Аттестация персонала в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:53, дипломная работа

Описание

Цели дипломной работы:
1. В первой главе данной дипломной работы осветить теоретические аспекты аттестации персонала в организации:
• дать основные понятия управления персонала в организации;
• осветить этапы аттестации государственных служащих;
• привести методы оценки качества работы аттестуемых работников.
2. Во второй главе дипломной работы преследуются цели:
• дать характеристику Центра по начислению и выплате пенсий и пособий администрации Хабаровского края;
• проанализировать систему управления персоналом и систему аттестации персонала Центра по начислению и выплате пенсий и пособий.

Работа состоит из  1 файл

Attestaciia_personala_v_organizacii.doc

— 1.52 Мб (Скачать документ)

       формируется аттестационная комиссия;

       утверждается график проведения аттестации;

       составляются списки государственных служащих, подлежащих аттестации;

       подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии включаются представители кадровой и юридической служб государственного органа, а также может включаться председатель профсоюзного комитета учреждения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей государственных служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

Руководитель государственного органа вправе привлекать к работе  комиссии независимых экспертов.

График проведения аттестации утверждается руководителем учреждения и доводится до сведения аттестуемого не менее чем за месяц до начала аттестации.

В графике проведения аттестации указываются:

       наименование государственного органа, его структурного подразделения, в котором проводится аттестация;

       дата и время проведения аттестации;

       дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов,  с указанием ответственных за такое представление руководителей,  соответствующих структурных подразделений государственного органа.

Не позднее чем за 2 недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв на подлежащего аттестации служащего, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем и его аттестационный лист с данными предыдущей аттестации. (Приложение А)

Кадровая служба не менее чем за неделю до аттестации должна ознакомить аттестуемого с представленным отзывом о его служебной деятельности.

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого государственного служащего.

В случае неявки государственного служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщение аттестуемого и в случае необходимости его непосредственного руководителя о служебной деятельности государственного служащего. Аттестационная комиссия в целях объективного проведения аттестации после рассмотрения  предъявленных аттестуемым дополнительных сведений о его служебной деятельности за предшествующий период и его заявления о  несогласии с представленным отзывом вправе перенести аттестацию на очередное заседание комиссии.

Оценка служебной деятельности служащего основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, определение его участия в решении поставленных перед соответствующим структурным подразделением государственного органа задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности. При этом учитываются профессиональные знания аттестуемого, опыт работы, повышение квалификации и переподготовка, а также в отношении соответствующей группы должностей, организаторские способности.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

Решение об оценке профессиональных и личностных качеств государственного служащего,  а также рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого и его непосредственного начальника открытым или тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов государственный служащий признается соответствующим замещаемой должности.

Проходящий аттестацию государственный служащий, являющийся членом аттестационной комиссии, в голосовании не участвует. [55]

В результате аттестации служащему дается одна из следующих оценок:

       соответствует замещаемой должности государственной службы;

       соответствует замещаемой должности государственной службы при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности;

       не соответствует замещаемой государственной должности.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист государственного служащего. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимавшими участие в голосовании. С аттестационным листом государственный служащий знакомится под расписку.

Аттестационный лист служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв на него хранятся в личном деле аттестуемого. (Приложение Б)

Другие документы по результатам аттестации не оформляются.

Результаты аттестации представляются руководителю государственного органа не позднее чем через семь дней после ее проведения.

После проведения аттестации государственных служащих издает приказ, распоряжение или иной акт государственного органа,  или его руководителя, в котором анализируются результаты проведения аттестации, утверждаются мероприятия,  по проведению очередной  аттестации и улучшению работы с кадрами.

 

1.3  Методы оценки качества аттестуемых работников

Аттестация государственных служащих проводится на основе применения совокупности методов, позволяющих оценить профессиональные, деловые и  личностные качества специалистов.

Оценка персонала -  процесс определения  эффективности выполнения сотрудниками учреждения своих должностных обязанностей и реализации целей организации. [55]  (рисунок 1.6)

Рисунок 1.6 -  Цель оценки  персонала.

 

 

Методы оценки качества аттестуемых: [53]

       собеседование – получение устной информации от аттестуемого работника по вопросам служебной деятельности.

       тестирование – заключается в оценке служащего по результатам решения им заранее подготовленных задач (тестов) и установлению на этой основе количественных показателей (баллов), определяющих уровень деловых качеств сотрудника.

       оценка по реферату, докладу, контрольной работе.

       аттестуемому предлагается, например, изложить свою программу работы в случае назначения его на

       вышестоящую должность. Анализ такого реферата позволяет судить о степени компетентности служащего в сфере будущей деятельности, об уровне его профессиональной подготовки и общей культуры.

       анкетирование.

Ключевое значение в этом методе оценки качеств служащего,  имеет выбор и формулировка вопросов, ответы на которые позволяют судить об уровне подготовки аттестуемого работника. Для разработки анкет должны привлекаться специалисты в области социологии, психологии и организации труда.

Экспертный опрос.

Его задача состоит в получении на основе сбора мнений экспертов надежного обобщенного результата о качествах аттестуемого в обстановке, исключающей контакты между экспертами. В группу экспертов подбираются независимые эксперты, представители нижестоящего ранга, равного ранга и вышестоящего ранга. Кроме этого, учитывается мнение самого оцениваемого. Метод экспертного опроса можно проводить и более простым путем – методом интервьюирования или мозговой атаки.

Матричный метод оценок.

Его сущность состоит в том, что должность, занимаемая аттестуемым, представляется в виде таблицы-матрицы, содержащей перечень необходимых профессиональных, деловых, духовно-нравственных и личностных качеств служащего. В нее заносятся показатели оценки качеств аттестуемого работника и весовые оценки (значимость) качеств, определяющие их важность для выполнения обязанностей по данной должности. Оценка качеств служащего производится по балльной системе. Весовые оценки устанавливаются  по степени важности относительно какого- либо качества, принятого за единицу. Они могут быть целыми или дробными. Используя оценки качеств и весовые оценки, можно с помощью матрицы перевести качественные показатели в количественные, что позволит более объективно оценить аттестуемого работника.

Деловая игра.

Суть метода заключается в том, что аттестуемым в игровой форме предлагаются различные ситуации, в которых они, исполняя предложенные им роли, проявляют свои деловые, профессиональные и личностные качества. Деловые игры могут имитировать какую-либо конфликтную ситуацию, в результате развития которой должны быть выбраны пути ликвидации конфликта, устранения причин его появления в будущем и т.п.

Сравнительный метод.

Его сущность состоит в том, что руководитель сравнивает одного сотрудника с другим. При ранжировании руководитель «выстраивает»  своих сотрудников в условную цепочку – от лучшего к худшему по результатам работы за аттестационный период.  Данный метод достаточно прост и понятен, однако он слишком односторонен и приблизителен для того, чтобы сделанные  с его помощью оценки применялись для целей развития персонала, профессионального обучения и т.п.

Управление посредством установки целей.

Руководитель и аттестуемый определяют ключевые цели сотрудника на определенный период (год или шесть месяцев). Такие цели должны отражать наиболее важные задачи деятельности сотрудника.

По истечении аттестационного периода сотрудник и руководитель оценивают выполнение каждой цели (как правило,  в процентах) и всего личного плана сотрудника (набора целей). Хотя оценка осуществляется совместно, руководитель обладает решающим правом голоса при принятии окончательного решения.

В середине 80-х годов ХХ века стали  начали распространяться нетрадиционные (экспериментальные) методы аттестации. Отметим основные:

- «360° аттестации».

Данный метод предполагает, что сотрудник оценивается своим руководителем, своими коллегами и своими подчиненными. Конкретные механизмы аттестации могут быть разными (все аттестующие заполняют одну форму оценки, каждая категория заполняет особую форму оценки, аттестация проводится с помощью компьютера и т.п.).

Психологические методы.

Профессиональные психологи с помощью специальных тестов, собеседований, упражнений оценивают наличие и степень развития определенных характеристик у сотрудника.

Психологические методы позволяют добиться высокой степени точности и детализации оценки, однако значительные издержки, связанные с необходимостью привлечения профессиональных психологов, ограничивают область их применения.

Выбор методов оценки персонала для каждой организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство самой организации. Так же как и система компенсации,  система аттестации должна учитывать и отражать ряд факторов:

       стратегические цели организации;

       организационную структуру;

       организационную культуру;

       состояние внешней среды;

       традиции организации;

       характеристики  занятой в ней рабочей силы.

При выборе системы аттестации необходимо обратить внимание на ее соответствие другим системам управления персоналом – компенсации, планирования карьеры, профессионального обучения, чтобы добиться синергетического эффекта и избежать конфликтов и противоречий.

Практический интерес, также, представляет перечень показателей для оценки квалификации руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда и Минюста РФ за № 27 от 23.11.1992 г. (рисунок 1.7)

Перечень показателей может быть положен в основу оценки квалификации и профессиональной компетенции работников,  его также можно изменить по содержанию применительно к специфике работы аттестуемых.

Однако, необходимо отметить, что для оценки работы руководителей нужно оценить дополнительные показатели, такие как:

       умение оперативно принимать решения по достижении поставленных целей;

       способность прогнозировать и планировать, организовать, координировать, регулировать, контролировать и анализировать работу подчиненных.

Рисунок - 1.7  Показатели, характеризующие квалификацию руководителей и специалистов

 

Вышеуказанный перечень показателей позволяет дать более объективную,  всестороннюю, мотивированную оценку профессиональных и личностных качеств любого работника. Он дает возможность увязать  их с результатами служебной деятельности, с достаточной полнотой отразить сведения, содержащиеся в обязательном при аттестации отзыве на государственного служащего, в решениях аттестационной комиссии.

Итак, учитывая тот факт, что одним из основных средств реализации кадровой политики предприятий являются аттестационные  процессы, необходимо осуществлять их наиболее эффективно. Однако, существующая в настоящее время на многих предприятиях страны,  система аттестации кадров не отвечает возросшим требованиям действительности. Это происходит, в основном потому, что в организациях уже давно не пересматривали принципы и методы  проведения аттестаций, которые зачастую, сложились еще в годы социализма, а к настоящему времени уже устарели. Поэтому, на современном этапе во многих организациях и учреждениях России, необходимо существенно модернизировать процесс аттестации кадров.

2.  Анализ проведения аттестации персонала центра по начислению  и выплате пенсий и пособий

2.1  Характеристика Центра по начислению и  выплате пенсий и пособий

              Центр по начислению и выплате пенсий и пособий администрации края, в дальнейшем именуемый  Центр, создан в 1975 году. Центр по начислению и выплате пенсий и пособий входит в структуру администрации Хабаровского края.

              Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и указаниями Министерства труда и социального развития Российской Федерации, нормативными актами администрации Хабаровского края, приказами и распоряжениями департамента социальной защиты населения администрации края и положением о Центре по начислению и выплате  пенсий и пособий, утвержденным Постановлением главы администрации края 05.03.99г. под номером 91.

              Центр обеспечивает реализацию государственной и краевой политики в области пенсионного обеспечения в Хабаровском крае.

              Центр работает под непосредственным руководством департамента социальной защиты населения администрации города.

              Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Региональным отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации, Управлением Федеральной почтовой связи Хабаровского края, Хабаровским банком Сбербанка Российской Федерации, органами социальной защиты населения администрации районов и городов края, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, гражданами.

Информация о работе Аттестация персонала в организации