Организационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:11, контрольная работа

Описание

Целью работы является рассмотрение теоретических и методологических основ организационной культуры.
Исходя из целей работы, выявим задачи, стоящие перед нами:
Определить сущность организационной культуры и ее коммуникационные средства;
Выявить факторы, влияющие на организационную культуру;
Рассмотреть основные виды организационной культуры;
Изучить порядок формирования и развития организационной культуры;
Оценить эффективность влияния организационной культуры на деятельность предприятия и персонала.

Содержание

Введение
Теоретические основы формирования организационной культуры
1.1. Сущность организационной культуры и ее коммуникационные средства
1.2. Факторы, оказывающие влияние на организационную культуру
1.3. Виды организационных культур
Методологические основы формирования организационной культуры
2.1. Формирование и развитие организационной культуры
2.2. Оценка эффективности влияния организационной культуры на деятельность предприятия и персонала
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Организационная культура.docx

— 65.96 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Сибирская  академия государственной  службы»

Филиал  ФГОУ ВПО СибАГС в г. Новокузнецке

 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По предмету Теория организации

Организационная культура 
 
 

Студент: Левченко М.А.

Группа  ГМУ – 691 

Проверил:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НОВОКУЗНЕЦК 2012 

Оглавление 

     Введение 

     Теоретические основы формирования организационной культуры

    1.1. Сущность  организационной культуры и ее  коммуникационные средства

    1.2. Факторы,  оказывающие влияние на организационную  культуру

    1.3. Виды  организационных культур

     Методологические  основы формирования организационной  культуры

    2.1. Формирование  и развитие организационной культуры

    2.2. Оценка  эффективности влияния организационной  культуры на деятельность предприятия  и персонала

     Заключение

     Список  литературы

 

     Введение 

     Организация - это объединение людей, основой жизненного потенциала которого является организационная культура. Это понятие включает в себя все то, ради чего люди становятся членами именно этой организации, разделяют нормы и принципы ее жизни и деятельности, строят свои отношения с другими работниками. Эти признаки не только отличают одну организацию от другой, но и существенно предопределяют успех выживания фирмы в рыночной экономике.

     В условиях индустриального экономического роста и преобладания технократического хозяйственного поведения и мышления организационная культура, за редким исключением, не была объектом целенаправленного воздействия менеджмента. Лишь в 70-е годы начинается переход от единичных случаев создания организационной культуры к массовой практике, причем этот процесс обуславливается целями утверждения инновационного, предпринимательского типа развития. Роль лидеров на этом направлении взяли на себя быстрорастущие наукоемкие корпорации, задающие темп современному экономическому росту.

     В настоящее время организационная  культура предопределяет место организации в более широкой внешней среде, способ осмысления окружающей действительности и внутренних отношений. Она действует в жизни организации как предпосылка, образец и стереотип при формировании стратегии, принятии решений, распределении власти, в поведении персонала.

     Преуспевающие фирмы для повышения эффективности  своей деятельности используют комплексные программы управления человеческими ресурсами, важная роль в которых принадлежит организационной культуре. При этом на первый план выходят проблемы осознания и поддержания персоналом культуры организации, а также управления ее изменениями.

     Целью работы является рассмотрение теоретических  и методологических основ организационной  культуры.

     Исходя  из целей работы, выявим задачи, стоящие  перед нами:

    1. Определить сущность организационной культуры и ее коммуникационные средства;
    2. Выявить факторы, влияющие на организационную культуру;
    3. Рассмотреть основные виды организационной культуры;
    4. Изучить порядок формирования и развития организационной культуры;
    5. Оценить эффективность влияния организационной культуры на деятельность предприятия и персонала.

 

    Теоретические основы формирования организационной культуры

    1.1. Сущность  организационной культуры и ее  коммуникационные средства 

     Организационная культура — это система разделяемых трудовым коллективом ценностей, убеждений, верований, норм, традиций, которые определяют соответствующий стереотип поведения людей в сфере трудовой деятельности. Организационная культура выражает уровень социальной интегрированности и профессиональной зрелости трудового коллектива в процессе достижения целей организации. Как отмечает В.А. Спивак, организационная культура — «это среда, атмосфера, в которой мы пребываем, все, что нас окружает, с чем и кем мы имеем дело на работе».

     Несмотря  на многообразие функций организационной  культуры их можно свести к трем основным :

  1. обеспечение стабильности организации в условиях постоянно изменяющихся условий производства и хозяйствования;
  2. обеспечение единства и общности всех членов организации. Особенно это важно в крупных организациях, имеющих свои отделения по всему миру. Организационная культура может соединять всех воедино, создавая имидж организации, ее узнаваемость;
  3. обеспечение вовлеченности всех членов организации в ее общее дело и достижение стратегических целей. Организационная культура непосредственно связана с национальной культурой.

     По  оценкам различных авторов число критериев для охарактеризования организационной культуры составляет от 7 до 10. Приведем наиболее часто используемые для этой цели характеристики:

    • инновации и отношение к риску (степень поддержки инновационной деятельности и поощрения риска);
    • внимание к деталям (ожидаемая от работника степень концентрации на точных деталях, способность проводить глубокий и точный анализ фактов и явлений);
    • ориентация на результаты (высокая степень концентрации на конечных результатах работы или основное внимание уделяется средствам достижения результата);
    • ориентация на людей (на чем в большей степени организация концентрирует внимание — на людях, их удовлетворенности и развитии или на выполнении задач);
    • ориентация на командные методы работы (как построена работа в организации — индивидуальное исполнение или предпочтение отдается групповым формам);
    • агрессивность (до какой степени поощряется стремление людей соперничать и конкурировать как внутри организации, так и за ее пределами);
    • стабильность (что превыше всего ценится в организации — стабильность, надежность или постоянные изменения, стремление к развитию).

     Наряду  с этими характеристиками могут  быть также использованы критерии, отражающие степень контроля действий сотрудников, степень их взаимозависимости при выполнении конкретной работы. Некоторые организации поощряют конфликт, в том числе с руководством, другие предпочитают избегать конфликтов. Представляет интерес также открытость организации — внимательное изучение происходящих изменений, использование прогрессивного опыта.

     Критерии  оценки организационной культуры:

  1. инициатива;
  2. риск;
  3. результативность;
  4. открытость к внешней среде;
  5. зависимость;
  6. конфликтность;
  7. поддержка;
  8. контроль;
  9. вознаграждения;
  10. идентичность с организацией.

     Оценивая  организацию на основе этих характеристик, можно создать достаточно целостное представление о ее культуре. Данные характеристики позволяют также проводить сравнительный анализ различных культур. 

      1.2. Факторы, оказывающие влияние  на организационную культуру. 

     Установлено, что на организационную культуру влияет множество различных факторов.Ключевыми факторами являются:

    • внешняя среда;
    • миссия организации;
    • видение организации;
    • нововведения;
    • оргструктура;
    • политика организации;
    • базисные ценности;
    • регламентация организационной культуры.

     Существует  несколько моделей корпоративной  культуры. Наиболее распространенной является модель, предложенная в 1980 г. Э. Шейном [1] и названная в дальнейшем азбукой (ABC) корпоративной культуры. Модель Э. Шейна состоит из следующих трех структурных элементов:

  • A (Artifacts) — артефакты2: видимые элементы культуры, такие как манера общения сотрудников, форма одежды, открытые или закрытые служебные помещения и др. Элемент А составляет поверхностный уровень корпоративной культуры;
  • В (Behaviours) — поведение и действия: стереотипы поведения сотрудников организации, включая методы принятия решений, командную работу и отношение к проблемам. Элемент В составляет следующий, более глубокий, уровень корпоративной культуры;
  • С (Core morals) — мораль, убеждения, ценности: суждения сотрудников с позиций таких понятий, как «правильно-неправильно», «справедливо-несправедливо», «добро-зло», «законно-незаконно». Элемент С составляет ядро корпоративной культуры.

     Миссия  организации формирует ее социальное предназначение. В миссии организация представляется такой, какой она хочет выглядеть в глазах всех заинтересованных сторон. Таким образом, организация осознанно позиционирует себя в обществе и на рынках, где она действует или собирается действовать. Как фактор организационной культуры, миссия позволяет всем сотрудникам организации почувствовать себя участниками общего дела по использованию открывающихся возможностей. Практически все процветающие в настоящее время бизнес-организации сформулировали и пропагандируют свою миссию.

     Приведем  примеры широко известных в мире миссий: «Делать людей счастливыми» (компания Walt Disney, США); «Решать нерешенные проблемы инновационными методами» (компания ЗМ, США); «Изготавливать дешевые, «как вода», электробытовые приборы в изобилии» (компания Matsushita Electric, Япония). Считается, что миссия компании Ford, сформулированная в начале XX в., — «Предоставление людям дешевого автомобиля» — позволила компании через широкую автомобилизацию страны выделить средний класс американского общества.

     Видение организации отражает ее воображаемое будущее. Это желание организации заглянуть «за горизонт», т. е. на 10, 20, а может, и более лет вперед и попытаться представить, какой она станет по достижении этого срока. Видение устанавливает картину правдоподобного впечатляющего будущего организации. «Оно должно быть таким, чтобы у людей буквально перехватывало дыхание, когда они поймут, чего будет стоить это достижение и какого уровня приверженности потребуется» [7]. В контексте организационной культуры видение призвано объединять, направлять и воодушевлять сотрудников.

     Базисные  ценности организации составляют, как уже отмечалось, основу организационной культуры. Они отличаются на редкость устойчивым, постоянным характером. Каждая организация целенаправленно или стихийно устанавливает собственную систему базисных ценностей.

     Политика  организации определяет общие намерения и направления деятельности организации в различных областях (качестве, экологии, финансах, безопасности и др.). Политика организации официально формулируется руководством, но касается каждого сотрудника. Она позволяет определить ориентиры для принятия решений, которые облегчают достижение целей в различных областях деятельности организации. Одной из главных особенностей политики организации является ее публичность, т. е. открытость для широкого ознакомления.

Информация о работе Организационная культура