Организация потребительского кооператива на примере Бичурского райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение деятельности Бичурского райпо во взаимодействии с внутренней и внешней средой.
Исходя из цели работы ставятся следующие задачи:
 изучение современного состояния и проблем развития потребительской кооперации как в целом по стране;
 оценка системы управления и среды деятельности Бичурского райпо;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ: СОЗДАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
1.1. Законодательное регулирование формирования потребительских кооперативов 5
1.2. Среда функционирования предприятий и ее влияние на финансовые показатели деятельности 8
1.3. Современное состояние и развитие потребительской кооперации 13
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Характеристика деятельности Бичурского райпо 19
2.2. Цели и задачи развития Бичурского райпо 24
2.3. Направления повышения управлением деятельностью потребительского общества 27
2.4. Мероприятия по укреплению позиций потребительской кооперации в регионе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа состоит из  1 файл

готоваяТО потребит кооператив.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

     Теперь  рассмотрим состояние и проблемы развития потребительской кооперации в одном из регионов Российской Федерации – Республике Бурятия.

     Подводя итоги работы на собрании Союза потребительских  обществ и предпринимателей Республики Бурятия за девять месяцев 2009 года было отмечено следующее.

     Розничный товарооборот за 9 месяцев 2009 года возрос в фактических ценах на 75,6% и составил 320 млн. рублей, в сопоставимых ценах снизился на 18,8%. Увеличение розничного товарооборота в фактических ценах произошло во всех кооперативных организациях.

     Удельный  вес товарооборота потребительской  кооперации в обороте республики составил 12,3%. Наибольший удельный вес  в обороте территорий (районов) занимают Мухоршибирское (54,5%), Буркоопсоюз (57,6%), Прибайкальское потребительское общество (45,4%), Янтарь ТФ (46,9%), Бичурское райпо (44,7%).

     Принятый  прогноз по розничному товарообороту  выполнен на 115%. В расчете на 1 жителя продано товаров на 760 рублей, против 430 рублей в соответствующем периоде прошлого года.

     При росте товарооборота в фактических  ценах наблюдается снижение продажи  отдельных групп товаров в  натуральном выражении. Продажа  мяса и птицы сократилась на 116,5 тонны, темп роста к уровню прошлого года 72%, рыбы – на 10,2 т . (95,9%), кондитерских изделий – на 138 т. (87%), масла животного – на 44,7 т. (55,6%), масла растительного – на 109 т. (62,4%), сахара – на 535 т., соли – на 96 тонн. Сумма недополученного товарооборота по этим группам товаров составила 18,7 млн. рублей. По непродовольственным товарам также наблюдается снижение продажи отдельных групп товаров (синтетических моющих средств, мыла), в результате потеря товарооборота составила 2,5 млн. рублей.

     За 2009 год увеличился удельный вес продажи алкогольных напитков в розничном товарообороте на 3,4% и составил 30%.

     Товарные  запасы на 1 октября 2009 года составили 36,5 млн. рублей и возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2,4 раза. Рост товарных запасов произошел во всех кооперативных организациях.

     Оборот аптечной торговли составил 1,5 млн. рублей. Оказано платных услуг населению на 5 млн. рублей, темп роста к уровню прошлого года в фактических ценах 218%.

     Розничный товарооборот общественного питания за 9 месяцев 2009 года составил 50,4 млн. рублей и возрос в фактических ценах на 84,6%, в сопоставимых ценах оборот сократился на 24,3%.

     За 9 месяцев 2009 г. отпущено продукции собственного производства в розничную торговую сеть на 6,4 млн. рублей.

     На  предприятиях общепита выпекают хлеб, производят макаронные изделия, солят рыбу, вырабатывают пряничные изделия, изготавливают полуфабрикаты. За рассматриваемый период выработано хлеба на 121,7 тонн больше чем за соответствующий период прошлого года. Выпуск кондитерских изделий увеличился в целом по Заиграевскому районному ПО на 18,5 тонны. В другом крупном Мухоршибирском объединении выработка напротив уменьшилась в 2 раза. Основная причина – отсутствие кадров и недостаточный профессиональный уровень имеющихся кадров массовых профессий. Полуфабрикатов выпущено на сумму 1,9 млн. рублей, что на 62,8% больше чем в прошлом году.

     Предприятиями кооперативной промышленности за 9 месяцев 2009 г. произведено товаров народного потребления на 92,9 млн. рублей, к уровню прошлого года темп роста в сопоставимых ценах составил 121,1%. Принятый прогноз по производству выполнен на 133,5%. Основные объемы производства формируют Мухоршибирское Заиграевское и Бичерское райпо.

     В целом достигнут рост производства к уровню прошлого года по хлебу и хлебобулочным изделиям (122,6%), булочным изделиям (127,6%), бараночным изделиям (125%), кондитерским изделиям (113,1%), безалкогольным изделиям (132,1%) пиву (218%), макаронным изделиям (121,1%), консервам (162,5%), снижены объемы производства по колбасным изделиям.

     В текущем году Правительством республики были определены конкретные задачи для потребкооперации по восстановлению и расширению сети заготовительных организаций в районах. На сегодняшний день в потребобществах созданы и действуют 16 заготовительных пунктов, где работают 75 человек, из них 32 – специалисты заготовители. Все это позволило за 9 месяцев текущего года увеличить заготовительный оборот к уровню прошлого года в 3 раза, закуп картофеля – в 2 раза, овощей – в 1,8 раза. Больше чем в прошлом году заготовлено яиц, грибов, меда. Заготовительный оборот в целом составил 40647 рублей.

     Стабилизируется финансовое положение райпо и  потребительских обществ. На 1.09.2009 г. 24% хозрасчетных предприятий и организаций закончили девять месяцев с прибылью, в аналогичном периоде прошлого года прибыльных хозрасчетных предприятий не было.

     Несмотря  на значительное сокращение убытков по сравнению с 2007 годом (на 2570,4 тыс. руб.), сумма убытка составила 1563 тыс. рублей, задание Программы по их снижению не выполнено.

     При убыточной работе отраслей торговли и общественного питания в целом по системе (сумма убытка соответственно 3670 и 879 тыс. руб.), достигнуто значительное снижение убытков по сравнению с прошлым годом по торговле на 1096 тыс. рублей, общественному питанию на 327 тыс. рублей. Некоторые предприятия имеют прибыль.

     На 01.09.2009 г. начислено 15647 тыс. рублей в фонд развития потребкооперации, что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Из-за убыточности работы предприятия лишены возможности начислять в фонд в полном объеме и пополнять собственные оборотные средства за счет данного источника.

     Имеется задолженность по бюджету и внебюджетным фондам, которая увеличилась, также  присутствует и просроченная задолженность.

     В соответствии с Программой социально-экономического развития будет продолжена работа по увеличению объемов и расширению ассортимента, снижению себестоимости вырабатываемой продукции, и техническому перевооружению предприятий кооперативной промышленности.

     Обобщая изложенный материал можно заключить, что потребительская кооперация в Бурятия занимает достойное место в экономике республики. Предприятиям потребительской кооперации присущи все те же экономические, финансовые и социальные проблемы, что и предприятиям других отраслей: неплатежи, большой удельный вес бартерных операций, недостаток оборотных средств, отток квалифицированных кадров. Но следует также заметить, что потребительская кооперация это многоотраслевая экономическая система, от которой зависит благосостояние жителей сельских районов республики, поэтому крайне важна поддержка не на словах, а на деле со стороны государственных органов. Без нее наметившиеся тенденции к улучшению ситуации могут не получить должного развития и будут протекать крайне медленно.

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2: Оценка деятельности потребительского общества, и функционирование потребительской кооперации в условиях экономической трансформации

2.1 Характеристика  деятельности Бичурского райпо

       Бичурское районное потребительское общество является объединением граждан и юридических лиц. Создано по территориальному признаку на основе членства, путем внесения паевых взносов для торговой заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

     Бичурское районное потребительское общество в своей деятельности руководствуется Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом Российской федерации «О потребительской кооперации в РФ» и др. законами Российской Федерации, Уставом. Бичурское потребительское общество является некоммерческой организацией.

     В соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и в связи с заявлением правления Бичурское райпо зарегистрировано как юридическое лицо на основании постановления главы администрации Бичурского района № 960 от 28.12.1992г. Предприятие имеет свой расчетный счет в банке, печать и угловые штампы.

     В Уставе потребительского общества определено:

  • наименование потребительского общества – Бичурское райпо;
  • место его нахождения: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, Бичурский район, с.Бичура, ул.Советская, 56
  • предмет и цели деятельности потребительского общества (указаны выше);
  • порядок вступления пайщиков в потребительское общество; порядок выхода пайщиков из потребительского общества, в том числе порядок выдачи паевого взноса и кооперативных выплат;
  • размер, состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;
  • состав и компетенция органов управления и органов контроля потребительского общества, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • порядок покрытия пайщиками убытков, понесенных потребительским обществом;

- порядок реорганизации и ликвидации потребительского общества.

     Собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо. Имущество  потребительского общества не распределяется по долям (вкладам) между пайщиками  и работающими по трудовому договору (контракту) в потребительской кооперации гражданами. Источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а так же доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Имущество за учреждениями, созданными потребительским обществом, закрепляется на праве оперативного управления.

     Управление  обществом осуществляют: общее собрание общества, собрание уполномоченных общества, совет общества, председатель совета общества;

  1. Высшим органом управления является общее собрание общества. Свои полномочия высшего органа общее собрание осуществляет через собрание уполномоченных общества, через собрания пайщиков кооперативных участков.
  2. В период между общими собраниями управление в обществе осуществляет совет общества, который является представительным органом и собрание уполномоченных.
  3. Исполнительным органом общества является правление общества, во главе которого стоит председатель совета райпо. Председатель совета райпо осуществляет руководство текущей деятельностью общества.
  4. Контроль за соблюдением устава общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными организационными подразделениями осуществляет ревизионная комиссия общества.

     Под организационной структурой понимается совокупность подразделений, составляющих ту или иную организацию. Особенности  организационной структуры определяются характером, разнообразием, техническим  уровнем производственных процессов, глубиной разделения труда, степенью его специализации, масштабами деятельности, ее диверсификацией (разветвленностью, спецификой продукции или услуг. Основу организационной структуры составляет совокупность обособленных, но тесно связанных между собой видов деятельности, направленных на достижение целей организации.

     В рамках организации эти виды деятельности объединяются в самостоятельные  группы в соответствии с рядом  принципов. В Бичурском Райпо принципом объединения видов деятельности является функциональный, когда подразделения строятся в соответствии с функциями предприятия, т.е. главными направлениями его деятельности. К таким функциям относятся, например, производство, торговля, заготовительная деятельность, общественное питание и т.д.

     Функциональная  структура является старейшей и наиболее часто используемой.

     Положительными  сторонами данной структуры являются: специализация, четкость, стройность, надежность коммуникаций, отсутствие их дублирования. Отрицательная сторона - "жесткость", т.е. фиксированность  границ и набора входящих в них элементов, закрепленность связей.

     Линейная  организационная структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы.

     Члены организации каждой из низших ступеней управления находятся в отношении непосредственного линейного подчинения к руководителю следующего, более высокого уровня. Каждый работник в линейной структуре подчинен и подотчетен только одному руководителю и, следовательно, связан с вышестоящей системой только через него. Так, например, в райпо можно привести следующий пример линейных связей сверху вниз:

        председатель совета райпо

     |

     заместитель председателя совета райпо по торговле

     |

     заведующие  магазинами

 

     Рис. 3. Схема линейных связей в структуре управления Бичурского райпо

     К преимуществам линейной организационной  структуры относятся: четкая система  взаимных связей; ясно выраженная ответственность; быстрота реакции в ответ на прямые приказы. Недостатками являются: отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; тенденция к волоките при решении вопросов между подразделениями; перегрузка менеджеров верхнего уровня; повышенная зависимость работы от наличия на месте менеджера высшего звена, его личных и деловых качеств.

Информация о работе Организация потребительского кооператива на примере Бичурского райпо