ФПГ как форма бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2011 в 17:18, курсовая работа

Описание

Вопросы функционирования и развития ФПГ рассматриваются в рамках теории организации, периодической печати и специальной литературе следующими авторами: Агурбаш Н.Г., Бортовым М.К., Вахриным П.И., Зайцевым Б.Ф., Ковалевой Н.Н., Малютиной О.А., Нешитой А.С., Поповым И.А., Рожковым М.П., Сажиной М.Р.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…...3-5
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования ФПГ…………………6-18
1.1. Понятие финансово-промышленной группы и предпосылки их создания ………………………………………………………………………………........6-8
1.2. Классификация ФПГ……………………………………………………...8-15
1.3 История создания и развития ФПГ в России…………………………...16-18
Глава 2. Особенности функционирования ФПГ в различных странах…...19-29
2.1. Специфика различных видов ФПГ Японии……………………………19-22
2.2. Американская модель ФПГ……………………………………………22-26
2.3.Особенности функционирования ФПГ в Германии…………………...26-29
Заключение………………………………………………………………….30-33
Библиография ………………………………………………………………34-35

Работа состоит из  1 файл

КУрсач готовый по ТО.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

   ФПГ, имеющие одно основное и несколько  дополнительных направлений деятельности. Направления деятельности участников этих групп близки, что с одной стороны, способствует сохранению приемлемого уровня управляемости всей структуры, а с другой стороны облегчает маневрирование ресурсами в рамках ФПГ при изменении рыночной конъюнктуры. Примером подобной ФПГ могут служить "Текстильный холдинг "Яковлевский", "Титул". Доля подобных ФПГ составляет около 30%.

   ФПГ, охватывающие несколько самостоятельных  направлений деятельности. Нередко  такие группы имеют в своем  составе очень широкий спектр участников, включенных "про запас", в надежде на потенциальные "точки роста" и возможный перелив капитала. Интеграция в такие группы становится более осмысленной, когда все участники составляют ряд технологических цепочек. Управляемость таких ФПГ во многом зависит от наличия в группе мощного банка, способного с помощью акционерных и кредитных рычагов обеспечить согласованность действий партнеров по группе. Удельный вес подобных групп снижается и в настоящее время не превышает 10-12% от общего числа ФПГ. К таким группам можно отнести "Интеррос", " Сибирь", "Восточно-Сибирская". [11,c.25] 
 
 
 
 

   1.3. История создания  и развития ФПГ  в России

   Создание  финансово-промышленных групп началось в 1993 году, когда была зарегистрирована всего одна. В дальнейшие годы наблюдалась  высокая динамика создания финпромгрупп. В 1994 их уже 6.Среди учрежденных в 1993-1994 гг. преобладают ФПГ с относительно слабой диверсификацией и узким региональным размещением предприятий, входящих в группу. Объемы промышленного производства (в ценах 1995 г.) составили 11,1 трлн. рублей.

   В 1995 г. образовано 21 ФПГ с общим  количеством занятых около 1700 тыс. человек. Объемы промышленного производства (в ценах 1995 года) составили 25,37 трлн. рублей. Создаваемые в этот период ФПГ демонстрировали развитие интеграционных процессов в автомобилестроении, самолетостроении, металлургии и химической промышленности.

   В 1996 уже было 46 финпромгрупп, объединивших 500 предприятий (против 273 в августе 1995г.), 87 кредитных и финансовых учреждений (против 51), из 18 млн. чел., занятых в  индустрии, 3 млн. чел., или каждый шестой, работали в ФПГ (против 1,5 млн.). В 1997 насчитывалось 75 групп. Консолидированный капитал «легальных» ФПГ достиг 2 трлн. «старых» рублей (против 150 млрд. руб. в 1995 г.). Зато непрерывно рос объем производства – свыше 100 трлн. руб. (против 26 трлн. руб. в 1995 г.), или более 10% ВВП (против 2% ВВП в 1995 г.). В пятнадцати крупнейших ФПГ он вырос за год на 5%, объем реализации – на 30,9%, экспорта – на 28%, инвестиций на 250%. В портфеле имелось свыше 200 инвестиционных проектов (против 120 в 1995 г.) с суммарным финансированием 65 трлн. руб. (против 1.3 трлн. руб. в 1995 г.), которое банки мобилизовали из различных источников. Собственные средства составляли 55%, привлеченные – 42,5%, централизованные – 2,5%. Наиболее активно в этот период формировались ФПГ в легкой промышленности и в агропромышленном комплексе. [10]

   В 1998 г. стало около 100 ФПГ, в которые  входило 1150 предприятий и организаций, 160 кредитно-финансовых институтов, более 5 млн. чел. занятых. Число работающих в каждой ФПГ колебалось от 5 тыс. до 500 тыс. человек. Участвующих предприятий, банков, коммерческих и иных фирм – от 8 до 60. Доля госсобственности нигде не превышала 25%, хотя в некоторые ФПГ входили полностью государственные железные дороги. Основными направлениями деятельности в этот период являлись металлургическое, сельскохозяйственное производство и переработка сельскохозяйственной продукции.

   Но  в результате финансового кризиса 1998 года число финпромгупп несколько  сократилось, и уже на 1 сентября 1999 г. в России официально были зарегистрированы 87 ФПГ (и на этом уровне стабилизировались в 2000-2001 гг.). В их составе действовало более 2000 юридических лиц различных форм собственности, в том числе более 60% производственных предприятий, около 9% - финансово-кредитные учреждения. Общая численность занятых в структурах финансово-промышленных групп достигла 4 млн. человек. Удельный вес продукции ФПГ составил 4,4% ВВП, а показатель объема производства продукции ФПГ в 1999 году равен 10% от объемов промышленного производства по России в целом (в 1994 г. – 3%). Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, приходящихся на долю финпромгрупп, достиг 7,2%. Оборот российских ФПГ составил от 100 млн. долл. для малых ФПГ и до более 1000 млн. долл. для крупных. По данным за 1999 год приблизительно 20% ФПГ являются крупными, 30% средними и 50% малыми.

   Из  зарегистрированных региональных ФПГ 82% составляют средние и малые  группы, но две из них («Восточно-сибирская» и «Демидовский стиль»), относящиеся к топливно-энергетическому комплексу, имеют обороты в размере 3 млрд. и 3,5 млрд. долларов. В сумме оборота всех ФПГ доля нерегиональных групп составляла 54% и региональных – 31%. Нерегиональные ФПГ в среднем имеют большой товарооборот, чем региональные. Около 25% нерегиональных ФПГ действуют в металлургическом комплексе России, из них доля ФПГ «Интеррос» в обороте нерегиональных групп составляла 54%. В совокупном товарообороте российских ФПГ доля 7 групп составляла 86%, из них ФПГ «Интеррос» - 40%, «Демидовский стиль» - 14%, «Восточно-Сибирская» - 12%. На долю малых групп приходится менее 1% товарооборота. [1,c.13]

   По  состоянию на 1 марта 2002 г. официальный статус получили 88 групп. Из них около 6% - транснациональные, 9% - межгосударственные, 25% - межрегиональные, 60% - региональные. В их состав на добровольной основе вошли более 1500 юридических лиц. Уставный капитал центральных компаний ФПГ составлял на момент регистрации 3,9 млрд. рублей. Общая численность занятых приближается к 3,5 млн. человек. Число работающих в каждой ФПГ колеблется от 1,5 до 300 тыс. человек, количество предприятий, банков, коммерческих и иных фирм от 4 до 60. Совокупный годовой оборот сектора ФПГ составил 15% ВВП. Деятельность всех финпромгрупп осуществляется при обязательном участии кредитно-финансовых институтов, доля которых составила в численности списочного состава 3%, в уставном капитале центральных компаний, оплаченном участниками ФПГ, 12%.

   Из 200 крупнейших банков России в состав ФПГ вошли или сами создали  такие группы 48. Из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками официально зарегистрированных ФПГ. Среди наиболее крупных участников зарегистрированных ФПГ такие промышленные предприятия, как Орско-Халиловский металлургический комбинат, Красноярский алюминиевый завод, «АвтоВАЗ», «КамАЗ», Горьковский автомобильный завод. Предприятия, входящие в состав ФПГ, расположены практически во всех регионах России, в тоже время имеет место тенденция к регистрации и расположению центральных компаний в Центральном регионе и Москве. В Центральном регионе зарегистрировано более 48,5% общего числа ФПГ (в том числе в Москве – около 37,5%). [12,c.21]

   Глава 2. Особенности функционирования ФПГ в различных странах

   2.1.Специфика различных видов ФПГ Японии 

   ФПГ Японии (keiretsu - яп.) представлены тремя  видами.

      Горизонтальные ФПГ

   Первый  вид ФПГ представляют 20-40 крупных  компаний из различных отраслей промышленности. Каждая фирма является держателем небольшого процента акций других компаний. Поскольку компании относятся к разным отраслям, эта форма ФПГ называется горизонтальной. Участники ведут общие дела, это является ключевым элементом в их взаимоотношениях. Регулярно проводятся встречи совещательного характера на уровне президентов компаний для обсуждения специальных деловых проектов.

   Среди таких компаний - Мицуи, Мицубиси и  Сумитомо - типичные zaibatsu  (компании, организованные по принципу кровного родства). История Мицуи и Сумитомо восходит к XVII веку. Сумитомо начинала как розничный торговец медикаментами, затем основала производство по обработке меди и развила данный бизнес. Преуспела в этом секторе и расширила свой бизнес на другие сферы и Мицуи. Мицубиси начала развитие с торговли кораблями.

   Фуйо, Санва и Дай-Ичи КанджинГруп  развивались различными путями, основываясь  на давно существующем бизнесе. После  войны и американской оккупации  Японии они были расформированы по приказу командования сил союзников, а японское антимонопольное законодательство в 1947 году запретило их восстановление. В том же году был издан дополнительный закон, направленный против сверх концентрации производства, с целью разделить все японские крупные компании. Но банки сумели избежать этого. Как результат - через финансовое влияние и приобретение акций банки стали формировать группы компаний по горизонтали.

   Антимонопольный закон Японии, запрещающий банкам владеть более, чем 5% акций компании. [9,c.3]

   С запрещением zaibatsu в Японии холдинговые компании каждой группы были расформированы, и бывшие члены холдингов стали приобретать акции других компаний через систему взаимного владения акциями. В качестве примера можно привести взаимоотношения внутри корпорации Сумитомо. В этой группе ни одна компания не в состоянии контролировать другую, поскольку перекрёстное владение акциями в группе Сумитомо не превышает 5%.

   Доля  шести вышеперечисленных промышленных групп в японской экономике как  по продажам, так и по активам  составляет около 15%. Если принять во внимание зависимые компании, эта доля возрастёт до 25%.

   Уровень внутригрупповой торговли «группы  шести» в среднем составляет около 6,9% продаж и 7,8% закупок в 1992 году. Это  означает, что 90% торговли ведётся с  внешними компаниями, включая и зарубежные. Таким образом, относительно небольшая взаимозависимость компаний этих ФПГ позволяет сделать вывод о том, что связь внутри горизонтальных корпораций основывается не только на деловых взаимоотношениях, а также на кровном родстве и желании лоббировать свои интересы в парламенте.

   Вертикальные  субконтрактные ФПГ

   Вертикальные  ФПГ основаны на субконтрактных отношениях производителей.

   Это особенно типично для автомобильной  и электронной промышленности. Такие ФПГ имеют вид пирамиды, в основании которой находятся производители компонентов, а наверху - сборщики конечной продукции, а также компании, обеспечивающие процесс производства и реализации продукции. В такой группе взаимное владение акциями не является важным элементом. Например, из 171 компании, принадлежащей к сборочной сети Тойота, сама компания Тойота не владеет ни одной акцией 77-ми компаний, а полностью ей принадлежит лишь два предприятия.

   Связи производителей узлов и агрегатов  в длительных деловых взаимоотношениях основываются на взаимном доверии. Например, когда предполагаются изменения в модели, сборочная компания представляет основные идеи новой модели производителям узлов и агрегатов и интересуется их предложениями. Производители комплектующих, соответственно, запрашивают своих субподрядчиков. Существует конкуренция, так как сборочная компания обращается к различным производителям. Выгода этой системы, называемой «design in», в том, что техническое обсуждение проходит значительно более эффективно, когда все участники обладают полной информацией и, таким образом, план инвестиций в оборудование может быть составлен без потерь.

   Такой вид субподрядной ФПГ был окончательно сформирован после второй мировой  войны, в то время, когда крупные  компании обеспечивали своих поставщиков  финансовой и технологической помощью, поскольку те были в большинстве своем недостаточно развиты. Таким образом, малые производители становились зависимыми от крупных компаний. Другая причина создания вертикальных ФПГ состоит в том, что японское правительство просило крупных производителей содействовать созданию условий для роста общего уровня производства.

   Сейчас  субподрядчики стали сильнее  и независимее. Они расширяют  бизнес и ведут дела с компаниями, не входящими в ФПГ, и сборочные  компании не обязательно препятствуют этому. Тойота фактически даже поощряет своих субподрядчиков продавать продукцию другим компаниям. Сборочные компании полагают, что слишком обременительно содержать большое количество зависимых субподрядчиков.[16]

   Вертикальные  дистрибьюторские ФПГ

   Третий  вид ФПГ основан на взаимоотношениях производитель - дистрибьютор и представляет другую вертикальную ФПГ. Он присутствует в автомобильной торговой сети, при продажах бензина и электротехники. Однако в последнем случае тесная связь между производителями и дилерами ФПГ значительно ослабла в наши дни, увеличилась роль независимых дистрибьюторов. Считается, что японские автомобильные дилеры очень лояльны к производителям, в то время как их американские и европейские коллеги более независимы. Однако эта ситуация может измениться, когда зарубежные производители увеличат свои продажи на японском рынке, и продажи импортных машин станут более выгодными для японских дилеров.       

   Опыт  организации и развития ФПГ Японии признан во всём мире и, безусловно, имеет для России практическое значение. Конечно, полностью копировать схемы организации японских ФПГ не имеет смысла - российские бизнесмены пока ещё слишком далеки от деловой этики и взаимного доверия. [17]

   Однако  определённые элементы, направления  движения товарных, финансовых и информационных потоков внутри ФПГ необходимо осваивать и внедрять. 

   2.2. Американская модель ФПГ

   В США лицо промышленности определяет 100 многоотраслевых корпораций, представляющих по сути дела высокоинтегрированные  финансово-промышленные группы. Согласно официальным данным, на их долю приходится от 55 до 60% ВНП США. Здесь занято 45% рабочей силы. Сюда направляется до 60% инвестиций. Каждая из 100 обследованных американских компаний насчитывает в своем составе предприятия 25 отраслей, 35 фирм работают в 32 отраслях промышленного производства, 10 – в 50.

Информация о работе ФПГ как форма бизнеса