История развития делопроизводства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:03, реферат

Описание

Над проблемами усовершенствования и рационализации делопроизводства работали: Варадинов Н. В., Гастев А. К., Богданов А. А. и др.
Проблемой данной курсовой работы является изучение истории развития делопроизводства в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить основные этапы развития делопроизводства в России.
3. Выявить характерные особенности рационализации делопроизводства в России в 19-20 вв.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Становление документационного обеспечения управления в России
1. 1. Возникновение делопроизводства в России…………………………….4-5
1. 2. Приказное делопроизводство……………………………………………….5
1. 3. Система коллежского делопроизводства………………………………...5-6
2. Делопроизводство в России в 19 - 20 вв.
2.1. Система министерского делопроизводства 19 - начала 20 вв………...6-13
2. 2. Рационализация управления и делопроизводства в 1917-1941 гг. ….13-18
2. 3. Управление и делопроизводство в 1945 - 1990-х гг. ………………...18-22
Заключение…………………………………………………………………23
3. Приложение «Устав»…………………………………………………………24
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

докреферат.docx

— 58.53 Кб (Скачать документ)

Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3 
1. Становление документационного обеспечения управления в России  
1. 1. Возникновение делопроизводства в России…………………………….4-5  
1. 2. Приказное делопроизводство……………………………………………….5 
1. 3. Система коллежского делопроизводства………………………………...5-6 
2. Делопроизводство в России в 19 - 20 вв.  
2.1. Система министерского делопроизводства 19 - начала 20 вв………...6-13  
2. 2. Рационализация управления и делопроизводства в 1917-1941 гг. ….13-18 
2. 3. Управление и делопроизводство в 1945 - 1990-х гг. ………………...18-22 
         Заключение…………………………………………………………………23

3. Приложение «Устав»…………………………………………………………24

          Список литературы…………………………………………………..……25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Необходимость создания документов возникла одновременно с появлением письменности. С развитием  письменности документы стали способом общения и передачи информации.

   В России толчком к развитию делопроизводства послужило создание министерств. «Создание министерств привело к возникновению огромного бумажного делопроизводства. Отчеты, доклады, циркуляры и распоряжения стали теперь одним из главных средств управления. В результате этого выросли штаты чиновников.». Актуальность этих слов из монографии «Русская история. От Екатерины Великой до Александра 2» (авторы И. Заичкин и И. Почкаев) свойственна истории делопроизводства 19 и 20 веков (6;162с.) Затем, конец 19-начало 20 вв., из-за границы в Россию стали поступать так называемые «технические средства»: пишущие машины, получила развитие стенография.

   Над проблемами усовершенствования и рационализации делопроизводства работали: Варадинов Н. В., Гастев А. К., Богданов А. А. и др. 
   Проблемой данной курсовой работы является изучение истории развития делопроизводства в России.

   Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить основные этапы развития  делопроизводства в России. 
3. Выявить характерные особенности рационализации делопроизводства в России в 19-20 вв.
 
 
 

1. Становление документационного  обеспечения управления  в России 

1.1. Возникновение делопроизводства в России 

     Название  «делопроизводство» сохранилось от дореволюционной России. В работе чиновников дореволюционной России писание документов, как тогда  говорили, и бумаг, работе с ними занимали главное место. Делопроизводство в учреждениях царской России отличалось крайне бюрократическим характером. Царская бюрократия была одной из опор самодержавия, а в учреждениях царила «канцелярщина» и волокита. 
 Понятие и слово «делопроизводство» возникли в центральных учреждениях Московского государства - приказах - несколько столетий назад (15-16 вв.). Тогда под делопроизводством понимали письменное оформление, рассмотрение и решение вопросов («дел») в приказе. Каждое дело начиналось подачей в приказ челобитной (в 18-19 и начале 20 в.- прошение). К ней присоединялись различные справки, следственные документы, решение приказа и другие материалы. Совокупность дел также называли делопроизводством.

     В 18 в. правила ведения делопроизводства были отражены в законодательстве. Особенно подробно эти правила были сформулированы в Генеральном регламенте (1720 г.). Но и Генеральный регламент и последующее законодательство 19-нач. 20 вв. под делопроизводством понимали главным образом порядок письменного оформления производства дел, а также переписку. Делопроизводство же, как система документирования самых разнообразных сторон деятельности государственных учреждений, развивалось в нескольких направлениях и было представлено несколькими системами документирования.  Так, уже в приказах отчетливо обособляется система документирования административной деятельности, или административное делопроизводство. Управленческая, административная деятельность имеет место в каждом учреждении - большом, малом, центральном и местном. Почти параллельно с административным делопроизводством как самостоятельная развивалась система документирования учета, вначале бухгалтерского, а затем и статистического. 
Отдельные системы документирования возникли в области военной, судебной и дипломатической деятельности. Все эти системы документирования носят название специальных. Развитие специальных систем документирования в дальнейшем еще более усилилось. Так, большое значение в царской России приобрела коммерческая («деловая») корреспонденция. Она широко распространена в торговых, промышленных предприятиях и частично проникла в государственные учреждения.

1.2. Приказное делопроизводство

     В конце 15в. появляются первые приказы - центральные органы государственной власти, ведающие отдельными отраслями княжеского управления, и приказные избы - органы государственного управления на местах. Оформление приказов позволило централизовать управление страной. В деятельности этих органов и зародилась работа с документами, получившая название приказное делопроизводство. 
Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного аппарата число приказов росло. Ко времени преобразований, проведенных Петром 1, их было более 50. 
 Таким образом, в этот период не были развиты делопроизводственные операции, такие как регистрация документов, хранение, контроль за исполнением. И все же именно на этом историческом этапе складывается первая система работы с документами, закладываются основные приемы и методы создания, оформления и обработки их.

1.3. Система коллежского делопроизводства

     Взамен  устаревшей системы приказов в 1717 - 1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной сферой управления и подчинялась Сенату. Окончательно структуру коллегий определил Генеральный регламент государственных коллегий, подписанный Петром I 27 февраля 1720 г. В сущности, Генеральным регламентом государственных коллегий была фактически создана канцелярия и утверждена должность секретаря. Кроме секретаря в состав канцелярии входили: регистраторы, актуариусы, архивариусы, конеисты, писцы, фискомы. В период коллежского делопроизводства были заложены основы организации учета и хранения документов, тогда же впервые появилось название «архив». В Генеральном регламенте предписано было иметь два архива - общий для всех коллегий в специальном ведении коллегии иностранных дел и финансовый. 
 
Таким образом, 18 в. в развитии делопроизводства характеризовался усилением законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и учреждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал деятельности учреждений, и прежде всего, бюрократического начала. 

     2. Делопроизводство в России в 19 - 20 вв.

2.1. Система министерского делопроизводства 19 - начала 20 вв.

     Начало 19 в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень управления - высшие и центральные учреждения, и вместе с реформами Екатерины 2 в последней четверти 18 в. завершила формирование системы центральных и местных учреждений.

     Новая система управления получила название «министерская». В. Ключевский писал в «Курсе русской истории»: «Прежние коллегии подчинены министерствам как их департаменты; главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия» (7;31с.). Тем не менее, отношение к министрам как к единоличным исполнителям воли царя и определило делопроизводство министерств как исполнительное. Однако, окончательно единоличное министерское начало победило лишь с изданием 28 января 1811 г. «Общего учреждения министерств» - законодательного акта, определившего всю систему министерского устройства, включая их делопроизводство и систему взаимоотношений с другими учреждениями и лицами. «Общим учреждением министерств» вводилось единообразие в систему делопроизводства министерств: от создания документов и до их архивного хранения. Особое место уделено порядку «сношений» (переписке) министерств с другими учреждениями. 
 Содержание «Общего учреждения министерств» свидетельствует о том, что его авторы достаточно четко различали два аспекта делопроизводственной деятельности: формы документов, по которым совершается делопроизводство (для обозначения этой деятельности в 19 в. широко употреблялся самостоятельный термин - письмоводство), и движение документов и дел («порядок течения дел»), понимая вместе с тем, что в практической деятельности канцелярии они тесно взаимодействуют. Основой этого взаимодействия является не что иное, как принятый в учреждении порядок рассмотрения и решения дел, или «производства дел» (процесс принятия управленческих решений).

     Дела, направленные в министерство, могли  попасть в канцелярию министра или  непосредственно в департаменты. В канцелярию министра поступали  указы и повеления верховной  власти, переписка министра с другими  министрами и главноуправляющими, губернаторами и вообще лицами равного звания, а также отзывы на его предписания и жалобы на решения департаментов, секретные дела. В департаменты поступала переписка с другими учреждениями и лицами, равного положения и подчиненными, представления от подчиненных учреждений, предписания министра и дела из его канцелярии с резолюцией министра. 
 Все поступающие в министерство дела делились на 3 категории: текущие дела (донесения, ведомости, представления, переписка и др.); чрезвычайные дела - для их решения требовалось принятие новых постановлений, или дела по обнаруженным злоупотреблениям; дела, «не терпящие времени», или срочные. Дела чрезвычайные и срочные рассматривались в первую очередь.

     О поступивших делах министру докладывал директор его канцелярии, директору департамента - правитель дел канцелярии департамента. Эта стадия являлась, по сути, предварительным рассмотрением дела и определяла дальнейший ход бумаги в министерстве. Общий порядок движения дел в министерствах строго регламентировался, в том числе и дел, поступавших на имя министра и решавшихся его властью. Далее, с течением времени, (примерно к середине 19 в.) сложился новый порядок изложения дела в форме краткой записки - изложения только самого существа вопроса. Все это превращало документооборот учреждений в сложный иерархически организованный процесс. Автор известного «Руководства к наглядному изучению административного течения бумаг в России» (1856 г.) М.Н. Катков называет 54 делопроизводственных операции при рассмотрении дела в Губернском правлении, 34 - в департаменте министерства, 36 - в Комитете министров (5;97с.).

     Документы, создававшиеся в процессе «производства  дела», можно разделить на 2 группы: 1.документы, составлявшие внутреннее делопроизводство учреждения (записки, справки, журналы заседаний, реестры и др.); 2.документы, отправлявшиеся в другие учреждения, в том числе «исполнительные бумаги».

     От  вышестоящих учреждений министерства получали: от императора -указы, повеления; от Государственного совета - высочайше утвержденные мнения; от Сената - сенатские указы; от Комитета министров - выписки из журналов заседаний. Министры в вышестоящие инстанции направляли высочайшие доклады (императору), мнения, предложения, представления. С равными учреждениями министерства обменивались посредством отношений, сообщений, официальных писем. Подведомственным местам и лицам направляли предписания министров, от них получали рапорты, донесения, представления.

     Таким образом, система министерского  делопроизводства дополнила сложившуюся еще в конце 18в. систему документирования местных учреждений.

     Самостоятельную стадию «производства дела» составляла «отправка дел» (1), включавшая регистрацию отправляемых документов в журналах и непосредственно отправку (запечатывание в пакет, надписание адреса и др.). Данная система просуществовала до середины 19в., когда в России появились почтовые конверты и марки. Для регистрации документов, направляемых в вышестоящие учреждения и подчиненным лицам, существовали отдельные журналы, предусматривающие запись сведений (об исполнении отправленной бумаги), которые обязано было сообщать каждое присутственное место особыми рапортами. По существу эти сведения использовались для контроля исполнения документов.

Информация о работе История развития делопроизводства в России