Императорский фарфоровый завод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:33, статья

Описание

Создание мануфактуры при Елизавете Петровне.
Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле I. Ранний классицизм.
Реорганизация предприятия при Александре I. Высокий классицизм.
Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III.
Эпоха Николая II и русский модерн.
Октябрьская революция и фарфор 20-х годов.
Период построения социализма.
Послевоенный период.

Работа состоит из  1 файл

История ЛФЗ.docx

— 58.83 Кб (Скачать документ)

Николаевский фарфор отличался  виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров— ЛеонардодаВинчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа. Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.

В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный  вещами из кладовых Зимнего дворца (решение изготавливать вещи в  двух экземплярах— один для двора, другой— для музея, было принято лишь при императоре АлександреIII)

В отличие от своих предшественников, АлександрII(1855–1881) личного интереса к заводу не проявлял. В 70-е годы производство фарфора сократилось, сохранялись лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при ПавлеI, завод продолжал работать на пополнение сервизов дворцовых кладовых. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали гораздо скромнее. При всем разнообразии форм, это были в основном копии старой европейской и восточной керамики. Появилась идея о закрытии «бесполезного и убыточного» предприятия.

Спас завод АлександрIII(1881–1894): «ГосударюИмператору благоугодно…, чтобы Императорский фарфоровый завод был поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности». На заводе началась работа по созданию крупных сервизов: «Коронационного» и по мотивам Рафаэлевских лоджий в Ватикане, рисунки для которого были лично откорректированы императором. На выбор художественного пути завода влияние оказали личные вкусы и пристрастия самого императора. Он отдавал предпочтение китайским и японским вазам, терракоте, цветным глазурям, подглазурной живописи, которую ввела в моду Копенгагенская королевская мануфактура. Подглазурная живопись получила на ИФЗ широкое применение, еще и потому, что супругой императора была датская принцесса МарияФедоровна.

В годы царствования последнего российского императора НиколаяII(1894–1917), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей АлександройФедоровной, под патронатом которой находился завод после его провала на Всемирной парижской выставке в 1900 году. Это сервизы «Александринский» и «Царскосельский». По заказу НиколаяII завод изготовил серию «военных тарелок» с изображением войск в мундирах времени АлександраIII и скульптурную серию «Народы России» по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание ЕкатериныII и служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур— их этнографическая достоверность.

С середины1900-хгодов устанавливаются  связи завода с художниками объединения  «Мир искусства» К.Сомовым, Е.Лансере, С.Чехониным, способствовавшие утверждению  неоклассики.

В годы царствования последнего российского императора НиколаяII(1894–1917) , благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях.

В 1918 году предприятие национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешел в ведение Народного  комиссариата просвещения, который  поставил задачу сделать из бывшей придворной мануфактуры «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую «агитационный  фарфор в высоком смысле этого  слова— революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Художественная политика завода явилась составной частью ленинского плана монументальной пропаганды с его четко очерченными идейно— художественными принципами искусства фарфора.

Фарфор 20-хгодовХХвека—  это, пожалуй, одна из самых интересных и удивительных страниц в истории декоративно-прикладного искусства, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразившего настроение первых лет пролетарской революции. Под руководством С.Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие А.Щекотихина – Потоцкая, Н.Данько, В.Кузнецов, М.Лебедева, М.Адамович и др. С фарфором 20-хгодов связаны имена Б.Кустодиева, К.Петрова–Водкина, М.Добужинского… ставших всемирно известными К.Малевича и В.Кандинского.

Фарфор, с его белоснежной  поверхностью, монументальностью архитектуры, пластичностью скульптуры и красочностью живописи, который до этого времени  был воплощением рафинированного  искусства, доступного узкому кругу  лиц, стал первым, самым ярким и  образным глашатаем идей революции. Одновременно, он явился благодатным  материалом для воплощения концепции  нового направления в искусстве— супрематизма.

Кроме достижений в области  художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не случайно в 1925году, в связи с 200–летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М.В.Ломоносова.

В 30-егоды, с началом культурного  строительства в СССР, на Ленинградском  фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К.Малевича, Н.Суетина творческий коллектив  предприятия создает новый стиль  советского фарфора, созвучный «социалистическому быту». Талантливый художник и руководитель, H.Суетин органично воплотил супрематические идеи с мирискуксническим декоративизмом и реалистическим отображением мира природы. Индивидуальные особенности творчества А.Воробьевского, И.Ризнича, М.Моха, Т.Безпаловой, Л.Протопоповой, Л.Блак, А.Яцкевич, С.Яковлевой и других, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок.

Установки социалистического  реализма на решение идеологических задач и официальный стиль  государственных заказов 1930–1950 годов  в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного  характера. Спасли вековой опыт изготовления парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство.

В 60-е годы, годы «хрущевской  оттепели», искусство вновь обратилось к девизам 20-x годов: «Искусство—  в быт» и «Искусство— в производство». После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода, вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму геометрических объемов. В эти годы особенно активно работают на заводе такие художники и скульпторы как Э.Криммер и А.Лепорская, В.Семенов и С.Яковлева, формируется творчество самобытного и большого мастера В.Городецкого. Активно заявляют о себе выпускники 50-х годов ЛВХПУ им.В.И.Мухиной— С.Богданова, К.Косенкова, Н.Павлова, Н.Семенова, В.Жбанов, П.Веселов и др. В число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Н.Славина и И.Олевская, которые расширили представление о фарфоре созданием грандиозных многопредметных композиций.

Поэтапная реконструкция  старейшего в стране предприятия, внедрение  новой техники и технологии производства фарфора, позволили значительно  увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора— повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала.

В70-егоды завод активно  участвует в отечественных и  международных художественно–промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет  свое лидерство в создании замечательных  произведений. Эталоном искусства и  высокого качества называет продукцию  завода этих лет известный советский  искусствовед Н.Воронов. В1980 году «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество»  завод имениМ.В.Ломоносова награждается престижной международной премией «Золотой Меркурий».

Бережное использование  наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного  творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства  фарфора. Это можно увидеть в  работах Т.Афанасьевой и Г.Шуляк, Н.Петровой и О.Матвеевой, М.Сорокина и С.Соколова и др., каждый из них нашел свой творческий почерк в искусстве фарфора, что позволяет создавать продукцию с маркой «ИФЗ» живописно разнообразную и эмоционально образную. А заводу— сохранять свою отличительную особенность, продолжая оставаться заводом искусства фарфора.

По мнению авторитетного  историка русской художественной культуры Л.В.Андреевой, чьи исследования по фарфору использованы в данном материале, русский фарфор последних десятилетий  со свойственным ему романтизмом, обращенным к национальной культуре во всей ее полноте— одно из живых и творческих явлений европейской художественной культуры второй половины ХХвека. АИмператорский фарфор— одна из самых ярких и привлекательных страниц этого явления.

В настоящее время завод  выпускает около 4000 наименований изделий  по форме и росписи. Это чайные, кофейные и столовые сервизы, отдельные  предметы посудного назначения, сувенирно-подарочные изделия, жанровая и анималистическая скульптура, декоративные блюда, тарелки  и т. д. Они изготовлены из твердого, мягкого и костяного фарфора. Изделия декорированы надглазурной и подглазурной росписью, ручным, механизированным и комбинированным способами, с использованием в декоре красок из редких и драгоценных металлов. По заказу завод изготавливает реплики из музейной коллекции XVIII–ХХ вв., фирменную посуду с логотипом и монограммой заказчика.

На протяжении десятилетий  повышенным спросом пользуется фирменный  сервиз завода с рисунком «Кобальтовая сетка» (С. Е. Яковлева, А. А. Яцкевич), удостоенный  золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Широко известны в России и за рубежом изделия по образцам народных художников России А. В. Воробьевского и И. И. Ризнича, академика Академии художеств Н. П. Славиной, дипломанта Академии художеств и Международной квадриеннале в Эрфурте И. С. Олевской, художников Н. Л. Петровой, Т. В. Афанасьевой, Г. Д. Шуляк, С. А. Соколова, М. А. Сорокина, Ю. Я. Жгирова и др.

Завод выпускает продукцию  в широком диапазоне: от домашнего  сервиза и памятного сувенира—  до банкетных сервизов президентского уровня и правительственных подарков главам зарубежных государств, призов для крупнейших соревнований и фестивалей. Так, в дни празднования 300–летия Санкт-Петербурга все столы на торжественных приемах были накрыты посудой с маркой «ЛФЗ».

Продукция с маркой «ЛФЗ» (введена в 1936 году) экспортируется в высокоразвитые страны мира, такие  как США, Германия, Франция, Англия, Канада, Швеция, Норвегия, Япония и др. За последние годы основным направлением экспортных продаж (доля в общем  объеме продаж 15%) был и остается рынок США, вторым и третьим по значимости являются рынки Германии и Великобритании. Можно выделить положительную тенденцию в продвижении товара на рынки Японии, Канады, Франции, Италии.

Широкую мировую известностьзаводу принесла ручная высокохудожественная роспись. Целый ряд изделий декорируется натуральным золотом с нанесением гравировального рисунка. Многие сервизы, вазы и почти вся анималистическая скульптура декорируются подглазурными красками. Широко применяется сочетание насыщенного подглазурного кобальта с яркими надглазурными красками и золотом, что придает особый эффект продукции ИФЗ.

Из уникальных технологий сохранилось также «крытье» кобальтом и подглазурная пейзажная живопись, внедренная на ИФЗ в конце ХІХ века.

Запланированный ввод в строй  нового литейно–формовочного цеха и установка в нем оборудования для современных технологий. Уже сегодня на заводе успешно осваивается современная технология компьютерного 3D моделирования, которая позволит значительно сократить время изготовление новых моделей для производства фарфоровых изделий, а значит, появится возможность чаше обновлять ассортимент.

В настоящее времяИФЗ возглавляет Группу предприятий, в состав которой, помимо Императорского фарфорового завода, входят: Apilco-Yves Deshoulieres и Porcelaine de Sologne— лиможские заводы из Франции, что предполагает широкие перспективы совместного сотрудничества. Таким образом, старейший фарфоровый завод России, в год своего 260–летия, вступает в новый этап исторического развития.

В феврале 2001 г. Государственный Эрмитаж принял под свое управление уникальное историческое собрание музеяИмператорского фарфорового завода, расположенного на территорииОАО «ИФЗ».

Заводской музей был основан  в 1844 году по распоряжению Николая I как  хранилище образцов, достойных изучения и копирования. Он возник гораздо  раньше таких знаменитых хранилищ произведений искусства, как Третьяковская галерея  и Русский музей. В музее сформировалась единственная в мире уникальная коллекция, отражающая почти 260 летнюю историю первого фарфорового завода России. Она насчитывает более 30 тысяч экспонатов. Это фарфор и стекло Императорских заводов, вещи советского периода, изделия известных европейских мануфактур и русских частных заводов, образцы японского и китайского фарфора. Здесь представлены исторические и культурные ценности, аналогов которым нет ни в одном музее мира. В библиотеке музея, основанной во второй половине ХIХ века собраны редчайшие книги по фарфору и искусству, эскизы и рисунки художников с мировым именем.

С последней четверти ХIХ века по личному распоряжению императора Александра III все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах, один из которых оставался в музее. Эта традиция регулярного пополнения музея была сохранена и в советский период, начиная с фарфора 20-х годов до последнего десятилетия ХХ века. Дважды коллекция музея покидала стены завода: с осени 1917 - до осени 1918 года в целях сохранности ее вывозили в Петрозаводск, и в годы войны и Ленинградской блокады экспонаты были эвакуированы на Урал, в Ирбит.

После окончания войны  в Москве было принято решение  о передаче фондов заводской коллекции  фарфора в Русский музей. Ведущим  художникам завода во главе с Н.М. Суетиным при поддержке известных  деятелей культуры удалось сохранить  коллекцию на ИФЗ. Большую помощь в решении этого вопроса оказала  знаменитый скульптор В.И. Мухина. Уже  тогда было доказано, что собрание заводского музея, являясь национальным достоянием Отечества, не может существовать вне стен завода, где музей был  основан, и благодаря которому постоянно  пополнялся. На протяжении полутора веков  музей был школой высочайшего  мастерства, благодатным источником творческого вдохновения художников нескольких поколений, связующим звеном между прошлым и будущим искусства  русского художественного фарфора. На базе музейной коллекции формировались  многочисленные отечественные и  зарубежные выставки, устраивались персональные выставки ведущих художников. По решению  Министерства культуры фарфор из коллекции  заводского музея экспонировался на выставках в Англии, Австрии, Швейцарии, Японии, Германии, Бельгии и др.

Информация о работе Императорский фарфоровый завод