектируемая информационная система 48
5.1. Макет экранных форм клиентской части диспетчера 49
5.2. Структура сети 51
6. Выводы по работе 53
Список литературы 55

Работа состоит из  1 файл

преддипломная практика.docx

— 545.41 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный  федеральный университет»

 

 

 


ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК


 

 

Кафедра информационных систем управления

 

 

 

 

О Т Ч  Е Т

о прохождении производственной практики

 

 

 

 

 

   

Выполнил студент гр. С-8527(б) _______________ А.А. Коваленко 

Отчет защищен:

с оценкой _____________________

____________  ___________________

         подпись                   И.О.Фамилия

«_____» ______________________  20   г.

 

Руководитель практики

доцент кафедры информационных систем управления

 

________________________ В.И.Чернышов

 

Регистрационный №  ______

«_____» ______________________  20   г.

 

____________  __________________

        подпись                    И.О.Фамилия

 

 

Практика пройдена в срок

с «___» _____________  20   г.

по «___»____________   20   г.

на предприятии_________________

______________________________


 

 

 

 

г. Владивосток

2012

Оглавление

Введение 4

1. Описание предметной области 5

1.1. Административная структура предприятия 5

1.2. Функциональная модель 7

1.3. Информационная модель 9

2. Обзор и сравнение аналогов разрабатываемой информационной системы 11

2.1. Программный комплекс «Такса» 11

2.2. «М2М-ТАКСИ» 12

2.3. «Такси Мастер» 16

2.4. Сравнение аналогов. 17

3. Постановка требований к разрабатываемой информационной системе 20

4. Средства разработки. 22

4.1. IDE Delphi 22

4.1.1. Целевая платформа 22

4.1.2. Эволюция языка 22

4.1.3. Компиляторы 24

4.2. Symbian OS 26

4.2.1. Эволюция Symbian OS 27

4.2.2. Архитектура Symbian OS 30

4.2.3. Службы операционной системы 32

4.2.4. Общие вспомогательные службы 35

4.2.5. Прикладные службы 36

4.2.5. Платформа безопасности Symbian OS 37

4.3. Symbian S60 38

4.3.1. Технические характеристики 38

4.3.2. Разработка приложений 39

4.3.3. Ограничения Symbian 9 40

4.4. Геоинформационные системы 40

4.4.1.Определения и особенности 40

4.4.2. История ГИС 42

4.4.3. Представление данных 44

4.4.4. Структура ГИС 46

4.5. Google Maps 46

4.6. Обоснование выбора средств разработки. 47

5. Проектируемая информационная система 48

5.1. Макет экранных форм клиентской части диспетчера 49

5.2. Структура сети 51

6. Выводы по работе 53

Список литературы 55

 

Введение

Согласно некоторым историческим данным, первые такси-колесницы существовали в Древнем Риме. Примитивные прототипы такси появились в Лондоне в 1636 году, когда лондонские кучера получили лицензию на извоз, и в Париже годом позже.

Первые моторизированные наёмные экипажи — фиакры [фр. fiacre] появились во Франции в 1890 году, но особым успехом не пользовались. Причиной тому было отсутствие строгого единого тарифа на перевозку. В 1891 году немецкий учёный Вильгельм Брюн изобрёл первый таксометр и ситуация стала быстро меняться. В 1907 году на улицах английской столицы появились первые таксомоторы оборудованные таксометрами, и спрос на услуги такси резко возрос.

В России таксометр появился только в конце XIX века. Спрос на извозчиков в обеих столицах был большим: уже тогда и Москва, и Санкт-Петербург были крупными транспортными узлами с десятками железнодорожных вокзалов.

В СССР относительно развитая служба такси появилась в 30–50-е  годы ХХ века с появлением легковых «эмок», «побед», «зимов» и «волг».

Сейчас такси — неотъемлемый атрибут любого современного города. На улицах работают тысячи таксомоторов на любой вкус и кошелек. Это прибыльный и активно развивающийся бизнес.

Автоматизация такси это  шаг, на который сейчас идут многие службы такси. Объясняется это тем, что рынок такси постоянно  пополняется организациями, оказывающими услуги по перевозке пассажиров, а  значит, чтобы занять на нем свое место, необходимо максимально полно  отвечать его требованиям и оперативно реагировать на происходящие изменения.

В данной работе автоматизация  рассматривается на примере таксомоторного предприятия «Наше такси».

 

1. Описание предметной области

1.1. Административная структура предприятия

В ходе прохождения производственной практики было проведено исследование реально существующего таксомоторного предприятия «Наше такси». Это  небольшое предприятие, которое  имеет в своем распоряжении полтора  десятка машин и при этом совершенно не использует ни одну информационную систему. Заказы распределяются вручную, а записи ведутся от руки. Контроль над водителями практически отсутствует. Тем не менее, это предприятие  имеет четкую организационную структуру (рис. 1.1.) и то, чего не учитывает ни одна из рассмотренных в сравнении ИС – медика и механика.

 

Рис. 1.1. Организационная структура предприятия «Наше такси»

 

Функциональные  обязанности сотрудников, представленных на данной схеме таковы:

  • Директор является организатором и руководителем предприятия. Осуществляет руководство заместителями.
  • Заместитель по финансовой части осуществляет руководство финансовой деятельностью предприятия. В его обязанности входит руководство бухгалтерией, совместная с главным бухгалтером подготовка отчетов в органы, контролирующие финансовую деятельность коммерческих организаций. Ввиду того, что этот заместитель распоряжается финансовыми ресурсами предприятия, именно он распоряжается крупными затратами предприятия, вроде пополнения (обновления) автопарка, закупку необходимого оборудования и программного обеспечения.
  • Заместитель по производственной части руководит производственной деятельностью предприятия. Под его контролем находятся: медик, механик, отдел кадров и служба диспетчеров. Этот заместитель отчитывается о проделанной работе, принимает решения о пополнении автопарка и приеме на работу новых сотрудников.
  • Медик осуществляет контроль состояния здоровья водителя перед выходом на линию и на его основе принимает решение о допуске.
  • Механик контролирует состояние транспортного средства перед выходом на линию. В случае обнаружения неисправностей может не допустить транспортное средство к выходу на линию.
  • Диспетчер. Первоочередная функция диспетчера – это прием заказов. В это понятие входит: непосредственно прием (или отказ) заявки, постановка ее в очередь, передача ее водителю и сообщение клиенту данных некоторых данных о его заявке (номер машины, время прибытия и т.п.).

Кроме того, диспетчер принимает окончательное решение о допуске водителя на линию, составляет наряд на смену и в течение смены осуществляет оперативный контроль над ними.

Диспетчеры  – это основные пользователи разрабатываемой  информационной системы. Именно их точка  зрения является опорной при составлении  функциональной модели и модели данных.

  • Водители непосредственно осуществляют перевозку пассажиров и прием платы. Также водители «на месте» осуществляют оценку  состояния транспортного средства.

Среди особенностей данной разработки следует отметить невозможность  изменения организационной структуры  и резкого увеличения числа работников или расходов.

1.2. Функциональная модель

На рис. 1.2 представлена обобщенная концептуальная модель потоков данных разрабатываемой информационной системы.

Входными данными для  системы являются данные о водителе и о транспортном средстве. На выходе системы – материальная прибыль  и накопленная статистика по заказам. Основными средствами являются работники  и транспорт. Единственным, на данном уровне, управляющим воздействием является заказ.

Рис. 1.2. Концептуальный уровень модели потоков данных

 

На рис. 1.3 представлена декомпозиция концептуальной модели потоков данных.

Рис. 1.3. Декомпозиция концептуальной модели потоков данных

Первым процессом в  данной диаграмме (Рис. 1.3.) является «Принятие решения о допуске». На этом этапе, на основании данных о водителе и его транспортном средстве, медик и механик принимают решение о допуске пары «водитель/машина» на линию. Решение о допуске (или недопуске) передается диспетчеру.

На  этапе «Составление наряда на смену» диспетчер на основании  данных, полученных на предыдущем этапе, принимает окончательное решение  о допуске водителя на линию и  составляет ему наряд на смену.

Следующим процессом  является «Прием заказа». На этом этапе диспетчер  принимает заказ от клиента. Прием  заказа заключается, во-первых, в решении  того, стоит ли браться за этот заказ; во-вторых, если заказ принят, то занесении  записи о заказе в базу данных и  постановку его в очередь;  в-третьих, выборе транспортного средства и передаче его водителю данных о заказе.

Последний процесс – «Предоставление  услуг». Как следует из названия, на этом этапе непосредственно осуществляется предоставление транспортных услуг  клиенту. Результатом этого процесса помимо материальной прибыли и накопленной  статистики является управляющее воздействие  «Данные о текущем состоянии  транспортного средства». Это управляющее  воздействие используется для учета  текущих состояний транспортных средств для более эффективного распределения поступающих заказов между водителями и, возможно, для учета исключительных ситуаций, о которых было сказано выше.

Последние два процесса являются цикличными и рассчитаны на то, что  они могут происходить как  одновременно между собой, так и  с другими процессами.

1.3. Информационная  модель

На основе модели потоков  данных была составлена ER-диаграмма базы данных для проектируемой информационной системы (Рис. 1.4).

Рис. 1.4. ER-диаграмма базы данных проектируемой информационно системы

 

 

 

Диаграмма включает в себя следующие сущности:

    • Заказ;
    • Транспорт;
    • Клиент;
    • Работник;
    • Дата;
    • Адрес;
    • Состояние транспорта.

Представленная на рис. 1.4 диаграмма охватывает непосредственно производственный процесс и только частично захватывает финансовые данные и данные отдела кадров. Такое ограничение сделано ввиду того, что разрабатываемая информационная система направлена на автоматизацию самого производственного процесса, минуя вопросы связанные управлением организацией в целом.

 

2. Обзор и сравнение аналогов разрабатываемой информационной системы

На сегодняшний  день на рынке существует большой  выбор программного обеспечения  для служб такси. Существуют как платные, так и бесплатные версии с различным набором функций.

В данной работе рассмотрены  самые популярные программные комплексы, которые отвечают следующим требованиям: связь с водителем, накопление статистики, возможность одновременного использования  несколькими пользователями (так  как информационная система диспетчерской  службы ориентирована в основном на диспетчера, то под «пользователем»  следует понимать именно диспетчера).

2.1. Программный комплекс «Такса»

Система «Такса» — это  программный комплекс, предназначенный  для автоматизации такси и  ее диспетчерской службы. «Такса»  удобна в эксплуатации, функциональна  и позволяет наладить эффективную  работу такси без использования  классической радиосвязи.

Среди функций программы:

  • Возможность заказа такси через смс-сообщения, интернет и автозаказ;
  • Расчет стоимости поездки с учетом километража, времени суток, маршрута и простоя машины благодаря интегрированному в систему GPS-таксомтеру;
  • Расчет оптимального маршрута движения благодаря модулю «Картография»;
  • Прием платежей и расчет с водителями;
  • Ведение статистики работы такси;
  • Функции автоматического распределения звонков, голосового автоинформирования клиентов и многое другое.

Как результат, «Такса» позволяет  значительно сократить расходы  на содержание персонала за счет автоматизации  многих процессов, а главное, с ее помощью можно контролировать все  происходящее в компании: и оперативность  работы диспетчерской службы, и честность  водителей. Простота и удобство использования  системы позволят в короткие сроки  развернуть комплекс собственными силами и с минимальными затратами.

2.2. «М2М-ТАКСИ»

Диспетчерская автоматизированная система управления и мониторинга  такси М2М-ТАКСИ предназначена  для автоматизации работы диспетчеров/операторов службы такси с применением технологий определения местоположения автотранспорта по сигналам спутниковых навигационных  систем GPS, передачи данных в сетях GSM/GPRS и специализированного диспетчерского программного обеспечения.

Внедрение автоматизированной системы М2М-ТАКСИ на коммерческих таксомоторных предприятиях позволяет  решать задачи:

  • Автоматизация работы диспетчеров/операторов службы такси;
  • Автоматизация управления автопарком такси;
  • Мониторинг транспорта и контроль работы автопарка в режиме реального времени;
  • Контроль работы водителей и диспетчеров;
  • Контроль качества транспортного обслуживания клиентов;
  • Обеспечение безопасности пассажиров и водителей.

Функциональные  возможности:

  • Мониторинг такси, его местоположения, скорости, направления движения и технического состояния транспортных средств в режиме реального времени;
  • Спутниковый мониторинг транспорта и его контроль «на линии» с сохранением в базу данных необходимых параметров: эффективный (с заказом) и «холостой» (без заказа) пробег транспортного средства, техническое состояние автомобиля и др.;
  • Автоматический поиск ближайших к адресу вызова транспортных средств и оптимальное распределение заказов по водителям с учетом статуса автомобиля;
  • Двухсторонний обмен стандартными статусными сообщениями между водителем и диспетчером с целью контроля текущего состояния выполнения заказа («по адресу», «опаздываю», «поехали»);
  • Автоматизированное назначение машины для выполнения заказа;
  • Передача на машину, подтвердившую заказ, полного формуляра заказа;
  • Управление статусами заказов и статусами водителей;
  • Закрытие заказа в формате, обеспечивающем получение всей необходимой для базы данных информации;
  • Контроль входа автотранспорта в зону заказа;
  • Контроль всех стадий выполнения заказа с помощью обмена сообщениями между водителем и диспетчером;
  • Тотальный контроль графика работы водителя;
  • Сбор, анализ и хранение информации в базе данных системы;
  • Ведение различных справочников (транспортных средств, персонала, автомобильных навигаторов и др.);
  • Возможность разделять отчеты на произвольные периоды (смены, рабочие дни и т.д.).

Информация о работе Отчет по практике на таксомоторном предприятии «Наше такси»