Информационные ресурсы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:28, реферат

Описание

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Информация – является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.

Работа состоит из  1 файл

Информационные ресурсы общества.docx

— 61.61 Кб (Скачать документ)

 

Введение

Для развития любого человеческого  общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся  небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к  экономике, так и к социальной сфере. Информация – является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения  предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой  немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые  уменьшают имеющуюся о них  степень неопределенности, неполноты  знаний.

 

 

 

 

Ресурс – запасы, источники чего-нибудь. Такая трактовка приведена в словаре русского языка С.И.Ожегова .В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими:

 

 

 

природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществомдля удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;

финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

энергетические  ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается  с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем  не говорил и тем более не вводил никаких определений.

Одним из ключевых понятий  при информатизации общества стало  понятие "информационные ресурсы", толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному  обществу. Этому вопросу посвящено  довольно много публикаций, в которых  отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие  эти понятия.

Таким образом, произошло  формирование еще одного самостоятельного вида общественного ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство  других ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени  связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры, эффективностью формирования, размещения и использования  информационных ресурсов и продуктов.

Понятие “ информационного  ресурса общества ”  является одним  из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого  понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные  информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”.

Создание на рубеже 80-х  годов принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности  использования средств передачи и переработки информации.

Понятие информационных ресурсов находится в стадии формирования, трудность его однозначного определения  связана с неоднозначностью и  сложностью таких понятий как  “знания”, “информация”, “данные” и  т.д.

В Федеральном законе «Об  информации, информационных технологиях  и защите информации» приводится следующее определение информационных ресурсов: информационные ресурсы –  это отдельные документы и  отдельные массивы документов, документы  и массивы в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других системах), созданные, приобретенные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ [3, с.16]. Иными словами, информационные ресурсы  общества представляют собой сведения различного характера, материализованные  в виде документов, баз данных и  баз знаний.

Информационный ресурс —  данные в любом виде, которые можно  многократно использовать для решения  проблем пользователей. Например, это  может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеофрагмент. Для информационных ресурсов в Интернете характерно определённое время жизни и доступность  более чем одному пользователю.

Информационные ресурсы

Информационные ресурсы  – это документы и массивы  документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях  и др.).

В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческой цивилизации основным предметом  труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального  производства и обслуживания, как  правило, относилась к категории  непроизводительных затрат. Экономическая  мощь государства измерялась его  материальными ресурсами. Еще в  конце 70-х годов председатель программы  по формированию политики в области  информационных ресурсов, профессор  Гарвардского университета А. Осттингер  писал, что наступает время, когда  информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование? Президент Академии наук США Ф. Хендлер сформулировал эту мысли следующим образом: “Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и на применении научного знания”. В настоящее время идет борьба за контроль над наиболее ценными из всех, известных до настоящего времени ресурсов - национальные информационные ресурсы.

“Мы идем в другие страны не для того, чтобы воспользоваться  преимуществами более низких издержек. Мы внедряемся туда потому, что там  есть интеллектуальные резервы, и мы должны их перехватить, для того, чтобы  успешно конкурировать”.


Для обеспечения активизации  и эффективного использования информационных ресурсов общества необходимо осуществить  “электронизацию” информационных фондов. По мнению академика А. Ершова именно “в загрузке и активизации информационного  фонда человечества в глобальной компьютерной сети, собственно, и заключается  задача информатизации в ее техническом  содержании”.

Активными информационными ресурсами является та часть ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки: формализованные и законсервированные на машинных носителях в виде работающих программ профессиональные знания и навыки, текстовые и графические документы, а также любые другие содержательные данные, потенциально доступные на коммерческой основе пользователям национального парка компьютеров. Национальные и мировые информационные ресурсы являются экономическими категориями.

Отсюда можно сделать  вывод, что эффективность использования  информационных ресурсов - это важнейший  показатель информационной культуры общества.

 

Характеристика информационных ресурсов и их потребителя

 

Основными участниками рынка  информационных услуг являются:

- производители информации (producers);

- продавцы информации (vendors, Вендоры);

- пользователи информации(users) или подписчики

Сегодня наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации выступает  режим онлайн (online - интерактивный, диалоговый режим). Он предоставляет возможность  пользователю, войдя в компьютерную сеть, получить доступ к "большому компьютеру" (Host - компьютеру) и к его информационным ресурсам в режиме прямого диалога, реализуемого в реальном времени.

К пользователям такого рода относят как конечных потребителей информации, так и промежуточных, оказывающих своим клиентам услуги при решении информационных задач (специальные информационные центры, имеющие доступ к нескольким онлайн системам, или специалисты-профессионалы, занимающиеся платным информационным обслуживанием клиентов, потребителей информации).

Рынок информационных онлайн услуг включает в себя следующие  основные сегменты:

-компьютеризированные системы  резервирования и финансовые  информационные службы;

-базы данных (БД), ориентированные  на массового потребителя; 

-профессиональные БД.

Среди БД обычно выделяют следующие  типы:

-текстовые (полнотекстовые, реферативные, библиографические, словари);

-БД, содержащие изображения  и использующие средства мультимедиа; 

-числовые и табличные  БД;

-БД, содержащие программное  обеспечение; 

-доски объявлений.

Подобные БД хранят также  на CD-ROM, дискетах и магнитных лентах. Ниже, однако, речь будет идти о БД, доступ к которым осуществляется в онлайн режиме - "профессиональными  онлайновыми БД".

К производителям информации относят как организации, добывающие и публикующие информацию (информационные агентства, средства массовой информации, редакции газет и журналов, издатели, патентные ведомства), так и организации, профессионально в течение многих лет занимающиеся ее обработкой (отбором информации, индексацией, загрузкой в базы данных в виде полных текстов, кратких рефератов и т.п.).

 

Информационные ресурсы  в сфере образования и педагогики

 

Первичный документальный поток  как составная часть информационных ресурсов общества. Опубликованные и  неопубликованные документы. Видовая  структура документального потока. Типы (классы) документов, образующих современный  документальный поток. Особенности  тематической и типовидовой структуры  потока документов по педагогике и  образованию.

Первичный документальный поток  для детей и юношества (научно-познавательная, художественная, справочная литература и др.).

Закономерности развития и функционирования документального  потока по педагогике и образованию: динамика роста, старение и актуализация, рассеяние и концентрация публикаций.

Использование знания закономерностей  функционирования современного документального  потока в учебно-методической, воспитательной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, организационно-управленческой и других видах профессиональной деятельности учителя.

Понятие о вторичном документальном потоке как результате аналитико-синтетической  переработки информационных ресурсов. Основными информационными ресурсами современного общества, являются библиотеки и интернет.

Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части  информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:

  • предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;
  • выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);
  • получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);
  • организация научно–технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно–технические семинары, конференции и т.п.);
  • выдача результатов информационной) исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).

Информационные ресурсы  Интернета

Интернет – глобальная компьютерная сеть и новая среда  информационного поиска. Состав информационных ресурсов Интернета. Распределенная гипертекстовая система WWW как важнейший информационный ресурс Интернет.

Огромную роль в жизни современного общества играют информационные ресурсы Internet, ведь в основе сети Internet в первую очередь лежит доступ к огромным ресурсам информации. Появление тысяч новых сайтов и обновление уже имеющихся происходят ежедневно. Причем возможности сети так велики, что описание ряда существующих ресурсов дает лишь поверхностное, приближенное представление о них.

Электронная почта является самым массовым средством электронных  коммуникаций Internet, через нее можно  получить доступ практически ко всем ресурсам Internet, а так же информационным ресурсам других сетей.

Веб-сайты как источники  информационных ресурсов Интернета. Состав и характеристика WWW-сайтов и порталов в области образования, культуры и искусства. Электронные библиотеки в составе информационных ресурсов Интернета. Характеристика Интернет-ресурсов по конкретной научной специальности  подготовки аспирантов и соискателей  вуза культуры и искусств.

Энциклопедические Интернет-ресурсы (Рубрикон http://www.rubricon.com; Мегаэнциклопедия http://mega.km.ru/; Википедия http://ru.wikipedia.org).

Система адресации ресурсов в Интернете: цифровой IP-адрес, доменный DNS-адрес.

Первичный документальный поток  как составная часть информационных ресурсов общества

Семантическая структура  документального потока и ее проявление через систему библиографических  ссылок. Классификационные схемы (УДК, ББК, рубрикаторы, классификаторы и  др.) как модели отраслевой и тематической структуры документального потока. Другие формы структурирования документального  потока: языковая, географическая, авторская (научных коллективов), издательская.

Назначение и функциональные особенности основных классов документов, обеспечивающих научно-исследовательскую  и учебно-методическую деятельность преподавателей вуза, исследователей.

Научная литература: место  и функции в системе научных  коммуникаций. Зависимость вида научных  документов от характера и этапа  выполнения научно-исследовательской  работы (НИР).

Состав и характеристика первичного документального потока (традиционные и электронные документы) в соответствии с номенклатурой  специальностей научных работников по конкретной научной специальности  аспиранта и соискателя вуза культуры и искусств

 

Вторичный документальный поток  как часть информационных ресурсов общества

Информация о работе Информационные ресурсы общества