Роль информационного ресурса в развитии современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:23, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является отобразить значение нового вида ресурсов – информационного ресурса и его влияние на развитие общества и его формирование.
В практической части работы будут произведены необходимые вычисления, как с помощью арифметических действий, так и с использованием встроенных функций.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Виды ресурсов
1.2 Проблемы развития новых видов услуг, основанных на информационно-коммуникационных технологиях
1.3 Формирование и использование информационных ресурсов
Заключение
2. Практическая часть
2.1 Общая характеристика задачи
2.2 Описание алгоритма решения задачи
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

к сдаче.docx

— 50.54 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

  1. Теоретическая часть
    1. Виды ресурсов
    2. Проблемы развития новых видов услуг, основанных на информационно-коммуникационных технологиях
    3. Формирование и использование информационных ресурсов

Заключение

2. Практическая  часть

2.1 Общая характеристика задачи

2.2 Описание  алгоритма решения задачи

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие информатики, инфраструктуры и информатизация общества. Общие  характеристики и место информатики  в информационно-индустриальном обществе.

Актуальность  информатики непосредственно связана  с развитием средств вычислительной техники, телекоммуникаций, искусственного интеллекта.

Благодаря развитию информационных технологий, человек  может затрачивать меньше времени  и сил на поиск какой-либо информации.

Целью данной работы является отобразить значение нового вида ресурсов – информационного  ресурса и его влияние на развитие общества и его формирование.

В практической части работы будут  произведены необходимые вычисления, как с помощью арифметических действий, так и с использованием встроенных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая часть

Инфраструктура (от латинского Infra – под + Structura – строение) - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы, задачи. В комплексе отраслей национальной экономики, обеспечивающей общие условия функционирования экономики, различают:
  • производственную инфраструктуру: дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.;
  • социальную инфраструктуру: жилые дома, школы, больницы, театры, стадионы и др.
С конца XX века можно выделить третью составляющую – информационная инфраструктура, так как идет активная информатизация общества. Это глобальный, общецивилизационный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В процессе информатизации общества происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый постиндустриальный, на основе использования кибернетических методов и средств.
Информатика –  отрасль знаний, изучающая общие  свойства и структуру научной  информации, а также закономерности и принципы ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования  в различных областях человеческой деятельности.

 

    1. Виды ресурсов

 

В индустриальном обществе, где большая  часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими  экономическими категориями:

 

 

материальные  ресурсы – совокупность предметов  труда, предназначенных для использования  в процессе производства общественного  продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;

природные ресурсы  – объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

трудовые  ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для  работы в обществе;

финансовые  ресурсы – денежные средства, находящиеся  в распоряжении государственной  или коммерческой структуры;

энергетические  ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.

 

    1. Проблемы развития новых видов услуг, основанных на информационно-коммуникационных технологиях

 

Анализ эволюции экономики развитых стран показал, что возможности индустриального  этапа развития, в свое время достаточно эффективного (за последние 100 лет средний  темп увеличения производительности труда  составлял 1,5% в год), к середине 70-х  годов начали иссякать. Темпы экономического роста в большинстве развитых стран стали падать, и на передний план вышли ранее скрытые недостатки - зависимость устойчивого массового производства от государственного вмешательства в экономику, рост совокупных экологических издержек и ряд других.

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем  не говорил и тем более не вводил никаких определений.

Настоящее время  характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это  относится как к экономике, так  и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается  в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. Информация – является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в  целом.

В связи с  этим мир постепенно переходит от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит смена способов производства, мировоззрения  людей, межгосударственных отношений. Люди все чаще используют такое понятие  как "информация", "информатизация", "информационные технологии" и т.д.

В проекте  Закона "Об информатизации" информационные ресурсы определяются, как: "информация, банк и база данных, программный  продукт на материальном носителе либо в составе информационной системы. Можно дать и другое определение  информационных ресурсов: "отдельные  документы и отдельные массивы  документов, документы и массивы  документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)". Однако, надо понимать, что документы и массивы информации не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, определение информационных ресурсов может звучать и так: "знания, подготовленные людьми для социального и экономического использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе".

В настоящее время не разработана  методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а  также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность  информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает  продолжительность переходного  периода от индустриального к информационному обществу.

 

Эффективная организация использования информационных ресурсов возможна только в хорошо структурированном информационном пространстве при наличии достаточных  для поиска сведений о составе, содержании и размещении доступных информационных ресурсов.

Без подробных  сведений невозможно организовать управление этими ресурсами и в целом  информационной деятельностью.

 

    1. Формирование и использование информационных ресурсов

 

Формирование  и использование информационных ресурсов – одна из ключевых проблем  создания единого информационного  пространства. В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной  власти, так и государственных  и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций.

Решение проблем  использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность  и целесообразность создания и эксплуатации тех или иных информационных ресурсов и, в конечном счете, уровень информатизации общества. Обеспечение на основе современных  технологий доступа к информации для всех слоев общества, для всех граждан и организаций признается ключевой задачей информатизации и  построения информационного общества, как на международном, так и на национальном уровне.

По формам собственности информационные ресурсы  подразделяются:

  • межгосударственные;
  • государственные;
  • негосударственные (в том числе коммерческие);
  • смешанной собственности.

Государственные и негосударственные  информационные ресурсы, по существу, должны образовать систему взаимоувязанных информационных

ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта систем должна быть открыта для включения  в нее по мере необходимости создаваемых  информационных ресурсов.

В ходе становления  рыночных отношений значительная часть  информационных ресурсов формируется  в негосударственном секторе  экономики, которые в настоящее  время доминируют на рынке деловой  и коммерческой информации. Как показывает международная практика, негосударственные  структуры зачастую существенно  опережают государственные в  тех случаях, когда имеется платежеспособный спрос на определенные виды информационных продуктов и услуг. В этом секторе  создаются базы и банки данных, предназначенные чаще всего для  использования в экономической  и социальной сферах; это прежде всего финансовая, банковская, биржевая, коммерческая, а также справочная, культурно-историческая и другие виды информации Проблемы развития новых видов услуг, основанных на информационно-коммуникационных технологиях

К государственным  информационным ресурсам относятся:

  • ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;
  • ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти.

К приоритетным государственным информационным ресурсам можно отнести:

  • правовую информацию, связанную с построением правового государства;
  • информацию о деятельности органов государственной власти, в том числе о бюджетных расходах, обеспечивающую возможность демократического контроля их деятельности;

 

  • информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и др., необходимую для безопасного существования граждан, населения в целом, а также производственных объектов;
  • открытую информацию о предприятиях и организациях, поставляемую ими в соответствии с законодательством в государственные органы;
  • информацию, составляющую научный потенциал и культурное наследие общества (просветительскую, научно-техническую, литературно-художественную, музейную, архивную и пр.).

Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов должна быть направлена на создание условий для эффективного и качественного  информационного обеспечения при  решении задач социально-экономического развития.

Можно выделить следующие основные направления  государственной политики в сфере  формирования информационных ресурсов:

  • формирование и защита информационных ресурсов;
  • обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
  • создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
  • содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий и средств их обеспечения;

развитие законодательства в сфере  информационных процессов.. В области  формирования и использования информационных ресурсов негосударственного сектора  экономики государственная политика должна способствовать предоставлению негосударственным структурам возможности  доступa к государственным информационным ресурсам в

  • установленном порядке, доступу граждан и организаций к негосударственным информационным ресурсам, расширению сферы платных информационных услуг.

Обеспечение работ по созданию государственных  информационных ресурсов должно быть возложено на соответствующие органы государственной власти, выступающие  в качестве государственных заказчиков систем информатизации, которые должны отвечать за организацию их формирования, ведения и обеспечение доступа  к ним.

Порядок и  правила взаимодействия органов  государственной власти при формировании и использовании государственных  информационных ресурсов должны быть регламентированы законодательными актами, устанавливающими меры ответственности  за сокрытие, противоречивость и недостоверность  информации.

Государственная политика информатизации в РФ - комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных  мероприятий, направленный на установление общегосударственных приоритетов  развития информационной среды общества и создания условий перехода России к информационному обществу.
Информационное  общество - концепция постиндустриального  общества, новая историческая фаза развития цивилизации, в которой  главными продуктами производства являются информация и знания.

Информация о работе Роль информационного ресурса в развитии современного общества