История развития делопроизводства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:03, реферат

Описание

Над проблемами усовершенствования и рационализации делопроизводства работали: Варадинов Н. В., Гастев А. К., Богданов А. А. и др.
Проблемой данной курсовой работы является изучение истории развития делопроизводства в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить основные этапы развития делопроизводства в России.
3. Выявить характерные особенности рационализации делопроизводства в России в 19-20 вв.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Становление документационного обеспечения управления в России
1. 1. Возникновение делопроизводства в России…………………………….4-5
1. 2. Приказное делопроизводство……………………………………………….5
1. 3. Система коллежского делопроизводства………………………………...5-6
2. Делопроизводство в России в 19 - 20 вв.
2.1. Система министерского делопроизводства 19 - начала 20 вв………...6-13
2. 2. Рационализация управления и делопроизводства в 1917-1941 гг. ….13-18
2. 3. Управление и делопроизводство в 1945 - 1990-х гг. ………………...18-22
Заключение…………………………………………………………………23
3. Приложение «Устав»…………………………………………………………24
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

докреферат.docx

— 58.53 Кб (Скачать документ)

2.3. Управление и делопроизводство в 1945 - 1990-х гг.  

  Тяжелое состояние разрушенной войной экономики и проблемы восстановления народного хозяйства после окончания войны оттеснили на второй план вопросы документационного обеспечения управления.      Повышение интереса к разработке проблем рационализации технологии и техники управления можно отнести к началу 60-х гг. 

   Утверждение некоторых исследователей относительно качественного повышения уровня разработок в данной области по сравнению с периодом 20-х гг. представляется. Негативная оценка базируется, прежде всего, на сопоставлении достижений мировой науки и практики по управлению и развитию информационных технологий в данной области. Особенно зримо отставание нашей страны выявилось в 80-90-е гг., когда теоретические разработки в области кибернетики, математических методов управления, информатики и технической элементной базы привели к широкой информатизации общественно-политической и экономической жизни промышленно развитых стран Запада, внедрению в реальную управленческую деятельность новых технологий, к разработке концепции «безбумажного офиса». Это отнюдь не умаляет достижений отечественной науки по созданию системы стандартов по документации, Единой государственной системы документации (ЕГСД), общесоюзных классификаторов, унифицированных систем документации, совершенствование специальных систем документации, рекомендации НИИ труда по нормированию и оптимизации деятельности управленческих работников. 
 В июне 1960 г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание по вопросам механизации труда инженерно-технических работников и работников административно-управленческого аппарата. Принятые решения по своему содержанию во многом совпали с рекомендациями совещания 1941 г. - подтверждена актуальность создания специализированного института с возложением на него задачи разработки Единой системы делопроизводства, сформулировано понятие НОТ и обозначены основные направления исследований. Определенной вехой в развитии вопросов работы с документами стала утвержденная постановлением Совета Министров РСФСР «Примерная инструкция о делопроизводстве для учреждений и организаций РСФСР», в которой основной акцент сделан на унификации делопроизводственных работ. В этот период усиливается влияние Главного архивного управления (ГАУ) при Совете Министров СССР. С 1958 г. ГАУ стало правомочно контролировать постановку документальной части делопроизводства учреждений, организаций и предприятий. В 1963 г. ГАУ изданы «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций, предприятий СССР», которые на протяжении многих лет служили руководством для служб документации и архивов и способствовали упорядочению их деятельности. 
 На долгом и тернистом пути подготовки Государственной системы документационного обеспечения управления первым юридически важным этапом стало принятие 25 июля 1963 г. постановления Совета Министров СССР «О мерах по улучшению архивного дела в СССР». Главному архивному управлению и ряду государственных комитетов и институтов поручалась разработка ЕГСД. Первым реальным результатом этой работы можно считать подготовку в 1965 г. «Материалов к Единой государственной системе делопроизводства». В 1966 г. в рамках Архивной службы учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), которому поручалось завершить разработку данного документа. В 1967 г. ВНИИДАД разработал только методическую программу исследований. В 1970 г. создан проект основных положений ЕГСД, в подготовке которого приняли участие НИИтруда, ВНИИоргтехники, Институт государства и права Академии наук СССР, ВНИИстандартизации. После обсуждения и доработки в сентябре 1973 г. «Основные положения ЕГСД» одобрил Госкомитет СМ СССР по науке и технике и рекомендовал их министерствам, ведомствам и организациям для использования, но только как положения, не имеющие официального статуса. Авторы ЕГСД обобщили передовой опыт своего времени и предложили оптимальную технологию выполнения управленческих операций и их документирования. ЕГСД носила комплексный характер, т.е. включала не только вопросы делопроизводства, но и рекомендации по научной организации труда служащих, структуре делопроизводственных служб и их техническому оснащению. Реализация ее положений повысила общую культуру управления и качество принимаемых решений, позволила оптимизировать структуру и штатную численность управленческого аппарата. Однако элементы новых информационных технологий, частично реализовывавшиеся в практике работы ведущих зарубежных фирм, в ЕГСД представлены не были из-за полного отсутствия литературы по этим вопросам и финансирования на их практическое изучение. Этот пробел отчасти восполнен позже созданием новой редакции Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), утвержденной начальником Главного архивного управления в 1988г. 
 Наиболее важным явлением в истории делопроизводства 70-80-х гг. стало издание ГОСТов на управленческие документы (ГОСТ 6.38-72 и ГОСТ 6.39-72 и др.), общесоюзных классификаторов (ОКУД, ОКПО, ОКОНХ и др.) технико-экономической (а позднее и социальной) информации, унифицированных систем документации (УСД) и серии государственных стандартов на эти унифицированные системы. Значение некоторых ГОСТов проявилось в полной мере позднее в 90-х гг. Внедрение указанных материалов в практику управления значительно улучшило оформление документации, рационализировало процедуры поиска, учета и хранения разнообразной информации, подготовило почву для автоматизации управленческих функций. Последний вопрос широко обсуждался научной общественностью страны в связи с планами создания автоматизированных систем управления (АСУ) и проектом подготовки общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС). Концепцию ОГАС лишь частично удалось реализовать в народном хозяйстве, а унифицированные системы документации не получили достаточной поддержки в средствах научной и массовой информации и остались невостребованными. В 1993 г. издан Общероссийский классификатор управленческой документации, в который включены наименования форм документов унифицированных систем, адаптированных к современным условиям, и основные положения по ведению системы классификаторов и УСД. Поскольку в новой редакции ГСДОУ была изменена концепция подхода к определению структуры и штатной численности сотрудников служб документационного обеспечения управления, государственным комитетом, а позднее Министерством труда выпущены типовые и укрупненные нормативы времени и выработки по подготовке типовых и творческих документов по всем основным этапам их обработки.  
 К сожалению, с начала 1980-х гг. ни одна унифицированная система документации не была издана массовым тиражом, что значительно затрудняет их внедрение. Получившие весьма широкое распространение компьютерные программы подготовки документов имеют, как правило, в своем составе комплекты шаблонов документов, адаптированные на русский язык, и полностью игнорируют отечественные нормативы и традиции в области создания и оформления документов.       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

  С давних времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы имеем возможность узнать историю своей страны.  
Знание делопроизводства стало неотъемлемым признаком профессионализма специалиста.

  Таким образом, были рассмотрены поставленные задачи и рассмотрена обозначенная проблема. И в заключение сформулируем выводы по работе: 
1. В России к началу 17 века первым сложилось приказное делопроизводство. Приказы - органы государственной власти. Документы имели форму свитка, составлявшего иногда в длину даже сотни метров.

2. При Петре1 было введено более прогрессивное коллежское делопроизводство. Коллегия - центральное учреждение, ведавшее отдельными отраслями государственного управления. В коллегиях были созданы канцелярии, введена должность секретаря, сложилась журнальная форма регистрации документов.

3. В начале 19 века коллегии были заменены министерствами. Сложилось исполнительное делопроизводство. Появились бланки служебных документов, началось внедрение механизации конторского труда. 
4. В годы Советской власти было выработано делопроизводство, характерное для централизованного управления народным хозяйством. В практике делопроизводства был установлен единый порядок документирования. Была предпринята попытка внедрения Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД). В целях применения средств вычислительной техники в ряде отраслей осуществлялось освоение унифицированных систем документации, позволяющих одновременно использовать их и при традиционных методах обработки документов.

5. В настоящее время сложившаяся  система обработки документов  развивается с учетом специфики  рыночных отношений, механизации  и компьютеризации делопроизводства.

   "Утвержден"

решением  общего собрания

от "15" июня 2011 года,

протокол  № 1 от 15.06.2011 г. 
 
 
 
 

УСТАВ 

Московской региональной общественной организации

«Фрегат»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Москва

2011 

Список  литературы 

1. Басаков М. И. Делопроизводство и корреспонденция.- М.: «Феникс», 2007.-231с.

2. Белов А. Н. Совершенствование документооборота в научной организации. - М.: Дело, 2006.-194с.

3. Белов А. Н., Белов А. А. Делопроизводство и документооборот. - М.: Дело, 2006.-189с.

4. Богатеев Р. Х. Основы делопроизводства. - М.: ЭКСМО, 2006.-123с.

5. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений России. - М.: Знание, 20.- 321с.

6. Кудряев В. А. История развития документооборота. - М.: ИНФРА-М, 2008.-247с. 

7. Митяев К.Г. История и организация делопроизводства в СССР. - М.: Просвещение,2006.-98с. 

Информация о работе История развития делопроизводства в России