Анализ формирования организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование концепции организационной культуры, а также изучение различных моделей организационной культуры.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

изучить понятие организационной культуры;
определить структуру и функции организационной культуры
рассмотреть основные типы организационных культур;
охарактеризовать основные модели организационных культур и их влияние на эффективность деятельности предприятия;
описать действие организационной культуры на примере.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования организационной культуры

Понятие и сущность организационной культуры 5
Структура, функции и типы организационной культуры 7
Влияние организационной культуры на эффективность функционирования организации 14
Формирование и реализация организационной культуры 20
Глава 2. Анализ формирования организационной культуры.

2.1. ООО «Торговый дом «Гекса-Юг»: историческая справка, миссия и цели организации. 25

2.2.Организационная структура ООО ТД «Гекса-Юг» 33

2.3.Организационная культура ООО ТД «Гекса-Юг» 36

Выводы и предложения. 41

Заключение 43

Список использованной литературы 45

Работа состоит из  1 файл

курсовик1..doc

— 324.00 Кб (Скачать документ)

     Культура  помогает людям в организации  действовать осмысленно, обеспечивая  оправдание их поведению. В компаниях, где ценится риск, человек идет на него, зная, что в случае неудачи  он не будет наказан и что из неудачи будут извлечены уроки на будущее. Оправдываемые таким образом действия усиливают существующее поведение, особенно когда оно вписывается в ситуацию. Данный процесс является источником средств для изменения самой культуры. Поскольку люди используют культуру для оправдания поведения, то можно изменять культуру через изменение в поведении. Однако для успеха этого процесса необходимо обеспечить, чтобы люди не могли бы оправдывать свое новое поведение "старой" культурой.

     Модель  Т. Парсонса. В общем виде связь между культурой и результатами деятельности организации представлена в модели американского социолога Т. Парсонса. Модель разработана на основе спецификации определенных функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха. Первые буквы английских названий этих функций в аббревиатуре дали название модели - AGIL: adaptation (адаптация); goal-seeking (достижение целей); integration (интеграция) и legacy (легитимность).

     Суть  модели состоит в том, что для своего выживания и процветания любая организация должна быть способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое, и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями.

     Данная  модель исходит из того, что ценности организационной культуры являются наиболее важными средствами или  инструментами выполнения функций  этой модели. Если разделяемые в  организации верования и ценности помогают ей адаптироваться, достичь целей, объединиться и доказать свою полезность людям и другим организациям, то очевидно, что такая культура будет влиять на организацию в направлении успеха.

     Необходимость изменений - неизбежное явление в  жизни любой компании в условиях современного рынка. И от того, насколько они будут оперативными и успешными, полностью зависит конкурентное преимущество организации.

     Широкий же спектр инструментов, позволяющих  изменить организационную культуру, будет эффективно работать лишь в том случае, если заказчик и провайдер этого процесса правильно ими воспользуются.

     Заказчиками процесса изменения организационной  культуры выступают руководители высшего  звена или акционеры. От них требуется  четкое понимание того, что подразумевается  в их компаниях под организационной культурой, зачем ее надо менять, и ясное представление конечной цели изменений.

     Российская  практика консультационной работы с  предприятиями организованными  на постсоветском пространстве, позволяет  выделить следующие важные области, в которых использование методов исследования и коррекции организационной культуры сказалось наиболее плодотворным образом на результатах деятельности предприятия:

  • упрочение авторитета и власти первых лиц (например, если первые лица были моложе своих подчиненных на 5-15 лет);
  • преодоление подозрений в отношении первых лиц и создание атмосферы взаимного доверия;
  • преодоление внутренних конфликтов между профессиональными и иерархическими группами в организации, в особенности при внедрении новых технологий и методов работы, или реорганизации существующих (трения между "людьми процента" и "людьми оклада", между менеджментом и рядовыми сотрудниками и др.);
  • диагностика различий в ведении бизнеса крупными организациями и небольшими организациями (более 2000 человек и 30 человек соответственно) при их взаимодействии друг с другом и выстраивании партнерских отношений;
  • выявление внутренних конкурентов и раскола в организации (попытки одних учредителей получить большую власть и участие в бизнесе в ущерб другим, отколоть большую часть организации на себя, попытки наемного лица увести бизнес организации на себя или на третьих лиц и т.п.);
  • преодоление кризисов в отношениях между менеджерами и кризисов личного развития (например, желание собственников изменить распределение доли участия каждого в бизнесе, необходимость личного самоопределения) и т.п.

 

 

1.4. Формирование и реализация организационной культуры

      На  организацию значительное влияние оказывает внешняя среда, что естественно сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы1. Первая — это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией и как это должно быть сделано. Вторая — это внутренняя интеграция: как работники организации решают свои ежедневные, связанные с их работой и жизнью в организации, проблемы. Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. В данном процессе решаются вопросы, имеющие отношение к выполняемым задачам, методам их решения, реакции на успехи и неудачи и т.п.

      Используя выработанный совместный опыт, члены организации развивают общие подходы, помогающие им в их деятельности. Люди должны знать реальную миссию своей организации. Это поможет им сформировать понимание их вклада в выполнение организацией своей миссии.

      Следующая группа вопросов относится к установлению целей и выбору средств их достижения. В одних организациях работники участвуют в установлении целей и, таким образом, принимают на себя ответственность за их достижение. В других — работники участвуют только в выборе методов и средств достижения целей, а в-третьих — может не быть ни того, ни другого или быть и то, и другое.

         В любой организации ее работники  склонны участвовать в следующих  процессах:

      • выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации;

      • разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов;

      • находить объяснения успеху и неудаче  в достижении целей.

      Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Процесс внутренней интеграции часто начинается с установления специфики в определении себя, что относится как к отдельным группам (субкультуры), так и  ко всему коллективу организации. Нередко это ведет к дифференциации организации.

                   На формирование организационной культуры, ее содержание и отдельные ее параметры влияют ряд факторов внешнего и внутреннего окружения.1 Внутренняя среда организации – это та часть внешней среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой

      На  всех стадиях развития организации  управленческая культура ее лидера (его  личная вера, ценности и стиль) во многом может определять культуру организации (см. Приложения, табл. 1.1.)2 .

     В очень большой степени влияние  лидера на формирование культуры проявляется, если он является сильной (ярко выраженная управленческая культура) личностью. Лидерство – важный компонент руководства, т. е. способность влиять на людей, побуждать их действовать для выполнения цели.1 Должность руководителя не означает автоматического лидерства. В научном подразделении нередко лидером является сотрудник, предлагающий новые идеи и концепции, а руководитель занимается преимущественно организационными вопросами. Задача руководителя — стать не формальным, а подлинным лидером. Это повышает неформальные организационные качества подразделения, эффективность его работы. Наиболее удачное сочетание: руководитель одновременно и лидер, и хороший управляющий.

     К руководителю предъявляется ряд  профессиональных требований. В их числе:

  1. концептуальность (он должен хорошо знать деятельность своего подразделения в целом, обладать навыками стратегического планирования);
  2. полная осведомленность (он должен знать возможности своего подразделения, вышестоящих и нижестоящих органов, смежных организаций, а также уровень профессионализма и деловые качества своих сотрудников);
  3. аналитичность (способность диагностировать проблему и применять различные методы анализа для ее решения);
  4. настойчивость и методичность в достижении цели;
  5. оперативность;
  6. умение внятно изложить и передать свои идеи;
  7. коммуникабельность (умение правильно строить отношения внутри организации и за ее пределами);
  8. определенный уровень знаний не только по своей профессии, но и по смежным вопросам.

Вместе с тем  существуют определенные ограничения  для занятия должности руководителя. Это: 

  1. неспособность определять цели;
  2. заторможенное личное развитие (в частности, неспособность к обучению);
  3. неумение принимать решения;
  4. неумение владеть собой;
  5. неумение формировать коллектив;
  6. неумение влиять на людей и вовлекать их в работу;
  7. неумение прислушиваться к мнению коллег и подчиненных и др.    

      Стиль руководства. Руководитель-лидер использует разные стили управления. Стиль — это совокупность конкретных способов взаимодействия руководителя и подчиненных. Он зависит от характера организации (в отделении милиции он иной, чем в научно-исследовательском институте), уровня культуры, от сложившейся ситуации от привходящих факторов. Самой распространенной классификацией стилей руководства является деление их на: авторитарный, демократический, либеральный (см. Приложения, рис. 1.5).1

     Чтобы добиться максимальной эффективности  своей деятельности, включающей очень разные типы ситуаций, руководитель должен вести себя по-разному в различных ситуациях. Иначе говоря, управление должно быть гибким, а стиль руководства приспосабливаться к конкретным управленческим ситуациям и условиям. Руководитель, который владеет несколькими стилями управления, способен повысить эффективность своей деятельности.

     Многолетние наблюдения показывают, что предпочтение следует отдавать разумному сочетанию  демократического и авторитарного  стиля.

     Любой руководитель должен создавать (либо разрушать) традиции, культуру организации.1 Как общество в целом развивает (а не разрушает) ранее созданные народом социальные структуры, законы, традиции, культуру, так и организация должна сохранять и развивать культуру.

     Наказ любому «новому» руководителю: прежде чем ломать «старое» - изучите это старое, вы всегда найдете очень много хорошего, полезного в правилах поведения, исполнения приказов и распоряжений предыдущего руководителя, и только после изучения приступайте к корректировке старых традиций, культуры данной организации.

     Известно, что люди в различной степени проявляют свою индивидуальность в процессе выполнения работы-распоряжения вышестоящего руководителя. В результате проявляются не только разные стили в выполнении одной и той же работы, но различные образцы отношений между сотрудниками данной организации. Со временем такие образцы «типизируются». Из них вырастают традиции: культура взаимоотношений, характер и направленность того, как люди взаимодействуют в организации. Такого рода традиции не могут быть выявлены по структуре организации. Отсюда возникает сомнение, что эти традиции могут быть изменены в результате только изменения организационной структуры новым директором. Вот почему новому директору, помимо изучения и четкого представления о структуре организации, необходимо время для изучения процессов, происходящих между сотрудниками в динамике, чтобы понять характер неформальных взаимоотношений, традиций, культуры, которые окружают структуры данной организации.

     Конечно, стиль управления у каждого руководителя должен быть свой. Но руководитель должен помнить, где, когда и с помощью каких правил, традиций вы лично закладываете культуру организации: при выработке решения (авторитарное, коллегиальное, демократическое); при исполнении принятого решения; при служебных взаимоотношениях между отделами, подразделениями; при оценке законченных работ по проблеме, теме, направлению; при достижении поставленных целей, конечных результатов.

 

Глава 2. Анализ формирования организационной культуры.

2.1. ООО «Торговый Дом «Гекса - Юг»: историческая справка, миссия и цели организации.

     «Гекса» — современная, динамично развивающая  группа компаний, в структуру которой  входят два собственных производственных предприятия, логистическая компания и девять Торговых Домов, имеющих  представительства в 20-ти регионах России, а также в Украине и  Казахстане.

Информация о работе Анализ формирования организационной культуры