Шпаргалка по "Делопроизводство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:10, шпаргалка

Описание

Ведение личных карточек: назначение, правила заполнения, хранения.
Виды приказов по личному составу, порядок их подготовки и оформления.
Виды, порядок составления и утверждения, основные реквизиты трудового договора.
Дисциплина труда и контроль ее исполнения. Документационное оформление поощрений и взысканий.

Работа состоит из  1 файл

Ответы.docx

— 172.61 Кб (Скачать документ)
 
  1. Значение  кадрового делопроизводства в управлении персоналом организации.
В соответствии с  названным стандартом «делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами».

Соответственно, кадровое делопроизводство — это  более узкое понятие, подразумевающее  организацию работы с документами, которые касаются кадровых вопросов.

Кадровая  документация - совокупность форм (документов), отражающих наличие и движение трудовых ресурсов.

В соответствии с государственным стандартом понятием «документ» определяется информация, записанная любым способом на любом  материале, изданная или полученная любым физическим или юридическим  лицом, в любой организации для  использования в своей деятельности.

Информация, облеченная в форму документа, составляет основу управления. Информация фиксируется  в документах, которые придают  ей организационную форму и перемещают во времени и пространстве. Документы  и документированная информация являются материальным воплощением  управленческих решений, придают им юридическую силу.

Можно сделать вывод о том, что понятия  «управление», «делопроизводство», «кадровое  делопроизводство», «документ» органически  взаимосвязаны.

Итак, кадровое делопроизводство – это отрасль  деятельности, документирующая трудовые отношения. Кадровая документация фиксирует  информацию о наличии и движении персонала, в результате все кадровые процедуры приобретают документальное оформление (например, прием, перевод, поощрение, применение дисциплинарного  взыскания, командировка, отпуск, увольнение и другое).

О важности кадровой документации свидетельствует, прежде всего, то, что любой кадровый документ фиксирует юридически значимые факты, которые являются основанием совокупности корреспондирующих друг другу прав и обязанностей работника  и работодателя. Например, должностная  инструкция является документом, подтверждающим правомочия того или иного должностного лица на совершение юридически значимых действий, входящих в его должностные  обязанности. Так, в Постановлении  Федерального арбитражного суда (далее  ФАС) Северо-Западного округа от 22 декабря 2005 года по делу №А42-13891/04-13 суд удовлетворил иск о взыскании задолженности  по договору поставки, сделав обоснованный вывод о наличии у лица, производившего приемку товара, таких полномочий, как осуществление действий от имени  ответчика, поскольку согласно должностной  инструкции приемка товара входила  в круг обязанностей данного лица.

Кроме того, с помощью некоторых кадровых документов, используемых в качестве важных письменных доказательств, работодатель может доказать свою правоту в  суде.

Например, организация для подтверждения  налоговых льгот по налогу на прибыль  и налогу на имущество может представить  следующие кадровые документы: штатное  расписание, расчетные ведомости  по зарплате, приказы по кадрам, копии  трудовых книжек, Табель учета рабочего времени.

Так, ФАС  Волго-Вятского округа в своем Постановлении  от 13 февраля 2003 года по делу №А79-1462/02-СК1-1252 пришел к выводу, что доля инвалидов  в общей численности, работающих, у истца составляла не менее 50 процентов, следовательно, истец правомерно воспользовался льготой по налогу на имущество организации. Доказательствами в данном деле явились  копии трудовых книжек, табели учета  рабочего времени и иные документы. Многочисленные примеры из арбитражной  практики также подтверждают это: Постановление  ФАС Волго-Вятского округа от 11 июля 2001 года по делу №А11-6743/00-К2-Е-3073-142, Постановление  ФАС Московского округа от 23 октября 2003 года по делу №КА-А40/7999-03.

Некоторые налоговые инспекторы считают, что  если в штатном расписании предусмотрена  должность, например, юриста или маркетолога, то расходы на оплату услуг сторонних  юристов или маркетологов учесть при налогообложении организация  уже не может. Однако арбитражная  практика подтверждает, что для учета  расходов при расчете налога на прибыль  достаточно, чтобы услуги были оказаны  в рамках производственной или коммерческой деятельности, направлены на получение  дохода и подтверждены документально (статья 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)). Кроме того, подробно составленные должностные  инструкции, трудовые договоры и штатное  расписание, как письменные средства доказательства в судебном разбирательстве, устанавливают производственную необходимость  расходов организации на командировки и расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика. Указанные положения подтверждают: Постановление ФАС Московского  округа от 2 февраля 2006 года №КА-А41/14222-05 по делу №А40-18723/05-141-134, Постановление  ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 февраля 2006 года №А19-4631/05-43-Ф02-200/06-С1 по делу №А19-4631/05-43, Постановление ФАС  Московского округа от 4 июля 2005 года по делу №КА-А40/5566-05, Постановление  ФАС Северо-Западного округа от 12 января 2006 года по делу №А42-13583/04-22, Постановление  ФАС Западно-Сибирского округа от 28 февраля 2005 года по делу №Ф04-654/2005(8619-А27-37).

Подавляющее большинство кадровых документов содержит информацию, обладающую высокой социальной значимостью. Поэтому отношение  к работе с такими документами  должно быть чрезвычайно серьезным. Поскольку от правильности заполнения кадровых документов зависит подтверждение  определенных юридических фактов, на основе которых возникают те или  иные права работника.

  1. Информационно-справочные документы, необходимые для работы с кадрами.
Информационно-справочные документы сообщают сведения, побуждающие принимать определенные решения, т.е. инициируют управленческие решения, позволяют выбрать тот или иной способ управленческого воздействия. Они не содержат поручений, не обязывают выполнять поручения.

Особенностью  этих документов является то, что они  идут снизу вверх по системе управления: от работника к руководителю подразделения, от руководителя подразделения к  руководителю организации, от подведомственной организации в вышестоящую.

Состав  информационно-справочных документов

  • докладная записка
  • служебная записка
  • объяснительная записка
  • предложение
  • представление
  • заявление
  • все разновидности переписки
  • протокол
  • акт
  • справка
  • заключение
  • отзыв
  • сводка
  • список
  • перечень

В составе информационно-справочной документации выделяют:

1. Справочная  документация (имеет индивидуальный  характер, выдается по разовому  запросу, касающегося одного работника,  в зависимости от адресата  может быть внутренней или  внешней).

2. Отчетно-справочная (характеризуется четкой периодичностью (годовой, квартальной и тому  подобное) представления её адресатам  и наличием типовых форм, сводных  таблиц, итогов, в зависимости от  адресата может быть внутренней  или внешней (например, отчетная  документация, представляемая в  государственные органы статистики).

3. Справочно-аналитическая  (выдается по разовым или периодическим  запросам с различных уровней  управления, имеет сводный, обобщающий  характер, разнообразие запрашиваемых  показателей (пол, возраст, образование,  наличие правительственных наград  и так далее), в зависимости  от адресата может быть внутренней  или внешней).

Докладная записка – документ, адресованный руководству и излагающий какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя (Краткий словарь видов и разновидностей документов

Служебная записка – записка о выполнении какой-либо работы, направляемая должностным лицом другому должностному лицу (Краткий словарь видов и разновидностей документов

Объяснительная  записка:

1) документ, поясняющий  содержание отдельных положений  основного документа (плана, отчета, проекта);

2) сообщение  должностного лица, поясняющее какое-либо  действие, факт, происшествие, представляемое  вышестоящему должностному лицу (Краткий словарь видов и разновидностей  документов

Представление – документ, содержащий предложение о назначении, перемещении или поощрении личного состава, а также рекомендацию определенных действий и мероприятий по вопросам деятельности учреждения (Краткий словарь видов и разновидностей документов

 
  1. Контрольные карточки: назначение, ведение, хранение.
Картотечная система регистрации  и контроля исполнения документов обладает несомненными преимуществами по сравнению с журнальной даже при использовании традиционных ручных картотек. Она дает возможность печатать карточки в нескольких экземплярах, что обеспечивает однократность регистрации документов, позволяет направлять документ в структурные подразделения с необходимым количеством карточек, формировать сразу несколько картотек.

В настоящее  время в большинстве организаций  задачи учета, регистрации и контроля исполнения документов решаются с помощью  автоматизированных информационно-поисковых систем. Обязательным условием их эффективной работы является соблюдение общих правил регистрации и контроля исполнения документов, независимо от применяемой технологии и программных средств.

Обработка информации при использовании автоматизированной технологии регистрации и контроля исполнения документов осуществляется с помощью банка данных, включающего  комплекс баз данных об отдельных  видах документов, которые в терминах делопроизводства можно условно  называть автоматизированными картотеками.

Формирование  автоматизированной картотеки

Служба  делопроизводства определяет состав и  основные принципы построения автоматизированных картотек, используемых в качестве информационно-поискового аппарата к  документам организации. Исходя из состава  и назначения обрабатываемой информации о документах, автоматизированные картотеки, как и традиционные ручные картотеки, можно подразделить на регистрационно-контрольные  и справочные. Так, к автоматизированным регистрационно-контрольным картотекам относятся картотеки: распорядительных документов по основной деятельности организации; распорядительных документов по кадрам; поступающих документов; отправляемых документов; внутренних документов; договоров; обращений граждан  и т.д.

Работа  по регистрации и  контролю исполнения документов в автоматизированном режиме включает следующие  основные операции:

– ввод в картотеку общих сведений о  документе;

– ввод задания (резолюции) по исполнению документа;

– ввод в карточку сведений о ходе исполнения документа;

– корректировку  хода и сроков исполнения документа (задания);

– предупредительный  контроль;

– заполнение реквизитов карточки по результатам  исполнения документа;

– поиск  карточек по запросам;

– обработку  картотеки для получения статистических и аналитических отчетов о  зарегистрированных и контролируемых документах.

Ввод  сведений о документе в автоматизированную картотеку осуществляется путем  заполнения представленной на экране дисплея формы карточки. Ввод информации осуществляется непосредственно с  документов. Получение результатов  обработки информации на экране дисплея  и в печатном виде осуществляется в соответствии с принятыми формами  представления сообщений и обобщающих сводок. Применение при ведении картотек классификаторов позволяет ускорить формирование информационной базы и  проведение поиска в ней.

Ведение картотеки

Работа  с картотеками предполагает не только их формирование, т.е. включение в  них новых карточек, но и ведение – внесение в карточки дополнительных сведений и изменений, отражающих ход рассмотрения и исполнения документов, исключение карточек из картотек. Поддержание картотек в актуальном, достоверном состоянии, установление правил доступа к картотекам и порядка обновления информационных массивов требуют назначения лиц, ответственных за работу с картотеками.

Запись  карточки в автоматизированной картотеке  может дублироваться ее распечаткой, которая используется для передачи исполнителю вместе с документом и для ведения вспомогательных  картотек.

Реквизиты карточек отражают состав реквизитов документов, сведения о которых вводятся в картотеку.

  1. Назначение экспертной комиссии, ее задачи и срок действия в организации.
Экспертиза ценности документов - отбор для государственного хранения или установление сроков хранения документов на основе принятых критериев.

Экспертиза  ценности в делопроизводстве проводится: при составлении номенклатуры дел, при формировании дел и проверке правильности отнесения документов к делам, а также при их подготовке к последующему хранению и выделению  на уничтожение.

Для организации  и проведения экспертизы в учреждении создается постоянно действующая  экспертная комиссия (ЭК). На уровне министерств  и ведомств, центральных органов  общественных организаций действуют  центральные экспертные комиссии (ЦЭК). Их предназначение - отбор документов на государственное хранение с контролем  и оказанием методической помощи подведомственным организациям.

ЦЭК и  ЭК - совещательные органы. Они работают в постоянном контакте с экспертно-проверочными комиссиями (ЭПК) соответствующего архивного  учреждения, от которого получают директивы  организационно-методического характера.

Экспертная  комиссия учреждения формируется в  соответствии с приказом руководителя и обычно включает от трёх до пяти наиболее квалифицированных сотрудников, имеющих  большой опыт, хорошо знающих структуру, функции, делопроизводство и состав документации предприятия. В комиссию обязательно входит лицо, ответственное  за архив. Председателем ЭК должен быть один из заместителей руководителя, а  в работе ЦЭК также участвует  представитель архивного органа.

Общий порядок организации их деятельности определен «Основными правилами  работы ведомственных архивов» с  «Примерными положениями о Центральной  экспертной комиссии (ЦЭК) министерства (ведомства) Российской Федерации и  Экспертной комиссии (ЭК)». Данной правовой основой и должно руководствоваться  конкретное учреждение при создании экспертной комиссии.

Полномочия, компетенция, деятельность ЭК регламентируется «Положением об Архивном фонде РФ», требованиями ГСДОУ, Основными правилами  работы ведомственных архивов, приказами  Федеральной архивной службы России, нормативно-методическими документами  архивных органов, типовыми и ведомственными перечнями документов с указанием  сроков их хранения, и т.п. А в соответствии с пунктом 3.2.6. «Основных правил работы ведомственных архивов», главными функциями  ЦЭК (ЭК) являются:

* организация  ежегодного отбора документов  на хранение; рассмотрение годовых  разделов описей дел постоянного  хранения, описей дел временного  хранения (свыше 10 лет), в том числе  по личному составу, актов о  выделении к уничтожению документов  и дел, не подлежащих дальнейшему  хранению;

* рассмотрение  вопросов о приеме на ведомственное  хранение документов личного  происхождения;

* подготовка  и внесение на рассмотрение  ЭПК соответствующего архивного  учреждения предложений об установлении  и изменении сроков хранения  документов;

* участие  в подготовке и рассмотрении  проектов нормативных и методических  пособий по вопросам организации  делопроизводства, экспертизе ценности  документов и отбору их на  государственное хранение (перечней  документов с указанием сроков  их хранения, номенклатур дел,  инструкций по делопроизводству  и т.п.);

* рассмотрение  перечней и описей особо ценных  дел; методическое руководство  и контроль за деятельностью  ЭК структурных подразделений;

* организация  и проведение совместно со  службой делопроизводства и ведомственным  архивом мероприятий по повышению  квалификации членов ЭК структурных  подразделений.

Для государственных  организаций или организаций, в  архивах которых сохранились  документы, относящиеся к государственной  части Архивного фонда Российской Федерации, решения ЭК становятся правомочными при согласовании их с местным  архивным учреждением, осуществляющим контроль за сохранностью ценных документов. Негосударственные организации  принимают решения по экспертизе ценности документов самостоятельно. Однако они тоже обязаны согласовывать  свои действия с архивными органами при выделении документов к уничтожению (согласно «Основам законодательства об архивном фонде Российской Федерации  и архивах»).

Не реже двух раз в год ЭК проводит заседания, на которых решения принимаются  коллегиально большинством голосов. Протоколы  подписывают председатель и секретарь  комиссии. Руководитель организации  утверждает их только после рассмотрения и утверждения ЭПК соответствующего архивного учреждения, если она приняла  решение об:

* одобрении  описей на дела постоянного  хранения и по личному составу;

* изменении  сроков хранения документов;

* одобрении  проектов типовых и примерных  номенклатур дел;

* установлении  сроков хранения документов, не  предусмотренных номенклатурами  дел и перечнями документов.

Документирование  деятельности экспертной комиссии и  формирование дел, отложившихся в результате ее деятельности, возлагается на секретаря.

 
  1. Номенклатура  дел в кадровой службе. Требования к составлению  заголовков дел.
Номенклатура  дел 

- это систематизированный  перечень заголовков дел фирмы  с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном  порядке

Номенклатура  дел - один из основных документов, который  должен быть разработан в фирме. В  нем содержится информация о том, какие документы и в каком  подразделении следует вести, где  и в течение какого времени  они должны храниться.

Номенклатура  дел разрабатывается для того, чтобы:

  • вести учет дел, заведенных в течение года в фирме и в ее структурных подразделениях;
  • формировать дела (обеспечивать порядок при подшивке документов в дела);
  • вести индексацию дел;
  • составлять описи при сдаче в архив документов постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения;
  • вести учет в архиве документов временного хранения (до 10 лет).

Что включается в номенклатуру дел

В номенклатуре дел содержатся заголовки дел (папок) ВСЕХ ДОКУМЕНТОВ, с которыми работает фирма (входящих, исходящих, внутренних). А также справочные и регистрационные  материалы - картотеки, журналы (книги) учета и выдачи документов. В номенклатуру НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ заголовки печатных изданий (бюллетеней, тарифных и иных справочных материалов).

Обычно номенклатура дел составляется в качестве единого  документа для всей фирмы. При  этом она включает в себя номенклатуры отдельных подразделений. Например, канцелярии, секретариата, финансового  отдела, административного отдела, кадровой службы.

Виды  номенклатуры дел

Различают три  вида номенклатуры дел: типовую, примерную  и индивидуальную.

Типовая номенклатура дел является нормативным документом и предусматривает обязательный перечень дел, документационное обеспечение, которые заводятся в однотипных организациях. Как правило, типовая номенклатура дел разрабатывается в учреждениях, которые имеют широкую сеть подведомственных организаций, например, в министерствах и ведомствах. Для рядовых организаций, подчиненных этим структурам, она служит образцом при создании единой системы ведения документов.

Примерная номенклатура дел сходна по назначению с типовой номенклатурой. Она также разрабатывается для однотипных организаций, однако имеет только рекомендательный характер. Это означает, что подведомственным организациям дано право самим решать, принимать ли документ в качестве образца или разрабатывать свою схему хранения документов, документоведение.

В каждой фирме  разрабатывается индивидуальная номенклатура дел. При этом заголовки дел и сроки хранения документов полностью переносятся в нее из типовой или примерной номенклатуры. Если у фирмы нет типовой или примерной номенклатуры дел, индивидуальную номенклатуру она разрабатывает самостоятельно.

При систематизации заголовков дел нужно обязательно  соблюдать принцип иерархии. Например, заголовки дел, содержащих приказы  вышестоящих организаций, располагаются  перед заголовками дел с приказами  руководителя фирмы, затем размещаются  распоряжения его заместителей. Переписку  с вышестоящими организациями помещают перед перепиской с равностоящими (или неподчиненными) фирмами. Докладные  записки на имя руководителя фирмы  размещаются перед докладными записками  на имя руководителей структурных  подразделений. Годовые отчеты и  планы - перед квартальными и месячными  и т. д. Заголовок должен четко отражать основное содержание и состав документов дела. Не употребляйте некорректные формулировки («разные материалы», «факсы», «приказы руководителя», «общая переписка»). Не нужно в качестве заголовка дела употреблять фамилии должностных лиц («распоряжения директора Т.И. Петрова»), применять вводные слова и сложные синтаксические обороты. Составляя заголовки для номенклатуры дел, не забудьте указать:

  1. Организационные документы в кадровой службе предприятия.
К организационным  документам относятся:
  • учредительные документы ( устав и договор);
  • структура и штатная численность;
  • штатное расписание;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • положение о структурных подразделениях;
  • должностные инструкции работникам.

Организация работы предприятия, взаимные обязанности  работников и администрации, предоставление отпусков, командирование сотрудников, внутри объектный режим и другие вопросы отражаются в правилах внутреннего  трудового распорядка. Этот документ составляется на бланке предприятия, согласовывается  путем обсуждения на собрании трудового  коллектива, визируется юристом и  утверждается директором предприятия. Он состоит из следующих разделов: общие положения, порядок приема и увольнения рабочих и служащих, основные обязанности рабочих и  служащих, основные обязанности администрации, рабочее время и его использование, поощрение за успехи в работе, ответственность  за нарушение трудовой дисциплины

В соответствии с Уставом предприятия разработана  его штатная численность (в данный момент более 1000 работающих человек). Здесь  указаны все структурные подразделения  предприятия, вводимые на предприятии  должности и количество штатных  единиц по каждой из должностей. Документ составлен на бланке предприятия, согласован с главным бухгалтером, утвержден  директором.

Правовое положение  работников предприятия регламентируется должностной инструкцией, устанавливающей  задачи, функции, права, обязанности  и ответственность должностных  лиц.

В должностной  инструкции указывают наименование подразделения предприятия, конкретной должности, реквизиты согласования и утверждения.

Текст должностной  инструкции состоит из следующих  разделов:

  • общие положения;
  • основные задачи и функции;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность;
  • взаимоотношения.
  • связи по должности.
  • оценка деятельности

В разделе «Общие положения» указывают:

  • квалификационные требования, предъявляемые к сотруднику в соответствии с занимаемой им конкретной должностью;
  • основополагающие организационно-правовые документы, на основании которых сотрудник осуществляет служебную деятельность и реализует свои полномочия;
  • перечень структурных подразделений и отдельных должностей сотрудников, непосредственно подчиненных данному сотруднику по службе;
  • порядок замещения сотрудника и исполнения должностных обязанностей в случае его временного отсутствия.
 
  1. Организация документооборота по кадрам на предприятии.
Документооборот - это движение документов фирмы с момента их создания или получения до того момента, как они будут исполнены или отправлены. Он складывается из трех частей (документопотоков), которые представлены в таблице.

Организация документооборота

Входящая  документация Исходящая документация Внутренняя  документация
- указания вышестоящих организаций; 
- отчеты об исполнении заданий, акты, письма, служебные записки от подчиненных организаций; 
- письма, счета, договоры, акты, сертификаты и прочие документы от остальных организаций; 
- заявки, жалобы, пред- ложения граждан
- ответы на  входящие запросы; 
- инициативные и информационные документы фирмы (предложения, заявки, письма, справки, обзоры, договоры и т. п.)
- организационные  документы (устав и учредительный  договор, правила, положения, инструкции, регламенты, штатное расписание  и т. п.); 
- распорядительные документы (приказы по основной деятельности и личному составу, распоряжения, указания, решения); 
- внутренняя переписка (докладные, служебные, объяснительные записки); 
- другие документы (протоколы, акты, планы, отчеты и т. п.
 

Обработкой входящей корреспонденции занимается, как  правило, специально уполномоченный сотрудник - секретарь, делопроизводитель, кадровик, если на него возложены такие функции. Или специальное подразделение (канцелярия, общий отдел и т. п.). Документы  могут поступать в фирму по почте, факсу, электронной почте, телеграфу, с помощью курьерской доставки. Работа с входящими документами строится по такой схеме:

  • прием;
  • сортировка;
  • рассмотрение руководством;
  • направление исполнителям.

Сначала нужно  проверить правильность доставки и  целостность упаковки (если это почтовое отправление). Затем конверты вскрывают  и проверяют комплектность вложений. Если какие-либо вложения должны быть по описи, но они отсутствуют, нужно  сообщить об этом отправителю. На входящих документах проставляются дата поступления  и порядковый учетный номер. Затем  документы нужно отсортировать  по исполнителям. Документы, адресованные руководителю фирмы или фирме, передаются секретарю руководителя, который  их регистрирует. Документы, адресованные в структурные подразделения, забирают и регистрируют соответствующие  секретари.

Работа  с исходящими документами

Если нужно  подготовить ответ на входящий запрос, то работа над ним строится по такой  схеме:

  • исполнитель получает запрос и готовит проект ответа;
  • проект ответа отправляется на рассмотрение руководителю, а затем на согласование заинтересованным лицам;
  • исполнитель дорабатывает проект по замечаниям и готовит его в окончательном виде;
  • заинтересованные лица визируют ответ, а руководитель подписывает его;
  • ответ передается для отправки.

Такая же схема (исключая первую процедуру) действует  и при подготовке инициативных документов - запросов, уведомлений, просьб, заявок, гарантийных писем и т. п.

Перед отправкой  документа нужно:

  • проверить наличие адреса (или всех адресов, если это рассылка);
  • проверить наличие необходимого числа копий;
  • уточнить форму отправки (почта, электронная почта, курьер и т. п.).

Некомплектные и неправильно оформленные документы  нужно вернуть исполнителю на доработку.

Работа  с внутренними  документами

Она строится по той же схеме, что и работа с  исходящими документами: подготовка проекта, согласование, доработка, визирование, подписание (утверждение) руководителем. Только в завершение документ не отправляется из фирмы, а передается на исполнение ответственным сотрудникам. Документы, затрагивающие права и интересы сотрудников, а также распорядительные документы рекомендуется визировать у юриста, а все финансовые документы  – у главного бухгалтера. Виза руководителя отдела кадров нужна на приказах по личному составу.

  1. Основания прекращения трудового договора, порядок освобождения работников организации от работы.
Основаниями прекращения  трудового договора являются:

1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса);

2) истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

3) расторжение трудового договора  по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса);

4) расторжение трудового договора  по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса);

5) перевод работника по его просьбе  или с его согласия на работу  к другому работодателю или  переход на выборную работу (должность);

6) отказ работника от продолжения  работы в связи со сменой  собственника имущества организации,  с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо  ее реорганизацией (статья 75 настоящего Кодекса);

7) отказ работника от продолжения  работы в связи с изменением  определенных сторонами условий  трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса);

8) отказ работника от перевода  на другую работу, необходимого  ему в соответствии с медицинским  заключением, выданным в порядке,  установленном федеральными законами  и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации,  либо отсутствие у работодателя  соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73 настоящего Кодекса);

9) отказ работника от перевода  на работу в другую местность  вместе с работодателем (часть  первая статьи 72.1 настоящего Кодекса);

10) обстоятельства, не зависящие от  воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса);

11) нарушение установленных настоящим  Кодексом или иным федеральным  законом правил заключения трудового  договора, если это нарушение  исключает возможность продолжения  работы (статья 84 настоящего Кодекса).

(часть  первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Трудовой  договор может быть прекращен  и по другим основаниям, предусмотренным  настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под  роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом  заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового  договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.

Днем  прекращения трудового договора во всех случаях является последний  день работы работника, за исключением  случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось  место работы (должность).

 
  1. Основные  документы кадровой службы в организации.
  
Перечень  кадровых документов, обязательных для  организации  
Документ Примечание
Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника  с ПВТР под роспись. Действуют  до замены новыми.
Положение о защите персональных данных работников При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника  с Положением о защите персональных данных работников под роспись. Действует  до замены новым.
Штатное расписание (ф. Т-3) (штатная расстановка) Составляется  каждый раз, когда в него вносятся те или иные изменения.
Книга учета движения трудовых книжек и  вкладышей к ним  Хранится в  отделе кадров и ведется постоянно.
Приходно-расходная  книга по учету бланков  трудовых книжек и вкладышей к ним Хранится в  бухгалтерии вместе с бланками трудовых книжек и вкладышей к ним; в  отдел кадров бланки поступают по заявке кадрового работника.
Положение об оплате труда, премировании и материальном стимулировании При наличии  сложных систем оплаты и труда  и системы премирования. Действует  до замены новым.
Положение о системе обучения При наличии  системы обучения в организации.
Положение об аттестации работников При проведении аттестации по решению работодателя.
График  отпусков Утверждается  работодателем не позднее чем  за две недели до наступления календарного года.
Трудовой  договор  Заключается в  письменной форме с каждым работником.
Должностные инструкции по каждой должности в  соответствии со штатным расписанием, рабочие инструкции по профессиям Принимаются по решению работодателя.
Приказы о приеме на работу Издаются на основании трудового договора. Объявляются  работнику под роспись в трехдневный  срок со дня фактического начала работы.
Приказы о переводе на другую работу Издаются на основании соглашения о переводе на другую работу (дополнительного  соглашения к трудовому договору).
Приказы об увольнении  
Приказы по основной деятельности Издаются по мере необходимости. Приказы по основной деятельности, подготовленные кадровой службой, регистрируются и хранятся в канцелярии. В кадровой службе ведется дело «Копии приказов по основной деятельности».
Приказы о предоставлении отпусков Издаются на основании графика отпусков или  заявления работника
Заявления работника о предоставлении отпуска  без сохранения заработной платы Отпуска без  сохранения заработной платы предоставляются  по просьбе (по заявлению) работника  в соответствии с ч. 1 ст. 128 ТК РФ либо по требованию закона на основании  заявления работника (ч. 2 ст. 128 ТК РФ).
Личная  карточка работника (форма Т-2) Ведется на каждого  работника.
Трудовая  книжка Работодатель  ведет трудовые книжки на каждого  работника, проработавшего у него свыше  пяти дней.
Договоры  о полной материальной ответственности Заключаются с  работниками, которые непосредственно  обслуживают материальные ценности.
Книга учета (журнал регистрации) приказов по основной деятельности Должна быть пронумерована и прошнурована, скреплена  печатью и подписью работодателя
Книга учета (журнал регистрации) приказов о  приеме на работу То же
Книга учета (журнал регистрации) приказов об увольнении То же
Книга учета (журнал регистрации) приказов о  предоставлении отпусков То же
Журнал  регистрации командировочных удостоверений То же
Табель  учета рабочего времени  Работодатель  обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником
График  сменности Доводится до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения его в действие.
Журнал  учета проверок инспектирующих органов Ведут все юридические  лица и предприниматели без образования  юридического лица
Протоколы заседаний, постановления аттестационных квалификационных комиссий Оформляются аттестационной комиссией 
Табели  и наряды работников вредных профессий  Составляются  ежемесячно.
Списки  работающих на производстве с вредными условиями труда Если  производство с вредными условиями  труда; ведется постоянно.
Списки  работников, уходящих на льготную пенсию
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Делопроизводство"