Обучение персонала и резерв кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является: 1) Изучение теоретических и методологических подходов к проблеме обучения персонала и его роли в повышении эффективности работы фирмы; 2) Анализ практики обучения персонала на примере фирмы ОАО ТРК «Телеос-1».
Задачи: определить влияние развития персонала на эффективность работы организации; увидеть, как происходит организация обучения, повышение квалификации, переподготовка кадров; какие бывают методы и виды обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….……3
1. Развитие персонала как ключевой фактор повышения эффективности
деятельности организаций………………………………………………………………….....5
1.1.Обучение персонала как основа успешной работы
организации………………………………………………………………………………...……5
1.1.1. Обучение как средство повышения ценности человеческих ресурсов организации……………………………………………………………………………..……….6
1.1.2. Обучение как средство достижения стратегических целей
организации………………………………………………………………………...……..….….9
1.2. Организация работы по обучению персонала………………………………..……….....11
1.2.1. Основные направления работы при организации
обучения персонала ………………………………………………………..………………......11
1.2.2. Постановка целей обучения…………………………………………..………………...12
1.2.3. Определение потребности в обучении………………………………...………………14
1.2.4. Определение содержания, форм и методов обучения………………………………...14
1.2.5. Выбор формы обучения……………………………………………………………...….14
1.2.6. Выбор и подготовка преподавателей………………………………………….……….15
1.2.7. Условия обучения…………………………………………………………………….….16
1.3. Методы и виды обучения персонала в организации……………………………………18
1.3.1. Виды обучения…………………………………………………………………………...18
1.3.2. Методы обучения………………………………………………………………………...18
1.4. Повышение квалификации рабочих………………………………………………..…….23
1.5. Переподготовка кадров……………………………………………………………………27
2. Опыт обучения персонала в ОАО Телерадиокомпании «Телеос-1»………………...29
2.1.Краткая характеристика ТРК «Телеос-1»……………………….………………………...29
2.2. Место кадровой службы в системе управления организацией………………………..30
2.3. Развитие системы обучения персонала в 2007-20010 г.г……………………………….31
2.4. Результаты анкетирования сотрудников Телеос-1……………………………………....32
3.Общие рекомендации по обучению персонала в организации…….………………….40
Заключение………………………………………………………………………………….....43
Список литературы…………………………………………………………………………..46
Приложение 1. «Анкетные данные»……………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ УП.docx

— 173.92 Кб (Скачать документ)

 

 

1.2.7. Условия обучения

 

    Условия, в которых проводится обучение, должны не только обеспечить высокий уровень усвоения знаний и навыков в рамках учебной программы, но и минимизировать отвлекающие моменты, которые могут оказать негативное влияние на уровень мотивации и на концентрацию внимания слушателей.

    Помещение, в котором проходит обучение, должно способствовать решению основных задач обучения и хорошему усвоению учебного материала. Аудитории, предназначенные исключительно для лекций и семинаров, как правило, отличаются от аудиторий, предназначенных для тренингов.

    В учебных помещениях желательно иметь возможности для установки компьютеров. Многие современные учебные программы предполагают использование компьютерной техники для презентаций, тестирования слушателей, проведение деловых игр. Если во время занятий предполагается использовать проекционную аппаратуру и/или демонстрировать видеофильмы, проводить съемки на видеокамеру, то желательно иметь возможность не только для размещения в учебном помещении соответствующего оборудования, но и для контроля уровня освещенности.

    Не меньшее значение имеет и поддержание в учебных помещениях оптимального температурного режима и хорошей вентиляции.

При организации  обучения следует обеспечить:

  • хорошее освещение;
  • хорошую вентиляцию;
  • комфортную температуру;
  • отсутствие отвлечений и постороннего шума;
  • возможность трансформации учебного помещения сообразно используемым методам обучения;
  • возможность контроля освещенности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методы и виды обучения персонала в организации

      1. Виды обучения

Классификация видов обучения:

  1. По целевому назначению:

  а) подготовка кадров

     б) повышение квалификации

      в) переподготовка кадров

    2. По месту обучения:

     а) обучение внутри самой организации

      б) обучение вне организации

      в) самообучение (самоподготовка).

    3. По формам обучения:

      а) с отрывом от производства

      б) без отрыва от производства

 

 

1.3.2. Методы обучения

 

    Существует огромное многообразие учебных программ, предназначенных для самых разных категорий работников – от рядового персонала до высшего руководства. Все многообразие используемых при этом методов обучения можно разбить на две большие группы:

  • обучение вне рабочего места
  • методы обучения на рабочем месте

 

 

Методы  обучения персонала вне рабочего места

Таблица 1.1.

Метод обучения

Характерные особенности метода

1

2

Чтение лекций

Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических  и методических знаний, практического  опыта.

Программированные курсы обучения

Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических  знаний.

Конференции, семинары

Активный метод обучения, участие  в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы  поведения в различных ситуациях.

Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении  конкретных задач из производственной практики

Моделирование организационной проблемы, которую должны решит участники (слушатели) группы. Позволяет соединить  теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку  информации, конструктивно – критическое  мышление, развитие творчества в процессах  принятия решений.


 

    Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, и работник отрывается от повседневной работы.

    Обучение вне организации, как правило, касается руководителей или высококвалифицированных специалистов. Такое обучение может совершаться по многим направлениям и многими способами: это обучение в специализированных центрах и институтах по повышению квалификации или через прослушивание специализированных систематических курсов. Во многих случаях очень эффективным является направление специалистов на конференции, конгрессы или симпозиумы, где обсуждаются проблемы, затрагивающие деятельность фирмы.

 

 

Методы  обучения персонала на рабочем месте

Таблица 1.2.

Метод обучения

Характерные особенности метода

1

2

Направленное приобретение опыта

Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального  обучения, в котором изложены цели обучения

Производственный инструктаж

Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой

Смена рабочего места (ротация)

Получение знаний и приобретение опыта  в результате систематической смены  рабочего места. В результате этого  за определенный промежуток времени  создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)

Использование работников в качестве ассистентов, стажеров

Обучение и ознакомление работника  с проблемами высшего и качественно  иного

порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности

Подготовка в проектных группах

Сотрудничество, осуществляемое в  учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных ограниченных сроком задач


 

    Для многих организаций, относящихся к разным сферам деятельности

(торговля, сфера  обслуживания, производство и др.), обучение на рабочем месте  является основной формой обучения  новых работников. Это метод используется  для овладения необходимыми навыками  и ознакомления новых работников  с тем, как пользоваться имеющимся  оборудованием и инструментами  непосредственно в процессе выполнения  профессиональной деятельности. Обучение  на рабочем месте призвано  не только передать работнику необходимые для работы знания, но и сформировать у него более точные представления о содержании его профессиональной роли, то есть о тех требованиях, которые организация предъявляет к его работе.

    Иногда обучение на рабочем месте проходит на специальных учебных участках или в учебных цехах. Эффективность такого обучения снижается в том случае, если производственная база, на которой проходит обучение, не соответствует оборудованию и инструментам, используемым в реальных рабочих условиях. Кроме того, такое обучение обычно не воспроизводит некоторые рабочие условия, например шум, отвлечение со стороны других работников и напряженный график, и ритм работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Повышение квалификации рабочих

  

    Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности.

    Повышение квалификации рабочих – это обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков мастерства по имеющимся профессиям.

    Индексатором, свидетельствующим о необходимости повышения квалификации рабочих, служит, наметившееся снижение среднего разряда рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ.

    Другим индексатором может быть рост бракованной продукции по вине рабочего.

    Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает:

1. производственно-технические курсы;

2. курсы целевого назначения;

3. школы передовых приемов и  методов труда;

4. курсы бригадиров;

5. самостоятельно

    Производственно-технические курсы, как наиболее массовая форма, создается в целях повышения производственных умений и технических знаний рабочих до необходимого для выполнения ими работ уровня, в целях повышения квалификации рабочих в пределах данной профессии и специальности. 
    Численность обучающихся от 5 до 30 человек в группе. Продолжительность обучения для каждой учебной группы устанавливается индивидуально в пределах от трех месяцев (с отрывом от производства) до шести (без отрыва от производства). Обучение производственно-технических курсов заканчивается сдачей экзамена.

    Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача – краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли усвоить особенности технологических процессов.

    Обучение ведется в учебных группах численностью от 5 до 30 человек по учебным целевым программам продолжительностью обучения, как правило, до 3-х месяцев. Курсы заканчиваются приемом экзаменов.

    Школы передовых принципов и методов труда создаются в целях массового освоения рабочими приемов и методов труда передовиков и новаторов производства, бригад коллективов, добившихся высоких технико-экономических показателей, в сравнении с коллегами по труду.

    Обучение включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые преподавателями, а также теоретические занятия, проводимые специалистами.

    Продолжительность школ от 30 до 100 часов, в том числе на теоретическую подготовку отводится 15-25% времени, но не менее 6 часов.

Школы заканчиваются проведением  итогового занятия с докладом руководителя школы и консультанта о достигнутых результатах.

    Курсы бригадиров организовываются для коллективов, где применяется бригадная форма труда.

Курсы комплектуются из бригадиров, кадровых рабочих, имеющих высший квалификационный разряд.

    Курсы создаются как для первичной подготовки бригадиров и кадровых рабочих, так и для повышения их квалификации.

Назначение курсов – вооружить  руководителей первичных коллективов  знаниями в области безопасной организации  производства, работ, трудового законодательства, прогрессивных форм организации  и стимулирования труда, рыночного механизма хозяйствования. Заканчиваются собеседованием или приемом зачета.

    Для принятия управленческих решений важен анализ дифференциации уровня заработной платы в зависимости от квалификации рабочих с целью выяснения наличия материальных стимулов в повышении квалификации.

    Повышение квалификации связано с определенными издержками, как для предприятия, так и для работника. Это затраты на оплату преподавателям, аренду помещений, приобретение материалов и т.д. Поэтому повышение квалификации и обучение с отрывом от производства, вследствие чего предприятие испытывает временные трудности, должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого – более высокий уровень производительности труда, качество продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда – перекрывал издержки.

Показателями, характеризующими работу по повышению квалификации на предприятии, являются: доля рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности, структура  обучающихся по формам повышения  квалификации, по срокам обучения, а  также доля повысивших разряд в общей  численности рабочих, повышавших квалификацию, рост производительности труда, снижение брака и т.п.

    Повышение разрядов, в первую очередь проводится рабочим, у которых более высокий уровень теоретических знаний и профессиональный опыт, которые освоили вторые и смежные профессии, применяют рациональную организацию труда на своем рабочем месте, прошли обучение на производственно - экономических курсах, имеют установленное для данной профессии и разряда общее образование или учатся в техникуме, институте; хорошо знающие технологический процесс выполняемой работы, правила технической эксплуатации оборудования, нормы расхода энергии.

Информация о работе Обучение персонала и резерв кадров