Проблемы нормативно правового обеспечения подготовки специалистов по вопросам информационной безопасности и смежных областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание

В числе первоочередных мероприятий по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 9 сентября 2000 г., № Пр-1895.» следует выделить развитие системы подготовки кадров, используемых в названной области общественных отношений.

Работа состоит из  1 файл

курсаччччч.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

    Высшие  учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные  программы бакалавриата с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

      При разработке ООП бакалавриата  должны быть определены возможности  вуза в формировании общекультурных  компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

    Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного  компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

      Реализация компетентностного подхода  должна предусматривать широкое  использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

    Удельный  вес занятий, проводимых в интерактивных  формах, определяется главной целью  ООП бакалавриата, особенностью контингента  обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом, в учебном процессе, они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 45 процентов аудиторных занятий.

      В учебной программе каждой  дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП бакалавриата.

    Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

      Основная образовательная программа  бакалавриата должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.

      Максимальный объем учебных занятий  обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

    Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц.

      Объем аудиторных учебных занятий  в неделю при освоении основной  образовательной программы в  очной форме обучения составляет  не менее 27 и не более 32 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

      В случае реализации ООП бакалавриата  в иных формах обучения максимальный  объем аудиторных занятий устанавливается  в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

      Общий объем каникулярного времени  в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее  двух недель в зимний период.

    В высших учебных заведениях, в которых  предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

    --------------------------------

    <*> Статья 30 Положения о порядке  прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 

      Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы  реализуется:

    при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем  практической, в том числе игровых  видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

      Вуз обязан обеспечить обучающимся  реальную возможность участвовать  в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

      Вуз обязан ознакомить обучающихся  с их правами и обязанностями  при формировании ООП бакалавриата, разъяснить, что избранные обучающимися  дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

      ООП бакалавриата вуза должна  включать лабораторные практикумы  и практические занятия по  дисциплинам (модулям) базовой  части, формирующим у обучающихся  умения и навыки в области  физики, информатики, безопасности  жизнедеятельности, аппаратных средств вычислительной техники, программно-аппаратных средств защиты информации, сетей и систем передачи информации, технологий и методов программирования, технической защиты информации, электротехники, электроники и схемотехники, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

      Обучающиеся имеют следующие  права и обязанности:

    обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

    при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся  имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

    обучающиеся при переводе из другого высшего  учебного заведения при наличии  соответствующих документов имеют  право на перезачет освоенных  ранее дисциплин (модулей);

    обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

      Раздел основной образовательной  программы бакалавриата "Учебная  и производственная практики" является обязательным и представляет  собой вид учебных занятий,  непосредственно ориентированных  на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

    Конкретные  виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы  отчетности определяются вузом по каждому  виду практики.

    Практики  могут проводиться в сторонних  организациях, основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по данному направлению или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

    Аттестация  по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, зачтено или не зачтено).

    Разделом  учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося.

    При разработке программы научно-исследовательской  работы высшее учебное заведение  должно предоставить возможность обучающимся:

    участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;

    осуществлять  сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

    принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;

    составлять  отчеты (разделы отчета) по теме или  ее разделу (этапу, заданию);

    выступить с докладом на конференции.

      Реализация основных образовательных  программ бакалавриата должна  обеспечиваться научно-педагогическими  кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

    Доля  преподавателей, имеющих ученую степень  и/или ученое звание, в общем числе  преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.

    Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

    До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или  ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих  специалистов более 10 последних лет.

    В структуре вуза, реализующего данную основную образовательную программу  бакалавриата, должна быть профильная выпускающая кафедра по направлению  подготовки "Информационная безопасность".

      Основная образовательная программа  бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.

    Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

    Каждый  обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

    При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

    Библиотечный  фонд должен быть укомплектован печатными  и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам  базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

    Фонд  дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания, в том числе, правовые нормативные акты и нормативные методические документы в области информационной безопасности в расчете один-два экземпляра на каждые 100 обучающихся.

    Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность  индивидуального доступа для  каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к  сети Интернет.

    Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам по тематике информационной безопасности.

Информация о работе Проблемы нормативно правового обеспечения подготовки специалистов по вопросам информационной безопасности и смежных областей