Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:33, статья
Создание мануфактуры при Елизавете Петровне.
Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле I. Ранний классицизм.
Реорганизация предприятия при Александре I. Высокий классицизм.
Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III.
Эпоха Николая II и русский модерн.
Октябрьская революция и фарфор 20-х годов.
Период построения социализма.
Послевоенный период.
Николаевский фарфор отличался виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров— ЛеонардодаВинчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа. Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.
В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца (решение изготавливать вещи в двух экземплярах— один для двора, другой— для музея, было принято лишь при императоре АлександреIII)
В отличие от своих предшественников, АлександрII(1855–1881) личного интереса к заводу не проявлял. В 70-е годы производство фарфора сократилось, сохранялись лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при ПавлеI, завод продолжал работать на пополнение сервизов дворцовых кладовых. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали гораздо скромнее. При всем разнообразии форм, это были в основном копии старой европейской и восточной керамики. Появилась идея о закрытии «бесполезного и убыточного» предприятия.
Спас завод АлександрIII(1881–
В годы царствования последнего российского императора НиколаяII(1894–1917), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей АлександройФедоровной, под патронатом которой находился завод после его провала на Всемирной парижской выставке в 1900 году. Это сервизы «Александринский» и «Царскосельский». По заказу НиколаяII завод изготовил серию «военных тарелок» с изображением войск в мундирах времени АлександраIII и скульптурную серию «Народы России» по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание ЕкатериныII и служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур— их этнографическая достоверность.
С середины1900-хгодов устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства» К.Сомовым, Е.Лансере, С.Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики.
В годы царствования последнего российского императора НиколаяII(1894–1917) , благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях.
В 1918 году предприятие национализировали.
Теперь уже Государственный фарфоровый
завод перешел в ведение
Фарфор 20-хгодовХХвека— это, пожалуй, одна из самых интересных и удивительных страниц в истории декоративно-прикладного искусства, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразившего настроение первых лет пролетарской революции. Под руководством С.Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие А.Щекотихина – Потоцкая, Н.Данько, В.Кузнецов, М.Лебедева, М.Адамович и др. С фарфором 20-хгодов связаны имена Б.Кустодиева, К.Петрова–Водкина, М.Добужинского… ставших всемирно известными К.Малевича и В.Кандинского.
Фарфор, с его белоснежной
поверхностью, монументальностью архитектуры,
пластичностью скульптуры и красочностью
живописи, который до этого времени
был воплощением
Кроме достижений в области
художественного фарфора, на заводе
успешно развивалось
В 30-егоды, с началом культурного
строительства в СССР, на Ленинградском
фарфоровом заводе открывается первая
в стране художественная лаборатория.
Под руководством ученика К.Малевича,
Н.Суетина творческий коллектив
предприятия создает новый
Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930–1950 годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера. Спасли вековой опыт изготовления парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство.
В 60-е годы, годы «хрущевской оттепели», искусство вновь обратилось к девизам 20-x годов: «Искусство— в быт» и «Искусство— в производство». После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода, вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму геометрических объемов. В эти годы особенно активно работают на заводе такие художники и скульпторы как Э.Криммер и А.Лепорская, В.Семенов и С.Яковлева, формируется творчество самобытного и большого мастера В.Городецкого. Активно заявляют о себе выпускники 50-х годов ЛВХПУ им.В.И.Мухиной— С.Богданова, К.Косенкова, Н.Павлова, Н.Семенова, В.Жбанов, П.Веселов и др. В число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Н.Славина и И.Олевская, которые расширили представление о фарфоре созданием грандиозных многопредметных композиций.
Поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники и технологии производства фарфора, позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора— повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала.
В70-егоды завод активно
участвует в отечественных и
международных художественно–
Бережное использование
наследия прошлого, непрерывность развития
и постоянное обновление традиций художественного
творчества и сегодня являются неотъемлемой
чертой петербургской школы искусства
фарфора. Это можно увидеть в
работах Т.Афанасьевой и Г.
По мнению авторитетного историка русской художественной культуры Л.В.Андреевой, чьи исследования по фарфору использованы в данном материале, русский фарфор последних десятилетий со свойственным ему романтизмом, обращенным к национальной культуре во всей ее полноте— одно из живых и творческих явлений европейской художественной культуры второй половины ХХвека. АИмператорский фарфор— одна из самых ярких и привлекательных страниц этого явления.
В настоящее время завод выпускает около 4000 наименований изделий по форме и росписи. Это чайные, кофейные и столовые сервизы, отдельные предметы посудного назначения, сувенирно-подарочные изделия, жанровая и анималистическая скульптура, декоративные блюда, тарелки и т. д. Они изготовлены из твердого, мягкого и костяного фарфора. Изделия декорированы надглазурной и подглазурной росписью, ручным, механизированным и комбинированным способами, с использованием в декоре красок из редких и драгоценных металлов. По заказу завод изготавливает реплики из музейной коллекции XVIII–ХХ вв., фирменную посуду с логотипом и монограммой заказчика.
На протяжении десятилетий повышенным спросом пользуется фирменный сервиз завода с рисунком «Кобальтовая сетка» (С. Е. Яковлева, А. А. Яцкевич), удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Широко известны в России и за рубежом изделия по образцам народных художников России А. В. Воробьевского и И. И. Ризнича, академика Академии художеств Н. П. Славиной, дипломанта Академии художеств и Международной квадриеннале в Эрфурте И. С. Олевской, художников Н. Л. Петровой, Т. В. Афанасьевой, Г. Д. Шуляк, С. А. Соколова, М. А. Сорокина, Ю. Я. Жгирова и др.
Завод выпускает продукцию в широком диапазоне: от домашнего сервиза и памятного сувенира— до банкетных сервизов президентского уровня и правительственных подарков главам зарубежных государств, призов для крупнейших соревнований и фестивалей. Так, в дни празднования 300–летия Санкт-Петербурга все столы на торжественных приемах были накрыты посудой с маркой «ЛФЗ».
Продукция с маркой «ЛФЗ» (введена в 1936 году) экспортируется в высокоразвитые страны мира, такие как США, Германия, Франция, Англия, Канада, Швеция, Норвегия, Япония и др. За последние годы основным направлением экспортных продаж (доля в общем объеме продаж 15%) был и остается рынок США, вторым и третьим по значимости являются рынки Германии и Великобритании. Можно выделить положительную тенденцию в продвижении товара на рынки Японии, Канады, Франции, Италии.
Широкую мировую известностьзаводу принесла ручная высокохудожественная роспись. Целый ряд изделий декорируется натуральным золотом с нанесением гравировального рисунка. Многие сервизы, вазы и почти вся анималистическая скульптура декорируются подглазурными красками. Широко применяется сочетание насыщенного подглазурного кобальта с яркими надглазурными красками и золотом, что придает особый эффект продукции ИФЗ.
Из уникальных технологий сохранилось также «крытье» кобальтом и подглазурная пейзажная живопись, внедренная на ИФЗ в конце ХІХ века.
Запланированный ввод в строй нового литейно–формовочного цеха и установка в нем оборудования для современных технологий. Уже сегодня на заводе успешно осваивается современная технология компьютерного 3D моделирования, которая позволит значительно сократить время изготовление новых моделей для производства фарфоровых изделий, а значит, появится возможность чаше обновлять ассортимент.
В настоящее времяИФЗ возглавляет Группу предприятий, в состав которой, помимо Императорского фарфорового завода, входят: Apilco-Yves Deshoulieres и Porcelaine de Sologne— лиможские заводы из Франции, что предполагает широкие перспективы совместного сотрудничества. Таким образом, старейший фарфоровый завод России, в год своего 260–летия, вступает в новый этап исторического развития.
В феврале 2001 г. Государственный Эрмитаж принял под свое управление уникальное историческое собрание музеяИмператорского фарфорового завода, расположенного на территорииОАО «ИФЗ».
Заводской музей был основан в 1844 году по распоряжению Николая I как хранилище образцов, достойных изучения и копирования. Он возник гораздо раньше таких знаменитых хранилищ произведений искусства, как Третьяковская галерея и Русский музей. В музее сформировалась единственная в мире уникальная коллекция, отражающая почти 260 летнюю историю первого фарфорового завода России. Она насчитывает более 30 тысяч экспонатов. Это фарфор и стекло Императорских заводов, вещи советского периода, изделия известных европейских мануфактур и русских частных заводов, образцы японского и китайского фарфора. Здесь представлены исторические и культурные ценности, аналогов которым нет ни в одном музее мира. В библиотеке музея, основанной во второй половине ХIХ века собраны редчайшие книги по фарфору и искусству, эскизы и рисунки художников с мировым именем.
С последней четверти ХIХ века по личному распоряжению императора Александра III все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах, один из которых оставался в музее. Эта традиция регулярного пополнения музея была сохранена и в советский период, начиная с фарфора 20-х годов до последнего десятилетия ХХ века. Дважды коллекция музея покидала стены завода: с осени 1917 - до осени 1918 года в целях сохранности ее вывозили в Петрозаводск, и в годы войны и Ленинградской блокады экспонаты были эвакуированы на Урал, в Ирбит.
После окончания войны
в Москве было принято решение
о передаче фондов заводской коллекции
фарфора в Русский музей. Ведущим
художникам завода во главе с Н.М.
Суетиным при поддержке известных
деятелей культуры удалось сохранить
коллекцию на ИФЗ. Большую помощь
в решении этого вопроса