Императорский фарфоровый завод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:33, статья

Описание

Создание мануфактуры при Елизавете Петровне.
Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле I. Ранний классицизм.
Реорганизация предприятия при Александре I. Высокий классицизм.
Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III.
Эпоха Николая II и русский модерн.
Октябрьская революция и фарфор 20-х годов.
Период построения социализма.
Послевоенный период.

Работа состоит из  1 файл

История ЛФЗ.docx

— 58.83 Кб (Скачать документ)

Поэтапная реконструкция  старейшего в стране предприятия, внедрение  новой техники  и технологии производства фарфора, позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала.

В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно–промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. Эталоном искусства и высокого качества называет продукцию завода этих лет известный советский искусствовед Н.Воронов. В 1980  году «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество» завод имени М.В.Ломоносова награждается престижной международной премией «Золотой Меркурий».

Традиции и современность

Бережное использование  наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного  творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства  фарфора. Это можно увидеть в  работах Т.Афанасьевой и Г.Шуляк, Н.Петровой и О.Матвеевой, М.Сорокина и С.Соколова и др., каждый из них нашел свой творческий почерк в искусстве фарфора, что позволяет создавать продукцию с маркой «ИФЗ» живописно разнообразную и эмоционально образную. А заводу — сохранять свою отличительную особенность, продолжая оставаться заводом искусства фарфора.

По мнению авторитетного  историка русской художественной культуры Л.В.Андреевой, чьи исследования по фарфору использованы в данном материале, русский фарфор последних десятилетий  со свойственным ему романтизмом, обращенным к национальной культуре во всей ее полноте — одно из живых и творческих явлений европейской художественной культуры второй половины ХХ века. А Императорский фарфор — одна из самых ярких и привлекательных страниц этого явления.

 

 

В  2011 году  Императорский фарфоровый завод получил Сертификаты, подтверждающие соответствие системы менеджмента качества требованиям международных стандартов. По заключению внешнего аудита  заводу выданы  Сертификаты ИСО 9001:2008 (имеет полное международное признание),  ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и Сертификат единого образца Международной сети органов по сертификации IQNet.

З5 лет назад впервые  в России на заводе  была разработана технология и осуществлен промышленный выпуск  изделий из тонкостенного костного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. В состав массы ввели фосфаты кальция — золу костей крупного рогатого скота, поэтому и фарфор называется костяным. За создание этой технологии и промышленный выпуск изделий группа специалистов ЛФЗ в 1980 году была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники.

Выпускаемые заводом изделия  декорируются надглазурной и подглазурной росписью ручным, механизированным и комбинированным способом нанесения рисунка на фарфоровую поверхность. Подглазурные краски наносятся на сырой черепок, они более долговечны, т.к. сверху  защищены глазурью, но имеют ограниченную палитру. Наиболее популярен темно-синий кобальт. Надглазурные краски, обжигаемые при более низких температурах 720–860°С,  имеют обширную цветовую палитру. При обжиге многие керамические краски изменяют свой цвет, что обеспечивает дополнительные  художественные возможности при росписи  фарфора.

При декорировании изделий  применяется деколь — переводная картинка, напечатанная керамическими красками на гуммированной бумаге и сверху покрытая  специальным лаком. При  обжиге уже декорированного изделия  пленка выгорает, а  краски спекаются с глазурью, и на поверхности фарфора остается рисунок. Подобная техника декорирования в сочетании с ручной дорисовкой позволяет  значительно увеличить тираж изделия.

Широкую мировую известность заводу принесла ручная высокохудожественная роспись. Целый ряд изделий  декорируется натуральным золотом с нанесением гравировального рисунка. Многие сервизы, вазы и  почти вся анималистическая скульптура декорируются подглазурными красками. Широко применяется сочетание   насыщенного подглазурного кобальта  с яркими надглазурными красками и золотом, что придает особый эффект продукции ИФЗ. 

Из уникальных технологий сохранилось также «крытье» кобальтом и подглазурная  пейзажная живопись, внедренная на ИФЗ  в конце ХІХ века.

Запланированный  ввод в строй  нового литейно–формовочного цеха и  установка в нем оборудования для современных  технологий. Уже сегодня на заводе успешно осваивается современная технология компьютерного  3D моделирования, которая позволит значительно сократить время   изготовление новых моделей  для производства фарфоровых изделий, а значит появится возможность  чаше обновлять ассортимент   

Продукция

В  настоящее время завод  выпускает около 4000  наименований изделий по форме и росписи. Это чайные, кофейные  и столовые сервизы, отдельные предметы посудного назначения, сувенирно-подарочные изделия, жанровая и анималистическая скульптура, декоративные блюда, тарелки и т. д. Они изготовлены из твердого, мягкого и костяного фарфора. Изделия  декорированы надглазурной и подглазурной росписью,  ручным, механизированным и комбинированным способами, с использованием в декоре красок из редких и драгоценных металлов. По заказу  завод изготавливает реплики из музейной коллекции ХVIII–ХХ вв., фирменную посуду с логотипом и монограммой заказчика.

На протяжении десятилетий  повышенным спросом пользуется  фирменный сервиз завода с рисунком «Кобальтовая сетка» (С. Е. Яковлева, А. А. Яцкевич), удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Широко известны в России и за рубежом  изделия по образцам народных художников России А. В. Воробьевского и И. И. Ризнича, академика Академии художеств Н. П. Славиной, дипломанта Академии художеств и Международной квадриеннале в Эрфурте  И. С. Олевской, художников Н. Л. Петровой, Т. В. Афанасьевой, Г. Д. Шуляк, С. А. Соколова, М. А. Сорокина, Ю. Я. Жгирова и др.

Завод выпускает продукцию  в широком диапазоне: от домашнего  сервиза и памятного сувенира — до банкетных сервизов президентского уровня и правительственных подарков главам зарубежных государств, призов  для крупнейших соревнований и фестивалей. Так, в дни празднования 300–летия Санкт-Петербурга все столы на торжественных приемах были накрыты посудой с маркой «ЛФЗ». 

Продукция с маркой «ЛФЗ» (введена в 1936 году) экспортируется  в высокоразвитые страны мира, такие как США, Германия, Франция,  Англия, Канада, Швеция, Норвегия, Япония и др. За последние годы основным направлением экспортных продаж (доля в общем объеме продаж 15%) был и остается рынок США, вторым и третьим по значимости являются рынки Германии и Великобритании . Можно выделить положительную тенденцию в продвижении товара на рынки Японии, Канады, Франции, Италии.

В настоящее время  ИФЗ возглавляет Группу предприятий, в состав которой, помимо  Императорского фарфорового завода, входят: Apilco-Yves Deshoulieres и Porcelaine de Sologne — лиможские заводы из Франции, что предполагает широкие перспективы совместного сотрудничества. Таким образом, старейший  фарфоровый завод России, в год своего 260–летия, вступает в новый этап исторического развития.

Императорский фарфоровый завод

Императорскийфарфоровыйзавод— явление уникальное. Его продукция— художественный фарфор, является первым фарфором России, как по времени своего возникновения, так и значительному вкладу в российскую и мировую культуру.

Изделия завода своими лучшими  образцами декоративно-прикладного  искусства завоевывали высокие  награды на международных выставках  в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Вене. Они представлены в собраниях  крупнейших музеев мира и в частных  коллекциях. За право обладать ими  борются на престижных международных  аукционах «Сотбис» и «Кристи».

Художественное реномеимператорского фарфора значительно возросло после того, как коллекция заводского музея, которая включает образцы продукции завода с серединыXVIIIвека— до современных работ художников, перешла под патронат Государственного Эрмитажа, а музей, оставаясь на заводе, стал филиалом мировой сокровищницы культуры.

Императорскийфарфоровый завод— один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры и всей России.

Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицыЕлизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

Именно здесь талантливый  русский ученый Д.И.Виноградов(1720–1758) открыл секрет изготовления «белого  золота». Он впервые в истории  керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое  к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а  по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался  к китайскому.

В первые годы на Невской  порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы ЕлизаветыПетровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С1756года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственного», принадлежавшего лично императрице.

С50-хгодов начали делать фарфоровые «куклы»— фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. ВХVIIIвеке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы.

Поположению и художественному развитию предприятие более всего зависело от расположения и потребностей императорского двора— в первую очередь монарха.

С воцарением ЕкатериныII(1762–1796) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом, с поставленным перед ним задачей— «удовольствовать всю Россию фарфором». Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж.Д.Рашета, приглашенного на ИФЗ модельмейстером. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм.

КонецXVIIIвека стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод— одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные ЕкатеринойII роскошные сервизные ансамбли— «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. Центральную часть ансамблей занимали настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы. Аллегорическая живопись также прославляла добродетели Екатерины и отражала события ее царствования. С одобрения императрицы на заводе изготовили серию скульптур «Народы России» (около ста фигур), расширенную в дальнейшем типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев. В большом ассортименте завод выпускал вазы. Живопись гармонично сочеталась с формой, подчеркивая белизну фарфора и теплый тон блестящей глазури.

Современники очень ценили «екатерининский фарфор» и воспринимали его наряду с картинами и скульптурой  знаменитых мастеров. «Нынешний фарфор,—  отмечал в описании Санкт-Петербурга 1794 года известный этнограф и путешественник И.Г.Георги,— есть прекрасный как  в рассуждении чистоты массы, так и в рассуждении вкуса  и образования (т. е. формы) и живописи. В магазине видны весьма большие и с наипревосходнейшим искусством выработанные вещи».

С вступлением на престол, ПавелI(1796–1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому заводу. Он обеспечил завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям.

Сервизы павловского периода не отличаются пышностью и торжественностью как екатерининские: они были рассчитаны на узкий круг приближенных лиц. Тогда же вошли в моду сервизы на 2 персоны— дежене.

Управление заводом князем Б.Юсуповым, большим знатоком и ценителем  искусства, во многом способствовало развитию художественного направления павловского фарфора, который стал блистательной вершиной в деятельности Императорского завода.

Последним сервизом XVIIIвека оказался сервиз, заказанный ПавломI в свою новую резиденцию— Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора. По воспоминаниям камер-пажа: «Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни».

В период царствования АлександраI (1801–1825) заводом управлял доверенное лицо императора граф Д.Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф.Гаттенбергера. Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С.Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако, русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе.

Русский фарфор не столько  прославлял деяния императора, а явился отражением национальных тем и сюжетов  в искусстве, как, например, «Гурьевский» сервиз, ставший одой народу — победителю в Отечественной войне 1812 года. Отечественная война послужила и рождению серии «военных тарелок», изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила и портретная живопись. На Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени. Особенно прославленных полководцев.

Начиная с эпохи АлександраI и до конца 60-хгодовХIХвека, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы.

В александровскую и николаевскую(1825–1855) эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе «русское» направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф.Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Информация о работе Императорский фарфоровый завод