Информационная безопасность и архивы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – определить основные угрозы безопасности информации, выделить основные проблемы информационной безопасности архивов.
В связи с этим были сформулированы следующие задачи:
1. Определить понятия «информации», «информационной безопасности»;
2. Провести анализ угроз для правильного проектирования схем информационной безопасности;
3. Установить основные проблемы информационной безопасности архивов и определить перспективы совершенствования системы информационной безопасности архивных учреждений.

Содержание

Введение.
Глава 1. Основные формы использования информации и угрозы ее безопасности.
1. Формы и сферы использования информации.
2. Виды угроз в системе информационной безопасности.
3. Регулирование ограничения использования информации.
Глава 2. Основные проблемы информационной безопасности и методика их решения.
2.1. Основное содержание проблем безопасности архивных учреждений.
2.2. Создание и использование страхового фонда в архивах.
2.3. Перспективы совершенствования системы информационной безопасности архивных учреждений.
Заключение.
Список источников и литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Вахитовой Лилии.doc

— 224.50 Кб (Скачать документ)

      В условиях ограничения бюджетных  средств представляется особенно важным ясное и четкое понимание всеми  участниками процесса обеспечения  информационной безопасности комплексного характера проблем, которые не могут быть успешно решены изолированно56.

      Реальная  ситуация, однако, приводит, по существу, к неисполнению в полном объеме норм российского законодательства о  государственной тайне. В частности, в том, что документы, имеющие  сведения, относящиеся к государственной тайне, могут быть закрыты для широкого доступа на срок не свыше 30 лет, если эта информация не подпадает под действие других законов, закрывающих документы на более длительный срок57.

      Тем более странными представляются попытки ряда ведомств ввести дополнительные ограничения на использование рассекреченных ранее и уже широко использующихся документов.

      Значительным  резервом для финансового обеспечения  вопросов информационной безопасности является использование рассекреченных документов, активизация работы на информационном рынке, в первую очередь международном.

      Все затронутые проблемы имеют особое значение для Российского государственного архива новейшей истории (далее РГАНИ), проявляются в практической работе в связи с тем, что в архиве прошло рассекречивание только около 30% хранящихся документов. систематическое плановое рассекречивание документов РГАНИ прервалось в 1997 г.58 Но даже если бы Комиссия по рассекречиванию документов, созданных КПСС, действовала регулярно, то сложность и неэффективность существующего «Порядка работы» комиссии не позволили бы провести рассекречивание материалов, хранящихся в фондах РГАНИ, в ближайшие несколько десятков лет.

      Ряд проблем связан и с несовершенством  законодательной и нормативно-методической базы. Не завершена работа над «Положением об общем порядке рассекречивания документов, находящихся в закрытых фондах государственных и ведомственных архивов», разрабатываемым в соответствии с распоряжением Президента РФ от 24 сентября 1994 г., которая могла бы корректировать существующие недостатки нормативно-методической базы59.

      Выявились и существенные недостатки в нормативно-методическом обеспечении работы ведомственных  экспертов, особенно в области планового  рассекречивания документов. Ведомственные  эксперты часто не проводят различий между документами до и после 30-летнего ограничительного периода. Ряд заключений экспертов, а иногда и решений Комиссии по рассекречиванию документов, созданных КПСС, допускали неоднозначные толкования, содержали формулировки, не предусмотренные законодательством и нормативно-методическими документами.

      Экспертные  заключения часто серьезно не мотивированы, иногда носят субъективный характер, имеют неточности и ошибки, исправление  которых требует дополнительных затрат рабочего времени у сотрудников архива. Вопреки требованиям законодательства, предложения экспертов по продлению сроков закрытого хранения документов не содержат конкретных указаний, на какой срок сохраняются грифы секретности. Отсутствует достаточная нормативно-методическая база, регулирующая вопросы координации работы по рассекречиванию документов в архивах различной ведомственной принадлежности.

      Ведомства, рассекречивая документы своих  архивов, в том числе документы, в свое время направлявшиеся в  ЦК КПСС и отложившиеся в фондах РГАНИ, не информируют Росархив о результатах рассекречивания документов, что приводит к неоднократному рассекречиванию одних и тех же документов, повышению трудозатрат. 60

      Существующая  нормативно-методическая база и организация  работы по рассекречиванию не позволяют успешно, с минимальными трудозатратами решать вопросы снятия грифов секретности с документов, необоснованно засекреченных. В фондах РГАНИ содержится значительный комплекс такого рода документов, т.к. любой документ, поступавший в ЦК КПСС или создававшийся здесь, как правило имел грифы «секретно» и «совершенно секретно». Среди них документы по вопросам идеологии, культуры, организационно-партийной работы и т.п.61 Такие документы правомерно было бы относить к категории документов, необоснованно засекреченных, а не к документам, содержащим сведения, относящиеся к государственной тайне.

      На  закрытом хранении в РГАНИ находится  большой комплекс решений ЦК КПСС, ранее опубликованных в газете «Правда», в журнале «Известия ЦК КПСС», в других текущих периодических изданиях, в сборниках типа «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам» и т.п.62

      В составе фондов №1 «Съезды КПСС»  и №2 «Пленумы ЦК КПСС» имеются  выписки из протоколов заседаний  Политбюро и Секретариата ЦК о  подготовке и проведении съездов и пленумов, исполнении их решений. Эти выписки были рассекречены вместе со всем комплексом документов в Архиве Президента РФ до передачи в РГАНИ. В то же время аналогичные протокольные записи заседаний Политбюро ЦК остаются не рассекреченными. Закрыты и соответствующие постановления Секретариата ЦК.63

      Отсутствие  информации приводит также к тому, что хранящиеся в Архиве Президента РФ, архиве МИД РФ и ряде других ведомственных  архивов документы, выписки, отпуски, копии документов, направленных в ЦК КПСС, рассекречиваются, широко используются, а аналогичные документы в РГАНИ остаются на закрытом хранении.

      Сложилась парадоксальная ситуация с еще одним  комплексом документов. В предшествующий период отдельные тематические комплексы  документов в копиях передавались правительствам ряда зарубежных стран в ходе визитов руководителей России в эти страны, а также выдавались в читальном зале РГАНИ.64 Те документы, которые передавались до 1993 г., иногда не проходили даже формального рассекречивания. В настоящее время эти копии хранятся в зарубежных архивах, широко используются и публикуются, в то время как в нашей стране они находятся на закрытом доступе (например, такая ситуация сложилась с большим комплексом документов о вводе войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г.).

      До  выхода закона о государственной  тайне в 1993 г. значительный комплекс документов РГАНИ (в первую очередь, все постановления с материалами  Секретариата ЦК до 1961 г., постановления  Секретариата без материалов и за более поздний период и др.), был открыт для использования. Эти документы широко копировались и публиковались, в т.ч. зарубежными пользователями.

      В настоящее время архив не может  предоставить пользователю подлинники документов, копии которых имеются  у отечественных и зарубежных пользователей либо неоднократно публиковались в печати. Для того чтобы ознакомиться с этими документами, российскому исследователю нередко необходимо ехать в США, Чехию и другие страны.

      Хранение  значительных комплексов необоснованно  засекреченных документов в РГАНИ обуславливает негативные последствия не только в области использования, в т.ч. в работе по обеспечению социально-правовых запросов и публикации документов. Осложняется работа архива в таких важных направлениях работы, как создание системы научно-справочного аппарата и его совершенствование, создание информационно-поисковых систем, внедрение современных информационных технологий и оборудования. Использование современного оборудования возможно только после осуществления комплекса мероприятий по защите информации, которые проводятся соответствующими службами или организациями при них за плату, не предусмотренную бюджетами архивов.

      Еще одна проблема: многие дела и документы, прошедшие рассекречивание, относятся  к категории «частично рассекреченных», что усложняет организацию работы по использованию этих дел, документов и микрофильмов. Наиболее перспективный, обеспечивающий полную защиту закрытой информации, путь – создание современного фонда пользования путем оцифровки документов65.

      Так же существует угроза хищения документов Архивного фонда Российской Федерации. Во исполнение приказа Росархива «О хищении документов в РГАЛИ»66 архивные учреждения осуществили комплекс мероприятий, направленных на исключение подобных фактов, усилили контроль за движением фондов и дел, соблюдением нормативных требований в части организации их хранения и порядка выдачи из архивохранилищ; приняты другие меры.

      Катастрофическое  финансовое положение архивных учреждений, неудовлетворительное состояние их материально-технической базы сделали реальными возможность прекращения деятельности архивов и как следствие – физическое разрушение документов и утрату содержащейся в них информации. Свертываются целые технологические процессы, до минимума сведена работа по страховому копированию документов.67

 

      § 2.2. Создание и использование  страхового фонда  в архивах.

      Страховой фонд архивных документов – это  совокупность страховых копий особо  ценных и уникальных документов, хранимых на микрофильмах в специально защищенных объектах (на случай утраты или повреждения оригинала).68 Страховой фонд является неприкосновенным и хранится территориально обособленно от оригиналов уникальных документов и особо ценных документов в специальных архивохранилищах. Страховой фонд архивных документов входит составной частью в Единый страховой фонд Российской Федерации (ЕСФ РФ) 69.

      Кратко  остановимся на истории возникновения  страхового фонда. В конце 1950-х гг. во время ядерного противостояния было постановление Правительства СССР по Министерству обороны о создании страхового фонда документов оборонного значения. К 1991 г. в основном было закончено создание обьектов хранения и специальных лабораторий по микрофильмированию (их было даже слишком много создано). В 1994 – 1995 гг. ряд министерств и ведомств (экономики, государственного имущества) попытались вывести эту работу из-под контроля государства, пошли даже на рассекречивание ряда данных. В 1995 г. вышло постановление о Едином российском страховом фонде.70

      Очередность страхового копирования определяется с учетом физического состояния уникальных документов и особо ценных документов и интенсивности обращения к ним. Первоочередному копированию среди них подлежат наиболее интенсивно используемые, с повреждениями материального носителя и документной информации.

      Подготовка уникальных документов и особо ценных документов к страховому копированию осуществляется в соответствии с порядком выдачи архивных документов из архивохранилищ.

      Страховое копирование проводится с соблюдением  систематизации единиц хранения в описи  дел, документов, которая копируется перед единицами хранения. Страховому копированию подлежат все входящие в единицу хранения архивные документы. При страховом копировании дела, как правило, расшивке не подлежат. Расшивка дел производится в исключительных случаях по согласованию с руководством архива при полной невозможности копировать переплетенное дело. По окончании работы дело переплетается лабораторией или организацией-изготовителем страховых копий заново. 71

      Страховое копирование уникальных документов и особо ценных документов осуществляется в соответствии с технологическими регламентами и другими действующими нормативно-техническими документами. 72

      Страховой копией архивного документа на бумажной основе является негативная микроформа (микрофильм или микрофиша) 1-го поколения, изготовленная на фотографической галогенидосеребряной пленке соответствующего типа методом оптического фотографирования документов. Страховой копией кинодокумента является первая совмещенная копия оригинала, изготовленная на пленке соответствующего типа методом контактной печати.

      Страховой копией фотодокумента является первая копия оригинала, изготовленная  на фотопленке соответствующего типа методом репродуцирования или контактной печати. Страховой копией фонодокумента  является первая копия оригинала, изготовленная современной системой записи. Страховой копией видеодокумента является первая копия оригинала, изготовленная в формате оригинала способом видеозвукозаписи на магнитной ленте73.

      Централизованное  хранение страхового фонда осуществляет федеральный государственный архив – Центр хранения страхового фонда (ЦХСФ). Хранение страхового фонда государственного архива субъекта Российской Федерации и муниципального архива может осуществлять специальное архивохранилище, расположенное на территории субъекта Российской Федерации.

      Объем страхового фонда и фонда пользования  измеряется в единицах хранения/единицах учета, а также в:

      - кадрах - для копий архивных документов  на бумажной основе и фотодокументов;

Информация о работе Информационная безопасность и архивы