Концепция оценки эффективности менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:03, реферат

Описание

Осуществление и совершенствование управления организацией вызывают необходимость определения результативности данной деятельности. В связи с этим законно встает вопрос, что такое эффективность менеджмента или управления, каковы виды и принципы эффективности.
Какую бы деятельность ни осуществлял человек, он всегда стремится выполнять рационально и эффективно. Рационализм предполагает поиск наиболее удобных и производительных методов выполнения работы, эффективность – наилучший результат, сопоставимый с затратами усилий или ресурсов на достижение этого результата.

Работа состоит из  1 файл

Концепция оценки эффективности менеджмента.docx

— 20.90 Кб (Скачать документ)

Концепция оценки эффективности менеджмента

1.1. Общее представление

 

Осуществление и совершенствование  управления организацией вызывают необходимость  определения результативности данной деятельности. В связи с этим законно  встает вопрос,  что такое эффективность  менеджмента или управления, каковы виды и принципы эффективности.

Какую бы деятельность ни осуществлял человек, он всегда стремится  выполнять рационально и эффективно. Рационализм предполагает поиск  наиболее удобных и производительных методов выполнения работы, эффективность  – наилучший результат, сопоставимый с затратами усилий или ресурсов на достижение этого результата.

В данном случае закономерен вопрос,  насколько ваша организация экономична (цена которую пришлось заплатить  за полученный результат) или выгодна, одним словом во сколько раз результат  больше затрат?  

Однако часто главным бывает не то, во сколько раз результат  больше затрат, а является ли он более  ценным. Так как на сегодняшний  день в условиях рыночной экономики  во главу угла встают вопросы конкурентоспособности, то вы как руководитель должны заботиться о производительности, возрастания  роли управления и общественной значимости.  В связи с этим, вам нужно научиться оценивать уровень управления, возможности организации и перед вами всегда будет стоять задача выбора наиболее выгодного варианта управления.

Соотношение результатов  и затрат это и есть содержание эффективности как управленческой категории

Эффективность управления, как социально-экономическая  категория, - это результативность данной деятельности, степень рационального  использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления –  отражать уровень и динамику его  развития, качественную и количественную стороны данного процесса.

Эффективность можно различать  как потенциальную и реальную. Потенциальная эффективность оценивается  предварительно, реальная определяется полученными на практике результатами.

Эффективность управления бывает тактической  и стратегической. Тактическая эффективность  отражает получение эффекта в  ближайшем времени, стратегическая в будущем.

В достижении высокой эффективности  менеджмента большую роль играют характеристики системы, механизма  и процесса (технологии) менеджмента. Однако,  эффективность менеджмента  всегда изменчива и определяется не только внутренними факторами, но и внешними – состоянием экономики, конкуренцией, социально политической обстановки и др. При этом внешняя и внутренняя эффективность менеджмента должны быть сбалансированы.

Современная наука выделяет три  группы основных принципов, определяющих эффективность менеджмента.

Принципы приоритетов в менеджменте. Главными из них являются:

  • приоритеты человеческого фактора – мотивированная деятельность, профессионализм;
  • принципы критических факторов – учет фактора времени, развитие информационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства;
  • основные принципы ориентирования – управленческая деятельность включает в себя разработку цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай сам») и др.

В чем же состоит проблематика оценки эффективности менеджмента?

В первую очередь это  связано с тем, что результат  может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (отдаленным). Во-вторых, результат может принести социально-экономический, социально-психологический и социально-организационный  эффект. В-третьих, мы можем получить исключительно экономический, производственный эффект. Социальный и экономический эффект находятся в постоянном противоречии. Рост социального эффекта может вызывать снижение экономического эффекта и наоборот.

 

1.2. Факторы оценки эффективности  менеджмента

 

Для обеспечения  эффективности менеджмента необходимо учитывать все влияния на ее же факторы. Но это можно сделать  только тогда, когда эти факторы  систематизированы и выделены основные и определяющие.

Что же такое фактор, по каким признакам  их можно классифицировать?

Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:

  1. по продолжительности влияния;
  2. по характеру влияния;
  3. по степени формализации;
  4. в зависимости от масштаба влияния;
  5. по содержанию;
  6. по форме влияния;

Рассмотрим более подробно основные факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента.

По продолжительности влияния  выделяют факторы, влияние которых  сказывается на протяжении длительного  времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые  действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).

По характеру влияния различают  факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности  менеджмента за счет мобилизации  внутренних ресурсов, совершенствование  организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности  управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев  на качественно неизменной основе и  т.д.

По степени формализации выделяют количественно измеримые и количественно  неизмеримые факторы.

В зависимости от масштаба влияния  факторы можно подразделить на: народно-хозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений.

По содержанию различают  факторы:

  • научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда),
  • организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина),
  • экономические (система материального поощрения и материальной ответственности),
  • социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения),
  • технические,
  • физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др.

По форме влияния  различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.

Каждый из перечисленных  факторов может воздействовать на систему  управления сам по себе, в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.

 

1.3. Критерии и показатели эффективности  управления 

 

В оценке управления наибольшую сложность  представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко  измерить время, трудно оценить результат.

Есть конечный результат в котором управление проявляется лишь опосредовано, и можно назвать непосредственный результат, который присущ любому виду деятельности человека.

Непосредственный результат управления может характеризовать комплекс  критериев и показателей эффективности.

Что же такое  критерий и показатель эффективности управления?

Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация  чего либо; мерило суждения, оценки.

Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация  чего либо; мерило суждения, оценки.

Критерий эффективности  управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством труда персонала, социальной эффективностью (которые  мы рассмотрим при изучении последующих  вопросов).

Рассмотрим вначале критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления.

Общий критерий – экономические  результаты деятельности управляемой  подсистемы в целом, т.е. осуществление  предприятием (или организацией) своей  миссии при наименьших затратах.

Группа более частных локальных  критериев:

  • затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;
  • затраты материальных ресурсов;
  • затраты финансовых ресурсов;
  • показатели использования основных производственных фондов;
  • ускорение оборачиваемости оборотных средств;
  • сокращение срока окупаемости капиталовложений.

Группа качественных критериев:

  • увеличение доли продукции высшей категории качества;
  • обеспечение экологической чистоты;
  • выпуск продукции, необходимой обществу;
  • улучшение условий труда и быта работников;
  • ресурсоэнергосбережение и др.

Критерием эффективности управления, кроме того, при определенных условиях может быть максимум выпуска продукции  или максимум услуг.

Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей  экономической эффективности, которые  мы рассмотрим во втором вопросе.

Показатель эффективности –  количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует  эффективность управления.

Такие показатели эффективности как  производительность труда, материалоемкость, фондоотдача основных производственных фондов, оборачиваемость оборотных  средств, окупаемость капиталовложений условно можно объединить в группу частных или локальных показателей.

Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они  отражают результат хозяйственной  деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.

Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.

При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных  показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться  количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность), которые мы рассмотрим во втором и третьем вопросе соответственно.


Информация о работе Концепция оценки эффективности менеджмента