Функции и структуру управления производством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание

Актуальность темы проявляется в том, с переходом к рыночной экономике требования к организации и планированию производства изменились. Главной целью становится удовлетворение покупательского спроса в полном объеме и в установленные сроки. Процесс, который отвечает этим требованиям и приносит необходимую и достаточную для ведения дела прибыль, стали называть бизнес-процессом. В то же время страны с рыночной экономикой за последние полтора десятилетия накопили огромные знания в области управления производством, которые приобрели интернациональный характер.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы организации производства
Организация производства и его составляющие
Организационные формы производства
Производственная структура и ее отличительные черты
Глава 2. Управление производством и его основные элементы
2.1. Сущность и функции управления производством
2.2. Структура управления производством и классификация персонала
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

функции и структуру управления производством.doc

— 309.50 Кб (Скачать документ)

Общая структура предприятия, в отличие от производственной, представляет собой совокупность производственных звеньев, организаций по обслуживанию работников, их количество, величину и соотношение между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности.

К производственным звеньям предприятия относятся цеха и участки, где изготавливаются: основная продукция предприятия, инструменты, запасные части для ремонта оборудования и т.п.

К организациям, обслуживающим  работников предприятия  относятся: столовые, сельское подсобное хозяйство, детские сады, профилактории и т.п. Организации по обслуживанию работников в основном развиты на крупных предприятиях.

Главными  элементами производственной структуры предприятия  являются рабочие места, участки, и цеха.

Первичным и самым главным звеном пространственной организации производства является рабочее место.

Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной операции и оснащенное специальным оборудованием.

Участок – это производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства. На мелких и средних предприятиях, где введена бесцеховая структура, производственный участок может обладать чертами, характерными для цеха. Производственные участки специализируются подетально и технологически. В первом случае рабочие места связаны между собой частичным производственным процессом по изготовлению определенной части готового продукта; во втором – по выполнению одинаковых операций. Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяются в цеха.

Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделен определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, представляет собой обособленную в организационном, техническом и административном отношении производственную единицу и выполняет закрепленные за ним производственные функции.

Выделяют  следующие виды цехов:

  • основные (в основных цехах и на производственных участках выполняется определенная стадия производственного процесса по превращению основного сырья или полуфабрикатов в готовую продукцию);
  • вспомогательные (данные цеха или участки способствуют выпуску основной продукции, создавая условия для нормальной работы основных цехов. Такими цехами (участками) являются ремонтные, инструментальные, энергетические и т.п.);
  • обслуживающие (данные цеха или хозяйства выполняют работу по обслуживанию основных и вспомогательных цехов, занимаясь транспортировкой и хранением сырья, полуфабрикатов и готовой продукции). Совокупность обслуживающих и вспомогательных цехов (участков) образуют инфраструктуру предприятия;
  • побочные (занимаются использованием и переработкой отходов основного производства).

Факторы, оказывающие влияние  на процесс формирования производственной структуры  можно разделить  на две группы:

1.Внешние факторы:

  • используемые материалы: их ассортимент, количество, свойства, размер. Размер материала, например, может косвенно оказать влияние на технологию производства, а его форма и объем - на выбор транспортных средств и складских помещений;
  • научно-технический прогресс: оказывает воздействие на номенклатуру предприятия, а значит и на объемы выпуска продукции и, как следствие, производственную структуру;
  • расположение предприятия по отношению к промышленным центрам.

Предприятия, строящиеся в крупных промышленных центрах, имеют менее развитую систему вспомогательного и обслуживающего хозяйства, а предприятия, возникающие в осваиваемых районах – комплексную структуру;

  • потребности рынка, конкуренция.

Данный  фактор требует от предприятия наличия  гибких организационных структур, способных изменяться под воздействием запросов потребителей.

2.Внутренние факторы:

  • номенклатура продукции: чем уже номенклатура выпускаемой продукции, тем проще структура предприятия;
  • масштаб производства: на средних и крупных предприятиях создается более расширенный состав подразделений, возникает сложная структура, а на мелких предприятиях имеется ограниченный состав цехов, служб и при этом типичный подход – совмещение профессий и функций;
  • уровень специализации и кооперирования.

Для предприятия специализация означает процесс обособления производственных процессов при изготовлении однородной продукции. При кооперировании возможно сокращение количества вспомогательных и обслуживающих подразделений.

Основные  направления совершенствования  производственной структуры предприятий включают:

  • диверсификацию товаров и услуг;
  • реструктуризацию имущественного комплекса путем выделения вспомогательных и иных производств в самостоятельные структурные подразделения, сдачи в аренду и вывода из эксплуатации неиспользуемых основных отраслей;
  • концентрацию производственного потенциала на имеющихся производственных площадях;
  • ликвидацию нерентабельных производств;
  • рациональное кооперирование производства;
  • изменение организационно-управленческой структуры предприятия (создание холдингов, ассоциаций и т.п.).

Тип организации производства определяется главным образом степенью специализации рабочих мест, формой связи различных операций по времени и в пространстве, сложностью и устойчивостью номенклатуры продукции, размерами ее выпуска.

Существует  три типа организации  производства:

  • массовый;
  • серийный;
  • единичный.

В свою очередь в зависимости от масштабов изготовления продукции серийное производство подразделяется на:

  • крупносерийное;
  • среднесерийное (серийное);
  • мелкосерийное.

По своим  качественным параметрам крупносерийное производство приближается к массовому, мелкосерийное – к единичному. Сравнительную характеристику типов организации производства можно проанализировать по данным, приведенным в таблице 1. 
 

 
 
 
 
 
 

Глава 2.  Управление производством и его основные элементы

2.1. Сущность и функции  управления производством

          Изучение процесса управления с точки зрения его функций позволяет установить объемы работ по каждой из функций, определить потребность в трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системы управления. Каждая управленческая функция наполнена характерным для нее объемом и содержанием работ и имеет специфическую структуру, в рамках которой она реализуется. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, четкой последовательности регламентированных действий. Функции управления весьма многогранны: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполнения поставленных задач и, наконец, маркетинг, выделенный недавно в самостоятельную функцию управления .

Рисунок 1. Функции управления 

       Существует и более детализированная классификация функций управления. Действительно, можно выделить как самостоятельные многие производственные функции, такие, как бухгалтерский учет, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, материально-техническое снабжение, управление кадрами и качеством продукции, распорядительство (командование), руководство, коммуникация, исследование, оценка, принятие управленческого решения, представительство, ведение переговоров, заключение сделок. Любая классификация не является абсолютной, всегда в ней могут существовать смыкающиеся и даже перекрывающие друг друга элементы.

         Понятие функции управления появилось еще в эпоху становления основ научного менеджмента. Французский ученый Анри Файоль выделял следующие основные функции менеджмента: предвидение, организация, распорядительская деятельность (администрирование), координация (согласование) и контроль.  Важно, что функции управления определяют деятельность, направленную на организацию выполнения мероприятий по управлению объектом (в соответствии с происхождением самого термина от латинского functio — исполнение,совершение). Существенно и то, что логическая последовательность выполнения работ, определяемая функциональной структурой управленческого процесса, составляет сущность технологии управления.

Основная  цель, содержание любой  управленческой функции  состоит из двух компонентов:

1) анализа  состояния системы, контроля ее  основных параметров, количественного  определения тех факторов, которые  выводят систему из состояния  равновесия, и причин их появления;

2) определения  состава мероприятий, направленных  на оптимизацию процесса управления.

       Управление производством призвано  для обеспечиния наиболее рациональные  формы создания и функционирования  производственных систем, организации  и осуществления производственного  процесса.

Функции управления производством  можно разбить  на две группы: 

  • функции создания оперирующих систем;
  • функции обеспечения их функционирования.

Различие  состоит в том, что решения, направленные на создание систем, всегда дают отдаленные во времени результаты, в то время  как результаты решений по обеспечению функционирования систем проявляются достаточно быстро.

Это позволяет  говорить о разделении функций управления производством  соответственно на стратегические и тактические. И те и другие в  конечном счете поддерживают выполнение бизнес-организацией своей миссии.

      Стратегические  функции управления производством, или  его стратегии  включают:

      1) стратегию товара, определяющую выбор новых товаров и модернизацию уже производящихся. Эта стратегия неразрывно связана с анализом жизненного цикла товаров, с проведением маркетинговых исследований1;

      2) стратегию процесса, определяющую выбор способов производства отобранных товаров, обоснование производственной мощности и ее резервирования. Под способом производства здесь понимается совокупность средств производства, технологий изготовления и методов организации и управления производством. В первую очередь эти составляющие находятся под влиянием масштаба производства нового товара, повторяемости и устойчивости его выпуска, которые также определяются в ходе маркетинговых исследований;

      3) стратегию размещения новых производств в региональном аспекте с учетом выполнения требований гибкости и надежности снабженческой и распределительной сети также оказывающее огромное влияние на эффективность бизнеса;

      4) стратегию организации производства, определяющую организационную структуру нового или реконструируемого предприятия, выбор форм и методов организации работ внутри предприятия, построение рабочих центров и обеспечение их ресурсами;

      5) стратегию обслуживания производства, определяющую формы организации и методы технического, транспортного и складского обслуживания предприятия;

      6) стратегию качества, приобретающую в последнее время все большее значение ввиду тех кардинальных изменений, которые происходят в бизнесе.

      Тактические функции управления производством или его тактики включают:

      1) тактику управления запасами, рассматривающую запасы как необходимый атрибут любой производственной системы, а управление ими — как элемент управления материальными потоками в производстве;

      2) тактику «точно в срок», показывающую пути минимизации запасов и возможности работать вообще без них;

      3) тактику расчета потребности в компонентах изделий, определяющую систему планирования на предприятии в условиях зависимого спроса;

      4) тактику агрегатного планирования, дающую решения по эффективному планированию темпов производства в среднесрочном периоде с учетом меняющегося рыночного спроса;

      5) тактику составления производственных расписаний на уровне исполнителей с учетом возникающих очередей и степени загруженности рабочих центров.

      Выше  перечислены основные стратегические и тактические функции управления производством. 

Информация о работе Функции и структуру управления производством